Файл: Жилкина Л.В. Учет и контроль в пищевой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соответствие содержания

записей в них отчету кассира,

а также сверяют подсчеты

оборотов и остатков на начало

иконец дня. Остаток наличных денег в кассе на начало дня по кассовой книге сверяют с остатком за предыдущий день.

Вкассовом отчете и на всех кассовых документах про­ ставляют шифры корреспондирующих счетов, группируют

иподсчитывают суммы по одинаковым корреспондирую­ щим счетам для записи в счета бухгалтерского учета.

Учет наличия и движения денежных средств в кассе промышленных предприятий ведут на счете 50. По дебету этого счета учитывают наличие и поступление денег в кассу.

Счет 50 до дебету корреспондирует со счетами: 51 — поступление наличных с расчетного счета; 55 — поступ­ ление с других счетов в банке; 69 — поступление от рабо­ чих и служащих за путевки в санатории и дома отдыха; 71 — возврат неиспользованных подотчетных сумм; 96 — поступление средств от родителей на содержание детей в детских садах и яслях и пр.

По кредиту счета 50 учитывают расход наличных из кассы. При этом корреспондируют, счета: 70 — выплата заработной платы, премий и пособий по временной нетру­

доспособности;

69 — выплата разовых

пособий

за

счет

соцстраха;

87 — выплата

разовых премий

и пособий за

счет фонда

материального

поощрения;

51

— возврат

на­

личных на расчетный

счет; 71 —выдача наличных в под­

отчет; 76 — выплата

депонированной

заработной

платы

и прочей кредиторской задолженности

и др.

 

 

 

Для

учета

наличия

и

движения денежных

средств

в

кассе

предназначен

журнал-ордер

1 и ведомость

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введомости № 1 указывают остаток денежных

средств в кассе на начало

месяца, отражают операции

по дебету счета 50 в разрезе

корреспондирующих

счетов

и указывают остаток денежных средств в кассе на

конец

месяца. В журнале-ордере1 отражают операции по кредиту счета 50 в разрезе корреспондирующих дебитуемых счетов.

В условиях механизации учета кассовых операций на основании отчета кассира и приложенных к нему приход­ ных и расходных кассовых ордеров составляют накопи­ тельные ведомости по дебету и кредиту счета 50.

19



УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

Расчеты с подотчетными лицами производят при опла­ те мелких хозяйственных расходов и расходов по служеб­ ным командировкам. Подотчетными лицами могут высту­ пать только рабочие и служащие предприятия. Руково­ дитель предприятия ежегодно устанавливает-список лиц, которые могут пользоваться авансами на административ­ но-хозяйственные и операционные расходы (экспедиторы, агенты снабжения, заведующие хозяйством и др.). Командировочные выдаются по мере необходимости, но в пределах сумм, предусмотренных сметой на эти цели. На хозяйственные и операционные расходы авансы под­ отчетным лицам выдают в размере трехдневной потреб­

ности, если оплата производится

в населенном пункте,

где находится

предприятие, а при

оплате

иногородних

расходов — в

размере пятнадцатидневной

потребности.

Размер авансов, выдаваемых на операционные расходы, не может превышать 100 руб., а на административно-хо­ зяйственные — 30 руб. в каждом отдельном случае.

Командируемому, согласно постановления об оплате служебных командировок, оплачиваются такие расходы: проезд до места командировки и обратно, суточные и квартирные.

Выдачу наличных под отчет производят на основании заявления на выдачу денег (обратная сторона расход­ ного кассового ордера). В бухгалтерии на бланке заяв­ ления дают справку о состоянии расчетов по предыдущим авансам.

Подотчетные лица, не отчитавшиеся в израсходова­ нии ранее полученных сумм, не могут получить нового аванса.

Согласно заявлению выписывают расходный ордер, который служит основанием для учета выдачи наличных под отчет.

Не позже трех дней после возвращения из команди­ ровки или со дня использования аванса на администра­ тивно-хозяйственные или операционные расходы подот­ четные лица составляют и представляют в бухгалтерию авансовые отчеты, в которых указывают суммы получен­ ного аванса и расходы-, подлежащие оплате согласно составленному расчету. Авансовый отчет с приложенны­ ми документами после проверки бухгалтерией и утвер-

29


ждения

руководителя предприятия

служат основани­

ем для

списания

с подотчетного

лица

израсходованных

сумм.

 

 

 

 

Бухгалтерский

учет расчетов

с подотчетными лицами

ведут на счете 71. По дебету этого счета учитывают опе­ рации по выдаче из кассы авансов на командировочные- и хозяйственные расходы, а также возмещение из кассы перерасхода, а по кредиту — расходы из подотчетных сумм: стоимость приобретенных материалов или услуг,, связанных с заготовкой (дебет счетов 05, 06, 08, 12), рас­ ходы по командировкам (дебет счета 26).

Синтетический и аналитический учет расчетов с под­ отчетными лицами при журнально-ордерной форме ведут в журнале-ордере № 7. В него записывают по каждому подотчетному лицу данные о выданной сумме аванса и- отмечают расходы.

По аналогичной форме составляют табуляграммуведомость расчетов с подотчетными лицами при механи­ зированной обработке учетных сведений.

УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

В процессе хозяйственной деятельности предприятиянепрерывно вступают в расчетные взаимоотношения с- другими предприятиями, организациями и отдельными лицами. Расчеты между предприятиями ведутся по товар­ ным и нетоварным операциям. К расчетам по товарным операциям относятся платежи за отпущенную продук­ цию, выполненные работы и оказанные услуги, а по нето­ варным — расчеты с бюджетом по налогам и отчислениям от прибыли, по ссудам, расчеты с вышестоящими органи-' зациями и некоторые другие. Преобладающими являются1 расчеты по товарным операциям (они составляют около70% всех платежей предприятия).

Отношения между предприятиями по товарным опе­ рациям регулируются «Положением о поставках продук­ ции производственно-технического назначения» и «Поло­ жением о поставках товаров народного потребления», утвержденными Постановлением Совета Министров

СССР от 9 апреля 1969 г.

Формы расчетов для предприятий установлены инст­ рукцией Госбанка СССР № 2 «О безналичных расчетах

21


и кредитовании по операциям, связанным с расчетами», утвержденной 10 июля 1970 г.

Одногородние расчеты (для предприятий, организа­ ций, учреждений, обслуживаемых одним или разными одногородними банками) до 10 руб., а в некоторых слу­ чаях, с разрешения управляющего Госбанком — до 50 руб., производят, как правило *, наличными деньгами. В остальных случаях расчеты производят безналичным путем.

Безналичные расчеты по товарным и нетоварным опе­ рациям осуществляют по следующим основным формам.

Преимущественной формой расчетов между предприя­ тиями за отгруженные и отпущенные товарно-материаль­ ные ценности, выполненные работы и оказанные услуги является акцептная форма. При этой форме поставщик на основании накладных склада и транспортных доку­ ментов или актов на сдачу выполненных работ выписы­ вает платежное требование (форма № 883), которое при­ нимается банком для оплаты на сумму не менее 25 руб. при иногородних расчетах и не менее 50 руб.— при одногородних.

Если за день поставщик представляет на инкассо пла­ тежные требования на несколько покупателей (заказчи­ ков), их данные обобщаются в реестре (форма № 884).

Оплата платежных требований производится с согла­ сия (акцепта) плательщика путем списания соответ­ ствующих сумм с его расчетного или со спецссудного счета.

При отказе от акцепта платежного требования при­ бывший груз принимается покупателем на ответственное хранение.

При акцептной форме расчетов поступившие материа­ лы, выполненные работы и услуги предприятия-покупа­ тели и заказчики отражают по дебету счетов 05, 06, 08, 12, 23, 24, 25, 26 и прочих и кредиту счета 60. При пере­ числении задолженности поставщикам и подрядчикам дебетуют счет 60 и кредитуют счет 51 (при перечислении с расчетного счета) или счет 90 (при перечислении со спецссудного счета).

* Некоторые виды расчетов на сумму, не превышающую 10 руб., можно производить и безналичным путем через предприятия связи и посредством чеков.

22

Предприятия-поставщики и подрядчики отгруженную продукцию по фабрично-заводской себестоимости на основании транспортных документов и стоимость выпол­ ненных работ относят на дебет счета 45 и кредит счетов 40 и 23. При поступлении денежных средств от покупате­ лей и заказчиков для оплаты платежных требований дебитуют счет 51 (при поступлении выручки на расчетный счет) или 90 (при поступлении на спецссудный счет) и кредитуют счет 46. Однбвременно списывают себестои­ мость продукции работ и услуг на дебет счета 46 и кре­ дит счета 45.

В случаях отказа от акцепта платежных требований после их оплаты сторнируют записи на счетах по отгруз­ ке и реализации, а поступившую сумму платежа отра­ жают как кредиторскую задолженность по кредиту счета 76. Предприятия-покупатели и заказчики также сторни­ руют записи на счетах по оприходованию материалов и услуг, а оплаченную поставщикам и подрядчикам сумму отражают как дебиторскую задолженность по дебету сче­ та 76.

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение ввиду отказа от акцепта, учитывают на заба­ лансовом счете 004.

Кредиторская или дебиторская задолженность, обра­ зовавшаяся в результате отказа от акцепта, погашается или регулируется при очередных поставках.

Аккредитивную форму расчетов, предусмотренную договором или соглашением, применяют в случаях, когда прием товара покупателем должен производиться в мес--

те нахождения поставщика, когда поставщик

применяет

санкции к покупателю ввиду систематических

задержек

в платежах, а также по требованию банка.

 

Аккредитив представляет собой приказ банка, обслу­ живающего покупателя произвести оплату счетов по мес­ ту нахождения поставщика за отгруженные им товары

или оказанные услуги.

 

 

 

 

 

 

Каждый

аккредитив

выставляется

покупателем

за

счет своих

собственных

средств или

кредитов

банка

по

почте или телеграфу

на

сумму не

менее 100

руб.

и

предназначен для расчетов

только

с одним

постав­

щиком.

 

 

 

 

 

 

 

Срок действия аккредитива в банке,

обслуживающем

поставщика,

устанавливается по указанию покупателя в

га