Файл: Жилкина Л.В. Учет и контроль в пищевой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
счет соответствующего источника капитальных вложений
(в основном, за |
счет фонда |
развития производства) и |
отражена на дебете счета 87/3 |
и кредите счета 93. |
|
В конце года |
счета 93 и 34 будут взаимно закрыты. |
|
Перемещение |
основных средств в состав малоценных |
и быстроизнашивающихся предметов учитывают как ли квидацию по дебету счета 85 и кредиту счета 01 — на первоначальную стоимость, а на сумму начисленного износа — по дебету счета 02 и кредиту счета 85.
Первые две бухгалтерские записи отражаются на из менении уставного фонда в части основных средств, а третья — в части оборотных.
Одновременно с перемещением средств по счетам не обходимо внести поправки и в величину износа. Если сумма начисленной амортизации была меньше 50% стои мости перемещаемых средств, разницу доначисляют, в противном случае — сторнируют.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
Для синтетического учета материальных ценностей предназначены счета 05 с пятью субсчетами 06, 07, 08 и 12. На этих счетах учитывают наличие материальных ценностей, их перемещение, поступление и расход.
Синтетический учет наличия и движения материаль ных ценностей осуществляет бухгалтерия в денежном выражении по фактической себестоимости. На дебет указанных счетов с кредита счета 60 относят покупную стоимость материальных ценностей, подлежащую оплате поставщику.
На дебет соответствующего счета (05, 06, 07, 08 или 12) относят и все расходы по приобретению, составляющие фактическую себестоимость. При этом кредитуют счета:
55/2 — при оплате расходов по снабжению |
чеками из |
||
лимитированных чековых книжек; 90 — |
при |
оплате |
рас |
ходов по снабжению чеками из нелимитированных |
чеко |
||
вых книжек; 71—на стоимость услуг |
по |
снабжению, |
|
оплаченных подотчетными лицами; 70 — |
на |
сумму |
зара |
ботной платы, начисленной рабочим за погрузку, раз грузку, доставку и складирование материалов; 69, 89 — на сумму отчислений на социальное страхование и резер ва, начисленных на заработную плату грузчиков.
70
Материалы, поступающие от ликвидации основных средств, отражают по дебету счетов 05, 06, 08 и кредиту счета 85; от ликвидации малоценных и быстроизнаши
вающихся предметов по кредиту счета 12/2, |
поступающие |
||
в виде отходов |
или возврата — по |
кредиту |
счета 20; в |
виде отходов от |
производственного |
брака — по кредиту |
счета 28. Недостачи сверх норм естественной убыли й недостачи по ценностям, на которые -не установлены нормы естественной убыли, выявленные при приемке ма териальных ценностей, поступивших от поставщиков, отражают на дебете счета 63 и кредите счета 60.
Поступившие материалы, в оплате которых отказано поставщику, принимают на ответственное хранение и учитывают за балансом на 'счете 001. На забалансовом счете 003 отражают также сырье, принятое для перера ботки от других предприятий.
По кредиту счетов учета материальных ценностей (05, 06, 08) отражают расход. При этом дебетуют счета 20— на израсходованное сырье и основные материалы при производстве продукции; 23, 25, 26 — на стоимость ма териалов, израсходованных цехами вспомогательных про изводств, на цеховые и общезаводские потребности; 28 -— на исправление допущенного брака; 45 — при реализации материальных ценностей; 46 — при передаче материалов для капитального строительства, в непромышленные производства и хозяйства.
Учет-поступления материальных ценностей и расче тов с поставщиками при журнально-ордерной форме ве дут в журнале-ордере № 6 и 6-заг., где операции по при обретению материалов систематизируют на дебете сче тов 10, 05, 06, 08, а также осуществляют аналитический
учет расчетов с поставщиками |
за поступающие ценности |
и оказанные услуги. В начале |
месяца в этот регистр за |
писывают платежные требования поставщиков неоплачен ные, т. е. расшифровывают сальдо по счету 60 за полу ченные материалы и услуги. В течение месяца в него записывают каждое платежное требование поставщика с обозначением всех основных показателей, и на осно-» вании выписок с расчетного, спецссудног.о или прочих счетов в банке делают отметки об оплате.
При значительном количестве поступающих за месяц платежных требований используют вкладыши к журналу
71
ордеру № 6. При этом на отдельных страницах отра жают расчеты за материальные ценности, за услуги производственного характера, расчеты с подрядчиками по капитальным вложениям и капитальному ремонту.
Учет расхода материальных ценностей ведут в жур налах-ордерах № 10 и № Ю/1, а накопление данных первичных документов и расчет фактической себестоимо сти материалов — в ведомости № 10 или № 10-а.
Обработка' первичных документов по учету материа лов в бухгалтерии и отражение операций на счетах в значительной степени определяется принятым методом аналитического учета материальных ценностей. Наиболее распространенными являются карточный и оперативнобухгалтерский (сальдовый) методы его организации.
При карточном методе на каждую номенклатурную позицию материальных ценностей открывают карточки складского учета и параллельно-бухгалтерского учета. На складах применяют только карточки количественного учета, а в бухгалтерии'— карточки количественно-сум мового учета.
Каждую операцию по поступлению и выбытию мате риалов, оформленную соответствующим документом, за ведующий складом отражает в карточке складского уче та. После сдачи первичных документов со склада в бухгалтерию, их таксировки и группировки, операции по движению материальных ценностей находят свое отра жение в карточках аналитического учета в натуральном и денежном измерении. Таким образом, происходит дуб лирование одних и тех же учетных данных на складе и
вбухгалтерии.
Вконце месяца подводят итоги по карточкам склад ского и бухгалтерского учета, проводят, взаимную свер ку показателей. Данные аналитического учета в бухгал терии обобщают в оборотных ведомостях по товарноматериальным счетам, которые составляют в разрезе синтетических счетов и субсчетов.
При этом методе, в силу громоздкости учетной работы, бухгалтерские сведения о наличии и движении материальных ценностей запаздывают. Кроме того дуб лирование записей приводит к возникновению ошибок ' в учете. Этих недостатков лишен оперативно-бухгалтер ский (сальдовый) метод аналитического учета мате риалов.
72
Порядок учета материалов при оперативно-бухгал терском методе изложен в письме Министерства финан
сов СССР от 22 марта |
1956 г. 'Основные |
положения |
||||||
по |
учету |
материалов |
на |
предприятиях и |
стройках» |
|||
и |
письме |
Министерства |
|
финансов |
и |
ЦСУ |
СССР |
от |
12 |
мая 1959 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сущность этого метода |
сводится |
к |
тому, что |
весь |
аналитический учет материалов по количеству и сортам ведут на складах. Бухгалтерия осуществляет учет мате риалов только в денежном выражении по синтетическим счетам и субсчетам в разрезе мест хранения. Для увязки складского учета с бухгалтерским заводят книгу остатков
материалов |
(сальдовую книгу — форма № |
М-41). |
В начале |
года в бухгалтерии, в полном |
соответствии |
с номенклатурой-ценником, выписывают карточки склад ского учета, в которых проставляют количественные остатки на Г января. В аналогичном порядке размеще ния наименований материалов открывают сальдовую книгу, в которую также заносят количественные остатки материалов на 1 января. Номер карточки складского учета должен соответствовать номеру строки в сальдо вой книге.
Необходимым условием внедрения сальдового" мето да является наличие единых учетных плановых цен. Общий остаток материальных ценностей по единым учет ным ценам в разрезе складов записывают в ведомость № Ю журнально-ордерной формы или в другой бухгал терский регистр учета материальных ценностей. Кар точки складского учета передают под.расписку заведую щему складом, а сальдовая книга остается в бухгал терии.
В течение месяца заведующий складом (кладовщик) отражает все хозяйственные операции по движению ма териальных ценностей в карточках складского учета. Ежедневно или в другие установленные сроки, но не
реже одного раза в неделю, |
документы |
передают |
со |
|
склада в |
бухгалтерию вместе |
с реестром, |
который |
со |
ставляют |
в двух экземплярах |
(отдельно |
на приходные |
и расходные документы). В реестре указывают количе ство переданных складом и принятых бухгалтерией до кументов и их номера. Один экземпляр реестра остает ся на складе с подписью бухгалтера, а другой, с под писью заведующего складом, вместе с первичными
73
документами, передается в бухгалтерию или на механи зированную обработку.
При этом методе учета сокращается объем учетной работы и бухгалтерия получает возможность усилить непосредственный контроль за учетом материалов на складе.
Документы, поступившие для ручной или механизи рованной обработки проверяют, группируют и таксируют по единым учетным ценам. Запись общего итога посту пивших на склад и выбывших материалов заносят в ведомость № 10. Накопление данных по источникам поступления и каналам выбытия производят в других разделах ведомости № 10 или в других регистрах. По истечении месяца в ведомости № 10 после записи по каждому складу данных последней партии полученных документов выводят сальдо на конец месяца по твердым учетным ценам. Одновременно выводят остаток каждого
вида материалов в карточках складского |
учета. |
Остатки |
с карточек складского учета переносят в |
книгу |
остатков |
материалов. Их таксируют по твердым |
учетным ценам |
и сверяют с данными бухгалтерии по ведомости № 10 или по другим регистрам.
Некоторые предприятия" в качестве регистров анали тического учета материальных ценностей используют отчеты складов, в которых по каждому виду материаль ных ценностей на основании карточек складского учета указывают приход по источникам, расход по направле ниям и остаток на начало и конец месяца. Для облегче ния составления отчета источники поступления и направ ления расхода указывают непосредственно в карточках складского учета. При этом возможно применение вместо карточек складского учета накопительного документа по складу за месяц. После сверки остатка по отчету с кар точками складского учета и первичными документами итоги колонок по приходу и расходу таксируют. Этот метод аналитического учета прост и удобен, его приме нение возможно только на предприятиях с небольшой номенклатурой материалов.
Некоторыми . предприятиями (например, Киевским заводом шампанских вин) впервые начал применяться партионный метод аналитического учета материальных ценностей, когда на каждую партию завезенных мате риалов открывают специальный складской регистр.
74
В нем указывают наименование материала, его харак терные признаки, шифр, количество, а затем по каждо му первичному документу отражают расход и выводят остаток по партии. Таким образом, по каждой партии материалов можно сверить фактический остаток с учет ным, что устраняет возможность пересортицы и ошибок. Особенно эффективен метод партионного учета для вспомогательных материалов, завоз которых в основном производят после расхода всех имеющихся материалов данного вида.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, СПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Особое значение для последующего контроля мате риальных ценностей имеет инвентаризация и ревизия.
При инвентаризации сверяют наличие фактических остатков материальных ценностей с учетными данными и выявляют недостачи или излишки. Она проводится с целью контроля работы материально-ответственных лиц, выявления залежалых и некачественных материалов, приведения учетных данных в соответствие с фактиче ским наличием ценностей. Полную инвентаризацию всех наличных товарно-материальных ценностей производят в конце года перед составлением годового отчета, но не
ранее первого октября, а частичные |
инвентаризации — |
при смене материально-ответственных |
лиц, при ревизии |
и в других случаях. |
|
.Наличные товарно-материальные ценности при инвен таризации проверяют путем их пересчета, перемерива ния, перевешивания и записи в инвентаризационные описи, которые составляют отдельно по каждому складу, цеху. В отдельную опись заносят непригодные и зале жалые материалы, а также материалы, принятые на ответственное хранение.
На момент инвентаризации в карточки складского учета должны быть занесены все операции, оформленные документами на поступление и расход материалов и выведены остатки. Документы материального учета сдают • в бухгалтерию. Материально-ответственное лицо дает расписку в том, что все документы им сданы в бухгалтерию, а все ценности предъявлены для проверки.
75
Проверка наличных ценностей и составление инвентаризационных описей проводится при присутствии материально-ответственных лиц. Каждую опись после ее заполнения подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо.
В описях указывают номенклатурный номер материа лов, наименование, единицу измерения, количество, цену и сумму. Данные описей сверяют с остатками, выведен ными на момент проведения инвентаризации и состав ляют сличительную ведомость, служащую документом,
по |
которому определяют |
результаты инвентаризации. |
В |
сличительную ведомость |
заносят только те ценности, |
по которым выявлены отклонения фактических остатков от учетных. Излишки или недостачи оценивают по еди ным учетным ценам, а затем указывают сумму отклоне ний фактической себестоимости от учетных цен.
По всем излишкам и недостачам от материально-от ветственных лиц требуют письменное объяснение. Инвен таризационная комиссия дает рекомендации о порядке списания результатов инвентаризации. Излишки мате риальных ценностей приходуют на дебет счетов 05, Об, 08, 12 и кредитуют счет 25 — если излишки выявлены в цехах, или счет 26 — если они выявлены на общезавод ских складах.
О недостачах на сумму до 100 руб. в каждом отдель ном случае сообщают вышестоящей организации, а о недостачах, превышающих 100 руб.,—• министерству.
Излишки и недостачи вследствие пересортицы могут быть взаимно перекрыты только при следующих усло виях: если они обнаружены у одного материально-ответ ственного лица и за один и тот же период, если мате риалы имеют сходную внешнюю характеристику, и если величина излишка равна-величине недостачи или имеет незначительное отклонение.
В учете пересортица перекрывается записью по дебе ту и кредиту одного и того же синтетического счета, но по разным аналитическим счетам. Если стоимость недо
стающих |
материалов выше излишних, |
разницу относят |
за счет |
материально-ответственного |
лица. При этом |
производят записи по дебету счета 05 на цену материа
ла, |
который принимают на учет, и по дебету счета 75 — |
на |
разницу в ценах, а также по кредиту счета 05 — на |
цену недостающего материала.
76