Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
- 34 -
Для нормального движения колес по пути необходимо, чтобы между рабочими гранями бандажей и боковыми поверхностя ми головок рельсов всегда сохранялся достаточный зазор.
Ширина рельсовой колеи измеряется на уровне 13 мм ниже поверхности катания головок рельсов. Допускается отклонение от нормы (1524 мм) в сторону увеличения б мм и в сторону уменьшения 2 мм. Па кривых участках пути для обеспе чения свободного прохода многоосных экипажей колея делается
шире, чем на |
пряных участках. Максимальная |
ширина колеи в |
кривых равна |
1540 мм, а с учетом допуска |
б мм на уширение - |
1546 мм.
Головки обоих рельсов на прямых участках пути должны находиться на одном уровне. Разрешается держать одну рельсовую нить выше другой на 4 мм на воем протяжении прямого участка пути,чтобы уменьшить интенсивность вилявшего движе ния экипажей на таких участках.
|
|
§ 4. |
Рельсовая колея в кривых участках |
пути |
||
|
При движении подвижного состава по кривому участку пути |
|||||
возникает |
центробежная |
сила |
|
|
||
|
|
|
Q ,= |
G Ѵ і |
(5) |
|
|
|
|
|
5 |
R |
|
где |
Q - |
вес |
экипажа; |
|
|
|
|
g- - ускорение силы тяжести; |
|
||||
|
V - скорость движения поезда; |
|
||||
|
R - |
радиус круговой |
кривой. |
|
Центробежная сила приложена к центру тяжести экипажа и стремится опрокинуть его по направление от центра кривой (рис. 16). Для уравновешивания центробежной силы наружный рельс приподнимают над внутренним. Величина возвышения выби рается так, чтобы равнодействующая сила веса экипажа и центробежной силы была перпендикулярна плоскости пути.
- 35 -
• |
Рио, Іб , |
Cxeua к расчету возвышения наружного |
|
|
|
|
|
рельса в кривой |
|
|
Из |
этого |
условия |
|
|
|
|
ЦцСоЗс* - G g ir ic t, |
(б) |
так |
как |
|
|
|
Зіп.оС= = -jj■* ,
где оС - угол наклона пути к горизонтали.
Отсюда
(7)
- 36 -
|
|
|
|
|
значение |
G |
в выражение |
(5), : |
||||
лучаем |
|
|
|
|
|
V 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q.U |
|
|
|
|
|
|
|
(8) |
|
|
|
|
|
|
Е. |
’ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
откуда |
|
|
|
|
|
V2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(9) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
h |
- |
возвышение |
наружного |
рельса; |
|
|
|
||||
|
В |
- |
расстояние |
между |
осями головок |
рельсов. |
|
|||||
Для широкой колеи можно принять |
S * |
1600 |
мм. |
|
||||||||
Подставляя значение |
в |
и g |
в |
формулу |
(9 ), |
оконча |
||||||
тельно |
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
h |
= 12, 5»— |
|
мм, |
|
|
|
|
(1 0 ) |
|
|
|
|
|
|
Л » |
|
|
|
|
|
|
|
где. |
V |
- |
окорость, км/час; |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В. |
- |
радиус, |
и. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если скорости |
поездов невелики, |
то |
эта |
формула вполне |
удовлетворяет вышеуказанному условию. При разных величинах скорости возвышение наружного рельса уотраивают таким образом,
чтобы часть |
поездов перегружала внутреннюю нить, а часть - |
|
наружную. |
|
|
Для узкой колеи (750 мм) при расстоянии между осями голо |
||
вок рельсов |
S ^ Ѳ00 мм |
|
|
h = 6 , 3 . - V - u u . |
(Ц) |
В связи |
с тем, что определить фактические |
скорости движе |
ния поездов трудно, величина возвышения наружного рельса рас считывается для узкой колеи по максимальной скорости, т .е . по
формуле |
. |
|
h = 5 .-^ 2 2 * |
(1 2 ) |
|
с округлением до 5 мм в |
ближайшую сторону. Если по расчету |
|
h < 5 мм, то возвышения |
не делают. |
|
|
|
- 3 Y |
- |
|
|
|
|
Возвышение наружного рельса |
h |
|
имеет постоянную вели |
||
чину |
по всей длине |
кривой, поэтому |
оно |
начинается |
на рассто |
|
янии |
1 постепенно |
на участке пути |
с |
переменный |
радиусом. |
Этот участок пути называется переходной кривой, а постепенное
возвышение |
рельса наэываетоя |
отводом возвышения. |
Длина пере |
||||||
ходной |
кривой зависит |
от величины возвышения h |
в |
круговой |
|||||
кривой |
и допустимого угла возвышения. |
|
|
||||||
|
На железных дорогах СССР принят отвод возвышения наруж |
||||||||
ного |
рельса |
по |
закону |
прямой |
линии |
|
|
||
|
|
|
|
h |
= 1 1 , |
|
|
(13) |
|
где |
|
і - |
угол |
отвода |
возвышения, °/сс; |
|
|
||
|
|
1 - длина переходной кривой. |
|
|
|||||
|
Отсюда длина переходной |
кривой |
|
|
|||||
|
|
|
|
1 |
» |
. |
|
|
( И) |
|
Угол отвода возвышения |
принимается в пределах |
от I до Ъ%а. |
В зависимости от величины возвышения длину переходной кривой (разгон возвышения рельса) можно рассчитывать по формуле
1 = (100 - ЗОО) 1\ .
Кроме того, выбранная длина переходной кривой должна обеспечивать допускаемую скорость подъёма колеса по наружному рельсу, а возникающая центробежная сила в каждой точке пе реходной кривой должна быть скомпенсирована возвышением наруж ного рельса в такой же степени, как и в пределах круговой кри вой.
По действующим правилам переходные кривые при широкой
колее |
железнодорожного пути устраивают при |
радиусах |
кривых |
|
менее |
3000 м, а при узкой колее - в кривых |
радиусом |
менее |
300 м. |
С |
увеличением скоростей движения потребуются большие |
дли |
ны переходных кривых,и тогда при больших радиусах круговых кривых
- 38 -
необходимо будет устраивать переходные кривые. Так,для узкой
колеи на дорогах І-й категории |
при скоростях движения до |
|||
5 5 - |
60 км/час |
переходные |
кривые |
следует устраивать в кри |
вых |
радиусом |
менее 1 0 0 0 |
ц, |
|
|
§ 5, Укладка, содержание и ремонт пути |
|||
|
Проектную трассу пути на местности размечают кольями, |
|||
устанавливаемыми по оси |
пути, а |
также столбами и кольями вне |
зоны расположения земляного полотна и производства работ. Земляное полотно возводят, используя экскаваторы, скреперы, бульдозеры и грейдер-элеваторы. Для искусственных сооружений применяют унифицированные сборные конструкции, монтируемые кранами.
Звенья пути и блоки стрелочных переводов собирают в основном на механизированных звеносборочных базах, а затем собранные звенья грузят на платформы в том порядке, который необходимо соблюдать при укладке их на прямых и кривых участ ках пути. Звенья обычно укладывают путеукладчиками (консоль ными, портальными, конвейерными и др .) или стреловыми кра нами, а стрелочные переводы - кранами.
Верхнее строение пути укладывают комплексно механизированншш способами при помощи специальных путеукладочных,' балластировочных и шпалоподбивочных машин, кранов и т .д .
|
Применяют также |
поточные методы ведения работ о комп |
|||
лексной |
механизацией |
трудоёмких операций (раскладки рельсов |
|||
и шпал, |
сверления отверстий в шпалах, пришивки |
рельсов к |
шпа |
||
лам |
костылями и д р .) |
и перевозкой материалов в |
рабочей |
зоне |
|
на |
легких тележках, |
прицепах и платформах дрезинами или мо |
товозами.
Балластировка заключается в подвозке и разгрузке балласта, подведении его под путь и разравнивании, подштопке шпал и выправке пути. Балластировку проводят балластировочными маши нами с уплотнением балласта шпалоподбішочными машинами, а при небольших объёмах работ - ползучими путеподъёмниками с трактор-
- 39 -
ними дозировщиками или моторными путеподъёмниками с уплотне нием балласта съёмными шпалоподбивочными машинами, а также електрошпалоподбойками. Рихтовку выполняют моторными путерихтовщиками и ручными гидравлическими рихтовочньши прибора ми. Верх уплотненной балластной призмы устраивает нике верхней постели деревянных шпал и на уровне с верхней постелью средней части железобетонных шпал.
При эксплуатации пути необходимо проводить ряд организа ционных и технических мероприятий, обеспечивающих экономичное и безопасное его использование. Целью организационных меро приятий является составление графиков планово-предупредитель ных ремонтов и текущего содержания пути, дефектовочных ведо мостей, смет и материальная подготовка к проведению ремонтов и межремонтного обслуживания.
Осуществление технических мероприятий заключается в сле дующем: в замене изношенных или поломанных деталей пути, устранении неисправностей (перекоса шпал, уширения колеи, про садок и искривлений в плане и др.), очистке и смазке стрелочных переводов, очистке путевой решетки и балласта, поддержании профиля земляного полотна, снегоочистке, дренаже и др.
Так как производительность труда рабочих при текущем со держании пути невелика, а механизация работ связана с боль шими затратами, экономически целесообразнее через определенные промежутки времени проводить концентрированные работы по обновлению и ремонту пути.
Классификацией путевых работ установлены три вида ре монта: подьемочный, средний и капитальный. Подъёмочный ремонт - сплошная подбивка шпал для ликвидации резких отступлений от равноупругооти рельсовых опор, а также замена загрязненной корки балласта под шпалами и о поверхности. При таком ремонте одновременно меняются изношенные и дефектные элементы пути (рельсы, шпалы, скрепления), производится перешивка пути, выправка его положения в плане. Средний ремонт - это такой ре монт, при котором производится очиотка или частичная замена балластного слоя о одновременной заменой некоторого числа •