Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

+ а ^ д +

^гбб +

gi6& —- Fi\ i — — 1, О, 1,

N . (3.59)

N

_

 

 

2

(а ч Ъ +

d'/?;■) + а иг 1 + d u r i + s r u =

0;

У" _1

1 = 1 ,2 , . .. , n

(3.60)

N

2Jr ebj^jJrg^iclj)-\-an^-\-{dbbJrSbb) 8 -\-

i=-1

-)“ (C55

8 — — CS8 ‘

(3.61)

Здесь дополнительно к (3.52), (3.53) введены следующие обозначения:

 

 

я

gij

 

1

S i j = g i j - y . g u

 

 

 

 

 

С ?

gu

 

 

-

-

/

^Uglj “Ь Q-ljgil

 

ац =

ац =

ац— У. I

-----------------------

 

 

 

1 \

 

Cf„

 

 

 

1=1

 

gu

 

 

 

allgilglj

 

 

 

 

 

g a

 

 

 

 

 

dij — ^

d.

gilglj

(3.62)

 

 

 

ir

 

 

 

i=l

 

 

g2

 

 

 

 

s u

 

 

ац = ац ац

gu

 

 

 

 

 

 

gu

 

 

aij — aij ац

gij

 

 

 

 

 

 

gu

 

dn = — du

gu

dij = — du-

 

 

 

gu

 

 

g u

 

Таким образом, уравнения возмущенного движения упругой ракеты представлены в двух различных формах. Первая, когда в качестве точки приведения использует­ ся центр тяжести системы и перемещения тр подвижных масс жидкости т г отсчитываются от оси ракеты, пред­

169


ставлена

системой дифференциальных

уравнений

(3.49) — (3.51). Вторая, когда

точкой приведения явля­

ется метацентр, а смещения г;

подвижных

масс жидко­

сти отсчитываются от прямой, параллельной вектору /, представлена системой дифференциальных уравнений

(3.59) — (3.61).

Эти системы уравнений равноценны, однако при ана­ лизе различных частных случаев каждая из них может давать некоторые преимущества.

Представим теперь уравнения возмущенного движе­ ния упругой ракеты в матричной форме. Воспользуемся

уравнениями

движения (3.49) —

(3.51). Аналогичные

выкладки

можно проделать и для

уравнений (3.59) —

(3.61).

в рассмотрение вектор-столбец обобщенных

Введем

координат q(t)

размерностью Д^ + д + 3(вида

 

 

4 - 1

 

 

 

Яо

 

 

 

Ях

 

q{t) = Я N

Из коэффициентов уравнений образуем матрицы:

А— коэффициентов инерции;

С— коэффициентов жесткости конструкции;

G— коэффициентов ga, gu и т. д., зависящих от реактив­ ных и инерционных сил, обусловленных продоль­ ным ускорением;

Вкоэффициентов аэродинамической жесткости;

Д_ — коэффициентов аэродинамического демпфирования;

Д

— коэффициентов демпфирования, обусловленных дис­

 

сипацией энергии при колебаниях

жидкости;

Д * — коэффициентов

конструктивного

демпфирования;

Е

— коэффициентов демпфирования, обусловленных си­

 

лами Кориолиса.

возмущенного движения упругой

 

Теперь уравнения

ракеты могут быть представлены в следующей матрич­ ной форме:

170



Л ? + ( Д + Д * + Д + £ )? + ( С + 0 + В ) ^ = /:'+ /?8 й,

г

Возмущенное движение упругой ракеты и упругого само­ лета описываются уравнениями одинаковой структуры, что подчеркивает необходимость изучать устойчивость движения этих летательных аппаратов с единой точки зрения.

Получим уравнения возмущенного движения ракеты как жесткого тела с полостями, частично заполненными жидкостью. Полет ракеты будем рассматривать вне атмо­ сферы, силами демпфирования и динамикой поворотно­ го двигателя пренебрегаем.

Воспользуемся системой (3.59) — (3.61) и вычислим в явном виде некоторые коэффициенты этих уравнений:

о

I

2 Ugl° = т (*мц — *ц.т) + 2 т‘1 = 0;

I

£00= - \ N (x )d x — P (x vn- t ) — (3.63) 0

j 2 mh — ~ N (*)х I + / т (*) xdx

171

йог =

ого — trii(xМц — Xi) -f- triiU —

)

 

trii {Хмц

 

-^ц.т ~f* h) ;

 

«00 =

/мц = j +

tn (х мц — *ц.т)‘ ! “Ь

 

 

n

 

 

 

 

+

2 [2mih(Xi хмц) — mil? ];

(3.63)

1 = 1

 

 

 

 

§об == Pу(-Уд

-^мц);

 

 

a - и

=

щ - 1 =

m e,

 

 

8—i6 =

Py\

 

 

g - 10 =

— P ; g o - i = 0.

 

Отличие выражений aQ0 — JMn (3.63) и am, определяемого формулой (3.55), объясняется тем, что формула (3.55) выражает момент инерции тела с жидкостью относитель­ но метацентра, когда на свободной поверхности крышка жестко закреплена перпендикулярно оси бака, а формула для «оо (3.63) дает выражение для момента инерции, ког­ да на поверхности жидкости находится плавающая крышка.

Уравнения возмущенного движения жесткой ракеты с учетом колебаний топлива в баках теперь можно пред­ ставить в виде

 

 

П

 

 

1

mz — Р\j) +

2 miri — Pyb\

 

 

 

п

i=i

 

 

 

 

 

 

 

 

j миф

2 mi (* МЧ — x l ~b ll) rl —

 

\ (3.64)

 

l—l

 

 

 

 

 

 

 

 

=

—* Р у (* д

лЦщ) 6;

 

 

miz -f mi (хшхXi +

/,) ф +

m,rt -f- m m

r, == 0

 

 

 

 

l =

1,2, ..., n,

j

где z = z(t) = c/—i(t) — поперечное перемещение

мета­

центра; ф= ф(/) =qo(l) — угол рыскания.

 

172


Г л а в а IV

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КАК ОБЪЕКТА РЕГУЛИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ УПРУГОСТИ КОРПУСА И КОЛЕБАНИЙ ЖИДКОСТИ В БАКАХ

4.1. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ФУНКЦИИ УПРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

При исследовании динамики летательных аппаратов как объектов автоматического регулирования широко ис­ пользуют понятия передаточной функции и частотной ха­ рактеристики, которые характеризуют свойства объекта регулирования в области комплексного переменного s и в частотной области. При этом оперируют не с обобщен­ ными координатами qi(t), являющимися функциями вре­ мени, а с так называемым изображением этих функций по

Лапласу q i ( s ) , которое определяется

следующим обра­

зом:

 

L [?/(* )]= [ Яi{t) e~stdt =

ql (s),

о

 

где L[qi(t)] — оператор преобразования Лапласа, a s — комплексная величина, параметр этого преобразования.

Передаточные функции летательного аппарата как твердого тела и соответствующие структурные схемы представлены в книге [50] этой же серии. Здесь же рас­ сматриваются главным образом особенности передаточ­ ных функций летательного аппарата, обусловленные уп­ ругостью корпуса и колебаниями жидкости в баках.

Существует следующая связь между изображением производной и изображением самой функции

173

1

) = s nQ i( s ) - s n- lq i ( 0 ) - s ^ qi( 0 ) -

 

 

_ ... _

s„ - ft- 1^ (0) _ ... _

(0),

(4.1)

где <7i(0)

и <7tft(0)

— значения функции и ее производных

при ^ = 0.

 

 

 

 

Используя свойство (4.1), дифференциальные уравне­ ния возмущенного движения упругого летательного ап­ парата при нулевых начальных условиях можно заменить алгебраическими уравнениями для изображений.

Уравнения возмущенного движения упругого самоле­ та в матричной форме при переходе к изображениям по

Лапласу можно

представить

в следующем эквивалент­

ном виде (при F = 0):

 

 

где

[As2 +

+ Д '’) s + В +

С\ q (s) = Rbk [s),

(4.2)

 

 

 

 

 

 

У-1

(s)'

 

 

 

Уо(«)

( °0

 

 

?(s) =

Ух (5)

Уип(*)

 

 

 

, /? =

 

 

Vsg

\b(s)

Уравнения движения без учета динамических характе­ ристик системы управления приобретают вид

[Л*2 + + Д*) S + В - r С] q (s) = - р8(s).

Аналогично уравнению возмущенного движения упругой ракеты в матричной форме при использовании изображе­ ний записывают следующим образом:

1Л52 + (Д + Д * + Д + £ ) х4 - С + 0 + Д ]^(х)= /?8,(5). (4.3)

Уравнения (4.2) и (4.3) должны быть дополнены уравне­ ниями, определяющими динамические характеристики гидропривода, которые в изображениях имеют вид

k 1/6 (s) +

Уш т (s) ] = Ар (s) Fa,

(a3s + az) Ap (s) -f (ays +

a0k3ko.c) ушт (s) = a0k3iy(s). (4.4)

174