Файл: Жилкина Л.В. Учет и контроль в пищевой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативный учет договоров на поставки, плана ма­ териально-технического снабжения и контроль состояния складских запасов ведет отдел снабжения.

Регистром оперативного учета поступления материа­ лов и контроля выполнения договоров служит журнал учета поступающих грузов (форма № М-1), который ве­ дет отдел снабжения или транспортный цех.

Документами на оприходование поступающих мате­ риальных ценностей служат платежные требования по­ ставщиков и приложенные к ним железнодорожные или товарно-транспортные накладные, спецификации.

Если материалы поступили на товарную железнодо­ рожную станцию или на пристань, экспедиция предприя­ тия организует их доставку на склад. При этом прове­ ренные документы поставщика отдел сбыта передает экспедитору, который на каждый рейс автомашины выпи­ сывает товарно-транспортную однострочную накладную на каждый вид материалов (форма № М-5) или много­ строчную — на несколько видов материалов, поступив­ ших одновременно (форма № М-6). Товарно-транспорт­ ная накладная является документом на оприходование материалов складом. Если материалы получают непо­ средственно на складе поставщика, получателю выписы­ вают доверенность (форма № М-2).

В случаях одновременного завоза материалов на разные склады или же поступления только части груза, указанного в документе поставщика, заведующий скла­ домвыписывает приходный ордер на каждый вид мате­ риалов (форма № М-3 или М-4). Приходным ордером оформляют также материалы, поступившие с перера­ ботки.

Приходные ордера составлять не обязательно, если все материальные ценности, указанные в документе по­ ставщика, поступили одновременно и на один склад. •

При расхождении между данными о количестве или качестве материалов, указанными в документе постав­ щика и фактическими составляют акт о приеме материа­ лов (форма № М-7).

Акт о приеме материалов составляют также при поступлении материалов без документов (неотфактуро­ ванных поставках).

Материалы, поступающие в виде отходов производ­ ства, лома, ветоши и запасных частей от ликвидации

58

основных средств, малоценных и быстроизнашивающих­ ся предметов приходуют на основании накладных (фор­ ма № М-12 или № М-13).-Накладные составляют так­ же при внутреннем перемещении материальных ценностей из склада на склад или из цеха в цех.

Организация учета на складах возложена на заве­ дующих складами (кладовщиков), которые выступают материально-ответственными лицами. При зачислении лиц на данную должность заключается письменный до­ говор о материальной ответственности, в котором преду­ сматриваются обязательства и ответственность заведую­ щего складом и предприятия по хранению и контролю материальных ценностей.

Заведующий складом принимает и отпускает мате­ риалы только по оформленным документам. На складе ведется только количественный учет материальных цен­ ностей в натуральном выражении. Регистрами количест­ венного сортового учета являются карточки складского учета материалов (форма № М-17), которые выписы­ ваются в бухгалтерии и выдаются заведующему складом под расписку в реестре с обозначением количества бланков и их регистрационных номеров.

Ведение складского учета допускается также в кни­ гах сортового учета (амбарных книгах), которые должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписаны руководителем предприятия.

Каждую операцию по поступлению и выдаче материа­ лов на основании оформленных документов записывают в карточку складского учета. После каждой операции определяют остаток материалов на складе.

Вместо карточек складского учета некоторые промыш­ ленные предприятия пользуются в течение месяца нако­ пительными документами (заборные листы, заборные карточки или заборные ведомости нетиповых форм). Такой документ выписывают на каждый вид материалов с обозначением в отдельных графах цехов, отделов, ко­ торым отпускают материалы и остатка их на складе. В конце месяца остатки переносят в карточку складско­ го учета, а проверенные заборные ведомости (заборные листы или карточки) передают в бухгалтерию для обра­ ботки и отражения операций на счетах.

Заведующий складом обязан следить, чтобы фактиче­ ские остатки материальных ценностей были близки к

бэ



нормативным, а о значительных отклонениях или нали­ чии залежалых, неиспользуемых материальных запасов сообщать отделу снабжения и бухгалтерии для приня­ тия мер.

УЧЕТ ВЫБЫТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ РАСХОДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

Основная масса материальных ценностей расходует­ ся предприятиями на производство продукции, а неко­ торое количество — на ремонт, хозяйственные и другие нужды. Объем их расхода на производственные цели определяется планом производства и нормами на еди­ ницу продукции по установленной рецептуре или тех­ нологии производства. Плановый расход материалов на запланированный выпуск составляет лимит.

Для первичного оформления отпуска материалов со складов служат лимитно-заборные карты, требованиянакладные.

Лимитно-заборные карты предназначены для офор­ мления отпуска сырья, материалов, топлива, потребляе­ мых многократно в течение месяца. Их выписывает в начале месяца отдел снабжения или производственный отдел по поручению руководителя предприятия. Они бы­ вают индивидуальные однопозиционные (форма № М-8) и групповые многопозиционные (форма № М-9). Отпуск по групповым лимитно-заборным картам возможен толь­ ко с одного «склада и в один цех на один вид или каль­ кулируемую группу готовых изделий.

Некоторые предприятия кондитерской и консервной промышленности практикуют раздельное составление ли­ митных карт и заборных ведомостей или книжек нети­ повой формы. При этом заборную ведомость (книжку) составляют на один вид материальных ценностей, но в разрезе цехов, и передают ее на склад. В ней отмечают лимит, установленный каждому цеху и его изменения. Часто такая ведомость (если в ней выводят остаток после каждой операции поступления или выдачи материалов), заменяет в течение месяца карточку складского учета. Лимитные карты выписывают на один или несколько видов материалов и передают в цех.

Применение лимитно-заборных и заборных карт зна-

60

чителыю сокращает количество бухгалтерских докумен­ тов и облегчает их обработку. Таксировку, группировку, контировку и разноску по счетам осуществляют по ито­ гу документа. Однако применение накопительных доку­ ментов на отпуск материалов ограничивает возможности оперативного контроля затрат в течение месяца со сто­ роны бухгалтерии. Поэтому на некоторых предприятиях, где необходим строгий ежедневный контроль расхода сырья и материалов лимитно-заборные карты выписы­ вают в одном экземпляре и передают складу, а для еже­ дневного получения материалов пользуются требования­ ми с визой отдела снабжения, на который возложен контроль за соблюдением лимитов.

На многих предприятиях в последнее время все шире применяют бестарный способ хранения сырья и мате­ риалов и беспрерывной подачи на производство. В таких условиях расход сырья и материалов определяют по показаниям счетчиков и уточняют при зачистке бун­ керов.

Все большее распространение получают счетчики для измерения и регулирования расхода сырья и материалов с печатающими устройствами. Использование таких авто­ матических устройств обеспечивает оперативный учет материальных ценностей и контроль за их расходова­ нием.

Для учета отпуска материалов, потребность в кото­ рых возникает периодически, применяют однострочные (форма № М-10) или многострочные (форма № М-11) требования. Так как расход тарных материалов и этикетов происходит относительно систематически и требует особого контроля за соблюдением норм, для их оформле­ ния целесообразно использовать накопительные забор­ ные ведомости или требования.

Специальные требования составляют во всех случаях сверхлимитного отпуска сырья, материалов и топлива или при замене одного вида материалов другим.

При реализации или безвозмездной передаче мате­ риальных ценностей по распоряжению вышестоящей организации составляют накладную на отпуск материа­ лов на сторону (форма № М-14 или № М-15).

Кроме указанных типовых форм первичных докумен­ тов на отпуск материалов предприятия пищевой промыш­ ленности применяют некоторые специфические формы,

61


например, накладную на отпуск спирта, в которой ука­ зывают данные о температуре, проценте абсолютного алкоголя и пр.

На предприятиях с большим оборотом товарно-мате­ риальных ценностей, должен быть организован особо тщательный контроль за их сохранностью и правильным использованием.

Налаженная система контроля предупреждает хище­ ния материальных ценностей и способствует экономно­ му, бережливому и рациональному их использованию. Кроме того, контроль за состоянием наличных запасов дает возможность предприятиям определять и сохранять оптимальные запасы — достаточные для производствен­ ных нужд,, но не излишние.

Первоисточниками для проведения контроля служат первичные и сводные документы, оперативные сведения, учетные регистры и отчетные формы. Предварительный и оперативный (текущий) контроль возможен только на основании первичных документов: лимитно-заборных карт, требований-накладных, оперативных сведений, а также хозяйственных договоров, журналов учета посту­ пающих грузов. Последующий контроль состояния и ис­ пользования материальных ценностей проводится по учетным регистрам и отчетности.

Предварительный контроль обязаны,вести руководи­ тели и специалисты предприятия при расчетах лимитов расхода материалов, руководствуясь при этом рецепту­ рами и установленной технологией производства, а так­ же при подписи документов на выдачу материалов со склада. Особого внимания заслуживает контроль за ис­ пользованием нелимитируемых материалов: смазочных, ремонтных и пр. На эти материалы также должен быть установлен лимит расхода, но не на единицу продукции, а на год с поквартальной и помесячной разбивкой по цехам, отделам. Большой эффект дает моральное и ма­ териальное стимулирование экономии в расходовании материальных ценностей (освещение результатов соблю­ дения лимитов в стенгазетах, на оперативных совеща­ ниях, премирование за сохранность и экономное исполь­ зование материалов).

Углублением контрольной работы за использованием материалов является внедрение нормативного метода учета затрат, при котором документированию подвер-

62

гаются всякие

отклонения от норм расхода материалов,

в оперативном

порядке устанавливаются причины и ви­

новники отклонений от норм.

УЧЕТ ТАРЫ И ТАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Значительный удельный вес в составе материальных ценностей предприятий пищевой промышленности зани-. мает тара. Поэтому учет наличия и движения, выявле­ ние ее фактической себестоимости и определение резуль­ татов по операциям с тарой играют важную роль.

Тара бывает инвентарная и оборотная. Инвентарная тара предназначена для постоянного хранения матери­ альных ценностей и транспортировки заделов незавер­ шенного производства. Ее-используют на предприятиях длительное время и закрепляют попредметно на весь период эксплуатации за материально-ответственными лицами. Учет инвентарной тары ведут на счетах 01 и 12. На счете 01 учитывают тару стоимостью, превышающей 50 руб. за единицу и со сроком эксплуатации более одно­ го года. Тут стоимостью до 50 руб. за единицу и сроком службы до одного года учитывают в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Оборотная тара совершает с товарами однократный или многократный оборот. Она делится на безвозвратную и возвратную.

Безвозвратная тара включается в себестоимость то­ вара и возврату не подлежит. Стоимость такой тары (коробки картонные, ящики фанерные, кульки) прихо­ дуют по цене возможного использования и уменьшают цену основного материала.

Возвратную тару в себестоимость товара не вклю­ чают. Она должна быть возвращена поставщику или тарособирающей организации. Видом возвратной тары является залоговая, поставляемая с продукцией и оплачиваемая поставщику по залоговым ценам. Залог возвращается поставщиком после получения им тары.

Для первичного оформления движения тары исполь­ зуют те же документы, что и при операциях с матери­ альными ценностями. Бухгалтерский учет оборотной тары и тарных материалов ведут на счете 05 по субсче­ ту 05/5.

63


Возвратную тару однократного использования, полу­ ченную от поставщиков вместе с материалами и вклю­ ченную в стоимость материалов, приходуют по цене возможной реализации и использования по договорной цене на дебет счета 05/5 и кредит счета 60.

Такими же записями приходуют и возвратную тару по прейскурантным или залоговым ценам. Разницу меж­ ду прейскурантной ценой и продажной относят по мере реализации или передачи тары поставщику на счет 99.

Тару, изготовленную на предприятии, приходуют по фактической себестоимости изготовления на дебет счета

05/5 и кредит счета 23.

 

 

 

Передачу тары

и тарных

материалов

на упаковку го­

товой продукции,

а также

тары вместе

с

материалами

на производственные цели

документально

оформляют

так же, как и материалы. Тару, передаваемую вместе с материалами в цехи основного производства, возвра­ щают, а стоимость тары, расходуемой на упаковку и затаривание готовой продукции, списывают на счета учета затрат производства и включают в фабрично-за­ водскую себестоимость продукции. Списание тары и тар­ ных материалов отражают по дебету счетов 20, 23 и кредиту счета 05/5.

На стоимость возвращенной на склад тары умень­ шают производственные затраты.

Стоимость тары, расходуемой на затаривание и упа­ ковку готовой продукции при ее реализации, списывают на дебет счета 45 или 43.

На счет 45 относят стоимость тары, которая по усло­ виям договора поставки будет возмещена покупателями сверх оптовой цены на продукцию, а на счет 43 относят стоимость тары, которую включают в полную себестои­ мость реализованной продукции.

В случаях, если стоимость тары предусмотрена пла­ ном в составе фабрично-заводской себестоимости про­ дукции, а в производственных целях целесообразно про­ изводить ее расход при реализации, например, оклейку банок в консервной промышленности, на расходы по таре создают резерв, учет которого ведут по дебету сче­ та 20 и кредиту счета 89.

Фактически израсходованную тару при этом списы­ вают за счет созданного резерва и отражают по дебету счета 89 и кредиту счета 05/5.