Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В § 20 мы говорили о том, что сила инерции ПДМ 2-го порядка может Сыть представлена как проекция фиктивного вектора ,направленного по радиусу кривошипа, который вращается с удвоенной угловой скоростью 2ид.

Кривошипная схема, у которой кривошипы заклинены на удвоенные углы, по сравнению с действительной кривошипной схемой, и вращаются с удвоенной скоростью,называется кривошипной схемой 2-го порядка. Действительная кривошип­ ная схема называется схемой 1-го порядка. Схема 2-го по­ рядка является условной схемой.

 

После введения

понятия о

 

кривошипной схеме 2-го поряд­

 

ка (рис. 6.8) силы инерции

 

ПДМ 2-го порядка можно пред­

 

ставить как проекции фиктив­

 

ных векторов Pj , направлен­

 

ных по кривошипам

схемы

2-го

Рис. 6.8. Кривошипные схемы: порядка, на вертикальные

оси

а - 1-го порядка;

v

с осями

ци­

О — 2—го порядка

г > совпадающие

 

линдров. Поэтому

все сказан­

ное о приведении системы сил инерции ПДМ 1-го порядка переносится на рассматриваемый случай. Отличие только в величине фиктивных сил, кривошипной схеме и скорости ее вращения.

Результирующая сил

Рь/Р;

инерции ПДМ 2-го поряд­

ка определится как вер­

 

тикальная проекция за-

 

— *

 

 

 

мыкающей Р4-многоуголь­

 

ника фиктивных

сил Рт. ,

Р*=0

направленных

по

лучам

кривошипной

схемы 2-го

Рис. 6.9. Определениез результи­

порядка (рис. 6.9):

рующей сил инерции ПДМ 2-го

порядка

II2


 

Pjl = Р /C0S 7 ( ПРИЛ=°) »

где

PjIe P£ С05(а+Фг),

(при a-cotф О),

q)f - начальная фаза, т.е.

угол между первым криво­

 

шипом и вектором Pj .

 

Результирующая

моментов от

сил инерции ПДМ 2-го поряд­

ка определяется так же, как и

от сил инерции ПДМ 1-го по­*

рядка. Находится геометрическая сумма направленных по

кривошипам схемы

2-го порядка

векторов M-j.

, численно

равных моментам

фиктивных

сил РТ1 (.рис.

6.10). Вектор

*Для кривошипов, расположенных слева от плоскости при­ ведения, - от центоа к периферии и от периферии к центру - для кривоыипов, расположенных справа от пло­

скости приведения.

И З

часовой стрелке, и полученный вектор М-^ проектируется на горизонтальную ось. Вектор М д , равный по величине этой проекции

М Ж = М1 С05% »

и представляет результирующий момент сил инерции ПДМ 2-го порядка (для положения первого кривошипа в в.м.т.).

При вращении коленчатого вала с угловой скоростью со

кривошипная схема 2-го порядка

вместе с жестко связанными

с ней фиктивными векторами

 

вращается с удвоенной ско­

ростью 2.U). Следовательно,

с_такой же скоростью вращаются

результирующие векторы Pj

.M-j

и М 5 . Неуравновешенная си­

ла инерции ПДМ 2-го порядка и неуравновешенный момент от сил инерции ПДМ 2-го порядка для угла поворота первого

кривошипа коленчатого

вала

cx=cot будут:

 

- Р |

сю

(t o + ifc v ,

(6.14)

МЯ = М 1 с0* (2л+цг).

Внешнее действие результирующей силыинерции ПДМ

2-го

порядка и результирующего момента сил инерции ПДМ 2-го по­ рядка такое же, как и результирующих силы и момента 1-го порядка. Отличие лишь в удвоенной частоте. Результирующая сила инерции , меняясь по гармоническому закону, дваж­ ды за один оборот вала стремится поднять и опустить двига-

Рис. 6.II. Внешнее действие сил и моментов сил инерции на двигатель

114


тель. Результирующий момент

, также меняясь по

гармо­

ническому закону, дважды за один оборот вала стремится

повернуть двигатель вокруг осиХ. .

и мо­

Характер внешнего действия неуравновешенных сил

ментов показан на рис. 6.II.

 

 

§ 22. Расчет внешней неуравновешенности однородных двигателей в относительных единицах

Если двигатель имеет одинаковые расстояния а между цилиндрами ( при выполнении требований идентичности кон­ струкции деталей кривошипно-шатунных механизмов двигате­ ля), то его называют однородным. Большинство корабельных двигателей являются однородными. В этом случае задача определения неуравновешенности упрощается. Она может быть решена в относительных единицах, а полученные результаты использованы для двигателя любой размерности.

Для однородного двигателя полагаем, что центр тяжести и плоскость приведения находятся на одинаковых расстоя­ ниях от крайних осей цилиндров. Поэтому моменты центро­ бежных сил вращающихся масс (6.6) можно выразить через гак называемый единичный момент, равный произведениюРка. Действительно, для рассматриваемого двухтактного 6-цилинд-

рового двигателя (рис. 6.3) плечи

Ц = 2,5а •,

= 1,5а •,

Ц ^,5а »

>

Ц -~0,5а;

(6.15)

Ц — г,за.

 

Легко убедиться в том, что для Д -цилиндрового двигателя плечо I -того кривошипа будет:

it= ( ^ - - L + O a -

(6.16)

Знак "минус" показывает, что рассматриваемый кривошип рас­ положен справа от плоскости приведения.

Тогда для нашего примера моменты центробежных сил инер­

ции по

величине равны:

 

 

 

 

 

 

 

- Pg Ч -

2,5PRa \

 

 

 

 

 

MTC-Pgi 2 - T,5Pra •,

 

 

 

 

 

M*s=PRt5 =0,5PRa ;

1

 

(6.17)

 

 

 

=_M P r a 'i

 

 

 

 

M|?5= P r ^5

 

PRa »

 

 

а для

 

” Pr^-6 =*2.,5Pra,

_

 

 

-того кривошипа

z. -цилиндрового двигателя

 

 

м й1= рЛ

= ( ^

-

l- O Pr01.

(еле)

Отношение величины момента центробежной силы инерции к

единичному

моменту

 

 

 

 

 

 

 

 

МRi.

 

 

 

 

 

(6-19)

 

 

 

 

 

 

 

 

представляет число, показывающее,

во

сколько

раз плечо

данной

силы

больше

расстояния между соседними

цилиндрами.

В нашем примере это были числа:

 

 

 

hi=2,5- h2=i,5; h5 = Q,5-,

h^-0,5;

h5=-i,5-, h6=-2,5.(6.20)

В оощем

случае

Z- 1 .

 

 

 

 

 

 

u

.

 

 

( 6 . 21)

 

 

hL— g

t + i

 

 

Величины

h L называются относительными плечами или без­

размерными

моментами.

 

 

 

 

 

Согласно

(6.21)

и (6.18)

 

 

 

 

 

 

 

*Vt= 111 Pr a

1

 

 

 

т.е. момент центробежной силы равен относительному плечу, умноженному на единичный момент.

116


Придадим относительным плечам направления по соответ­ ствующим кривошипам: для расположенных слева от плоскости приведения - от центра к периферии, а для расположенных справа от плоскости приведения - от периферии к центру. Тогда векторы моментов центробежных сил инерции, поверну­ тые на 90° против часовой стрелки (до совпадения с соот­ ветствующими кривошипами), определятся через относитель­

ные плечи так: _

MHi = hj Рв а ;

М'м = h2 Р* а •,

^йз = Р«а-

(6.23)

м;г - Н г Р , а . ( ^ Р я а.

 

Результирующий момент можно найти суммированием:

M ^ /= g M /l=s (R1+h2+...+hz ')PRa =

Нх PRa ,

(6.24)

где

_

_

— -

-

(6.25)

 

Hr = HR=

h 4vhi,+ ...-v-hz .

Вместо геометрического суммирования векторов моментов можно суммировать векторы, равные относительным плечам, направленные соответствующим образом по кривошипам (рис.6.4): от центра к периферии - для кривошипов, расположенных слева, и от периферии к центру - для кривошипов, располо­ женных справа от плоскости приведения. Результирующий вектор Н х , величина которого называется относительной неуравновешенностью двигателя 1-го порядка, достаточно умножить на единичный момент, чтобы подучить результирую­ щий момент. Начальная фаза вектора Нгравна начальной фазе вектора М*' .

II?

__*

необходимо

Для оиределения направления вектора M r

результирующим вектор M R повернуть на 90°

по часовой

стрелке.

Аналогично можно получить выражение для результирующе­

го

момента

сил инерции 1 Щ

1-го и 2-го порядков (рис.6.7):

 

 

 

Мх

=

Нт Pj

j

(6.26)

где

Hj= H R -

 

=

Йа Pf а 7

(6.27)

геометрическая

сумма

векторов относительных

 

 

 

плеч, направленных по кривошипам схемы 1-го

 

 

 

порядка (от центра к периферии - для кривоши­

 

 

 

пов, расположенных слева, и от периферии к

 

 

 

центру - для кривошипов, расположенных спра­

 

%

 

ва от плоскости приведения);

 

- сумма

тех же векторов, но направленных соот­

 

 

 

ветствующим образом по кривошипам схемы 2-го

 

Рха

 

порядка;

 

 

силы инерции ИДМ 1-го поряд­

 

- единичный момент

 

Р(0.

-

ка;

 

 

 

силы

инерции ПДМ 2-го поряд­

 

единичный момент

ка.

При равномерной заклинке кривошипов (следовательно, при чередовании вспышек в рядном двигателе через одинако­ вые углы поворота коленчатого вала) кривошипные схемы I и 2-го порядков представляют собой правильные многолучевые звезды (см. придож. 3). Поэтому многоугольники сложения сия подучаются правильными, замкнутыми, а результирующая сила равна нулю. Таким образом, для уравновешенности центробежных сил и сил инерции ПДМ I-го порядка необходи­ мо, чтобы кривошипная схема коленчатого вала (схема 1-го порядка) имела вид правильной многолучевой звезды (т.е., чтобы кривошипы делили окружность на равные части).

Для уравновешивания сил инерции ДДН 2-го порядка необ­ ходимо, чтобы кривошипная схема 2-го порядка имела вид правильной звеодк.

118


для .уравновешенности моментов необходимо, чтобы много­ угольники суммирования относительных плеч были замкнуты, т.е.

H-j;=0 H-jj = 0 .

Тогда и соответствующие результирующие моменты равны ну­ лю. Ниже будет показано, как выбрать кривошипную схему, чтобы получить уравновешенность но моментам.

Относительная неуравновешенность двигателя по моментам центробежных сил и сил инерции ПЛМ 1-го порядка одинако­ ва:

Поэтому в таблицах приводятся

значения Н х и Н ц , а

только

также начальные ф а з ы ^ и1^

векторов

Я х *

относитель­

ной неуравновешенности.

 

 

моментов

Величины относительной неуравновешенности

являются безразмерными, как и их слагаемые - относитель­ ные плечи.

По величине относительной неуравновешенности можно су­ дить о целесообразности применения той или иной кривошип­

ной схемы. Чем

меньше Нх и

Hj_, тем лучше уравновешен

двигатель. При

Нг = О,

= 0 двигатель уравновешен по

моментам сил инерции. Амплитуду неуравновешенного момента можно получить, если относительную неуравновешенность умножить на единичный момент (6.24), (6.26), (6.27).

Итак, лучший вариант кривошиплой схемы можно выорать, не зная еще масс и размеров двигателя.

Рассмотрим определение неуравновешенности некоторых рядных двигателей.

§ 23. Примеры определения неуравновешенности двигателей

Выше мы рассмотрели определение неуравновешенности на примере двухтактного 6-цилиндрового двигателя. Обратимся теперь к другим примерам.