Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
I. Четырехтактный 4— цилиндровый двигатель
(4 ч 4 ч-Ц-)
Четырехтактные 4-цилиндровые двигатели находят приме нение для привода генераторов и в качестве главных двига телей на катерах. Рассмотрим двигатель 4ч 10,5/13 с криво шипной схемой, показанной на рис. 6.12. Порядок чередова ния вспышек 1-3-4-2, вспышки следуют через S = 720°/4 = 180° п.к.в.
Схема 2-го порядка получена из схемы 1-го порядка пу тем удв'оения углов заклинки кривошипов по отношению к пер вому. Все кривошипы схемы 2-го порядка оказались совпа дающими по направлению (.такие кривошипные схемы называют ся схемами главного порядка).
Рис. 6.12. Определение неуравновешенности четырехтактного 4-цилиндрового двигателя
Схема I-го порядка представляет собой правильную звез ду. В данном случае кривошипы делят окружность на две равные части. Поэтому центробежные силы инерции и силы инерции ПДМ I-го порядка оказываются уравновешенными:
кривошипная схема 2-го порядка не представляет правиль ной звезды. Результирующая сил инерции ПДМ 2-го порядка
p j = i p rr ^ i ,
а ее начальная фаза
% = 0,
так как вектор Р_ совпадает с направлением первого криво шипа.
Неуравновешенная сила инерции меняется по закону
Pjir=P£cDS2GO-t
и стремится вызвать вибрацию двигателя вдоль вертикальной оси. Относительно большая величина амплитуды неуравнове шенной силы может при неблагоприятных условиях (см. § 28) вызвать сильные вибрации корпуса и самого двигателя. Это надо иметь в виду при проектировании и эксплуатации уста новок с четырехтактными 4-цилиндровыми двигателями и из бегать возможного резонанса этой силы во всем диапазоне чисел оборотов п = 0*nwav Частота свободных колебаний конструкции "двигатель-амортизаторы-корпус" должна быть выше2оот а х рад/с или
|
соwax. |
Ги. |
|
где |
f = |
г% |
|
соmax |
3tnmax |
||
где |
зо |
■> |
|
п - максимальное |
число |
оборотов коленчатого вала, |
|
|
об/мин. |
|
|
121
2. Четырехтактный 6-цилиндровый двигатель
На кораблях в качестве главных и вспомогательных дви гателей применяются дизели следующих марок: бчН 30/38 (36Д), 6чН 30/38 (2ДД2), 6ч 23/30,бчСПН 15/18 (ЗД6-Н), бчН 9,5/11 (8Д6-Н) и др.
Рассмотрим уравновешенность двигателя 2ДД2. Чередова ние вспышек в левой модели этого двигателя 1—4—2—6—3—5; кривошипная схема представлена на рис. 6.13. Как видно из схемы, кривошипы заклинены под углом
720° : б = 120°
и поэтому по два кривошипа имеют одинаковые направления (первый и шестой; второй и пятый; третий и четвертый). Вспышки, разумеется, следуют друг за другом через 120°
п.к.в.
Схелш. 2-го порядка
НГ °
h«i
Рис. 6.13. Определение неуравновешенности четырехтактного 6-цилиндрового двигателя
Так как кривошипные схемы оооих порядков представляют сооой правильные звезды, то многоугольники сложения сил оказываются замкнутыми и результирующие центробежных сил, сил инерции ПДМ I и 2-го порядков равны нулю:
122
•Рк=?х=Р-Г=й • Суммирование относительных плеч указывает и на уравно
вешенность рассматриваемого двигателя относительно момен тов:
Hj= Нц^О .
Из рис. 6.13 видно, что каждому моменту (относительно
му плечу), действующему от силы |
инерции |
В№ или ПДМ |
цилиндра, расположенного слева от |
плоскости |
приведе |
ния, противодействует точно такой |
же по величине, но |
противоположный по направлению момент от силы инерции массы соответствующего цилиндра, расположенного справа от плоскости приведения:
;h2=-hg ; h3=-h^ .
Так получается, если кривошипы, равноудаленные от плоско сти приведения, имеют одинаковые направления. Именно та ким образом расположены кривошипы в схемах обоих порядков рассматриваемого четырехтактного двигателя. Такие криво шипные схемы называют зеркальными, а расположение криво-
. шипов - зеркальным (одна половина коленчатого вала являет ся как бы отображением другой половины в зеркале, распо ложенном на месте плоскости приведения).
Таким образом, из рассмотрения двух примеров четырех тактных двигателей следует, что уравновешивание центробеж ных сил инерции и сил инерции ПДМ 1-го порядка достигает ся за счет выбора кривошипной схемы в виде правильной многолучевой звезды, т.е. с равномерной заклинкой криво шипов под углом
|
о |
720° |
|
U = - v — ' |
|
Если при |
этом схема |
2-го порядка также получается в ви |
де правильной звезды, |
то и силы инерции ПДМ 2-го порядка |
|
оказываются |
уравновешенными. |
Уравновешенность моментов центробежных сил инерции и сил инерции ПДМ 1-го порядка осуществляется путем выбора зеркального расположения кривошипов коленчатого вала.
Если зеркальным оказывается расположение кривошипов и в схеме 2-го порядка, то и моменты от сил инерции ПДМ 2-го порядка также уравновешены. Практически все четырехтакт ные двигатели с четным числом цилиндров z > 6 являются полностью уравновешенными.
3. Двухтактный 4-цилиндровый двигатель (4-Д 19/30)
Заклинка |
кривошипов осуществляется под |
углом |
|
||
|
|
(5 s f |
0 8 90°. |
|
|
При |
порядке |
работы цилиндров 1-4-2-3 кривошипные |
схемы I |
||
и 2-го порядков имеют вид, представленный на рис. |
б .14. |
||||
Как |
видно, |
схемы обоих порядков имеют вид |
правильных |
звезд, поэтому многоугольники сложения сил оказываются замкнутыми, результирующие силы инерции равны нулю, а двигатель уравновешен по силам инерции.
Кривошипные схемы обоих порядков не являются зеркаль ными, поэтому относительные неуравновешенности по момен там не равны нулю. Из многоугольников суммирования отно сительных плеч следует, что
HR= HT= 2cos450=H,4i ;
V r = ^ x =
Жтг=0-
Заметим, что при ином порядке работы цилиндров, а имен но х-3-4-2, кривошипная схема 2-го порядка оказывается зеркальной и моменты сил инерции ПДМ 2-го порядка уравно вешенными (4^= 0). Однако при этом получается относитель ная неуравновешенность 1-го порядка значительно больше, чем в первом случае
(Нт - 3,16 } Yi = «°2б') .
124
Рис. 6.14. Определение неуравновешенности двухтактного 4-цилиндрового двигателя
Кроме того, такой порядок неблагоприятен для работы корен ных подшипников: вспышки в соседних цилиндрах чаще следу ют одна за другой (2 - 1-й; 3 - 4-й).
125
4. Двухтактный 6-цилиндровый двигатель
(6Д 39/45, 6ДКРН 74/160, 6ДКРН 75/160)
На примере такого двигателя мы уже рассматривали при ведение сил инерции и моментов этих сил к результирующей силе и результирующему моменту. При порядке работы цилин дров I-5-3-4-2-6 кривошипы заклинены под углом 60°, схемы обоих порядков имеют вид правильных звезд. Поэтому силы инерции оказываются уравновешенными (рис.6.15).Геометриче ское суммирование относительных плеч показывает, что дви гатель уравновешен относительно моментов центробежных сил и сил инерции ПДМ 1-го порядка. Относительная неуравнове шенность моментов сил инерции ПДМ 2-го порядка и началь ная фаза соответственно равны:
H-,= 4 cos30d= 2i/5 * 3,5 *,
%— 300 .
Рис 6 15. Определение неуравновешенности двухтактного 6-цилиндрового двигателя
126
5. Двухтактный 8-цилиндровый двигатель
Рассмотрим |
двигатель с порядком работы цилиндров |
|
Кривошипы |
I - 8 - 2 - 5 - 6 - 3 - 4 - 7 , |
|
заклинены под |
углом |
|
|
а = |
о- |
Схемы I и 2-го порядков - правильные звезды, поэтому силы инерции этого двигателя уравновешены. Суммирование относительных плеч, направленных по соответствующим криво шипам, дает (рис. 6.16)
Нх = 0,131; % = 67°30/ ; И1 = 1,414; % = -133°.
Таким образом, двигатель не уравновешен по моментам от центробежных сил и сил инерции ПДМ I и 2-го порядков.
В прилож. 3 приведены результаты расчетов относитель ной неуравновешенности для наиболее распространенных кривошипных схем однородных двухтактных двигателей (на помним, что ыногоцилиндровые четырехтактные двигатели с четным числом цилиндров и зеркальным расположением криво шипов полностью уравновешены*). Здесь даны кривошипные схемы 1-го и 2-го порядков, значения относительной неурав
новешенности |
моментов центробежных сил |
и сил инерции ПДМ |
1-го порядка |
Нх , моментов сил инерции |
2-го порядка H-j и |
их начальные |
фазы Yi и % • |
* |
При оценке |
неуравновешенности однородного двухтактного |
двигателя можно воспользоваться этим приложением. Опреде лив Hj и H-jj, находят соответствующие наибольшие (ампли тудные) значения результирующих моментов (6.24), (6.26), (6.27):
*За исключением 2-цилиндрового, в котором не уравно вешены силы инерции ПДМ I и 2-го порядков, и 4-цилин- дрового,неуравновешенного по силам инерции ПДМ 2-го порядка. Ьти схемы приведены в таблице.
127
линдрового двигателя
128
M * ' = M * = H x P R a ,
M* 7 = M* = НхРх о -,
и закон их изменения в функции времени (6.7), (6.12),
(6.14)
MRX * Mr COS (СаЛ + % ) *,
М£„ = M r Sin (OOt+'tyj):,
М д = М х C O S ( u ) t + % ') ;
М д = М$ С0Ъ(2иЛ+т|г£).
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое внешняя неуравновешенность и в чем она проявляется? Какой двигатель является уравновешенным в широком и узком смысле?
2.Каково действие опрокидывающего момента?
3.Какие системы сил инерции действуют на двигатель во время его работы? К чему в общем случае приводится каждая система этих сил?
4.В чем сущность графического метода определения внешней неуравновешенности двигателя?
5.Что такое кривошипные схемы I и 2-го порядков, как они строятся?
6.Как определяются результирующие сил инерции вращаю щихся масс и их моментов? Что такое начальные фазы этих результирующих и каковы их годографы?
7.Сущность первого способа интерпретации сил инерции ПДМ как проекций вращающихся векторов. Для чего применяет ся этот прием?
8. В чем сущность расчета внешней |
неуравновешенности |
в относительных единицах? Что такое |
относительное плечо |
иединичный момент?
9.Как перейти от относительной неуравновешенности к абсолютной?
129