Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

моментов) зависят от этого выбора. Поскольку нас интере­ сует внешнее действие сил, поэтому естественно за центр

приведения выбрать

центр тяжести С двигателя

(рис.

6.2).

В действительности

за центр приведения берут

точку

,

лежащую на оси вращения коленчатого вала в той же попереч­ ной плоскости Б на небольшом расстоянии от центра тяже­ сти С . Плоскость Б называется плоскостью приведения.

Рассмотрим приведение каждойиз систем сил инерции к результирующей силе и результирующему моменту.

I. Приведение системы центробежных сил

Пусть к кривошипам коленчатого вала (рис. 6.3) 6-ци­ линдрового (Z. = 6) двухтактного двигателя приложены центро­ бежные силы, направленные по соответствующим кривошипам и одинаковые по величине:

Центр приведения

-

'■■

(6.4)

точка

, лежащая в той же попереч­

ной плоскости, что

и

центр тяжести С двигателя. Приложим

в точке Cj две противоположно направленные силы параллель­

но силе

и равные ей по величине. В итоге

получим силу

, но приложенную в точке

, и пару

сил, величина

момента

которой

равна произведению силы

 

на плечо li :

Плоскость действия этого момента совпадает

с плоско­

стью, в которой

находится пара

сил. Вектор

момента М^на-

правден перпендикулярно плоскости действия пары так, что­ бы с конца этого вектора вращение плоскости чертежа каза­ лось по часовой стрелке*. Так как вектор момента можно

переносить параллельно самому себе,

то приложим его в той

же точке СА . Если такую

операцию проделать со всеми

центробежными силами, то

в точке

плоскости Б окажутся

*Такое представление принято во всех пособиях по урав новешиванию ДВС.

100


приложенными центробежные силы всех цилиндров. Направлены

они параллельно соответствующим кривошипам.

в плоскости

Складывая геометрически

эти силы, лежащие

Б и пересекающиеся в одной

точке, получаем

результирую­

щую центробежных сил (рис. 6.3). Практически для получе­ ния этой результирующей центробежные силы всех цилиндров

надо направить из центра по лучам кривошипной схемы и

*

СЛОЖИТЬ их

Z. — —

(6.5)

Рис. 6.3. Определение результирующей сил инерции

*Напомним, что при суммировании векторов, как и в слу­ чае скалярных величин, порядок суммирования не имеет значения.

IQI

В рассматриваемом примере двигателя с кривошипной схе­ мой коленчатого вала в виде правильной шестилучевой звез­

ды

многоугольник сложения

сил (6.5) оказывается замкнутым

и

Р *

= 0.

приложены

и шесть векторов моментов, кото­

 

В

точке

рые по величине равны:

 

 

 

 

 

= Рщ Ч >

(6.6)

 

 

 

Мкг

■>

 

 

 

Mflg.= T?RZ

 

 

Векторы моментов перпендикулярны плоскостям, проходящим

через соответствующие центробежные силы и точку

, т.е.

плоскостям

кривошипов (рис.6Л).Направление этих

векторов

102


определяется по сформулированному выше правилу: при на­ блюдении из конца вектора момента центробежная сила долж­ на вращаться относительно центра приведения по часовой стрелке.

Суммирование векторов моментов центробежных сил инер­ ции, которые все пересекаются в точке приведения С£ дает результирующий момент центробежных сил:

Из рис. 6л

видно, что если все вектора моментов

( Й * , ,М чг,...,

) центробежных сил повернуть против

часовой стрелки

на 90°, то повернутые векторы Mgt сов­

падут с направлением соответствующих кривошипов. Причем, для кривошипов, расположенных слева от плоскости приведе­ ния, векторы моментов оказываются направленными от центра к периферии, а для расположенных справа - от периферии к центру. Такой прием удобен для графического определения результирующего момента: векторы моментов центробежных сил откладнвают по своим кривошипам, давая им нужное на­ правление, суммируют их, а затем вектор геометрической

суммы М*^поворачивают по часовой стрелке на 90°

так, что­

бы

он принял истинное положение результирующего момента

М*

. Плоскость действия результирующего момента

(т.е.

результирующей пары сил) перпендикулярна вектору

. Она

проходит через ось 2 вращения вала и вектор Мц*1

, изме­

 

Уголл|гк между первым кривошипом и вектором

ряемый в положительном направлении против часовой стрелки, называют начальной фазой.

Результирующий момент, т.е. результирующую пару сил, можно разложить на две составляющие: горизонтальную, т.е. пару сил, действующую в горизонтальной плоскости, и верти­

кальную, т.е. пару

сил, действующую в вертикальной

пло­

скости.

составляющая результирующего момента

Горизонтальная

имеет величину, равную вертикальной проекции

вектора

103


, а вектор момента горизонтальной составляющей совпа­ дает сэтой проекцией M R!).Величину горизонтальной составляю­ щей результирующего момента можно определить и как гори­

зонтальную проекцию MRX

фиктивного

результирующего

векто­

ра м5'

. Второе представление величины

составляющей

более

удобно, так как название

составляющей

результирующего мо­

мента ("горизонтальная")

совпадает

с названием проекции

вектора

результирующего

фиктивного

момента.

 

Вертикальная составляющая результирующего момента имеет величину, равную горизонтальной проекции вектора Мц или вертикальной проекции M-r4 вектора M R . Вектор момента

вертикальной составляющей направлен по горизонтальной оси X .

Если результирующие центробежных сил и моментов центро­ бежных сил окажутся равными нулю, то это значит, что дви­ гатель уравновешен в отношении центробежных сил и момен­ тов от этих сил. В противном случае двигатель оказывается неуравновешенным. Если:

1)нулю не равна результирующая центробежных сил - двигатель не уравновешен по центробежным силам инерции;

2)не равна нулю результирующая моментов - двига­ тель не уравновешен по моментам от этих сил;

3)обе результирующие не равны нулю - двигатель не уравновешен и по центробежным силам, и по моментам от этих сил.

Суммирование центробежных сил и их моментов проводи­

лось для положения коленчатого вала, при котором первый кривошип находится в в.м.т. ( Л = 0). Так как векторы центробежных сил постоянны по величине и направлены по кривошипам, т.е. жестко связаны с коленчатым валом, то при вращении вала вместе с ним вращаются и векторы, изо­ бражающие центробежные силы. С той же скоростью вместе с валом будут вращаться векторы центробежных сил, приведен­ ных к точке , и их результирующая Р* . Следовательно, результирующая центробежная сила PR оказывает на много-

104


цилиндровый двигатель такое же действие, как неуравнове­ шенная центробежная си.-а инерции вращающихся масс в одно­ цилиндровом двигателе. Вертикальная ее составляющая =PRcos(ot+cpR) стремится оторвать двигатель от фундамента и прижать его к фундаменту, а горизонтальная смещает двигатель вправо и влево один раз за оборот колен­ чатого вала.

В связи с вращением векторов центробежных сил при вра­ щении коленчатого вала такое же движение совершают векто­ ры моментов этих сил и вектор результирующего момента.

Тогда проекции последнего на оси X

и Y определятся

соот­

ветственно

формулами:

М*а »МВ со*(а+\|ц,у,I

 

 

 

М*

(6.7)

 

М$х*

smCoc+ifty,

 

т?у

 

 

 

 

CX=UJt.

I

*i

вер­

Как следует из формул (6.7),горизонтальная Mr* и

тикальная

составляющие

результирующего момента

центро­

бежных сил

переменны

по величине,

направлению и

изменяются

по гармоническому закону. Наибольшие (амплитудные) значе­ ния обеих, составляющих результирующего момента центробеж­ ных сил инерции совпадают с величиной самого результирую­ щего момента.

Какое же внешнее действие оказывает неуравновешенный результирующий момент от центробежных сил инерции? Из при­ веденного выше анализа следует, что его действие можно рассматривать как сумму действий двух составляющих резуль­

тирующего момента.

Mr4= Mrx

_

мо­

Вертикальная составляющая

результирующего

мента

центробежных сил

стремится

повернуть двигатель

вокруг

оси X

то в одном, то в другом

направлении, припод­

нимая и опуская носовую и кормовую его

части. Горизонталь­

ная составляющая стремится повернуть двигатель вокруг

оси

Y то в одну,

то в другою сторону, стремясь сместить

но­

совую и

кормовую части в горизонтальной плоскости влево

и вправо (рис.

6.5).

 

 

 

105