ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
этих условиях первый этап моделирования заключается в вы ражении всех интересующих нас соотношений на языке приня той геометрической теории. После этого остается решить воз никающую частную геометрическую задачу. Полученное реше ние и представляет собой искомую машину М2 .
В качестве примера рассмотрим снова эпизод с велосипеди стом и поездом, описанный в разделе 2.3.4. Как было там ука зано, объект О, выдает два сигнала:
а) |
велосипедист |
прибыл вовремя; |
|
б) |
велосипедист |
опоздал. |
|
Выбор того или иного сигнала зависит от набора |
основных |
||
параметров — от взаимного положения пунктов N, S, |
Р и ско |
рости движения велосипедиста и поезда. Действующая в ис ходном обекте Oi машина должна быть промоделирована
искомой геометрической |
конструкцией. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Для |
выявления |
этой |
конст |
|||||||
|
рукции |
нет |
надобности |
прово |
|||||||
|
дить эксперименты. Достаточно |
||||||||||
|
обратиться |
к известному |
гео |
||||||||
|
метрическому |
представлению, |
|||||||||
|
согласно |
которому |
|
равномер |
|||||||
|
ное |
движение |
материальной |
||||||||
|
точки |
изображается |
в |
декар |
|||||||
|
товых координатах |
прямой ли |
|||||||||
|
нией |
/, если |
по оси s |
отклады |
|||||||
|
вается |
|
пройденный |
путь, |
а |
||||||
|
по оси |
|
t — протекшее |
время |
|||||||
|
(рис. |
2.13). |
Наклон |
прямой |
/ |
||||||
|
по |
отношению |
к |
оси s |
тем |
||||||
Рис. 2.13 |
меньше, |
чем больше |
скорость |
||||||||
|
движения. Угол |
наклона |
|
ф оп |
ределится, если на прямой k\\s, выражающей масштабную еди ницу времени, отложим от оси t отрезок, выражающий в мас штабе расстояний данную скорость.
Итак, представим поставленный вопрос в терминах дейст вующих здесь геометрических соотношений. Задано положение точек N, 5, Р на линии s и углы наклона прямых п, р , проходя щих через точки Р. Требуется установить, какая из этих прямых — п или р — отсекает больший отрезок на перпендику ляре к линии s, проведенном через точку S.
Имея геометрическую формулировку задачи, наметим — и данном случае совершенно элементарное • - построение, прн70
водящее к решению |
и |
представляющее, таким образом, ма |
|||||
шину |
М2 . |
|
|
|
|
|
|
Фиксируем линию s, точку S |
|||||||
и проходящую через нее пря |
|||||||
мую |
t, |
перпендикулярную |
s |
||||
(рис. 2.14). Отмечая, согласно |
|||||||
имеющимся |
основным |
пара |
|||||
метрам, точки N, |
Р |
и |
прямые |
||||
п, р , |
пересекаем |
последние |
с |
||||
линией t. |
Получаем |
результа |
|||||
тивный |
сигнал — направлен |
||||||
ный |
отрезок NtPt- |
|
Множество, |
||||
результативных |
сигналов де |
||||||
лится |
на |
два |
класса: |
|
Рис. 2.14 |
||
а) N t P t > l , |
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
б) |
|
NtP,<\. |
|
|
|
|
Каждый шаг работающей машины доставляет 1 бит инфор мации. В целом образуется цикл информации / й 2 , который отождествляется с циклом J g i при помощи кодовой таблицы.
|
Т а б л и ц а 2.5 |
Сигнал S\i |
Сигнал s2 j |
Велосипедист успел
NTPT > 1
Велосипедист опоздал
NTP,< 1
5. Продолжая аналогию с предыдущим параграфом, про цесс конструирования геометрической модели также полезно разделить на четыре основных этапа.
а) Первый этап — подготовка модели. Здесь производится выбор геометрических элементов, порождающих цикл инфор мации Jgi, а также выбор исходных элементов — параметров, определяющих работу машины М ь
В случае наличия готовой геометрической теории на этом первом этапе важно осуществить переход к чисто геометриче
ской формулировке поставленной частной |
задачи. |
|
|
|
б) Второй этап — конструирование геометрической модели. |
||
На |
основе эксперимента разрабатывается |
новая |
теория или |
без |
непосредственного обращения к эксперименту |
находится |
решение задачи, поставленной в рамках действующего геомет рического аппарата.
71
в) Третий этап — усовершенствование модели. Соображе ния, высказанные в разделе 2.3.5 б, сохраняют свою силу. Про стой иллюстрацией могут служить рис. 2.14 и 2.15. Соотноше
ния NtPt^\ |
и NtPt<Cl |
требуют измерения отрезка |
NtPt. |
Удобнее использовать соотношения Л ^ Р ^ О , /V( P,<0, требую щие только наблюдения за порядком следования точек Nt,P<. Поэтому практически целесообразно шкалу расстояний SP опустить на одну масштабную единицу вниз (рис. 2.15). Целый ряд специальных приемов, связанных с третьим этапом, будет освещен в следующей главе.
Рис. 2.15 |
Рис. 2.16 |
г) Четвертый этап — использование |
технических средств. |
Потребность в этом возникает при достаточно интенсивной ра боте машины М2 . Геометрическая модель, выполнив свою вспо могательную роль, снова уступает здесь место модели веще ственной. Простейшим и самым распространенным овещест влением геометрической конструкции является чертеж. Об этом уже упоминалось в разделах 2.1.4, 2.1.5 (рис. 2.1). Осо бенно удобным оказывается специально подготовленный для
работы |
чертеж, именуемый |
обычно |
номограммой. |
На |
рис. 2.16 показана |
номограмма, |
приспособленная для |
решения задачи о поезде и велосипедисте. Точки N и Р на чер |
|||
теже совмещены. Через них проходят |
заранее прочерченные |
прямые, характеризующие скорость поезда и велосипедиста. Числовые пометки, стоящие возле этих прямых, позволяют
выбрать |
нужный |
элемент. |
Вертикальные |
линии, |
перпендику |
|
лярные |
к шкале |
s, |
дают |
возможность отметить |
расстояние |
|
от JV ДО 5 и от Р |
до S. Пересечения этих |
линий |
с лучами, |
|||
характеризующими |
скорость, определяют |
положение точек |
72
Ni, Pi. Заранее нанесенные (через одну масштабную единицу) горизонтальные прямые служат для сравнения высоты этих то чек. Жирными линиями показано одно из возможных решений. Окончательный ответ диктуется кодовой табл. 2.5.
Кроме чертежей и чертежей-номограмм в качестве техни ческих средств могут применяться приборы механическою действия, разнообразные оптические устройства и другие ана логовые машины.
До настоящего времени техника моделирования, базирую щаяся непосредственно на геометрических представлениях, развита очень слабо. Следует, однако, иметь в виду, что тех нические устройства, возникающие на этом последнем этане, обязаны моделировать исходный объект Oi по циклу информа ции Jg\, но вовсе не обязаны хранить на себе прямые следы проводившихся ранее математических рассуждений. Поэтому
аналитический |
и геометрический |
способы |
моделирования |
мо |
|
гут замыкаться |
на одном |
и том |
оке техническом |
инструменте. |
Это обстоятельство отчетливо подчеркивается схемой про цесса, приведенной па рис. 2.11.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
АППАРАТ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
§1. Линейные пространства
1.Основу любых геометрических воззрений составляет представление о пространстве. Непосредственный опыт способ ствует развитию геометрической интуиции и установлению по нятий о точке, прямой линии, плоскости, наконец, о простран стве в целом.
Геометрическое пространство характеризуется прежде всего своей размерностью. Понятие о размерности простран ства условимся базировать на инвариантной неопределенности и потому не будем стремиться к дальнейшим уточнениям. Естественно считать, что точка — это нуль-мерный, а прямая линия — одномерный образ. Минимальное количество одно мерных образов, необходимых для организации координатной системы в пространстве, может служить признаком (но не
73
определением!) размерности. Пользуясь этим признаком и об ращаясь к известным вариантам координатных систем (§2.2), замечаем, что плоскость — это двумерный, а пространство
вцелом — трехмерный образ.
2.Подобно тому как точка порождает прямую линию, пря мая линия —• плоскость, а плоскость — трехмерное простран ство, трехмерное пространство порождает образ более высокой размерности —• пространство четырехмерное.
Продолжая этот ход рассуждений, развиваем представле ние о пятимерном, шестимерном . . . , наконец, об «-мерном пространстве. Символическая запись: R0 (точка), R1 (прямая),
R2 (плоскость), |
Я3 , R \ . . . , R n . |
Многомерное |
пространство Rn представляет собой, прежде |
всего, множество точек, и именно в качестве такового оно характеризуется указанной размерностью п. Однако то же самое пространство Rn можно рассматривать как множество образов R1 или R2, или R3. . . и т. д. Тогда и размерность его приобретает иное значение.
3. Согласно известным и легко воспринимаемым геометри ческим аксиомам две точки определяют прямую линию, три неколлинейные точки определяют плоскость. Назовем набор
точек (или других |
элементов), определяющих геометрический |
|||||||
образ, его репером. |
Тогда, интуитивно |
развивая упомянутые |
||||||
аксиомы, можно утверждать, что репер пространства Rn |
со |
|||||||
держит |
(п+1) |
точку общего |
положения. |
|
|
|||
Рассмотрим два пространства Rh и R1, принадлежащих |
R'1. |
|||||||
Количество точек, входящих в реперы Rh |
и R1, |
не может превос |
||||||
ходить |
( п + 1 ) . Если же образуется избыток элементов, то это |
|||||||
означает, очевидно, что Rk |
и R1 |
имеют общую часть, имеют |
пере |
|||||
сечение: Rh-Rl |
= Rp. |
Репер |
пространства |
R? |
состоит из |
(р+1) |
||
точки, причем |
(р+ |
1) = (k +1) |
+ (/+1) — ( я + 1). Раскрыв скоб |
|||||
ки, получаем |
|
|
|
|
|
|
(3.1) |
|
|
|
|
p = |
k + |
l—n. |
|
|
Формула |
(3.1) позволяет определить размерность пересе |
||||
чения двух пространств. Например, R3 |
и R7, заключенные в R9, |
||||
пересекаются |
по |
прямой линии: |
3 + 7—9=1. При |
k + 1 — п |
|
имеем |
р = 0, |
т. е. |
в пересечении возникает точка. В |
случае |
|
k + l<n |
данные образы не имеют общих элементов, если только |
они не принадлежат какому-либо подпространству простран
ства |
Rn. |
|
|
4. |
Пусть Rh |
и R1 не имеют общих элементов, |
т. е. k + l<n. |
Выделим репер |
пространства Rh, содержащий |
(&+1) точку, |
|
74 |
|
|
|