Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
+ а ^ д + |
^гбб + |
gi6& —- Fi\ i — — 1, О, 1, |
N . (3.59) |
N |
_ |
|
|
2 |
(а ч Ъ + |
d'/?;■) + а иг 1 + d u r i + s r u = |
0; |
У" _1 |
1 = 1 ,2 , . .. , n |
(3.60) |
N
2Jr ebj^jJrg^iclj)-\-an^-\-{dbbJrSbb) 8 -\-
i=-1
-)“ (C55 |
8 — — CS8 ‘ |
(3.61) |
Здесь дополнительно к (3.52), (3.53) введены следующие обозначения:
|
|
я |
gij |
|
1 |
|
S i j = g i j - y . g u — |
|
|
|
|||
|
|
С ? |
gu |
|
|
|
- |
- |
\П |
/ |
^Uglj “Ь Q-ljgil |
|
|
ац = |
ац = |
ац— У. I |
----------------------- |
|
||
|
|
1 \ |
|
Cf„ |
|
|
|
|
1=1 |
|
gu |
|
|
|
|
allgilglj |
|
|
|
|
|
|
g a |
|
|
|
|
|
dij — ^ |
d. |
gilglj |
(3.62) |
||
|
|
|
ir |
„ |
|
|
|
|
i=l |
|
|
g2 |
|
|
|
|
s u |
|
||
|
ац = ац — ац |
gu |
|
|||
|
|
|
|
|
gu |
|
|
aij — aij — ац |
gij |
|
|||
|
|
|
|
|
gu |
|
dn = — du |
gu |
dij = — du- |
|
|||
|
|
gu |
|
|
g u |
|
Таким образом, уравнения возмущенного движения упругой ракеты представлены в двух различных формах. Первая, когда в качестве точки приведения использует ся центр тяжести системы и перемещения тр подвижных масс жидкости т г отсчитываются от оси ракеты, пред
169
ставлена |
системой дифференциальных |
уравнений |
|
(3.49) — (3.51). Вторая, когда |
точкой приведения явля |
||
ется метацентр, а смещения г; |
подвижных |
масс жидко |
сти отсчитываются от прямой, параллельной вектору /, представлена системой дифференциальных уравнений
(3.59) — (3.61).
Эти системы уравнений равноценны, однако при ана лизе различных частных случаев каждая из них может давать некоторые преимущества.
Представим теперь уравнения возмущенного движе ния упругой ракеты в матричной форме. Воспользуемся
уравнениями |
движения (3.49) — |
(3.51). Аналогичные |
|
выкладки |
можно проделать и для |
уравнений (3.59) — |
|
(3.61). |
в рассмотрение вектор-столбец обобщенных |
||
Введем |
|||
координат q(t) |
размерностью Д^ + д + 3(вида |
||
|
|
4 - 1 |
|
|
|
Яо |
|
|
|
Ях |
|
q{t) = Я N
Из коэффициентов уравнений образуем матрицы:
А— коэффициентов инерции;
С— коэффициентов жесткости конструкции;
G— коэффициентов ga, gu и т. д., зависящих от реактив ных и инерционных сил, обусловленных продоль ным ускорением;
В— коэффициентов аэродинамической жесткости;
Д_ — коэффициентов аэродинамического демпфирования;
Д |
— коэффициентов демпфирования, обусловленных дис |
||
|
сипацией энергии при колебаниях |
жидкости; |
|
Д * — коэффициентов |
конструктивного |
демпфирования; |
|
Е |
— коэффициентов демпфирования, обусловленных си |
||
|
лами Кориолиса. |
возмущенного движения упругой |
|
|
Теперь уравнения |
ракеты могут быть представлены в следующей матрич ной форме:
170
Л ? + ( Д + Д * + Д + £ )? + ( С + 0 + В ) ^ = /:'+ /?8 й,
г
Возмущенное движение упругой ракеты и упругого само лета описываются уравнениями одинаковой структуры, что подчеркивает необходимость изучать устойчивость движения этих летательных аппаратов с единой точки зрения.
Получим уравнения возмущенного движения ракеты как жесткого тела с полостями, частично заполненными жидкостью. Полет ракеты будем рассматривать вне атмо сферы, силами демпфирования и динамикой поворотно го двигателя пренебрегаем.
Воспользуемся системой (3.59) — (3.61) и вычислим в явном виде некоторые коэффициенты этих уравнений:
о
I
— 2 Ugl° = т (*мц — *ц.т) + 2 т‘1 = 0;
I
£00= - \ N (x )d x — P (x vn- t ) — (3.63) 0
— j 2 mh — ~ N (*)х I + / т (*) xdx —
171
йог = |
ого — trii(xМц — Xi) -f- triiU — |
) |
|||
|
— trii {Хмц |
|
-^ц.т ~f* h) ; |
|
|
«00 = |
/мц = j + |
tn (х мц — *ц.т)‘ ! “Ь |
|
||
|
n |
|
|
|
|
+ |
2 [2mih(Xi — хмц) — mil? ]; |
(3.63) |
|||
1 = 1 |
|
|
|
||
|
§об == Pу(-Уд |
-^мц); |
|
||
|
a - и |
= |
щ - 1 = |
m e, |
|
|
8—i6 = |
Py\ |
|
||
|
g - 10 = |
— P ; g o - i = 0. |
|
Отличие выражений aQ0 — JMn (3.63) и am, определяемого формулой (3.55), объясняется тем, что формула (3.55) выражает момент инерции тела с жидкостью относитель но метацентра, когда на свободной поверхности крышка жестко закреплена перпендикулярно оси бака, а формула для «оо (3.63) дает выражение для момента инерции, ког да на поверхности жидкости находится плавающая крышка.
Уравнения возмущенного движения жесткой ракеты с учетом колебаний топлива в баках теперь можно пред ставить в виде
|
|
П |
|
|
1 |
mz — Р\j) + |
2 miri — Pyb\ |
|
|
||
|
п |
i=i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
j миф |
2 mi (* МЧ — x l ~b ll) rl — |
|
\ (3.64) |
||
|
l—l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
—* Р у (* д |
лЦщ) 6; |
|
|
|
miz -f mi (хшх— Xi + |
/,) ф + |
m,rt -f- m m |
r, == 0 |
|
|
|
|
|
l = |
1,2, ..., n, |
j |
где z = z(t) = c/—i(t) — поперечное перемещение |
мета |
||||
центра; ф= ф(/) =qo(l) — угол рыскания. |
|
172
Г л а в а IV
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КАК ОБЪЕКТА РЕГУЛИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ УПРУГОСТИ КОРПУСА И КОЛЕБАНИЙ ЖИДКОСТИ В БАКАХ
4.1. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ФУНКЦИИ УПРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
При исследовании динамики летательных аппаратов как объектов автоматического регулирования широко ис пользуют понятия передаточной функции и частотной ха рактеристики, которые характеризуют свойства объекта регулирования в области комплексного переменного s и в частотной области. При этом оперируют не с обобщен ными координатами qi(t), являющимися функциями вре мени, а с так называемым изображением этих функций по
Лапласу q i ( s ) , которое определяется |
следующим обра |
зом: |
|
L [?/(* )]= [ Яi{t) e~stdt = |
ql (s), |
о |
|
где L[qi(t)] — оператор преобразования Лапласа, a s — комплексная величина, параметр этого преобразования.
Передаточные функции летательного аппарата как твердого тела и соответствующие структурные схемы представлены в книге [50] этой же серии. Здесь же рас сматриваются главным образом особенности передаточ ных функций летательного аппарата, обусловленные уп ругостью корпуса и колебаниями жидкости в баках.
Существует следующая связь между изображением производной и изображением самой функции
173
1 |
) = s nQ i( s ) - s n- lq i ( 0 ) - s ^ qi( 0 ) - |
|
||
|
_ ... _ |
s„ - ft- 1^ (0) _ ... _ |
(0), |
(4.1) |
где <7i(0) |
и <7tft(0) |
— значения функции и ее производных |
||
при ^ = 0. |
|
|
|
|
Используя свойство (4.1), дифференциальные уравне ния возмущенного движения упругого летательного ап парата при нулевых начальных условиях можно заменить алгебраическими уравнениями для изображений.
Уравнения возмущенного движения упругого самоле та в матричной форме при переходе к изображениям по
Лапласу можно |
представить |
в следующем эквивалент |
|||
ном виде (при F = 0): |
|
|
|||
где |
[As2 + |
(Д + Д '’) s + В + |
С\ q (s) = Rbk [s), |
(4.2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
У-1 |
(s)' |
|
|
|
|
Уо(«) |
( °0 |
|
|
|
?(s) = |
Ух (5) |
Уип(*) |
|
||
|
|
, /? = |
|
|
Vsg
\b(s)
Уравнения движения без учета динамических характе ристик системы управления приобретают вид
[Л*2 + (Д + Д*) S + В - r С] q (s) = - р8(s).
Аналогично уравнению возмущенного движения упругой ракеты в матричной форме при использовании изображе ний записывают следующим образом:
1Л52 + (Д + Д * + Д + £ ) х4 - С + 0 + Д ]^(х)= /?8,(5). (4.3)
Уравнения (4.2) и (4.3) должны быть дополнены уравне ниями, определяющими динамические характеристики гидропривода, которые в изображениях имеют вид
k 1/6 (s) + |
Уш т (s) ] = Ар (s) Fa, |
(a3s + az) Ap (s) -f (ays + |
a0k3ko.c) ушт (s) = a0k3iy(s). (4.4) |
174