Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
д л я комплекта с краном |
КТС-5Э |
|
|
2,42L+1319,8 |
|
||
Яз.у = — |
~ |
'— + 34,7 руб/км. |
(32) |
|
''о |
|
|
В соответствии с данными уравнениями на рис. 16 показана зависимость приведенных затрат от объема работ на объекте (длины электрифицируемого участка) при дальности перебазиро вания машин L = 200 км. Из рис. 16 видно, что при увеличении длины электрифицируемой линии затраты на установку опор зна чительно снижаются . Кроме того, на эффективность применения комплекта машин для установки опор «с пути» существенное влияние оказывает продолжительность «окна».
Соотношение длины электрифицируемой линии П0 и продол жительности «окна» t0, разграничивающее зоны рационального применения рассматриваемых комплектов машин, при дальности перебазирования L = 200 км получается из формул (31) и (32) в виде
Я = |
З Ш ° |
°— 119,1 — 34,7f„"
По этому соотношению можно установить, что при двухчасо вом «окне» применение комплекта машин, работающих «с пути», целесообразно па участках небольшой длины (до 15 км). При
увеличении продолжительности «окна» до 3 ч зона рационально го применения этого комплекта достигает 242 км. Н о дальность перебазирования машин обычно резко колеблется и оказывает существенное влияние на затраты . В связи с этим дальность пе-
Рис. 16. Зависимость от объема |
Рис. 17. Зоны рационального при |
|||||||
работ на |
объекте |
П0, |
затрат |
менения |
комплектов машин |
для |
||
Язу |
па |
установку |
опор |
кон |
установки |
опор |
контактной |
геги |
тактной сети «с поля» и «с пу |
при переменных дальности пере |
|||||||
ти» |
при |
разной величине «ок |
базирования L , объеме работ |
П0 |
||||
на» |
|
|
|
|
и величине «окна» |
t0 |
|
63
р е б а з и р о в а н ия целесообразно рассматривать в качестве одной из основных координат, ограничивающих область эффективного при менения взаимозаменяемых машин и их комплектов.
Применительно к рассматриваемым комплектам машин гра ничные значения дальности перебазирования L , объема работ на объекте П0 и продолжительности окна t0 связаны соотношением
_ |
(541,6 - 0,89L)f o |
° ~ |
119,1 — 34,7*0 |
Зоны рационального применения комплектов машин для уста новки опор контактной сети, определяемые этим соотношением,
указан ы на рис. 17, по которому видно, что при увеличении |
про |
|||||||||
должительности «окна» |
значительно |
расширяется |
область |
эф |
||||||
фективного |
использования |
комплекта, |
работающего |
«с |
пути». |
|||||
Н а п р и м е р , |
при і0 = 2 ч зона |
рационального применения |
комплек |
|||||||
та машин с |
КМ-16 ограничивается объемом |
в 20 км |
и |
менее, а |
||||||
при £0 = 2,5 |
ч — объемом |
40 км |
и ниже. При |
продолжительности |
||||||
«окна» 3,5—4 ч и более с этим |
методом у ж е не может |
конкуриро |
||||||||
вать комплект машин с краном КТС-5Э, устанавливающий |
опоры |
|||||||||
«с поля». Однако необходимо |
иметь в виду, что в |
расчетах по- |
электрификации на грузоиапряжеиных магистралях, когда предо ставление «окна» связано с сокращением суточного грузооборо та, необходимо дополнительно учитывать соответствующую вели чину экономического ущерба .
64
IV |
ОПТИМАЛЬНОЕ |
ПЛАНИРОВАНИЕ |
ЭКСПЛУАТАЦИИ |
ПАРКОВ |
|
|
СТРОИТЕЛЬНЫХ |
МАШИН |
1.ПОСТАНОВКА ПЛАНОВЫХ З А Д А Ч
Оп т и м а л ь н ое планирование работы машинных парков имеет
целью выбрать наилучшие по определенному критерию решения в проектах производства механизированных работ и при управ лении строительством объектов, обеспечивающие улучшение по казателей деятельности строительных организаций и выполнение установленных заданий .
В данном разделе будут рассмотрены задачи оптимального распределения парка взаимозаменяемых машин по объектам строительства и участкам работ, которые основаны на расчете технико-экономических показателей использования машин по различным вариантам . Такие задачи возникают и имеют в к а ж дом конкретном случае свою специфику при текущем планирова нии работы парков машин механизированных колонн специализи рованных трестов и управлений механизации общестронтельных трестов. Следует отметить, что при увеличении числа взаимоза меняемых машин, находящихся на балансе строительной органи зации, и количества участков работ выбор наилучшего решения связан с составлением и сопоставлением большого количества вариантов и практически возможен лишь методами математичес кого программ и р ов а и и я.
З а д а ч а оптимального распределения парка машин по участ кам работ заключается в следующем: нужно составить план рас становки и перебазирования строительных машин, находящихся в распоряжении строительной организации и поступающих в пла новом периоде, по объектам строительства и участкам работ; обеспечить в этом плане выполнение заданных объемов работ Р сроки с учетом технологических и. организационных условий и ограничений и достичь наибольшей эффективности использования
машинного |
парка . |
О б щ а я |
постановка задачи уточняется в к а ж д о м конкретном |
случае. Например, при планировании сооружения земляного по лотна железных и автомобильных дорог требуется найти такой вариант распределения парка взаимозаменяемых машин механи зированных колонн по участкам работ, который обеспечивает вы полнение полного объема земляных работ в сроки и в последо вательности, заданные проектом организации строительства при
3 - 2 7 64 |
65 |
э кст р е маль ном (наибольшем или наименьшем) значении техни ко-экономического показателя, принятого в качестве критерия оптимальности.
Возможны и другие постановки задачи, которые зависят от специфики и условий планирования и будут рассмотрены ниже .
Критериями оптимальности распределения парка машин мо гут быть следующие показатели, равные суммарной величине: приведенных з а т р а т на производство работ парком машин; себе стоимости работ; выработки парка машин; трудоемкости; прибы ли строительной организации за работу парка машин, а т а к ж е продолжительность механизированных работ; уровень рента бельности.
Условия оптимизации планов. Основными условиями, кото рым должен удовлетворять оперативный план работы парка ма шин, являются необходимость своевременного выполнения за данных объемов работ и возможность использования только наличных и планируемых к поступлению в ходе строительства объектов машин . Сроки окончания механизированных работ за дают различными способами в зависимости от директивных зада ний и условий организации строительства. Наилучшее использо вание машин может быть достигнуто в том случае, если выполне ние производственной программы машинного парка планируется на длительный период (квартал, год), а сроки и последователь
ность производства работ |
на |
отдельных объектах определяются |
по оптимальному плану. |
Н а |
строительстве комплекса объектов |
при планировании расстановки машин необходимо, как правило,
учитывать дополнительные условия проектирования |
организации |
|||
строительства, |
которые детальнее о т р а ж а ю т место |
данных меха |
||
низированных |
работ в общем |
комплексе. |
|
|
Если план |
работы парка |
машин определяется |
в |
зависимости |
от других ведущих строительных процессов, то в условиях задачи указывают планируемые сроки окончания механизированных
работ на к а ж д о м объекте. Иногда |
на отдельных объектах нужно |
ограничивать продолжительность |
выполнения механизированных |
работ. Такие ограничения возникали на реконструкции железных дорог, в частности, при распределении машин по участкам рекон струкции Большой Московской Окружной железной дороги ( B M O ) j когда производство земляных работ в пределах путепроводной развязки железнодорожной линии и автомобильной маги страли было связано с перерывом в движении поездов. В этом случае у к а з ы в а ю т заданную продолжительность производства работ на такого рода участках.
П р и организации строительства комплексно-поточным мето дом определяющим является темп комплексного потока, объеди няющего ряд специализированных потоков. Например, при орга низации строительства линейнопротяженных и рассредоточенных объектов учитывают не только условия работы парков машин и отдельных комплексов, входящих в специализированные потоки
66
по постройке искусственных сооружений и земляного полотна, укладке и балластировке пути, но и ограничения, которые опре деляются технологическими взаимосвязями м е ж д у потоками и сроками сдачи готовых котлованов под монтаж, отделанного зем ляного полотна под укладку пути и т. д.
Р я д |
дополнительных условий |
возникает при |
необходимости |
||||
учета в |
к а ж д о м |
конкретном |
случае |
специфики |
строительства. |
||
Например, при |
расстановке |
машин |
по рассредоточенным объек |
||||
там СУ-335, СМП-250, СМП-251 и СМП-181 треста |
«Мосэлектро- |
||||||
тягстрой» в |
1968 |
г. нужно было учитывать условия |
перебазирова |
||||
ния машин |
по дорогам . В противном |
случае в план механизации |
могли попасть практически неосуществимые варианты перебази
рования и при |
реализации составленного |
плана удельный |
вес |
||
фактических |
з а т р а т рабочего времени на |
перебазирование |
мог |
||
значительно |
превысить |
плановую величину |
в эксплуатационном |
||
р е ж и м е работы машин, |
вследствие чего увеличились бы едино |
||||
временные и годовые затраты [29]. |
|
|
|||
Н е следует |
однако |
включать в задачу |
несущественные |
для |
цели планирования или имеющие временный характер условия.
Так, в СУ-334 того |
ж е треста расстояния |
и условия перебазиро |
вания комплектов |
машин с объекта на |
объект были примерно |
одинаковыми, поэтому нецелесообразно было учитывать зависи мость стоимости перебазирования от расположения объектов и фактических расстояний между ними. З а т р а т ы на перебазирова ние принимались с учетом среднего расстояния перемещения и независящими от расположения объекта.
При распределении землеройных машин по объектам рассре доточенного строительства участки работ, расположенные в ра
диусе 3-—5 км, следует считать как один объект с объемом |
работ, |
|
равным сумме входящих в него объемов, если |
не з а д а н а |
после |
довательность их сдачи. Так, при планировании |
земляных |
работ |
на объектах Б М О в 1969 г. котлованы зданий, |
возводимых на |
станции Михнево, рассматривались как |
один объект. Если пла |
||
нируется расстановка машин |
по большому |
количеству объектов |
|
с незначительными объемами |
работ, то |
не |
следует фиксировать- |
в условиях задачи сроки начала и окончания работ на каждом;
объекте, т а к к а к они |
существенно затруднят решение задачи и |
||||
могут поменяться до реализации оптимальных планов. |
|||||
При оптимизации |
планов с критерием «суммарная выработка |
||||
машин», кроме перечисленных |
выше |
основных |
условий, могут |
||
быть |
ограничения по |
з а т р а т а м |
на производство |
работ дефицит |
|
ных |
ресурсов парка: |
по количеству |
рабочих и |
электроэнергии, |
фонду времени комплектующих машин (например, автосамосва
лов при |
работе их с э к с к а в а т о р а м и ) , |
себестоимости работ |
на |
объектах, |
капитальным в л о ж е н и я м во |
вновь приобретаемые |
ма |
шины, приведенным затратам, размеру прибыли или уровню рен табельности, которые не д о л ж н ы быть меньше плановой величи ны и т. д.
3*
67