Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный комплекс. Строительство базы Мурманского тралового фло­ та явилось созданием совершенно нового территориально-произ­ водственного комплекса бассейнового 'масштаба. Оно потребо­ валостроительства крупного берегового рыбообрабатывающего предприятия, каким является Мурманский рыбокомбинат, и создания соответствующих обслуживающих производств (судо­ ремонтного, тарного, сетеснастного, портового хозяйства). Ана­ логичное положение наблюдается в Петропавловске->Кямчат- ско.м, Калининграде и др.

Реконструкции в годы первой пятилетки рыбообрабатываю­ щих предприятий Астрахани, изменения в характере рыболов­ ства в Каспийском море в послевоенные годы обусловили -созда­ ние нового промышленного комплекса, объединяющего берего­ вые холодильники, консервные и коптильные заводы, судострои­ тельную верфь, тарные комбинаты и др.

Деятельность таких крупных специализированных хозяйств, организующих массовое непрерывнопоточное производство, не­ возможна без четкой технологии. Вместе с тем многие рекомен­ дации по совершенствованию технологии разработаны наукой применительно к небольшим по размерам предприятиям и по­ этому для крупных специализированных предприятий малопри­ емлемы. В то же время разработка технологических процессов и машин для их механизации в условиях крупных специализи­ рованных рыбообрабатывающих предприятий серьезно отстает. Особенно это относится к проблемам механизации разделки ры­ бы, механизации производства кулинарных изделий, совершен­ ствования технологии изготовления копченых и соленых рыбо­ товаров. Поэтому правильное и быстрое решение таких проблем будет способствовать росту специализации производства и по­ вышению его эффективности.

В послевоенные годы было построено много новых и расши­ рено старых рыбокомбинатов в районах потребления рыбных продуктов — промышленных центрах (Москва, Ленинград, Минск, Таллин, .Волгоград и др.). Эти рыбообрабатывающие предприятия работают на привозном сырье и выпускают широ­ кий ассортимент продукции: копченые, балычные изделия, ма­ ринады, кулинарию и полуфабрикаты, т. е. -скоропортящиеся

товары. Предприятия Министерства рыбного

хозяйства СССР

л Министерства торговли

СССР выработали

в 1971 г, около

290 тыс. т копченых товаров, примерно такое

же количество

продукции пряного посола

и маринадов и

около 90 тыс. т

•кулинарных рыботоваров, обеспечив рост всей указанной

продукции по сравнению

с

1968 г. «а 30%.

 

Вместе

с тем

копченые и кулинарные рыботовары

составляют

всего 10—12%

с современном выпуске

пищевой

товарной

продукции

(без

консервов), почти такое

же

место

(9—10%)

в

общей

выра­

ботке рыбопродукции занимают пряный посол и маринады.

50


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЫБОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ

Влияние размеров предприятий рыбодобывающей отрасли на технико-экономические показатели их работы должно рас­ сматриваться в двух направлениях. Во-первых, необходимо установить закономерности изменений технико-экономических показателей в зависимости от укрупнения рыбопромысловых су­ дов (агрегатной формы концентрации) и, во-вторых, определить изменение этих показателей в зависимости от укрупнения рыбо­ промышленных предприятий (заводской формы концентрации), объединяющих различные промысловые суда.

Наиболее актуальным является изучение результативных факторов агрегатной формы концентрации, под которой в рыбо­ добывающей отрасли следует понимать процесс укрупнения раз­

личных

агрегатов

(мощностей, двигателей, оборудования

и т. д.)

на рыбопромысловых судах и увеличение доли крупных

судов в общей численности . промыслового флота. Агрегатная концентрация служит основой технологической и заводской концентрации производства.

Оценка результативных факторов различных форм концен­ трации может быть произведена на основе системы стоимост­ ных и натуральных показателей. Выбор последних в основном определяется отраслевой спецификой производства. В рыбодо­ бывающей отрасли к числу натуральных показателей, характе­ ризующих эффективность агрегатной формы концентрации, сле­ дует отнести вылов рыбы за сутки промысла, улов рыбы на среднесписочное судно, .на одного члена судоэкипажа и т. д. К этой группе нужно отнести и показатель энерговооруженно­ сти труда, исчисляемый в лЬшадиных силах путем отношения мощности главного двигателя к среднесписочной численности судоэкипажа. Правда, по своему смыслу этот показатель явля­ ется не технико-экономическим, а чисто техническим, так как характеризует техническую сторону производства. Данные о за­ висимости натуральных показателей работы судов за 1970 г.-от их размеров приведены в табл. 20 (в %).

Как видно из приведенных данных, по мере увеличения мощ­ ности главного двигателя у крупных судов (свыше 300 л. с.) в несколько десятков раз возрастает интенсивность промысла (вылов за сутки• промысла), а следовательно, резко увеличи­ вается вылов на среднесписочное судно по сравнению с мелки­ ми судами. Это прежде всего связано с применением на таких судах крупных орудий лова и высокопроизводительного ■техно­ логического оборудования, способного перерабатывать зиачи-

4*

51


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

20

 

 

 

 

 

 

 

Индексы базисные

 

 

 

Группировка судов

 

 

 

 

 

п > ГЧ

5

по мощности главного

 

вылов за

сутки

 

вылов на среднеспи­

= о 2

О*

двигателя,

л. с.

 

 

а —£

- >» я

 

промысла

 

сочное судно

Ч S СП

Cl,О.fr-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и Оо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

-

= о о а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

orti

<паз х ь

До

20

до

50

100

 

100

100

 

100,0

От

21

В 5 раз больше

В 4,1 раза больше

330

 

214,3

От

51 до

80

В

12,2 раза больше

В

PI,6 раза больше

350

 

438,8

От

81

до

160

В

15,3 раза

больше

В

14,4 раза больше

460

■542,9

От

151

до 300

В

19,2 раза

больше

В

1<8,6 раза больше

640

 

628,6

Свыше

 

300

3

6'. ,3 раза больше

В 58 раз больше

760

 

748,5

тельное количество добытого сырья. Повышение энерговоору­ женности труда на • крупных судах по сравнению с мелкими обусловливает и более высокую производительность труда. Так, при увеличении энерговооруженности труда в 7,5 раза у судов

смощностью главного двигателя свыше 300 л. с. по сравнению

смелкими судами с мощностью главного двигателя до 20 л. с. производительность труда (вылов на члена судоэкипажа) воз­ растает в 7,6 раза.

Однако, оценивая 'результаты работы в зависимости от раз­ меров судов по различным натуральным показателям, следует

критически относиться к некоторым статистическим и результа­ тивным данным. При общей тенденции повышения уловов на одного члена судоэкипажа по мере роста энерговооруженности труда в рыбодобывающей отрасли производительность труда на судах с максимальной энерговооруженностью растет медлен­ нее по сравнению с производительностью труда на судах мощ­ ностью главного двигателя от 151 до 300 л. с. Это объясняется большой численностью судоэкипажа на крупных судах, которая увеличивается примерно в той же пропорции, в какой идет рост ■мощности главного двигателя.

Так, при замене судов

типа СРТ-300, 400

судном типа

БМРТ-1900-2000 мощность

главного двигателя

увеличивается

в 5—6 раз и примерно в 5 .раз увеличивается численность-судо­ экипажа. Если учесть при этом, что на крупных судах при боль­ шой численности, как правило, сложнее решаются вопросы по

-совершенствованию организации производства и труда, тоэф­ фективность использования рабочей силы ненамного лучше, чем на средних по размеру судах. Поэтому проблема совершенство­ вания организации производства и труда при одновременном сокращении численности судоэкипажа, повышении уровня ме­ ханизации и автоматизации производства в настоящее время — наиболее актуальна. '

Необходимо отметить, что при всей важности применения натуральных показателей они все же недостаточно точно и пол-

52


но характеризуют результаты концентрации производства, в ры-. бодобывающей отрасли. Так, показатель вылова рыбы за сутки промысла, характеризующий уровень интенсивности промысла, подвержен значительным колебаниям в зависимости от степени концентрации сырьевых ресурсов района рыболовства; на пока­ затель улова рыбы на среднесписочное судно влияет режим ра­ боты самого судна, среднесписочное количество эксплуатируе­ мых судов, а также интенсивность ведения промысла в том или ином районе, что делает практически несопоставимым анализ работы судов по этому показателю, если суда эксплуатирова­ лись в разных районах рыболовства. Указанные факторы влия­ ют на тот или иной натуральный показатель независимо от раз­ мера судов и, следовательно, снижают надежность их примене­ ния для оценки эффективности концентрации производства.

Поэтому применение натуральных показателей должно быть тесным образом увязано со стоимостными (денежными) показа­ телями. К числу важнейших стоимостных показателей, харак­ теризующих эффективность концентрации производства на крупнотоннажных судах, следует отнести производительность труда и фондоотдачу. Последняя является производным пока-- зателем, и его величина в значительной степени зависит от соот­ ношения темпов роста фондовооруженности и производительно­ сти труда. Как правило, повышение производительности труда при концентрации производства в основном обусловлено опере­ жающим ростом его технической вооруженности (фондовоору­ женности труда). В результате этого показатель фондоотдачи, представляющий собой отношение производительности труда к его технической вооруженности (фондовооруженности), повы­ шается. Это можно видеть из данных табл. 21, характеризую­ щих эффективность укрупнения раз.меров судов самоходного рыбодобывающего флота (на 1/1 1970 г.).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 21

Группировка

судов

 

Индексы базисные

 

 

 

 

по мощности главного

выработка на 1 члена

 

 

двигателя, л.

с.

судоэкипажа

ф о н д о в о о р у ж е н h o c t i .

ф о н д о о т д а ч а

До

20

до

50

100

 

 

:оо

2,8

раза выше

100

 

От

2'1

В

3,2 .раза выше-

В

•138.2

 

От

51 до

80

В

89,6

»

»

В

41;1

»

»

218,0'

 

От

81 до ,160

В 109,9

»

»

В

53,9

»

»

203.0

 

От 101

до 300

В

169.2

»

»

В

76,-6

»

. »

2.21.0

•)

Свыше

 

300

3

Й'24,6

»

У>

В 164,2

»

»

237,0

Данные табл. 21 свидетельствуют о более .высокой (в десят­ ки раз) технической вооруженности труда на крупных судах.■ При этом характерно, что во всех интервальных группах про-, слеживается прямая связь между темпами роста производитель-

53'