Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

д л я комплекта с краном

КТС-5Э

 

2,42L+1319,8

 

Яз.у = —

~

'— + 34,7 руб/км.

(32)

 

''о

 

 

В соответствии с данными уравнениями на рис. 16 показана зависимость приведенных затрат от объема работ на объекте (длины электрифицируемого участка) при дальности перебазиро­ вания машин L = 200 км. Из рис. 16 видно, что при увеличении длины электрифицируемой линии затраты на установку опор зна­ чительно снижаются . Кроме того, на эффективность применения комплекта машин для установки опор «с пути» существенное влияние оказывает продолжительность «окна».

Соотношение длины электрифицируемой линии П0 и продол­ жительности «окна» t0, разграничивающее зоны рационального применения рассматриваемых комплектов машин, при дальности перебазирования L = 200 км получается из формул (31) и (32) в виде

Я =

З Ш °

°119,1 — 34,7f„"

По этому соотношению можно установить, что при двухчасо­ вом «окне» применение комплекта машин, работающих «с пути», целесообразно па участках небольшой длины (до 15 км). При

увеличении продолжительности «окна» до 3 ч зона рационально­ го применения этого комплекта достигает 242 км. Н о дальность перебазирования машин обычно резко колеблется и оказывает существенное влияние на затраты . В связи с этим дальность пе-

Рис. 16. Зависимость от объема

Рис. 17. Зоны рационального при­

работ на

объекте

П0,

затрат

менения

комплектов машин

для

Язу

па

установку

опор

кон­

установки

опор

контактной

геги

тактной сети «с поля» и «с пу­

при переменных дальности пере­

ти»

при

разной величине «ок­

базирования L , объеме работ

П0

на»

 

 

 

 

и величине «окна»

t0

 

63


р е б а з и р о в а н ия целесообразно рассматривать в качестве одной из основных координат, ограничивающих область эффективного при­ менения взаимозаменяемых машин и их комплектов.

Применительно к рассматриваемым комплектам машин гра­ ничные значения дальности перебазирования L , объема работ на объекте П0 и продолжительности окна t0 связаны соотношением

_

(541,6 - 0,89L)f o

° ~

119,1 — 34,7*0

Зоны рационального применения комплектов машин для уста­ новки опор контактной сети, определяемые этим соотношением,

указан ы на рис. 17, по которому видно, что при увеличении

про­

должительности «окна»

значительно

расширяется

область

эф ­

фективного

использования

комплекта,

работающего

«с

пути».

Н а п р и м е р ,

при і0 = 2 ч зона

рационального применения

комплек­

та машин с

КМ-16 ограничивается объемом

в 20 км

и

менее, а

при £0 = 2,5

ч — объемом

40 км

и ниже. При

продолжительности

«окна» 3,5—4 ч и более с этим

методом у ж е не может

конкуриро­

вать комплект машин с краном КТС-5Э, устанавливающий

опоры

«с поля». Однако необходимо

иметь в виду, что в

расчетах по-

электрификации на грузоиапряжеиных магистралях, когда предо­ ставление «окна» связано с сокращением суточного грузооборо­ та, необходимо дополнительно учитывать соответствующую вели­ чину экономического ущерба .

64


IV

ОПТИМАЛЬНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПАРКОВ

 

СТРОИТЕЛЬНЫХ

МАШИН

1.ПОСТАНОВКА ПЛАНОВЫХ З А Д А Ч

Оп т и м а л ь н ое планирование работы машинных парков имеет

целью выбрать наилучшие по определенному критерию решения в проектах производства механизированных работ и при управ­ лении строительством объектов, обеспечивающие улучшение по­ казателей деятельности строительных организаций и выполнение установленных заданий .

В данном разделе будут рассмотрены задачи оптимального распределения парка взаимозаменяемых машин по объектам строительства и участкам работ, которые основаны на расчете технико-экономических показателей использования машин по различным вариантам . Такие задачи возникают и имеют в к а ж ­ дом конкретном случае свою специфику при текущем планирова­ нии работы парков машин механизированных колонн специализи­ рованных трестов и управлений механизации общестронтельных трестов. Следует отметить, что при увеличении числа взаимоза­ меняемых машин, находящихся на балансе строительной органи­ зации, и количества участков работ выбор наилучшего решения связан с составлением и сопоставлением большого количества вариантов и практически возможен лишь методами математичес­ кого программ и р ов а и и я.

З а д а ч а оптимального распределения парка машин по участ­ кам работ заключается в следующем: нужно составить план рас­ становки и перебазирования строительных машин, находящихся в распоряжении строительной организации и поступающих в пла­ новом периоде, по объектам строительства и участкам работ; обеспечить в этом плане выполнение заданных объемов работ Р сроки с учетом технологических и. организационных условий и ограничений и достичь наибольшей эффективности использования

машинного

парка .

О б щ а я

постановка задачи уточняется в к а ж д о м конкретном

случае. Например, при планировании сооружения земляного по­ лотна железных и автомобильных дорог требуется найти такой вариант распределения парка взаимозаменяемых машин механи­ зированных колонн по участкам работ, который обеспечивает вы­ полнение полного объема земляных работ в сроки и в последо­ вательности, заданные проектом организации строительства при

3 - 2 7 64

65


э кст р е маль ном (наибольшем или наименьшем) значении техни­ ко-экономического показателя, принятого в качестве критерия оптимальности.

Возможны и другие постановки задачи, которые зависят от специфики и условий планирования и будут рассмотрены ниже .

Критериями оптимальности распределения парка машин мо­ гут быть следующие показатели, равные суммарной величине: приведенных з а т р а т на производство работ парком машин; себе­ стоимости работ; выработки парка машин; трудоемкости; прибы­ ли строительной организации за работу парка машин, а т а к ж е продолжительность механизированных работ; уровень рента­ бельности.

Условия оптимизации планов. Основными условиями, кото­ рым должен удовлетворять оперативный план работы парка ма­ шин, являются необходимость своевременного выполнения за­ данных объемов работ и возможность использования только наличных и планируемых к поступлению в ходе строительства объектов машин . Сроки окончания механизированных работ за­ дают различными способами в зависимости от директивных зада ­ ний и условий организации строительства. Наилучшее использо­ вание машин может быть достигнуто в том случае, если выполне­ ние производственной программы машинного парка планируется на длительный период (квартал, год), а сроки и последователь­

ность производства работ

на

отдельных объектах определяются

по оптимальному плану.

Н а

строительстве комплекса объектов

при планировании расстановки машин необходимо, как правило,

учитывать дополнительные условия проектирования

организации

строительства,

которые детальнее о т р а ж а ю т место

данных меха­

низированных

работ в общем

комплексе.

 

 

Если план

работы парка

машин определяется

в

зависимости

от других ведущих строительных процессов, то в условиях задачи указывают планируемые сроки окончания механизированных

работ на к а ж д о м объекте. Иногда

на отдельных объектах нужно

ограничивать продолжительность

выполнения механизированных

работ. Такие ограничения возникали на реконструкции железных дорог, в частности, при распределении машин по участкам рекон­ струкции Большой Московской Окружной железной дороги ( B M O ) j когда производство земляных работ в пределах путепроводной развязки железнодорожной линии и автомобильной маги­ страли было связано с перерывом в движении поездов. В этом случае у к а з ы в а ю т заданную продолжительность производства работ на такого рода участках.

П р и организации строительства комплексно-поточным мето­ дом определяющим является темп комплексного потока, объеди­ няющего ряд специализированных потоков. Например, при орга­ низации строительства линейнопротяженных и рассредоточенных объектов учитывают не только условия работы парков машин и отдельных комплексов, входящих в специализированные потоки

66


по постройке искусственных сооружений и земляного полотна, укладке и балластировке пути, но и ограничения, которые опре­ деляются технологическими взаимосвязями м е ж д у потоками и сроками сдачи готовых котлованов под монтаж, отделанного зем­ ляного полотна под укладку пути и т. д.

Р я д

дополнительных условий

возникает при

необходимости

учета в

к а ж д о м

конкретном

случае

специфики

строительства.

Например, при

расстановке

машин

по рассредоточенным объек­

там СУ-335, СМП-250, СМП-251 и СМП-181 треста

«Мосэлектро-

тягстрой» в

1968

г. нужно было учитывать условия

перебазирова­

ния машин

по дорогам . В противном

случае в план механизации

могли попасть практически неосуществимые варианты перебази­

рования и при

реализации составленного

плана удельный

вес

фактических

з а т р а т рабочего времени на

перебазирование

мог

значительно

превысить

плановую величину

в эксплуатационном

р е ж и м е работы машин,

вследствие чего увеличились бы едино­

временные и годовые затраты [29].

 

 

Н е следует

однако

включать в задачу

несущественные

для

цели планирования или имеющие временный характер условия.

Так, в СУ-334 того

ж е треста расстояния

и условия перебазиро­

вания комплектов

машин с объекта на

объект были примерно

одинаковыми, поэтому нецелесообразно было учитывать зависи­ мость стоимости перебазирования от расположения объектов и фактических расстояний между ними. З а т р а т ы на перебазирова­ ние принимались с учетом среднего расстояния перемещения и независящими от расположения объекта.

При распределении землеройных машин по объектам рассре­ доточенного строительства участки работ, расположенные в ра­

диусе 3-—5 км, следует считать как один объект с объемом

работ,

равным сумме входящих в него объемов, если

не з а д а н а

после­

довательность их сдачи. Так, при планировании

земляных

работ

на объектах Б М О в 1969 г. котлованы зданий,

возводимых на

станции Михнево, рассматривались как

один объект. Если пла­

нируется расстановка машин

по большому

количеству объектов

с незначительными объемами

работ, то

не

следует фиксировать-

в условиях задачи сроки начала и окончания работ на каждом;

объекте, т а к к а к они

существенно затруднят решение задачи и

могут поменяться до реализации оптимальных планов.

При оптимизации

планов с критерием «суммарная выработка

машин», кроме перечисленных

выше

основных

условий, могут

быть

ограничения по

з а т р а т а м

на производство

работ дефицит­

ных

ресурсов парка:

по количеству

рабочих и

электроэнергии,

фонду времени комплектующих машин (например, автосамосва­

лов при

работе их с э к с к а в а т о р а м и ) ,

себестоимости работ

на

объектах,

капитальным в л о ж е н и я м во

вновь приобретаемые

ма­

шины, приведенным затратам, размеру прибыли или уровню рен­ табельности, которые не д о л ж н ы быть меньше плановой величи­ ны и т. д.

3*

67