Файл: Борисов А.М. Сельскохозяйственные погрузочно-разгрузочные машины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Р—вес частицы; •Р —сила трения частицы о поверхность;

g — ускорение свободного падения;

f — коэффициент трения между частицей и поверхностью. Частица а удерживается на вертикальной неподвижной по­

верхности при условии P<CF' или

s

R

Выражая линейную скорость через параметры шнека, полу­ чим

 

Транспортирование материала вдоль оси шнека начинается

При

rti пк.

 

 

 

получим

 

 

Заменяя неравенство равенством,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(28)

где

пк

— критическая

частота

вращения

материала, выше

кото­

 

 

рой последний

начинает

транспортироваться

верти­

 

R ;

кальным шнеком:

 

 

 

 

 

—расстояние

от

оси

вращения

до рассматриваемой

 

 

точки.

 

 

 

 

 

 

 

Влияние загрузочной

части

Шнека на его производительность.

На

основании многочисленных

данных, полученных за рубежом

и в СССР, считаются общепризнанными следующие положения: а) производительность шнекового транспортера возрастает пропорционально увеличению частоты вращения шнеков только до некоторого предела; при дальнейшем увеличении частоты вра­ щения рост производительности замедляется, а затем произво­

дительность начинает уменьшаться; б) с увеличением угла наклона шнекового транспортера про­

изводительность уменьшается.

Влияние угла наклона учитывается коэффициентом, значе­ ния .которого приводятся во всех справочных материалах по шнековым транспортерам.

4*

99



Однако экспериментальные

данные, полученные

нами, и дру­

гих авторов, показывают, что

указанные выше

зависимости

справедливы только для шнековых транспортеров, работающих по принципу свободного забора материала открытыми витками шнека. При соответствующей скорости подачи материала в шнековый транспортер, которая может быть обеспечена питающими устройствами активного действия, указанные выше зависимости не сохраняются.

Так, при принудительной подаче материала производитель­ ность шнекового транспортера возрастает пропорционально ча­ стоте вращения шнека при любых, технически доступных часто­ тах вращения и не зависит от угла шнека к горизонту.

Геометрическая форма материала в быстроходных шнековых транспортерах. Анализ процесса перемещения материала быст­ роходным шнековым транспортером показывает, что при доста­ точно быстром вращении слоя материала гравитационное поле земли можно заменить инерционным полем, которое и будет определять форму и положение материала, перемещаемого шне­ ковым транспортером.

Вшнековом транспортере с вертикальным расположением оси шнека это поле будет постоянным, а в транспортере с гори­ зонтальным и наклонным расположением оси — переменным, так как гравитационное поле земли будет или уменьшать или уси­ ливать силы инерции в зависимости от положения слоя относи­ тельно вертикальной плоскости.

Ввертикальном шнековом транспортере под действием сил инерции вращающийся слой материала будет прижиматься к кожуху шнека. Сила инерции в радиальном направлении, дей­

ствуя перпендикулярно образующей кожуха шнека, оказывает на материал воздействие, аналогичное воздействию силы тя­ жести.

Так как угол естественного откоса зависит только от физикомеханических свойств материала, то материал при перемещении внутри кожуха шнека в сечении вертикальной плоскостью, про­ ходящей через ось шнека, расположится в виде прямоугольного треугольника, у которого угол между вертикальным катетом и гипотенузой равен углу ф естественного откоса.

Коэффициент заполнения шнекового транспортера. В спра­ вочной литературе и монографиях, посвященных шнековым транспортерам, коэффициент заполнения дается в широких пре­ делах без каких-либо указаний о методе выбора оптимального значения его для данных конкрегных условий работы.

Термин коэффициент запилнения возник в период примене­ ния горизонтальных тихоходных шнековых транспортеров, в которых при заполнении кижуха шнека до определенной вели­ чины весь материал, находящийся в кожухе шнека, перемещает­ ся вдоль образующей хожуха без проскальзывания. В этом случае термин коэффициент заполнения соответствует харак-

100


теру перемещения материала и отражает физическую картину происходящего явления. При коэффициенте заполнения кожуха материалом выше определенных значений наблюдается замед­ ление движения материала в осевом направлении. Это проис­ ходит вследствие пересыпания материала через вал шнека. В этом случае, а также для быстроходных шнековых транспор­ теров термин коэффициент заполнения уже не отражает физи­ ческой сущности происходящего процесса.

Поэтому для этих условий некоторые авторы вводят коэффи­ циент производительности [17]. Однако введение коэффициента производительности требует введения функциональной зависимо­ сти коэффициента производительности от коэффициента запол­ нения.

Исследования, выполненные нами, позволяют сделать вывод о том, что для каждого режима работы при данных конструк­ тивных параметрах шнекового транспортера существует вполне определенное оптимальное значение коэффициента заполнения, при котором геометрическая форма материала, перемещаемого вертикальным шнеком, позволяет определить значение опти­ мального коэффициента заполнения.

То количество материала, которое располагается на длине одного шага шнека, является оптимальным объемом, определя­ ющим оптимальную производительность. Отношение объемазанимаемого материалом на длине одного шага, к объему, огра­ ниченному наружным диаметром шнека на этой длине, дает оптимальное значение коэффициента заполнения. Следователь­ но, в быстроходных шнековых транспортерах коэффициент заполнения выражает отношение объемов, а не отношение пло­ щадей, как принято в настоящее время.

Введение коэффициента заполнения оправдано только в эм­ пирических формулах. В формулах, выведенных на основании функциональных зависимостей, коэффициента заполнения не должно быть, так как функциональные связи определяют опти­ мальное значение коэффициента заполнения, выше которого про­ цесс транспортирования будет протекать с нарушением устано­ вившихся зависимостей, для которых данная формула была получена.

Если производительность, подсчитанная -по аналитической формуле не совпадает с производительностью, полученной экс­ периментальным путем, следует вводить не коэффициент запол­ нения, а «коэффициент соответствия», показывающий степень соответствия принятой математической модели процесса физи­ ческому процессу, протекающему в реальном шнековом транс­ портере.

Скорость перемещения материала вдоль оси шнека. В сель­ скохозяйственном машиностроении, как и в ряде других обла­

стей машиностроения, винты шнеков чаще всего

выполняются

с прямолинейной образующей, перпендикулярной

оси вала шне-

101


ка. Эту поверхность — прямой

геликоид

можно

представить

параметрическими уравнениями:

 

 

 

 

 

х = 7?cos8;

 

 

 

 

у = R sin б;

 

 

(29)

 

г = С0 8,

 

 

 

где х, у, г—координаты

рассматриваемой

точки;

 

 

б = оо f — угол 'поворота образующей от начального

положе­

ния до рассматриваемого;

 

 

 

С0 = часть шага

винта,

приходящегося на

один

радиан

2п

 

 

 

 

 

поворота образующей.

 

 

 

Перемещение материала происходит в направлении оси г.

Заменим в уравнении

(29) угол 8 через

его значения. Тогда

значение аппликаты z будет функцией угловой скорости обра­ зующей и времени t:

г= — т.

2п

Первая производная от z по t

dz _ Sm _ Sn it " 2u 60 "

Выражение — представляет собой скорость приращения

аппликаты z.

Если бы материал двигался вдоль образующей кожуха шне­ ка наподобие гайки, удерживаемой от вращения, то скорость

перемещения материала вдоль оси z была бы равна — .

Многочисленные экспериментальные и теоретические иссле­ дования перемещения материала быстроходным шнековым транспортером показывают, что материал перемещается вдоль

Sn

оси шнека со скоростью, меньшей — , поскольку винтовая

поверхность при наличии трения воздействует на материал так, что давление, производимое витком шнека на частицы мате­ риала, направлено под углом к нормали, восстановленной к по­ верхности витка в каждой данной точке.

Для выявления воздействия винтовой поверхности на транс­ портируемый материал рассмотрим некоторые свойства нормали

к винтовой поверхности.

 

 

Исключив

из уравнения

(29)| параметр

8, получим уравне­

ние прямого

геликоида в

прямоугольных

координатах:

У

z=C0 arc tg-£-.

X

102