Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
моментов) зависят от этого выбора. Поскольку нас интере сует внешнее действие сил, поэтому естественно за центр
приведения выбрать |
центр тяжести С двигателя |
(рис. |
6.2). |
В действительности |
за центр приведения берут |
точку |
, |
лежащую на оси вращения коленчатого вала в той же попереч ной плоскости Б на небольшом расстоянии от центра тяже сти С . Плоскость Б называется плоскостью приведения.
Рассмотрим приведение каждойиз систем сил инерции к результирующей силе и результирующему моменту.
I. Приведение системы центробежных сил
Пусть к кривошипам коленчатого вала (рис. 6.3) 6-ци линдрового (Z. = 6) двухтактного двигателя приложены центро бежные силы, направленные по соответствующим кривошипам и одинаковые по величине:
Центр приведения |
- |
'■■ |
• |
(6.4) |
точка |
, лежащая в той же попереч |
|||
ной плоскости, что |
и |
центр тяжести С двигателя. Приложим |
в точке Cj две противоположно направленные силы параллель
но силе |
и равные ей по величине. В итоге |
получим силу |
|||
, но приложенную в точке |
, и пару |
сил, величина |
|||
момента |
которой |
равна произведению силы |
|
на плечо li : |
|
Плоскость действия этого момента совпадает |
с плоско |
||||
стью, в которой |
находится пара |
сил. Вектор |
момента М^на- |
правден перпендикулярно плоскости действия пары так, что бы с конца этого вектора вращение плоскости чертежа каза лось по часовой стрелке*. Так как вектор момента можно
переносить параллельно самому себе, |
то приложим его в той |
|
же точке СА . Если такую |
операцию проделать со всеми |
|
центробежными силами, то |
в точке |
плоскости Б окажутся |
*Такое представление принято во всех пособиях по урав новешиванию ДВС.
100
приложенными центробежные силы всех цилиндров. Направлены
они параллельно соответствующим кривошипам. |
в плоскости |
|
Складывая геометрически |
эти силы, лежащие |
|
Б и пересекающиеся в одной |
точке, получаем |
результирую |
щую центробежных сил (рис. 6.3). Практически для получе ния этой результирующей центробежные силы всех цилиндров
надо направить из центра по лучам кривошипной схемы и
*
СЛОЖИТЬ их
Z. — —
(6.5)
Рис. 6.3. Определение результирующей сил инерции
*Напомним, что при суммировании векторов, как и в слу чае скалярных величин, порядок суммирования не имеет значения.
IQI
В рассматриваемом примере двигателя с кривошипной схе мой коленчатого вала в виде правильной шестилучевой звез
ды |
многоугольник сложения |
сил (6.5) оказывается замкнутым |
|||
и |
Р * |
= 0. |
приложены |
и шесть векторов моментов, кото |
|
|
В |
точке |
|||
рые по величине равны: |
|
|
|||
|
|
|
= Рщ Ч > |
(6.6) |
|
|
|
|
Мкг |
■> |
|
|
|
|
Mflg.= T?RZ |
• |
|
|
Векторы моментов перпендикулярны плоскостям, проходящим |
||||
через соответствующие центробежные силы и точку |
, т.е. |
||||
плоскостям |
кривошипов (рис.6Л).Направление этих |
векторов |
102
определяется по сформулированному выше правилу: при на блюдении из конца вектора момента центробежная сила долж на вращаться относительно центра приведения по часовой стрелке.
Суммирование векторов моментов центробежных сил инер ции, которые все пересекаются в точке приведения С£ дает результирующий момент центробежных сил:
Из рис. 6л |
видно, что если все вектора моментов |
( Й * , ,М чг,..., |
) центробежных сил повернуть против |
часовой стрелки |
на 90°, то повернутые векторы Mgt сов |
падут с направлением соответствующих кривошипов. Причем, для кривошипов, расположенных слева от плоскости приведе ния, векторы моментов оказываются направленными от центра к периферии, а для расположенных справа - от периферии к центру. Такой прием удобен для графического определения результирующего момента: векторы моментов центробежных сил откладнвают по своим кривошипам, давая им нужное на правление, суммируют их, а затем вектор геометрической
суммы М*^поворачивают по часовой стрелке на 90° |
так, что |
|
бы |
он принял истинное положение результирующего момента |
|
М* |
. Плоскость действия результирующего момента |
(т.е. |
результирующей пары сил) перпендикулярна вектору |
. Она |
|
проходит через ось 2 вращения вала и вектор Мц*1 |
, изме |
|
|
Уголл|гк между первым кривошипом и вектором |
ряемый в положительном направлении против часовой стрелки, называют начальной фазой.
Результирующий момент, т.е. результирующую пару сил, можно разложить на две составляющие: горизонтальную, т.е. пару сил, действующую в горизонтальной плоскости, и верти
кальную, т.е. пару |
сил, действующую в вертикальной |
пло |
скости. |
составляющая результирующего момента |
|
Горизонтальная |
||
имеет величину, равную вертикальной проекции |
вектора |
103
, а вектор момента горизонтальной составляющей совпа дает сэтой проекцией M R!).Величину горизонтальной составляю щей результирующего момента можно определить и как гори
зонтальную проекцию MRX |
фиктивного |
результирующего |
векто |
||
ра м5' |
. Второе представление величины |
составляющей |
более |
||
удобно, так как название |
составляющей |
результирующего мо |
|||
мента ("горизонтальная") |
совпадает |
с названием проекции |
|||
вектора |
результирующего |
фиктивного |
момента. |
|
Вертикальная составляющая результирующего момента имеет величину, равную горизонтальной проекции вектора Мц или вертикальной проекции M-r4 вектора M R . Вектор момента
вертикальной составляющей направлен по горизонтальной оси X .
Если результирующие центробежных сил и моментов центро бежных сил окажутся равными нулю, то это значит, что дви гатель уравновешен в отношении центробежных сил и момен тов от этих сил. В противном случае двигатель оказывается неуравновешенным. Если:
1)нулю не равна результирующая центробежных сил - двигатель не уравновешен по центробежным силам инерции;
2)не равна нулю результирующая моментов - двига тель не уравновешен по моментам от этих сил;
3)обе результирующие не равны нулю - двигатель не уравновешен и по центробежным силам, и по моментам от этих сил.
Суммирование центробежных сил и их моментов проводи
лось для положения коленчатого вала, при котором первый кривошип находится в в.м.т. ( Л = 0). Так как векторы центробежных сил постоянны по величине и направлены по кривошипам, т.е. жестко связаны с коленчатым валом, то при вращении вала вместе с ним вращаются и векторы, изо бражающие центробежные силы. С той же скоростью вместе с валом будут вращаться векторы центробежных сил, приведен ных к точке , и их результирующая Р* . Следовательно, результирующая центробежная сила PR оказывает на много-
104
цилиндровый двигатель такое же действие, как неуравнове шенная центробежная си.-а инерции вращающихся масс в одно цилиндровом двигателе. Вертикальная ее составляющая =PRcos(ot+cpR) стремится оторвать двигатель от фундамента и прижать его к фундаменту, а горизонтальная смещает двигатель вправо и влево один раз за оборот колен чатого вала.
В связи с вращением векторов центробежных сил при вра щении коленчатого вала такое же движение совершают векто ры моментов этих сил и вектор результирующего момента.
Тогда проекции последнего на оси X |
и Y определятся |
соот |
||||
ветственно |
формулами: |
М*а »МВ со*(а+\|ц,у,I |
|
|
||
|
М* |
(6.7) |
||||
|
М$х* |
smCoc+ifty, |
||||
|
т?у |
|
|
|||
|
|
CX=UJt. |
I |
*i |
вер |
|
Как следует из формул (6.7),горизонтальная Mr* и |
||||||
тикальная |
составляющие |
результирующего момента |
центро |
|||
бежных сил |
переменны |
по величине, |
направлению и |
изменяются |
по гармоническому закону. Наибольшие (амплитудные) значе ния обеих, составляющих результирующего момента центробеж ных сил инерции совпадают с величиной самого результирую щего момента.
Какое же внешнее действие оказывает неуравновешенный результирующий момент от центробежных сил инерции? Из при веденного выше анализа следует, что его действие можно рассматривать как сумму действий двух составляющих резуль
тирующего момента. |
Mr4= Mrx |
_ |
мо |
||
Вертикальная составляющая |
результирующего |
||||
мента |
центробежных сил |
стремится |
повернуть двигатель |
||
вокруг |
оси X |
то в одном, то в другом |
направлении, припод |
||
нимая и опуская носовую и кормовую его |
части. Горизонталь |
||||
ная составляющая стремится повернуть двигатель вокруг |
оси |
||||
Y то в одну, |
то в другою сторону, стремясь сместить |
но |
|||
совую и |
кормовую части в горизонтальной плоскости влево |
||||
и вправо (рис. |
6.5). |
|
|
|
105