Файл: Жилкина Л.В. Учет и контроль в пищевой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

счет соответствующего источника капитальных вложений

(в основном, за

счет фонда

развития производства) и

отражена на дебете счета 87/3

и кредите счета 93.

В конце года

счета 93 и 34 будут взаимно закрыты.

Перемещение

основных средств в состав малоценных

и быстроизнашивающихся предметов учитывают как ли­ квидацию по дебету счета 85 и кредиту счета 01 на первоначальную стоимость, а на сумму начисленного износа — по дебету счета 02 и кредиту счета 85.

Первые две бухгалтерские записи отражаются на из­ менении уставного фонда в части основных средств, а третья — в части оборотных.

Одновременно с перемещением средств по счетам не­ обходимо внести поправки и в величину износа. Если сумма начисленной амортизации была меньше 50% стои­ мости перемещаемых средств, разницу доначисляют, в противном случае — сторнируют.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ

Для синтетического учета материальных ценностей предназначены счета 05 с пятью субсчетами 06, 07, 08 и 12. На этих счетах учитывают наличие материальных ценностей, их перемещение, поступление и расход.

Синтетический учет наличия и движения материаль­ ных ценностей осуществляет бухгалтерия в денежном выражении по фактической себестоимости. На дебет указанных счетов с кредита счета 60 относят покупную стоимость материальных ценностей, подлежащую оплате поставщику.

На дебет соответствующего счета (05, 06, 07, 08 или 12) относят и все расходы по приобретению, составляющие фактическую себестоимость. При этом кредитуют счета:

55/2 — при оплате расходов по снабжению

чеками из

лимитированных чековых книжек; 90

при

оплате

рас­

ходов по снабжению чеками из нелимитированных

чеко­

вых книжек; 71—на стоимость услуг

по

снабжению,

оплаченных подотчетными лицами; 70

на

сумму

зара­

ботной платы, начисленной рабочим за погрузку, раз­ грузку, доставку и складирование материалов; 69, 89 — на сумму отчислений на социальное страхование и резер­ ва, начисленных на заработную плату грузчиков.

70


Материалы, поступающие от ликвидации основных средств, отражают по дебету счетов 05, 06, 08 и кредиту счета 85; от ликвидации малоценных и быстроизнаши­

вающихся предметов по кредиту счета 12/2,

поступающие

в виде отходов

или возврата — по

кредиту

счета 20; в

виде отходов от

производственного

брака — по кредиту

счета 28. Недостачи сверх норм естественной убыли й недостачи по ценностям, на которые -не установлены нормы естественной убыли, выявленные при приемке ма­ териальных ценностей, поступивших от поставщиков, отражают на дебете счета 63 и кредите счета 60.

Поступившие материалы, в оплате которых отказано поставщику, принимают на ответственное хранение и учитывают за балансом на 'счете 001. На забалансовом счете 003 отражают также сырье, принятое для перера­ ботки от других предприятий.

По кредиту счетов учета материальных ценностей (05, 06, 08) отражают расход. При этом дебетуют счета 20— на израсходованное сырье и основные материалы при производстве продукции; 23, 25, 26 — на стоимость ма­ териалов, израсходованных цехами вспомогательных про­ изводств, на цеховые и общезаводские потребности; 28 -— на исправление допущенного брака; 45 — при реализации материальных ценностей; 46 — при передаче материалов для капитального строительства, в непромышленные производства и хозяйства.

Учет-поступления материальных ценностей и расче­ тов с поставщиками при журнально-ордерной форме ве­ дут в журнале-ордере № 6 и 6-заг., где операции по при­ обретению материалов систематизируют на дебете сче­ тов 10, 05, 06, 08, а также осуществляют аналитический

учет расчетов с поставщиками

за поступающие ценности

и оказанные услуги. В начале

месяца в этот регистр за­

писывают платежные требования поставщиков неоплачен­ ные, т. е. расшифровывают сальдо по счету 60 за полу­ ченные материалы и услуги. В течение месяца в него записывают каждое платежное требование поставщика с обозначением всех основных показателей, и на осно-» вании выписок с расчетного, спецссудног.о или прочих счетов в банке делают отметки об оплате.

При значительном количестве поступающих за месяц платежных требований используют вкладыши к журналу

71


ордеру № 6. При этом на отдельных страницах отра­ жают расчеты за материальные ценности, за услуги производственного характера, расчеты с подрядчиками по капитальным вложениям и капитальному ремонту.

Учет расхода материальных ценностей ведут в жур­ налах-ордерах № 10 и № Ю/1, а накопление данных первичных документов и расчет фактической себестоимо­ сти материалов — в ведомости № 10 или № 10-а.

Обработка' первичных документов по учету материа­ лов в бухгалтерии и отражение операций на счетах в значительной степени определяется принятым методом аналитического учета материальных ценностей. Наиболее распространенными являются карточный и оперативнобухгалтерский (сальдовый) методы его организации.

При карточном методе на каждую номенклатурную позицию материальных ценностей открывают карточки складского учета и параллельно-бухгалтерского учета. На складах применяют только карточки количественного учета, а в бухгалтерии'— карточки количественно-сум­ мового учета.

Каждую операцию по поступлению и выбытию мате­ риалов, оформленную соответствующим документом, за­ ведующий складом отражает в карточке складского уче­ та. После сдачи первичных документов со склада в бухгалтерию, их таксировки и группировки, операции по движению материальных ценностей находят свое отра­ жение в карточках аналитического учета в натуральном и денежном измерении. Таким образом, происходит дуб­ лирование одних и тех же учетных данных на складе и

вбухгалтерии.

Вконце месяца подводят итоги по карточкам склад­ ского и бухгалтерского учета, проводят, взаимную свер­ ку показателей. Данные аналитического учета в бухгал­ терии обобщают в оборотных ведомостях по товарноматериальным счетам, которые составляют в разрезе синтетических счетов и субсчетов.

При этом методе, в силу громоздкости учетной работы, бухгалтерские сведения о наличии и движении материальных ценностей запаздывают. Кроме того дуб­ лирование записей приводит к возникновению ошибок ' в учете. Этих недостатков лишен оперативно-бухгалтер­ ский (сальдовый) метод аналитического учета мате­ риалов.

72

Порядок учета материалов при оперативно-бухгал­ терском методе изложен в письме Министерства финан­

сов СССР от 22 марта

1956 г. 'Основные

положения

по

учету

материалов

на

предприятиях и

стройках»

и

письме

Министерства

 

финансов

и

ЦСУ

СССР

от

12

мая 1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

Сущность этого метода

сводится

к

тому, что

весь

аналитический учет материалов по количеству и сортам ведут на складах. Бухгалтерия осуществляет учет мате­ риалов только в денежном выражении по синтетическим счетам и субсчетам в разрезе мест хранения. Для увязки складского учета с бухгалтерским заводят книгу остатков

материалов

(сальдовую книгу — форма №

М-41).

В начале

года в бухгалтерии, в полном

соответствии

с номенклатурой-ценником, выписывают карточки склад­ ского учета, в которых проставляют количественные остатки на Г января. В аналогичном порядке размеще­ ния наименований материалов открывают сальдовую книгу, в которую также заносят количественные остатки материалов на 1 января. Номер карточки складского учета должен соответствовать номеру строки в сальдо­ вой книге.

Необходимым условием внедрения сальдового" мето­ да является наличие единых учетных плановых цен. Общий остаток материальных ценностей по единым учет­ ным ценам в разрезе складов записывают в ведомость № Ю журнально-ордерной формы или в другой бухгал­ терский регистр учета материальных ценностей. Кар­ точки складского учета передают под.расписку заведую­ щему складом, а сальдовая книга остается в бухгал­ терии.

В течение месяца заведующий складом (кладовщик) отражает все хозяйственные операции по движению ма­ териальных ценностей в карточках складского учета. Ежедневно или в другие установленные сроки, но не

реже одного раза в неделю,

документы

передают

со

склада в

бухгалтерию вместе

с реестром,

который

со­

ставляют

в двух экземплярах

(отдельно

на приходные

и расходные документы). В реестре указывают количе­ ство переданных складом и принятых бухгалтерией до­ кументов и их номера. Один экземпляр реестра остает­ ся на складе с подписью бухгалтера, а другой, с под­ писью заведующего складом, вместе с первичными

73


документами, передается в бухгалтерию или на механи­ зированную обработку.

При этом методе учета сокращается объем учетной работы и бухгалтерия получает возможность усилить непосредственный контроль за учетом материалов на складе.

Документы, поступившие для ручной или механизи­ рованной обработки проверяют, группируют и таксируют по единым учетным ценам. Запись общего итога посту­ пивших на склад и выбывших материалов заносят в ведомость № 10. Накопление данных по источникам поступления и каналам выбытия производят в других разделах ведомости № 10 или в других регистрах. По истечении месяца в ведомости № 10 после записи по каждому складу данных последней партии полученных документов выводят сальдо на конец месяца по твердым учетным ценам. Одновременно выводят остаток каждого

вида материалов в карточках складского

учета.

Остатки

с карточек складского учета переносят в

книгу

остатков

материалов. Их таксируют по твердым

учетным ценам

и сверяют с данными бухгалтерии по ведомости № 10 или по другим регистрам.

Некоторые предприятия" в качестве регистров анали­ тического учета материальных ценностей используют отчеты складов, в которых по каждому виду материаль­ ных ценностей на основании карточек складского учета указывают приход по источникам, расход по направле­ ниям и остаток на начало и конец месяца. Для облегче­ ния составления отчета источники поступления и направ­ ления расхода указывают непосредственно в карточках складского учета. При этом возможно применение вместо карточек складского учета накопительного документа по складу за месяц. После сверки остатка по отчету с кар­ точками складского учета и первичными документами итоги колонок по приходу и расходу таксируют. Этот метод аналитического учета прост и удобен, его приме­ нение возможно только на предприятиях с небольшой номенклатурой материалов.

Некоторыми . предприятиями (например, Киевским заводом шампанских вин) впервые начал применяться партионный метод аналитического учета материальных ценностей, когда на каждую партию завезенных мате­ риалов открывают специальный складской регистр.

74


В нем указывают наименование материала, его харак­ терные признаки, шифр, количество, а затем по каждо­ му первичному документу отражают расход и выводят остаток по партии. Таким образом, по каждой партии материалов можно сверить фактический остаток с учет­ ным, что устраняет возможность пересортицы и ошибок. Особенно эффективен метод партионного учета для вспомогательных материалов, завоз которых в основном производят после расхода всех имеющихся материалов данного вида.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, СПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Особое значение для последующего контроля мате­ риальных ценностей имеет инвентаризация и ревизия.

При инвентаризации сверяют наличие фактических остатков материальных ценностей с учетными данными и выявляют недостачи или излишки. Она проводится с целью контроля работы материально-ответственных лиц, выявления залежалых и некачественных материалов, приведения учетных данных в соответствие с фактиче­ ским наличием ценностей. Полную инвентаризацию всех наличных товарно-материальных ценностей производят в конце года перед составлением годового отчета, но не

ранее первого октября, а частичные

инвентаризации —

при смене материально-ответственных

лиц, при ревизии

и в других случаях.

 

.Наличные товарно-материальные ценности при инвен­ таризации проверяют путем их пересчета, перемерива­ ния, перевешивания и записи в инвентаризационные описи, которые составляют отдельно по каждому складу, цеху. В отдельную опись заносят непригодные и зале­ жалые материалы, а также материалы, принятые на ответственное хранение.

На момент инвентаризации в карточки складского учета должны быть занесены все операции, оформленные документами на поступление и расход материалов и выведены остатки. Документы материального учета сдают • в бухгалтерию. Материально-ответственное лицо дает расписку в том, что все документы им сданы в бухгалтерию, а все ценности предъявлены для проверки.

75

Проверка наличных ценностей и составление инвентаризационных описей проводится при присутствии материально-ответственных лиц. Каждую опись после ее заполнения подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо.

В описях указывают номенклатурный номер материа­ лов, наименование, единицу измерения, количество, цену и сумму. Данные описей сверяют с остатками, выведен­ ными на момент проведения инвентаризации и состав­ ляют сличительную ведомость, служащую документом,

по

которому определяют

результаты инвентаризации.

В

сличительную ведомость

заносят только те ценности,

по которым выявлены отклонения фактических остатков от учетных. Излишки или недостачи оценивают по еди­ ным учетным ценам, а затем указывают сумму отклоне­ ний фактической себестоимости от учетных цен.

По всем излишкам и недостачам от материально-от­ ветственных лиц требуют письменное объяснение. Инвен­ таризационная комиссия дает рекомендации о порядке списания результатов инвентаризации. Излишки мате­ риальных ценностей приходуют на дебет счетов 05, Об, 08, 12 и кредитуют счет 25 — если излишки выявлены в цехах, или счет 26 — если они выявлены на общезавод­ ских складах.

О недостачах на сумму до 100 руб. в каждом отдель­ ном случае сообщают вышестоящей организации, а о недостачах, превышающих 100 руб.,—• министерству.

Излишки и недостачи вследствие пересортицы могут быть взаимно перекрыты только при следующих усло­ виях: если они обнаружены у одного материально-ответ­ ственного лица и за один и тот же период, если мате­ риалы имеют сходную внешнюю характеристику, и если величина излишка равна-величине недостачи или имеет незначительное отклонение.

В учете пересортица перекрывается записью по дебе­ ту и кредиту одного и того же синтетического счета, но по разным аналитическим счетам. Если стоимость недо­

стающих

материалов выше излишних,

разницу относят

за счет

материально-ответственного

лица. При этом

производят записи по дебету счета 05 на цену материа­

ла,

который принимают на учет, и по дебету счета 75 —

на

разницу в ценах, а также по кредиту счета 05 — на

цену недостающего материала.

76