Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти перемещения, ко­

нечно, ограничены, так как двигатель либо же­ стко, либо через упру­ гие амортизаторы связан с фундаментом и корпу­ сом корабля. Однако при некоторых неблагоприят­ ных условиях вибрации двигателя, а в случае жесткого крепления - и корпуса корабля могут достигать больших зна­ чений.

Рис. 6.5. Внешнее дей­ ствие результирующего момента центробежных сил инерции

2. Приведение системы сил инерции поступательно движущихся масс 1-го порядка

Силы инерции ПДМ направлены всегда по осям цилиндров, изменяются по сложному закону, являются знакопеременными. Для оценки внешнего действия воспользуемся представлением этих сил в виде суммы двух составляющих (6.1) и рассмот­ рим действие каждой из этих составляющих в отдельности.

Силы инерции ПДМ 1-го порядка направлены по осям цилин­ дров, изменяются по гармоническому закону и, как было сказано выше, могут быть представлены в виде проекций постоянных фиктивных сил Рт , направленных по радиусам кривошипов и численно равных

106

Результирующая сил инерции ПДМ 1-го порядка равна сум­

ме таких проекций, приведенных к точке

. Воспользуемся

известной теоремой теоретической механики

о том, что

проекция равнодействующего вектора равна сумме проекций составляющих векторов на ту же ось. Вместо суммирования

проекций составляющих векторов фиктивных сил

(т.е.

самих

сил инерции ПДМ) можно найти равнодействующую

этих

фиктивных векторов,

приведенных к точке

:

 

 

Рь

* Р[2+ "• +Цг =^\Г1 ’

 

 

(6.8)

а затем спроектировать ее на вертикальную ось:

где

V * = Р* cos

(6.9)

фт - начальная фаза вектора Pj

, т_.е. угол между

 

первым кривошипом и вектором Рг , измеряемый

 

в положительном направлении против часовой

 

стрелки.

 

Так

как все фиктивные векторы Рп

равны по модулю,

то

при их

геометрическом суммировании получим многоугольник,

подобный многоугольнику суммирования

центробежных сил

 

инерции (рис. 6.3). При соответствующем выборе масштабов можно сделать их совпадающими. Ясно, что начальные фазы

векторов Р*

и Р-£

также одинаковы:

(6.10)

 

 

Ч>*=Ч>1-

В рассматриваемом случае многоугольник суммирования

фиктивных сил РТ1

замкну?, поэтому результирующая их

рав­

на нулю, а следовательно, и ее проекция также равна нулю:

Исследуемый двигатель оказался уравновешенным по центро­

бежным силам

инерции ПДМ 1-го порядка.

 

Если бы многоугольник не был замкнут, результирующий

вектор Рт 4 0 и имел фазу

, то его проекция на верти­

кальную ось Y определяла бы результирующую сил инерции

ПДМ при положении первого

кривошипа коленчатого вала в

в.м.т. (с*. = 0).

 

107


Когда вал* а вместе с ним фиктивные

векторы Ри и

их

результирующая V*

вращаются,

величина

вертикальной

проек­

ции

результирующей

для любого

положения л

первого

криво­

шипа

*

*

 

*

 

(6.11)

 

Pjl =РХ cosfeH-ifc)» Ej CQ5Cu>l+qv).

Итак, истинная величина результирующей силы инерции 11ДМ изменяется по гармоническому закону. Наибольшее (ам­ плитудное) значение ее равно величине результирующей Pj , а внешнее действие на двигатель такое же* как вертикаль­ ной составляющей результирующей центробежной силы.

Заметим, что действительные силы инерции НДМ и их ре­ зультирующая действуют только в вертикальной плоскости, в которой лежат оси цилиндров, поэтому горизонтальные составляющие фиктивных сил PIL и их результирующей Рх фи­ зического смысла не имеют.

Займемся теперь отысканием результирующего момента сил

инерции ПДМ 1-го порядка.

 

любого ци­

Момент Мд силы

инерции ПДМ 1-го порядка Рд

 

линдра , как это видно

 

из чертежа (рис. 6.6),

 

равен проекции на гори­

 

зонтальную ось X момента

 

Mj ФИКТИВНОЙ

СИЛЫ Pj; .

 

Это

легко

показать и

 

аналитически. Момент Мд

 

силы инерции ПДМ 1-го по­

 

рядка Рд относительно

 

точки

С,

 

*

 

М д

- P ji l

 

Но сила инерции ПДМ 1-го

 

порядка представляется

 

как

 

 

 

 

Р д ^ С О й Л .

* Индекс номера

цилиндра опущен.

 

 

 

108


Поэтому

Мд = (РхC0S<*H * (Ртi)COS(X=MICOSo(.

Это относится и к результирующему моменту. Результирую­

щий момент MjX сил инерции ПДМ 1-го порядка равен

горизон­

тальной проекции геометрической суммы M-j моментов

М х-

фиктивных

сил РГ1 .

 

 

 

 

Поэтому вместо того чтобы отыскивать результирующий

момент М д

сил инерции 1-го порядка,

можно найти

резуль­

тирующий момент М *

фиктивных сил %

, а затем взять его

горизонтальную проекцию, которая и определит ^величину и

направление искомого

результирующего

момента М д сил

инер­

ции ПДМ 1-го порядка.

как и в случае

опре­

Мы пришли точно к

такой же задаче,

деления результирующего момента центробежных сил инерции. Отличие заключается, во-первых, в величине сил:

Р „ = т „ К о > г ,■ Рх= Wj И uja,

во-вторых, результирующий момент центробежных сил имеет обе действительные составляющие: горизонтальную и верти­ кальную. Действительной составляющей результирующего мо­ мента Мт является только вертикальная составляющая, т.е. пара сил, действующая в вертикальной плоскости. Вектор момента_зтой лары определяется горизонтальной составляющей М Хх= M ji вектора результирующего момента Й х • верти­ кальная составляющая последнего физического смысла не имеет.

Для удобства суммирования моментов фиктивных сил, как и в рассмотренном выше случае центробежных сил, повернем все векторы моментов фиктивных сил на 90° против часовой стрелки до их совпадения с соответствующими кривошипами.

Для кривошипов, расположенных слева от плоскости приведе­ ния они окажутся направленными от центра к периферии, а для расположенных справа - от периферии к центру(рис.6.7,а).

109

«



^f

Складывая эти векторы, получим вектор М х (рис. 6.7,6) геометрической суммы, который после поворота на 90^ по часовой стрелке представит из себя результирующий момент

Мт*фиктивных сил.

Его

проекция на

горизонтальную

ось

определит величину

МхсоЦ^ = Mi cns^i и направление ре­

зультирующего момента

сил инерции

11ДМ 1-го порядка

для

положения первого кривошипа коленчатого вала в в..м.т. (ok = 0).

Рис. 6.7. Определение результирующего момента сил инерции ПДМ 1-го порядка

Как видно из чертежа, векторный многоугольник суммиро­ вания моментов М П оказывается подобным векторному много­

110

угольнику суммирования моментов центробежных сил, а векто­

ры сумм Mr и М х - параллельны. Ясно,

что начальные фазы

■у* и ’ф'х этих векторов одинаковы.

кривошипа коленча­

Для любого угла ос поворота первого

того вала величина результирующего момента сил инерции

ПДМ 1-го порядка будет:

 

(6.12) _

MjT = Ц* cos(oi+^ = Мд; cos(ot+\JfI'),

так как вместе_с валом вращаются векторы фиктивных силРГ(_,

векторы М т и Mf , а горизонтальная

проекция последнего

изменяется по закону (6.12).

что неуравновешенный

Из приведенного анализа следует,

результирующий момент сил инерции ПДМ 1-го порядка дей­ ствует в вертикальной плоскости двигателя и оказывает такое же внешнее действие, как и вертикальная составляю­ щая неуравновешенного момента центробежных сил (сравните (6.12) и первое равенство в (6.?)) . Он стремится повернуть двигатель вокруг оси X то в одном, то в другом направле­ нии, приподнимая и опуская носовую и кормовую его части один раз за оборот вала.

3. Приведение системы сил инерции ПДМ 2-го порядка

Приведем

теперь

систему сил инерции ПДМ

2-го

порядка

к главному

вектору

и главному моменту. Эти

силы,

как и

силы инерции ПДМ 1-го порядка,действуют вдоль осей цилин­ дров,переменны по величине и направлению,изменяются по гармоническому закону, но с удвоенной частотой (6.3):

Pjif =Pj[ со$2сх = mjRco2' \ cos 2co-t .

Из формулы видно, что амплитуда этой силы меньше ампли­ туды силы инерции ПДМ 1-го порядка приблизительно в 4 ра­ за, так как