Файл: Вальков К.И. Введение в теорию моделирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прямая т представляет собой элемент множества. Оче­ видно, она пересекает все четыре плоскости. Совокупность таких элементов образует пространство F2 / 1 . Так как каждая прямая линия является одномерным точечным пространством,

то имеем F2ix

=F3

(трехмерная

квадрика).

Опираясь на формулу (3.1), легко показать, что внутри

пространства

R3==Rin

квадрика

Z7 2 '1 имеет пару прямых.

6. Пересечение нелинейных пространств с линейными про­ странствами и между собой определяет новые геометрические образы, размерность которых устанавливается с помощью со­

отношения (3.1). Так, пересечение

в R2 коники / с прямой ли­

нией / имеет нулевую размерность

(1 + 1—2 = 0);

пересечение

в R4 трехмерной квадрики Г3 с плоскостью а дает

одномерную

фигуру (3 + 2—4=1). Но производя такие подсчеты, необхо­

димо брать размерность точечных пространств и полученное число также относить к. точечному множеству, так как именно

при этих условиях действует

формула (3.1).

 

 

Размерность пересечения не следует смешивать с количе­

ством

элементов, из

которых

может

состоять

возникающая

форма. Пересечение в R2 коники с прямой

линией

представ­

ляет

собой две

точки — различные,

совпавшие

или

мнимые.

А размерность

этого

образа — пары

точек, — очевидно, равна

нулю. Пересечение в RA трехмерной квадрики с плоскостью по­

рождает иногда

пару

прямых — различных,

совпавших или

мнимых. Ясно, что в любом случае размерность этого образа равна единице.

Те же самые соображения действуют и при оценке пересече­ ний двух нелинейных пространств. Две коники, расположенные в одной плоскости, имеют четыре общие точки. Размерность пересечения равна нулю (1 + 1 —2 = 0).

Разумеется, можно рассматривать также пересечения ли­ нейных и нелинейных множеств, элементами которых являют­ ся прямые линии, плоскости, трехмерные пространства и т. д.

Пример такого пересечения отмечен в заключительной

фразе

предыдущего

раздела.

 

7. Наметим

в Rn какой-либо линейный образ Rh

(0^k<n)

и составим бесконечное множество, элементами которого явля­

ются образы Rih.

С этой целью установим некоторый

признак,

по?воляющий разделять все Rth,

входящие в Rn, на два

класса:

на элементы, принадлежащие

и

не принадлежащие

данному

множеству. Тогда

все элементы,

принадлежащие множеству,

составляют р-мерную поверхность, или /7-мерное пространство, FP—Fgl>l. Если р<п и существует линейный образ, который в

80



пересечении с F'} дает нелинейное пространство, то FP

нели­

нейно.

 

 

 

 

Посмотрим

с этой

точки зрении па приводившиеся

ранее

примеры.

Rhl'n.

 

 

 

а) Звезда

 

 

 

В пространстве Rn

намечен образ R'. Установлен признак:

если Ri1 содержит фиксированное пространство Rb,

то Ri'

при­

надлежит множеству F>\ Любой линейный образ

R', пересе­

кающий FP, определяет в пересечении линейную фигуру Rs или звезду меньшей размерности. Поэтому F'> линейно.

б) Коника /.

В пространстве R0- намечен образ R0. Установлен признак: если Ri° может быть получено с помощью описанного в 3.2.1. алгоритма (рис. 3.1), то Ri° принадлежит множеству F>\ Суще­

ствует прямая, например si или s2,

пересекающая F>' по край­

ней мере в двух точках. Поэтому FP

нелинейно.

в) Пучок прямых второго порядка.

В пространстве R9 намечен образ R1. Установлен признак:

если

Ri]

может быть

получено с помощью

описанного в

3.2.3

алгоритма (рис. 3.2),

то

принадлежит FP. Существует

пря­

мая, имеющая с FP множество общих точек, но не принадлежа­

щая FP целиком. Следовательно, FP нелинейно.

По

рис. 3.2

легче заметить точку, например S\ или S2,

через

которую

про­

ходят по крайней мере два элемента пространства FP. В даль­

нейшем

(см. 3.5.4)

будет выяснено, что это последнее обстоя­

тельство равносильно

предыдущему.

 

 

 

 

г) Линейчатая

квадрика.

 

 

 

 

 

В пространстве R* намечен образ R'. Установлен признак:

ес:и Ri1 пересекает фиксированные прямые

/, т,

п, то Ri1

при­

надлежит PP. Существует плоскость, например любая пло­

скость, проходящая через /, которая пересекает FP по паре пря­

мых. Следовательно, FP нелинейно.

 

 

 

 

д)

Трехмерная

квадрика.

 

 

 

 

 

В пространстве

RA намечен образ RK Установлен признак:

ее, и Ri1

пересекает фиксированные плоскости а,

р, у,

6, то Ri1

прьнадлежит

FP.

Как уже было отмечено, пересечение FP =

= F211

X R411

дает

пару прямых. Поэтому FP нелинейно.

 

8. Подсчет

размерности

пространства

FPLT

=Ft

произво­

дится следующим

способом.

 

 

 

 

 

Прежде всего устанавливается размерность р пространства

F P I ' .

Для этого используется признак, позволяющий

разделять

элементы Ri' на два класса. Обычно он позволяет легко опре­

делить информационный индекс элемента Ri1,

принадлежаще-

6 зак. 886

81


го Fpl1.

Например, проводя в R5 прямую k, пересекающую ли-

нш: /, т и п (см. 3.2.4; 3.2.6,г), свободно выбираем

начальную

т е к у

L на линии /, после чего положение прямой

k оконча­

тельно

выявлено. Следовательно, имеем здесь / = 1

и p = j=\.

Суммируя далее величины р и /, узнаем размерность точеч­

ное о пространства Fi;

(3.6)

 

q=p + l.

Рекомендуется проверить таким способом размерности про­ странств, упомянутых в 3.2.6, а-д.

Поскольку признак, разделяющий элементы Ri на два клас са, не задан заранее, постольку и размерность р не имеет сво­ его формально определенного выражения. Как только этот признак выбирается и задается, так сразу же выявляется - - по крайней мере в принципе — и размерность р. Приведенные выше примеры иллюстрируют этот факт.

§3. Операция проектирования

1.Два пространства, имеющие одинаковую размерность, обычно оказываются весьма пригодными для взаимно одно­

значного кодирования (см. 1.4.9; 1.4.10). Это означает, что с помощью сравнительно про­ стых геометрических операций удается попарно сопоставлять элементы, принадлежащие пер­ вому и второму пространствам.

Отметим, например, на пло­ скости а окружность / (рис. 3.3)

и рассмотрим

 

множество

то­

чек — пространство R2— и мно­

жество

прямых — пространст­

во 7?2'1, — заполняющих а. Оба

пространства

имеют

размер­

ность 2. Для

R2n эту размер­

ность

нетрудно

проверить

по

формуле (3.4).

 

 

 

 

 

С помощью окружности / любой точке А, В,

С, ...,

czR2

со­

поставим прямую а, Ь, с, ..., cz R m , и наоборот. Если точка А лежит вне окружности f, то проведем через нее касательные к / прямые АК и AI. Через точки К, I проходит прямая а. Если точка С лежит внутри окружности /, то проведем через нее хорды — KI и MN. Обратным построением находим точки А и

82


В образы прямых а = / С / и bs=MN. Через А, В проходит пря­ мая с.

В геометрии этот способ кодирования носит название кор­ реляции [3640]. На основании принятых аксиом доказывается, что точки и прямые сопоставляются взаимно однозначно и с сохранением непрерывности.

Другие разнообразные геометрические приемы позволяют сопоставлять элементы других пространств. Во всяком случае эта приемы достаточно естественны и просты, они достаточно успешно конкурируют с кодовыми таблицами (которые здесь должны были бы продолжаться до бесконечности), если толь­ ко оба пространства имеют одинаковую размерность.

2. Элементы двух пространств, имеющих различную размер­ ность, также можно организованно сопоставить друг с другом, но при этом по чисто практическим соображениям приходится отказаться от взаимной однозначности. Главным ограничени: ем оказывается сохранение непрерывности. Если кодирование должно сохранять непрерывность — а это практически всегда необходимо, или, по крайней мере, чрезвычайно полезно, — то нужно пойти на использование неоднозначного кода (1.4.11; 1.4 12). Модель, сконструированная на основе такого кода, ста­ новится гомоморфной. В подобных случаях широко распрост­ раненным и удобным геометрическим средством, позволяющим сопоставлять элементы двух пространств, является операция проектирования.

3. Пусть рассматриваются два пространства: R" и Rm, при п>т. Сущность операции проектирования сводится к замене пространства Rn пространством Р " / ' 1 с соблюдением двух обя­ зательных условий: а) через каждую точку пространства Rn прмходит но меньшей мере один элемент /<У; б) точки, через которые проходит бесконечное множество элементов RJ, либо не существуют, либо составляют пространство Fh, размерность которого k<Ll.

После осуществления указанной замены получаем два про­ странства Fml' и R™, обладающие одинаковой размерностью. Такие пространства допускают практически удобное однознач­

ное кодирование. Выполнив, согласно 3.3.1,

это кодирование,

т. е. сопоставив попарно элементы RilczFml'

и A/aR™,

полу­

чаем возможность каждой точке Ac:RilczRn

поставить

в пару

1 Здесь и в других аналогичных случаях подразумевается,

что линейное

пространство Rm

можно рассматривать как частный

случай

нелинейного

пространства

F m .

 

 

 

6*

83