Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ный комплекс. Строительство базы Мурманского тралового фло та явилось созданием совершенно нового территориально-произ водственного комплекса бассейнового 'масштаба. Оно потребо валостроительства крупного берегового рыбообрабатывающего предприятия, каким является Мурманский рыбокомбинат, и создания соответствующих обслуживающих производств (судо ремонтного, тарного, сетеснастного, портового хозяйства). Ана логичное положение наблюдается в Петропавловске->Кямчат- ско.м, Калининграде и др.
Реконструкции в годы первой пятилетки рыбообрабатываю щих предприятий Астрахани, изменения в характере рыболов ства в Каспийском море в послевоенные годы обусловили -созда ние нового промышленного комплекса, объединяющего берего вые холодильники, консервные и коптильные заводы, судострои тельную верфь, тарные комбинаты и др.
Деятельность таких крупных специализированных хозяйств, организующих массовое непрерывнопоточное производство, не возможна без четкой технологии. Вместе с тем многие рекомен дации по совершенствованию технологии разработаны наукой применительно к небольшим по размерам предприятиям и по этому для крупных специализированных предприятий малопри емлемы. В то же время разработка технологических процессов и машин для их механизации в условиях крупных специализи рованных рыбообрабатывающих предприятий серьезно отстает. Особенно это относится к проблемам механизации разделки ры бы, механизации производства кулинарных изделий, совершен ствования технологии изготовления копченых и соленых рыбо товаров. Поэтому правильное и быстрое решение таких проблем будет способствовать росту специализации производства и по вышению его эффективности.
В послевоенные годы было построено много новых и расши рено старых рыбокомбинатов в районах потребления рыбных продуктов — промышленных центрах (Москва, Ленинград, Минск, Таллин, .Волгоград и др.). Эти рыбообрабатывающие предприятия работают на привозном сырье и выпускают широ кий ассортимент продукции: копченые, балычные изделия, ма ринады, кулинарию и полуфабрикаты, т. е. -скоропортящиеся
товары. Предприятия Министерства рыбного |
хозяйства СССР |
|
л Министерства торговли |
СССР выработали |
в 1971 г, около |
290 тыс. т копченых товаров, примерно такое |
же количество |
|
продукции пряного посола |
и маринадов и |
около 90 тыс. т |
•кулинарных рыботоваров, обеспечив рост всей указанной
продукции по сравнению |
с |
1968 г. «а 30%. |
|
Вместе |
с тем |
|
копченые и кулинарные рыботовары |
составляют |
всего 10—12% |
||||
с современном выпуске |
пищевой |
товарной |
продукции |
(без |
||
консервов), почти такое |
же |
место |
(9—10%) |
в |
общей |
выра |
ботке рыбопродукции занимают пряный посол и маринады.
50
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РЫБОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ
Влияние размеров предприятий рыбодобывающей отрасли на технико-экономические показатели их работы должно рас сматриваться в двух направлениях. Во-первых, необходимо установить закономерности изменений технико-экономических показателей в зависимости от укрупнения рыбопромысловых су дов (агрегатной формы концентрации) и, во-вторых, определить изменение этих показателей в зависимости от укрупнения рыбо промышленных предприятий (заводской формы концентрации), объединяющих различные промысловые суда.
Наиболее актуальным является изучение результативных факторов агрегатной формы концентрации, под которой в рыбо добывающей отрасли следует понимать процесс укрупнения раз
личных |
агрегатов |
(мощностей, двигателей, оборудования |
и т. д.) |
на рыбопромысловых судах и увеличение доли крупных |
судов в общей численности . промыслового флота. Агрегатная концентрация служит основой технологической и заводской концентрации производства.
Оценка результативных факторов различных форм концен трации может быть произведена на основе системы стоимост ных и натуральных показателей. Выбор последних в основном определяется отраслевой спецификой производства. В рыбодо бывающей отрасли к числу натуральных показателей, характе ризующих эффективность агрегатной формы концентрации, сле дует отнести вылов рыбы за сутки промысла, улов рыбы на среднесписочное судно, .на одного члена судоэкипажа и т. д. К этой группе нужно отнести и показатель энерговооруженно сти труда, исчисляемый в лЬшадиных силах путем отношения мощности главного двигателя к среднесписочной численности судоэкипажа. Правда, по своему смыслу этот показатель явля ется не технико-экономическим, а чисто техническим, так как характеризует техническую сторону производства. Данные о за висимости натуральных показателей работы судов за 1970 г.-от их размеров приведены в табл. 20 (в %).
Как видно из приведенных данных, по мере увеличения мощ ности главного двигателя у крупных судов (свыше 300 л. с.) в несколько десятков раз возрастает интенсивность промысла (вылов за сутки• промысла), а следовательно, резко увеличи вается вылов на среднесписочное судно по сравнению с мелки ми судами. Это прежде всего связано с применением на таких судах крупных орудий лова и высокопроизводительного ■техно логического оборудования, способного перерабатывать зиачи-
4* |
51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
||
|
|
|
|
|
|
|
Индексы базисные |
|
|
|
|
Группировка судов |
|
|
|
|
|
п > ГЧ |
5 |
||||
по мощности главного |
|
вылов за |
сутки |
|
вылов на среднеспи |
= о 2 |
О* |
||||
двигателя, |
л. с. |
|
|
а —£ |
- >» я |
||||||
|
промысла |
|
сочное судно |
Ч S СП |
Cl,О.fr- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и Оо |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
- |
= о о а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
orti |
<паз х ь |
|
До |
20 |
до |
50 |
100 |
|
100 |
100 |
|
100,0 |
||
От |
21 |
В 5 раз больше |
В 4,1 раза больше |
330 |
|
214,3 |
|||||
От |
51 до |
80 |
В |
12,2 раза больше |
В |
PI,6 раза больше |
350 |
|
438,8 |
||
От |
81 |
до |
160 |
В |
15,3 раза |
больше |
В |
14,4 раза больше |
460 |
■542,9 |
|
От |
151 |
до 300 |
В |
19,2 раза |
больше |
В |
1<8,6 раза больше |
640 |
|
628,6 |
|
Свыше |
|
300 |
3 |
6'. ,3 раза больше |
В 58 раз больше |
760 |
|
748,5 |
тельное количество добытого сырья. Повышение энерговоору женности труда на • крупных судах по сравнению с мелкими обусловливает и более высокую производительность труда. Так, при увеличении энерговооруженности труда в 7,5 раза у судов
смощностью главного двигателя свыше 300 л. с. по сравнению
смелкими судами с мощностью главного двигателя до 20 л. с. производительность труда (вылов на члена судоэкипажа) воз растает в 7,6 раза.
Однако, оценивая 'результаты работы в зависимости от раз меров судов по различным натуральным показателям, следует
критически относиться к некоторым статистическим и результа тивным данным. При общей тенденции повышения уловов на одного члена судоэкипажа по мере роста энерговооруженности труда в рыбодобывающей отрасли производительность труда на судах с максимальной энерговооруженностью растет медлен нее по сравнению с производительностью труда на судах мощ ностью главного двигателя от 151 до 300 л. с. Это объясняется большой численностью судоэкипажа на крупных судах, которая увеличивается примерно в той же пропорции, в какой идет рост ■мощности главного двигателя.
Так, при замене судов |
типа СРТ-300, 400 |
судном типа |
БМРТ-1900-2000 мощность |
главного двигателя |
увеличивается |
в 5—6 раз и примерно в 5 .раз увеличивается численность-судо экипажа. Если учесть при этом, что на крупных судах при боль шой численности, как правило, сложнее решаются вопросы по
-совершенствованию организации производства и труда, тоэф фективность использования рабочей силы ненамного лучше, чем на средних по размеру судах. Поэтому проблема совершенство вания организации производства и труда при одновременном сокращении численности судоэкипажа, повышении уровня ме ханизации и автоматизации производства в настоящее время — наиболее актуальна. '
Необходимо отметить, что при всей важности применения натуральных показателей они все же недостаточно точно и пол-
52
но характеризуют результаты концентрации производства, в ры-. бодобывающей отрасли. Так, показатель вылова рыбы за сутки промысла, характеризующий уровень интенсивности промысла, подвержен значительным колебаниям в зависимости от степени концентрации сырьевых ресурсов района рыболовства; на пока затель улова рыбы на среднесписочное судно влияет режим ра боты самого судна, среднесписочное количество эксплуатируе мых судов, а также интенсивность ведения промысла в том или ином районе, что делает практически несопоставимым анализ работы судов по этому показателю, если суда эксплуатирова лись в разных районах рыболовства. Указанные факторы влия ют на тот или иной натуральный показатель независимо от раз мера судов и, следовательно, снижают надежность их примене ния для оценки эффективности концентрации производства.
Поэтому применение натуральных показателей должно быть тесным образом увязано со стоимостными (денежными) показа телями. К числу важнейших стоимостных показателей, харак теризующих эффективность концентрации производства на крупнотоннажных судах, следует отнести производительность труда и фондоотдачу. Последняя является производным пока-- зателем, и его величина в значительной степени зависит от соот ношения темпов роста фондовооруженности и производительно сти труда. Как правило, повышение производительности труда при концентрации производства в основном обусловлено опере жающим ростом его технической вооруженности (фондовоору женности труда). В результате этого показатель фондоотдачи, представляющий собой отношение производительности труда к его технической вооруженности (фондовооруженности), повы шается. Это можно видеть из данных табл. 21, характеризую щих эффективность укрупнения раз.меров судов самоходного рыбодобывающего флота (на 1/1 1970 г.).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 21 |
Группировка |
судов |
|
Индексы базисные |
|
|
|
|
||
по мощности главного |
выработка на 1 члена |
|
|
|
двигателя, л. |
с. |
судоэкипажа |
ф о н д о в о о р у ж е н h o c t i . |
ф о н д о о т д а ч а |
До |
20 |
до |
50 |
100 |
|
|
:оо |
2,8 |
раза выше |
100 |
|
||
От |
2'1 |
В |
3,2 .раза выше- |
В |
•138.2 |
|
|||||||
От |
51 до |
80 |
В |
89,6 |
» |
» |
В |
41;1 |
» |
» |
218,0' |
|
|
От |
81 до ,160 |
В 109,9 |
» |
» |
В |
53,9 |
» |
» |
203.0 |
|
|||
От 101 |
до 300 |
В |
169.2 |
» |
» |
В |
76,-6 |
» |
. » |
2.21.0 |
•) |
||
Свыше |
|
300 |
3 |
Й'24,6 |
» |
У> |
В 164,2 |
» |
» |
237,0 |
Данные табл. 21 свидетельствуют о более .высокой (в десят ки раз) технической вооруженности труда на крупных судах.■ При этом характерно, что во всех интервальных группах про-, слеживается прямая связь между темпами роста производитель-
53'