Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частотную

характеристику автомата стабилизации

а с ( / ю )

м о ж н о

определить экспериментально в такой

постановке по

схеме, приведенной на рис. 4.3 (вверху).

2.

Учитываем влияние нагрузки на перемещение што­

ка гидропривода. Нагрузку на гидропривод будем схема­ тизировать пружиной с жесткостью к. Схема, по которой экспериментально определяется частотная характеристи-

А

2

о 1 ^

 

__ i_J

 

Ушт

Рис. 4.3. Схема эксперимента для определения частотных характеристик автомата стабилизации:

1 — датчик автомата стабилизации; 2

— корректирующие фильтры,

усилители; 3 — гидропривод; 4

связь по нагрузке

ка автомата стабилизации в рассматриваемом случае, приведена на рис. 4.3 (в середине).

Передаточная функция автомата стабилизации опре­ деляется соотношением (4.9). Нагрузка, действующая на шток гидропривода, как это следует из (4.4),

ApFn = krbh-

Подставив это соотношение во второе равенство (4.4), получим уравнение движения штока привода

[

Гп

+ ( « + < ■ :> ]

и .

L

J

Г

181

После некоторых преобразований найдем

6ft(s)

_

a0k3

 

cw{s)

 

iy(s)

~~

r {ais +

a*Q)

c66 +

c*6 (s)

 

где

 

 

 

 

 

 

c66 =

kr2;

*

QiS

CIq

 

(4.12)

c66(s) = ---------- ----------Fnr2-

 

 

 

a3s

+ й2

 

 

Передаточную

функцию

автомата

стабилизации с

учетом пружинной нагрузки, действующей на шток гид­ ропривода, согласно равенству (4.10)

6ft (s)

h ( s )

^AC(S)

Cm (s )

« С (s) =

P(s)

(4.13)

iy(s)

 

°66 + c*6 (S )

Как указывалось, £ss есть эквивалентная жесткость проводки управления и крепления привода к корпусу, приведенная к углу поворота органа управления. Пока­ жем, что величина Cj5 (s) — динамическая жесткость

электрогидравлического привода.

Пусть к штоку привода при отсутствии входного сиг­ нала (tv= 0) приложена сила Ф (0. под действием кото­ рой шток перемещается на величину ушт- Тогда динами­ ческую жесткость привода можно определить как

Ф (з)1 _

cac(s)

Ушт{$) Г2

Учитывая, что Ф (б )= —Ap(s)Fn, из уравнения (4.4) най­ дем соотношение, аналогичное (4.12):

Cm (s)

CLiS + al

(4.14)

г2

------a3s +1-------аг

Исследуем более подробно выражение для с*и (s).

Пусть сила Ф (^)=Ф 0, т. е. является постоянной. Устано­ вившееся значение Ф/г/Шт при t-yoo определяет величину статической жесткости привода (с 58 ) стИспользуя мето­ ды операционного исчисления, можно показать, что

182


(Сбб)ст = — Епг2.

а2

Экспериментальное измерение статической жесткости привода дает возможность определить соотношение ко­ эффициентов а0/а2, входящих в уравнение гидропривода.

Представим выражение для с*и (s) в следующей фор­

ме:

*

 

 

Go

TiS 4- 1

 

 

 

 

 

 

,

 

(4.15)

 

Сб&(s) =

— Fпг2 Т 1

7 , -

 

 

 

 

 

ао

T2s + 1

 

 

 

где Т1 и Т2— постоянные времени, равные

 

 

 

 

Т — —

Т — —

 

 

 

Если внешняя сила изменяется

по

гармоническому

закону Ф (/) = Ф 0sin Ы,

то

при установившихся

колеба­

ниях штока г/шт= </ошт sin ((о^+ 0).

Назовем

отношение

ФоГ2/г/о шт=='4 (со)

амплитудно-частотной

характеристи­

кой,

а в (со) — фазо-частотной характеристикой

динами­

ческой жесткости электрогидравлического привода. Лег­

ко видеть, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,,

,

 

«о р , y w + l

 

 

 

 

A (w) =

F„r2 ...

■ ------

 

 

 

 

 

 

 

а2

V Т2w2 + 1

 

 

 

 

0 (со) =

arctg Тico — arctg Т2ьь

 

 

Если Т\~>Т2, то 0(со) > 0

и внешняя сила опережает по фа­

зе перемещения

штока, а при Т{< Т 2, 0 (со) < 0

внешняя

сила отстает по фазе относительно перемещения штока.

Физически это означает, что при 0 (со) > 0

привод работа­

ет, как демпфер, и рассеивает подводимую к нему энер­

гию, а при 0(ю )< 0

привод сам

является

источником

энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Принимаем угол отклонения поворотного двигате­

ля (управляемого стабилизатора) за сигнал выхода сис­ темы стабилизации. Взаимодействием отклонений пово­ ротного двигателя с движением аппарата при этом пренебрегаем. Схема для экспериментального определе­ ния частотных характеристик автомата стабилизации в

183


рассматриваемом случае показана на рис.4.3 (внизу). Для имитации нагрузки, действующей на поворотный двига­ тель, вокруг оси двигателя прикладывается внешний мо­

мент (—тs 6tn§ 0).

Уравнения движения рассматриваемой системы в изо­ бражениях имеют вид

[<z6sS2+ trif, s -f- m 84- с 85] 8( s ) =

CssS* (s);

 

сев[6 (s) — 6ft (s) ] =

Ap (s)Fnr;

 

(a3s + a2) Ap (s) — (ais +

a0*)8hr(s) =

\ (4.16)

= aok3iy(s),

|

где Й66 = J r, Сбб = k r2.

Исключив из уравнений (4.16) 6fc(s) и Ap(s), уравнение движения поворотного двигателя

(aaS2-\-m^ s -\-т&-\-С55) S (s) —

k 3a ^ c M i 4 (s)

1'

CssCss

,

» I ^68

 

/-(а^-фао)

V

C 85 —f- C 85

)

получим

(4.17)

Определим W<£1 (s) — передаточную функцию авто­

мата стабилизации с учетом динамических характери­ стик поворотного двигателя и внешней нагрузки на шток привода следующим образом:

W

c

(s) =

б (S)

6(s )

ty (s)

 

P(S)

ty (s)

p (s )

'

Из (4.17) следует, что

 

 

 

 

W {£ c (s) = —

^

^3fl0_______ ^88_____________ Css___________

3 (s)

r («jS -f- ( I q ) Г 55—j— *s flssS2-|- W jS -(- trio “{“ Cjs

 

 

 

 

 

 

(4.18)

П ер ед ато чная

ф у н к ц и я

VI^a c (s ) СЕязана

c U7A C (s) и

IH a c (s ) соотнош ениям и

 

 

 

 

184


*

C85_____________ Css__________

U/(A(US)-^AC(S)

Сб5~|~С58 (Isas'2-[- tTl'^S-[- tTls-j- Css

(4. 19 )

^ ’ (S)= =^ ( s )

a«sS2 + mjS-]-m5-|-C68

В соответствии с различными способами определения передаточных функций автомата стабилизации в даль­ нейшем рассматриваются четыре типа передаточных функций, характеризующих упругий летательный аппа­ рат как объект регулирования.

1. Передаточные функции W'y(s) U?y.c(s), U^.y(s), оп­ ределяемые в предположении абсолютно жесткого креп­ ления органа управления к штоку привода (css=oо) и отсутствия влияния нагрузки на перемещение штока при­ вода (С *5 = оо) .

2. Передаточные функции PFy(s), PFy.c (s), PF.-i.y(s),

для которых входным сигналом является 6*, определя­ ются с учетом динамики органа управления. Здесь прене­ брегаем влиянием нагрузки на перемещение штока при­ вода.

3. Передаточные функции TFy(s), TFy.c(s), ^л.у($),

для которых входным сигналом является dk(s), опреде­ ляются с учетом динамики поворотного двигателя и вли­ яния нагрузки на перемещение штока привода.

4. Передаточные функции lF*y(s), W7*y.c(s), W7*jTy(s),

для которых входным сигналом является fl(s), а свойства автомата стабилизации определяются передаточной функцией W ^ (s).

Перейдем теперь к непосредственному определению передаточных функций. Будем рассматривать передаточ­ ные функции только по углу положения, поскольку дру­ гие типы передаточных функций определяются аналогич­ но.

4.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ФУНКЦИЙ УПРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Рассмотрим вначале передаточную функцию упругой ракеты VPy(s), которая согласно (4.8).

7 — 3991

.185

T q( s )

(4.20)

бл (s)

Для определения компонент вектора q(s)f8h(s) следует обратиться к уравнениям (4.2) или (4.3). Решая соответ­ ствующие алгебраические уравнения относительно изо­ бражений и принимая во внимание вид вектора R, получаем

<7i(s) _ СббАб. (s)

(4.21);

6ь(s)

A(s)

Здесь A(s) — определитель вида

A(s) = \As2 + (M + Д*)й+ В + С\

для системы уравнений (4.2), либо вида

Д (s) - |As* + ( Д + Д* + Д + E ) s + В + С + G |

для системы уравнений (4.3); Asi(s) есть алгебраическое дополнение, получаемое из определителя A( s ) вычерки­ ванием строки, соответствующей S(s), и столбца, соот­ ветствующего qi ( s ) . Подставляя (4.21) в выражение

(4.20), найдем

Знаменатель этой функции есть

полином

от

s

порядка

П\ = 2 ( N + n, + 3 ) , а числитель

полином

от

s

порядка

n2 = 2 ( N + п + 2 ) , т. е.

 

 

 

 

W y(s) = k

 

 

 

 

Если известны корни полинома A(s), называемые полю­ сами передаточной функции, то этот полином можно раз-

186


д о ж и т ь на м н о ж и т е л и

п,

2

a isi = (^ 4 ~ Ь ^ 3 $

- f -

A 2S2- j - Л ^ 3 - f -

/4oS4) X

i= 0

 

 

 

 

 

 

N

 

 

n

 

 

X

II

(s2+2/i*iS+(0*i)

JJ

(s2 -f- 2h*iS -f- со*г) X

 

i=

1

 

1=1

 

 

 

 

X ( s2 +

2/i*6s +

(o!6).

(4.22)

Первый множитель определяет корни уравнения, соот­ ветствующего движению летательного аппарата как

2

твердого тела, множители (s2 + 2/i*jS -f- co*i) определяют

корни, порождаемые упругими колебаниями корпуса

ракеты, ($2 _| 2h±ls + со*2,) — корни, порождаемые колеба-

ниями жидкости в баках, a (s2+ 2h*c,s -f- co*e)— корни,

соответствующие колебаниям поворотного двигателя. Корни числителя соответствуют нулям передаточной

функции, и по аналогии с (4.22)

Щ N

2

(^2 Н- BlS -f- ВоS2) PJ (s2 -f- 2h0is -j- (Ooi) X

i= 0

i = l

 

n

XJJ (s2 "f" 2/zo(S -f- соог) (s2 -f- 2/ioeS -(- cooe) • ;=i

Передаточную функцию W'y(s) можно теперь пред­ ставить в виде произведения четырех сомножителей

^Пу(5) —

^у.т{s) W^y.y(s) 1^у.ж(s) Wy,&(s), (4.23)

где

 

B2-f- B\S -(- BQs2

WY.T(s) =

 

A 4+

n 3s +

 

 

(4.24)

 

A 2s 2 + A is3 + /40s'*

 

 

N

S 2 -f-

2h0is -j-

COoi

U V y

( s )

= £ y

. y

T T

(4.25)

 

 

.

s2 +

2h»iS +

со2

187