Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
•состав, их технико-экономическая связь. Следует различать про изводственные объединения от агломерации, когда объединяют ся различные предприятия, никак несвязанные между собой.
Примером подобной агломерации явилась передача специа лизированной Калининградской базы тралового флота, ранее ■имевшей в своем составе только суда типа БМРТ, большой ■группы судов типа СРТ, что не привело к безубыточной работе последних, но снизило эффективность работы базы в целом. Создание такого объединения явилось вынужденной мерой, так как предприятия, имеющие в своем составе только среднетониажный флот, из-за убыточности производства не могли созда вать фонды экономического стимулирования и выплачивать в бюджет средства за пользование основными и оборотными фон дами. В соответствии с основными направлениями развития и размещения рыбного хозяйства на 1976—1990 гг. весь морально устаревший среднетоннажный флот постепенно будет списан и заменен технически совершенными судами. Приведенные при меры указывают на важность исследования такой современной формы концентрации, как производственные объединения, ре зервы повышения эффективности общественного производства которых еще изучены недостаточно.
Специализация производства в рыбодобывающей отрасли
Концентрация производства неразрывно связана с ее важ нейшей формой — специализацией. Развитие рыбодобывающей отрасли, особенно за ее последние 10—15 лет, свидетельствует о том,-что там, где процесс изготовления рыбопродукции состо ит из многих разнохарактерных технологических процессов (добыча рыбы, ее обработка, производство различных видов ры
бопродукции и т. |
п.), улучшение экономических |
показателей |
рыбодобывающих |
предприятий происходит под |
воздействием |
двух основных факторов — концентрации средств |
производства |
и рабочей силы на крупных судах для изготовления разной ры
бопродукции (мороженая рыба, филе, |
консервы, рыбная мука) |
и концентрации средств производства, |
предназначенной для |
производства определенных видов рыбопродукции, т. е. концен трации однородного производства. Последнее представляет со бой концентрацию производства, основанную на разделении труда (специализацию).
"'Как известно, различают три формы специализации— пред метную, подетальную и технологическую (стадийную). Наиболь шее распространение в рыбодобывающей промышленности по лучили предметная форма специализации, когда флот специали зируется на производстве однородных готовых видов продук ции, и технологическая (стадийная) форма, т. е. превращение
40 .
отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства— стадии. Так, добыча рыбы; будучи самостоя тельной стадией производственного процесса, основана на при менении специальных способов лова. Характерно, что развитие активного океанического рыболовства привело к изменению ха рактера промысла. Удельный вес различных видов лова по го дам дан в табл. 17 (в %).
Т а б л и ц а 17
|
|
|
Вылов рыбы |
|
|
|
19*10 г. |
1950 г. |
1955 г. |
1905 г. |
1970 г. |
Траловый |
15,6 |
19 6 |
32,6 |
49,9 |
58,S |
Дрифтерный |
6,2 |
5.1 |
8,8 |
10,3 |
6,0 |
Кошельковый |
3,2 |
4,2 |
3,1 |
5,8 |
9,2 |
На электросвет |
— |
0,1 |
4,2 |
7,0 |
7,0 |
Прочие |
1,3 |
7,2 |
8,8 |
16,6 |
7,9 |
Итого активный лов |
26,3 |
35,8 |
57,5 |
88,6 |
90,9 |
Неводной-закндной |
26,2 |
22,4 |
15,5 |
3,2 |
2,9 |
Ставной (сетной) |
12,0 |
П,1 |
12,1 |
1,5 |
1,3 |
Прочие |
16,8 |
14,3 |
5,2 |
3,1 |
2,8 |
Итого тасойвный лов |
73,7 |
64,2 |
42,5 |
11,4 |
10,1 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Динамика развития важнейших видов лова характеризуется, возрастанием объема тралового лова, постепенным увеличением таких видов лова, как кошельковый и лова на свет и уменьше нием малоактивного дрифтерного лова. '
Большое значение для развития рыболовства в открытом, море имеет траловый лов. Этот способ лова— наиболее инду стриальный и эффективный вид морского промысла, он обеспе чивает бесперебойный лов на больших глубинах и позволяет об лавливать скопления рыбы в большом удалении от берега. На . траловом лове специализированы в основном крупнотоннажныепромысловые суда, такие, как ППР, БМРТ, РТМ и часть еред-
ветоннажного и малотоннажного флота — GPT-300, 400, GPTP640, СРТМ И МРТ.
До недавнего времени рыболовные траулеры были вооруже ны донными тралами. Особенно успешно .они применяются при облове донных и придонных концентраций рыб в различных районах Атлантического и Тихого океанов. В настоящее время наряду е дальнейшим совершенствованием донного все болеешироко используется пелагический (разноглубинный) трал.. Эффективность тралового лова в значительной степени зависит от разработки и внедрения в практику оптимальных режимов.
41.
траления с судов различного |
типа. Повышение скорости тра- |
||
.ления, освоение лова донными |
тралами на |
глубинах |
'более |
1000 м, а также дальнейшее развитие лова |
разноглубинными |
||
тралами*— вое это в перспективе обусловит |
сохранение |
доми |
нирующего значения тралового лова.
Наиболее активный и мощный из отцеживающих орудий ло-
.ва — кошельковый невод. Практика мирового рыболовства по казывает, что на промысле пелагических рыб (сельди, ставриды, скумбрии и др.) он очень эффективен. Например, в Норвегии удельный вес кошелькового лова составляет 70%, а в Японии —
20%.
Внашей стране кошельковый лов не нашел еще широкого применения; существенным тормозом в развитии кошелькового
.лова является сложившаяся тенденция в проектировании и строительстве рыболовных судов, в соответствии с которой ры бодобывающий флот для кошелькового лова пополняется суда ми только мелкого и среднего тоннажа, имеющего ограничен ное применение (МРС-30, СЧС-150, БЧС-300, РС-300). Между тем еще в 1953—1956 гг. на Дальнем Востоке была показана возможность лова рыбы кошельковым неводом е судов типа СРТ. Поэтому происходит переоборудование судов типа ОРТ для кошелькового лова, что не решает в достаточной степени проблему создания судов, отвечающих современным требова ниям кошелькового лова.
Хотя .трудоемкость добычи и себестоимости рыбы, добывае мой дрифтерными. сетями, выше, чем при траловом промысле, и в перспективе стоит задача замены дрифтерного лова более совершенными видами лова (траловым и кошельковым), тем не менее в течение значительного времени он будет играть суще ственную роль в общей добыче рыбы в стране.
За последние 10—15 лет большое распространение получили бессетевые способы лова. Первый из них — лов кильки рыбо насосами с применением электросвета, внедренный на Каспии, очень рентабелен. При лове кильки на электросвет рыбонасосом на судах Р’С-300 получается экономия по сравнению с ловом конусной сетью примерно в 11,2 тыс. руб. в год. Такой способ лова позволяет наиболее эффективно использовать производ ственные рефрижераторы типа «Дружба». В настоящее время на этом прогрессивном виде лова специализированы более 250
•судов, которые добывают свыше 90% улова каспийской кильки. Что касается других видов лова (неводной, ставной, сетной, ловушки и т. д.), как правило, связанных с пассивным рыбо ловством, то они слабо специализированы, поскольку это обус ловлено непостоянством (в течение года) сырьевой базы внут ренних водоемов, а также открытых водоемов, в которых осуще ствляется прибрежный промысел, и большим разнообразием объектов рыбодобычи, каждый из которых требует своеобраз
ных методов лова.
42 .
Специализация судов на определенных' способах и видах лова привела к появлению в рыбодобывающей отрасли специа лизированных организаций с высокой степенью концентрации производства. В 1971 г. в рыбной промышленности было 29 спе циализированных рыбодобывающих организаций (не считая уп равлений китобойных флотилий). Эти организации имели свы ше 3,5 млрд. руб. основных производственных фондов, т. е. более 50% промышленно-производственных фондов рыбной про мышленности. К крупным специализированным организациям Северного бассейна относится Управление Мурманского трало вого флота, Западного — Калининградская база рыболовного рефрижераторного флота (сокращенно КБРРФ), Дальневосточ ного— Управление активного морского рыболовства (г. Наход ка) и Управление тралового флота (г. Петропавловск-Камчат- ский) и др.
Развитие океанического рыболовства, значительное увеличе ние расстояний между районами промысла и рыбными портами, а также резкое увеличение количества рыбы, обработанной холодом в местах промысла, привело к необходимости создания специализированного транспортного рефрижераторного флота рыбной промышленности, к организованному выделению транс портных управлений флота («Востокрыбхолодфлот», «Севрыбхолодфлот», «Югрыбхолодфлот» и др.), появилась третья (по мимо добывающей и обрабатывающей) самостоятельная от расль рыбной промышленности — транспортная.
Таким образом, специализация предприятий рыбодобываю щей отрасли тесным образом переплетается со специализацией отраслей, с разделением труда между отраслями. По этому по
воду 'В. И. Ленин писал: «...тенденция этого развития |
(специа |
лизации — авт.) состоит в том, чтобы превратить в |
особую |
отрасль промышленности производство не только каждого от
дельного продукта, |
но |
даже каждой отдельной части продук |
||||||
т а ;— и не |
только |
производство |
продукта, |
но |
даже |
отдельные |
||
операции по приготовлению продукта к потреблению» '. |
||||||||
Образование в рыбной промышленности |
специализирован |
|||||||
ных рыбодобывающих организаций |
способствовало |
широкому |
||||||
развитию |
важнейших |
форм |
специализации — предметной и |
|||||
стадийной. |
Это мсйкно видеть из следующих данных. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Уровень специализации |
||
|
Управление |
|
|
(% специализированной про |
||||
|
|
|
дукции в общем объеме |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
производства) |
|
Мурманского |
тралового флота |
|
|
|
80-186 |
|||
«Му|риансельдь» |
|
|
|
|
|
85—88 |
||
Архангельского тралового флота |
|
|
|
О©—9о |
||||
Активного морского рыболовства (г. Находка) |
|
76—82 |
||||||
Тралового флота (г. Петропавловск-.Камчатск.ин) |
|
84—87 |
||||||
' Л е н и н |
В. И. Поли. собр. соч., |
т. 3, |
с. 21. |
|
|
|
43
К>к правило, на предметной форме специализируются пред приятия, имеющие крупнотоннажный флот (ГЪПР, БМРТ, РТМ. и т. д.). Такие типы судов, «а борту которых совмещены процес
сы добычи рыбы и ее обработки, в основном |
производят гото |
||||
вую |
рыбопродукцию. Менее |
крупные суда |
(РТ, СРТ, СРТР |
||
и т. |
д.) осуществляют добычу |
и частичную |
обработку улова |
с |
|
последующей передачей полуфабрикатов |
на |
дообработку |
на |
плавучие базы (плавбазы) или береговые рыбообрабатывающие комбинаты. Для этих судов характерна стадийная форма спе циализации. Следует отметить, что предметная форма — наибо
лее |
прогрессивна и отвечает современной тенденции разви |
тия |
океанического рыболовства — максимальному совмещению |
процессов во времени и в пространстве, что обусловливает высокую экономическую эффективность этой формы специа лизации.
Что же касается стадийной формы специализации, то ее зна чение по мере расширения предметной формы в перспективе будет уменьшаться, но окончательно она не исчезнет. Стадий ная форма специализации прежде всего характерна для пассив ного, прибрежного рыболовства, где мелкий среднетоннажный флот может быть весьма эффективно специализирован на про изводстве различных полуфабрикатов с последующей передачей их на дообработку береговым рыбокомбинатам.
Специализация производства в рыбообрабатывающей отрасли
Процессы специализации характерны и для рыбообрабаты вающей отрасли. При всей специфичности рыбообрабатываю щей отрасли общие закономерности развития экономики обус ловливают и в этой отрасли значительные темпы повышения уровня специализации производства. К основным предпосылкам специализации производства в рыбообрабатывающей отрасли следует отнести рост населения и сосредоточение его в городах, а также рост душевого потребления отдельных видов рыбных продуктов (живая, охлажденная, мороженая рыба, консервы и т. д.), прогресс способов транспортировки и увеличение сте пени охвата промышленной переработкой океанического сырья и т. д. Высокий уровень специализации производства в рыбо обрабатывающей отрасли находит свое проявление прежде все го ' в отраслевой дифференциации производства. В настоящее время в рыбообрабатывающей отрасли существуют в качестве обособленных такие крупные подотрасли, как консервное и хо лодильное производство, для которых характерны высокие тем пы концентрации производства.
Поскольку эти подотрасли производят-однородную продук цию, то для оценки степени концентрации производства в них
44