Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Эти перемещения, ко
нечно, ограничены, так как двигатель либо же стко, либо через упру гие амортизаторы связан с фундаментом и корпу сом корабля. Однако при некоторых неблагоприят ных условиях вибрации двигателя, а в случае жесткого крепления - и корпуса корабля могут достигать больших зна чений.
Рис. 6.5. Внешнее дей ствие результирующего момента центробежных сил инерции
2. Приведение системы сил инерции поступательно движущихся масс 1-го порядка
Силы инерции ПДМ направлены всегда по осям цилиндров, изменяются по сложному закону, являются знакопеременными. Для оценки внешнего действия воспользуемся представлением этих сил в виде суммы двух составляющих (6.1) и рассмот рим действие каждой из этих составляющих в отдельности.
Силы инерции ПДМ 1-го порядка направлены по осям цилин дров, изменяются по гармоническому закону и, как было сказано выше, могут быть представлены в виде проекций постоянных фиктивных сил Рт , направленных по радиусам кривошипов и численно равных
106
Результирующая сил инерции ПДМ 1-го порядка равна сум
ме таких проекций, приведенных к точке |
. Воспользуемся |
известной теоремой теоретической механики |
о том, что |
проекция равнодействующего вектора равна сумме проекций составляющих векторов на ту же ось. Вместо суммирования
проекций составляющих векторов фиктивных сил |
(т.е. |
самих |
||
сил инерции ПДМ) можно найти равнодействующую |
этих |
|||
фиктивных векторов, |
приведенных к точке |
: |
|
|
Рь |
* Р[2+ "• +Цг =^\Г1 ’ |
|
|
(6.8) |
а затем спроектировать ее на вертикальную ось:
где |
V * = Р* cos |
(6.9) |
фт - начальная фаза вектора Pj |
, т_.е. угол между |
|
|
первым кривошипом и вектором Рг , измеряемый |
|
|
в положительном направлении против часовой |
|
|
стрелки. |
|
Так |
как все фиктивные векторы Рп |
равны по модулю, |
то |
при их |
геометрическом суммировании получим многоугольник, |
||
подобный многоугольнику суммирования |
центробежных сил |
|
инерции (рис. 6.3). При соответствующем выборе масштабов можно сделать их совпадающими. Ясно, что начальные фазы
векторов Р* |
и Р-£ |
также одинаковы: |
(6.10) |
|
|
Ч>*=Ч>1- |
|
В рассматриваемом случае многоугольник суммирования |
|||
фиктивных сил РТ1 |
замкну?, поэтому результирующая их |
рав |
|
на нулю, а следовательно, и ее проекция также равна нулю: |
|||
Исследуемый двигатель оказался уравновешенным по центро |
|||
бежным силам |
инерции ПДМ 1-го порядка. |
|
Если бы многоугольник не был замкнут, результирующий
вектор Рт 4 0 и имел фазу |
, то его проекция на верти |
кальную ось Y определяла бы результирующую сил инерции |
|
ПДМ при положении первого |
кривошипа коленчатого вала в |
в.м.т. (с*. = 0). |
|
107
Когда вал* а вместе с ним фиктивные |
векторы Ри и |
их |
|||||
результирующая V* |
вращаются, |
величина |
вертикальной |
проек |
|||
ции |
результирующей |
для любого |
положения л |
первого |
криво |
||
шипа |
* |
* |
|
* |
|
(6.11) |
|
|
Pjl =РХ cosfeH-ifc)» Ej CQ5Cu>l+qv). |
Итак, истинная величина результирующей силы инерции 11ДМ изменяется по гармоническому закону. Наибольшее (ам плитудное) значение ее равно величине результирующей Pj , а внешнее действие на двигатель такое же* как вертикаль ной составляющей результирующей центробежной силы.
Заметим, что действительные силы инерции НДМ и их ре зультирующая действуют только в вертикальной плоскости, в которой лежат оси цилиндров, поэтому горизонтальные составляющие фиктивных сил PIL и их результирующей Рх фи зического смысла не имеют.
Займемся теперь отысканием результирующего момента сил
инерции ПДМ 1-го порядка. |
|
любого ци |
||
Момент Мд силы |
инерции ПДМ 1-го порядка Рд |
|||
|
линдра , как это видно |
|||
|
из чертежа (рис. 6.6), |
|||
|
равен проекции на гори |
|||
|
зонтальную ось X момента |
|||
|
Mj ФИКТИВНОЙ |
СИЛЫ Pj; . |
||
|
Это |
легко |
показать и |
|
|
аналитически. Момент Мд |
|||
|
силы инерции ПДМ 1-го по |
|||
|
рядка Рд относительно |
|||
|
точки |
С, |
|
* |
|
М д |
- P ji l |
||
|
Но сила инерции ПДМ 1-го |
|||
|
порядка представляется |
|||
|
как |
|
|
|
|
Р д ^ С О й Л . |
|||
* Индекс номера |
цилиндра опущен. |
|
|
|
108
Поэтому
Мд = (РхC0S<*H * (Ртi)COS(X=MICOSo(.
Это относится и к результирующему моменту. Результирую
щий момент MjX сил инерции ПДМ 1-го порядка равен |
горизон |
||||
тальной проекции геометрической суммы M-j моментов |
М х- |
||||
фиктивных |
сил РГ1 . |
|
|
|
|
Поэтому вместо того чтобы отыскивать результирующий |
|||||
момент М д |
сил инерции 1-го порядка, |
можно найти |
резуль |
||
тирующий момент М * |
фиктивных сил % |
, а затем взять его |
|||
горизонтальную проекцию, которая и определит ^величину и |
|||||
направление искомого |
результирующего |
момента М д сил |
инер |
||
ции ПДМ 1-го порядка. |
как и в случае |
опре |
|||
Мы пришли точно к |
такой же задаче, |
деления результирующего момента центробежных сил инерции. Отличие заключается, во-первых, в величине сил:
Р „ = т „ К о > г ,■ Рх= Wj И uja,
во-вторых, результирующий момент центробежных сил имеет обе действительные составляющие: горизонтальную и верти кальную. Действительной составляющей результирующего мо мента Мт является только вертикальная составляющая, т.е. пара сил, действующая в вертикальной плоскости. Вектор момента_зтой лары определяется горизонтальной составляющей М Хх= M ji вектора результирующего момента Й х • верти кальная составляющая последнего физического смысла не имеет.
Для удобства суммирования моментов фиктивных сил, как и в рассмотренном выше случае центробежных сил, повернем все векторы моментов фиктивных сил на 90° против часовой стрелки до их совпадения с соответствующими кривошипами.
Для кривошипов, расположенных слева от плоскости приведе ния они окажутся направленными от центра к периферии, а для расположенных справа - от периферии к центру(рис.6.7,а).
109
«
^f
Складывая эти векторы, получим вектор М х (рис. 6.7,6) геометрической суммы, который после поворота на 90^ по часовой стрелке представит из себя результирующий момент
Мт*фиктивных сил. |
Его |
проекция на |
горизонтальную |
ось |
определит величину |
МхсоЦ^ = Mi cns^i и направление ре |
|||
зультирующего момента |
сил инерции |
11ДМ 1-го порядка |
для |
положения первого кривошипа коленчатого вала в в..м.т. (ok = 0).
Рис. 6.7. Определение результирующего момента сил инерции ПДМ 1-го порядка
Как видно из чертежа, векторный многоугольник суммиро вания моментов М П оказывается подобным векторному много
110
угольнику суммирования моментов центробежных сил, а векто
ры сумм Mr и М х - параллельны. Ясно, |
что начальные фазы |
|
■у* и ’ф'х этих векторов одинаковы. |
кривошипа коленча |
|
Для любого угла ос поворота первого |
||
того вала величина результирующего момента сил инерции |
||
ПДМ 1-го порядка будет: |
|
(6.12) _ |
MjT = Ц* cos(oi+^ = Мд; cos(ot+\JfI'), |
так как вместе_с валом вращаются векторы фиктивных силРГ(_,
векторы М т и Mf , а горизонтальная |
проекция последнего |
изменяется по закону (6.12). |
что неуравновешенный |
Из приведенного анализа следует, |
результирующий момент сил инерции ПДМ 1-го порядка дей ствует в вертикальной плоскости двигателя и оказывает такое же внешнее действие, как и вертикальная составляю щая неуравновешенного момента центробежных сил (сравните (6.12) и первое равенство в (6.?)) . Он стремится повернуть двигатель вокруг оси X то в одном, то в другом направле нии, приподнимая и опуская носовую и кормовую его части один раз за оборот вала.
3. Приведение системы сил инерции ПДМ 2-го порядка
Приведем |
теперь |
систему сил инерции ПДМ |
2-го |
порядка |
к главному |
вектору |
и главному моменту. Эти |
силы, |
как и |
силы инерции ПДМ 1-го порядка,действуют вдоль осей цилин дров,переменны по величине и направлению,изменяются по гармоническому закону, но с удвоенной частотой (6.3):
Pjif =Pj[ со$2сх = mjRco2' \ cos 2co-t .
Из формулы видно, что амплитуда этой силы меньше ампли туды силы инерции ПДМ 1-го порядка приблизительно в 4 ра за, так как