Файл: Жилкина Л.В. Учет и контроль в пищевой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Оперативный учет договоров на поставки, плана ма териально-технического снабжения и контроль состояния складских запасов ведет отдел снабжения.
Регистром оперативного учета поступления материа лов и контроля выполнения договоров служит журнал учета поступающих грузов (форма № М-1), который ве дет отдел снабжения или транспортный цех.
Документами на оприходование поступающих мате риальных ценностей служат платежные требования по ставщиков и приложенные к ним железнодорожные или товарно-транспортные накладные, спецификации.
Если материалы поступили на товарную железнодо рожную станцию или на пристань, экспедиция предприя тия организует их доставку на склад. При этом прове ренные документы поставщика отдел сбыта передает экспедитору, который на каждый рейс автомашины выпи сывает товарно-транспортную однострочную накладную на каждый вид материалов (форма № М-5) или много строчную — на несколько видов материалов, поступив ших одновременно (форма № М-6). Товарно-транспорт ная накладная является документом на оприходование материалов складом. Если материалы получают непо средственно на складе поставщика, получателю выписы вают доверенность (форма № М-2).
В случаях одновременного завоза материалов на разные склады или же поступления только части груза, указанного в документе поставщика, заведующий скла домвыписывает приходный ордер на каждый вид мате риалов (форма № М-3 или М-4). Приходным ордером оформляют также материалы, поступившие с перера ботки.
Приходные ордера составлять не обязательно, если все материальные ценности, указанные в документе по ставщика, поступили одновременно и на один склад. •
При расхождении между данными о количестве или качестве материалов, указанными в документе постав щика и фактическими составляют акт о приеме материа лов (форма № М-7).
Акт о приеме материалов составляют также при поступлении материалов без документов (неотфактуро ванных поставках).
Материалы, поступающие в виде отходов производ ства, лома, ветоши и запасных частей от ликвидации
58
основных средств, малоценных и быстроизнашивающих ся предметов приходуют на основании накладных (фор ма № М-12 или № М-13).-Накладные составляют так же при внутреннем перемещении материальных ценностей из склада на склад или из цеха в цех.
Организация учета на складах возложена на заве дующих складами (кладовщиков), которые выступают материально-ответственными лицами. При зачислении лиц на данную должность заключается письменный до говор о материальной ответственности, в котором преду сматриваются обязательства и ответственность заведую щего складом и предприятия по хранению и контролю материальных ценностей.
Заведующий складом принимает и отпускает мате риалы только по оформленным документам. На складе ведется только количественный учет материальных цен ностей в натуральном выражении. Регистрами количест венного сортового учета являются карточки складского учета материалов (форма № М-17), которые выписы ваются в бухгалтерии и выдаются заведующему складом под расписку в реестре с обозначением количества бланков и их регистрационных номеров.
Ведение складского учета допускается также в кни гах сортового учета (амбарных книгах), которые должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписаны руководителем предприятия.
Каждую операцию по поступлению и выдаче материа лов на основании оформленных документов записывают в карточку складского учета. После каждой операции определяют остаток материалов на складе.
Вместо карточек складского учета некоторые промыш ленные предприятия пользуются в течение месяца нако пительными документами (заборные листы, заборные карточки или заборные ведомости нетиповых форм). Такой документ выписывают на каждый вид материалов с обозначением в отдельных графах цехов, отделов, ко торым отпускают материалы и остатка их на складе. В конце месяца остатки переносят в карточку складско го учета, а проверенные заборные ведомости (заборные листы или карточки) передают в бухгалтерию для обра ботки и отражения операций на счетах.
Заведующий складом обязан следить, чтобы фактиче ские остатки материальных ценностей были близки к
бэ
нормативным, а о значительных отклонениях или нали чии залежалых, неиспользуемых материальных запасов сообщать отделу снабжения и бухгалтерии для приня тия мер.
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ РАСХОДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Основная масса материальных ценностей расходует ся предприятиями на производство продукции, а неко торое количество — на ремонт, хозяйственные и другие нужды. Объем их расхода на производственные цели определяется планом производства и нормами на еди ницу продукции по установленной рецептуре или тех нологии производства. Плановый расход материалов на запланированный выпуск составляет лимит.
Для первичного оформления отпуска материалов со складов служат лимитно-заборные карты, требованиянакладные.
Лимитно-заборные карты предназначены для офор мления отпуска сырья, материалов, топлива, потребляе мых многократно в течение месяца. Их выписывает в начале месяца отдел снабжения или производственный отдел по поручению руководителя предприятия. Они бы вают индивидуальные однопозиционные (форма № М-8) и групповые многопозиционные (форма № М-9). Отпуск по групповым лимитно-заборным картам возможен толь ко с одного «склада и в один цех на один вид или каль кулируемую группу готовых изделий.
Некоторые предприятия кондитерской и консервной промышленности практикуют раздельное составление ли митных карт и заборных ведомостей или книжек нети повой формы. При этом заборную ведомость (книжку) составляют на один вид материальных ценностей, но в разрезе цехов, и передают ее на склад. В ней отмечают лимит, установленный каждому цеху и его изменения. Часто такая ведомость (если в ней выводят остаток после каждой операции поступления или выдачи материалов), заменяет в течение месяца карточку складского учета. Лимитные карты выписывают на один или несколько видов материалов и передают в цех.
Применение лимитно-заборных и заборных карт зна-
60
чителыю сокращает количество бухгалтерских докумен тов и облегчает их обработку. Таксировку, группировку, контировку и разноску по счетам осуществляют по ито гу документа. Однако применение накопительных доку ментов на отпуск материалов ограничивает возможности оперативного контроля затрат в течение месяца со сто роны бухгалтерии. Поэтому на некоторых предприятиях, где необходим строгий ежедневный контроль расхода сырья и материалов лимитно-заборные карты выписы вают в одном экземпляре и передают складу, а для еже дневного получения материалов пользуются требования ми с визой отдела снабжения, на который возложен контроль за соблюдением лимитов.
На многих предприятиях в последнее время все шире применяют бестарный способ хранения сырья и мате риалов и беспрерывной подачи на производство. В таких условиях расход сырья и материалов определяют по показаниям счетчиков и уточняют при зачистке бун керов.
Все большее распространение получают счетчики для измерения и регулирования расхода сырья и материалов с печатающими устройствами. Использование таких авто матических устройств обеспечивает оперативный учет материальных ценностей и контроль за их расходова нием.
Для учета отпуска материалов, потребность в кото рых возникает периодически, применяют однострочные (форма № М-10) или многострочные (форма № М-11) требования. Так как расход тарных материалов и этикетов происходит относительно систематически и требует особого контроля за соблюдением норм, для их оформле ния целесообразно использовать накопительные забор ные ведомости или требования.
Специальные требования составляют во всех случаях сверхлимитного отпуска сырья, материалов и топлива или при замене одного вида материалов другим.
При реализации или безвозмездной передаче мате риальных ценностей по распоряжению вышестоящей организации составляют накладную на отпуск материа лов на сторону (форма № М-14 или № М-15).
Кроме указанных типовых форм первичных докумен тов на отпуск материалов предприятия пищевой промыш ленности применяют некоторые специфические формы,
61
например, накладную на отпуск спирта, в которой ука зывают данные о температуре, проценте абсолютного алкоголя и пр.
На предприятиях с большим оборотом товарно-мате риальных ценностей, должен быть организован особо тщательный контроль за их сохранностью и правильным использованием.
Налаженная система контроля предупреждает хище ния материальных ценностей и способствует экономно му, бережливому и рациональному их использованию. Кроме того, контроль за состоянием наличных запасов дает возможность предприятиям определять и сохранять оптимальные запасы — достаточные для производствен ных нужд,, но не излишние.
Первоисточниками для проведения контроля служат первичные и сводные документы, оперативные сведения, учетные регистры и отчетные формы. Предварительный и оперативный (текущий) контроль возможен только на основании первичных документов: лимитно-заборных карт, требований-накладных, оперативных сведений, а также хозяйственных договоров, журналов учета посту пающих грузов. Последующий контроль состояния и ис пользования материальных ценностей проводится по учетным регистрам и отчетности.
Предварительный контроль обязаны,вести руководи тели и специалисты предприятия при расчетах лимитов расхода материалов, руководствуясь при этом рецепту рами и установленной технологией производства, а так же при подписи документов на выдачу материалов со склада. Особого внимания заслуживает контроль за ис пользованием нелимитируемых материалов: смазочных, ремонтных и пр. На эти материалы также должен быть установлен лимит расхода, но не на единицу продукции, а на год с поквартальной и помесячной разбивкой по цехам, отделам. Большой эффект дает моральное и ма териальное стимулирование экономии в расходовании материальных ценностей (освещение результатов соблю дения лимитов в стенгазетах, на оперативных совеща ниях, премирование за сохранность и экономное исполь зование материалов).
Углублением контрольной работы за использованием материалов является внедрение нормативного метода учета затрат, при котором документированию подвер-
62
гаются всякие |
отклонения от норм расхода материалов, |
в оперативном |
порядке устанавливаются причины и ви |
новники отклонений от норм.
УЧЕТ ТАРЫ И ТАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Значительный удельный вес в составе материальных ценностей предприятий пищевой промышленности зани-. мает тара. Поэтому учет наличия и движения, выявле ние ее фактической себестоимости и определение резуль татов по операциям с тарой играют важную роль.
Тара бывает инвентарная и оборотная. Инвентарная тара предназначена для постоянного хранения матери альных ценностей и транспортировки заделов незавер шенного производства. Ее-используют на предприятиях длительное время и закрепляют попредметно на весь период эксплуатации за материально-ответственными лицами. Учет инвентарной тары ведут на счетах 01 и 12. На счете 01 учитывают тару стоимостью, превышающей 50 руб. за единицу и со сроком эксплуатации более одно го года. Тут стоимостью до 50 руб. за единицу и сроком службы до одного года учитывают в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Оборотная тара совершает с товарами однократный или многократный оборот. Она делится на безвозвратную и возвратную.
Безвозвратная тара включается в себестоимость то вара и возврату не подлежит. Стоимость такой тары (коробки картонные, ящики фанерные, кульки) прихо дуют по цене возможного использования и уменьшают цену основного материала.
Возвратную тару в себестоимость товара не вклю чают. Она должна быть возвращена поставщику или тарособирающей организации. Видом возвратной тары является залоговая, поставляемая с продукцией и оплачиваемая поставщику по залоговым ценам. Залог возвращается поставщиком после получения им тары.
Для первичного оформления движения тары исполь зуют те же документы, что и при операциях с матери альными ценностями. Бухгалтерский учет оборотной тары и тарных материалов ведут на счете 05 по субсче ту 05/5.
63
Возвратную тару однократного использования, полу ченную от поставщиков вместе с материалами и вклю ченную в стоимость материалов, приходуют по цене возможной реализации и использования по договорной цене на дебет счета 05/5 и кредит счета 60.
Такими же записями приходуют и возвратную тару по прейскурантным или залоговым ценам. Разницу меж ду прейскурантной ценой и продажной относят по мере реализации или передачи тары поставщику на счет 99.
Тару, изготовленную на предприятии, приходуют по фактической себестоимости изготовления на дебет счета
05/5 и кредит счета 23. |
|
|
|
|
Передачу тары |
и тарных |
материалов |
на упаковку го |
|
товой продукции, |
а также |
тары вместе |
с |
материалами |
на производственные цели |
документально |
оформляют |
так же, как и материалы. Тару, передаваемую вместе с материалами в цехи основного производства, возвра щают, а стоимость тары, расходуемой на упаковку и затаривание готовой продукции, списывают на счета учета затрат производства и включают в фабрично-за водскую себестоимость продукции. Списание тары и тар ных материалов отражают по дебету счетов 20, 23 и кредиту счета 05/5.
На стоимость возвращенной на склад тары умень шают производственные затраты.
Стоимость тары, расходуемой на затаривание и упа ковку готовой продукции при ее реализации, списывают на дебет счета 45 или 43.
На счет 45 относят стоимость тары, которая по усло виям договора поставки будет возмещена покупателями сверх оптовой цены на продукцию, а на счет 43 относят стоимость тары, которую включают в полную себестои мость реализованной продукции.
В случаях, если стоимость тары предусмотрена пла ном в составе фабрично-заводской себестоимости про дукции, а в производственных целях целесообразно про изводить ее расход при реализации, например, оклейку банок в консервной промышленности, на расходы по таре создают резерв, учет которого ведут по дебету сче та 20 и кредиту счета 89.
Фактически израсходованную тару при этом списы вают за счет созданного резерва и отражают по дебету счета 89 и кредиту счета 05/5.