Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
былью; во-вторых, в основе образования поощрительных фондов лежат показатели, которые не отражают в долж ной мере изменение эффективности производства.
По-прежнему используется экономически необосно ванная методика расчета нормативов и база отчислений
вфонды стимулирования. Нормативы выполняют важ ную роль в регулировании взаимоотношений предприя тия и общества, поскольку определяют долю, оставляе мую предприятию на поощрение из полученного сверх нормативного эффекта. Между тем порядок расчета нор мативов фиксирует индивидуальные, сложившиеся уров ни показателей предприятия. В соответствии с действую щими методическими указаниями в преимущественном положении находятся те предприятия, у которых низкие среднегодовые темпы прироста юбъема продукции (или прибыли) в пятилетке и низкий уровень рентабельности
в1970 г. Чем выше эти проценты, тем менее весомы нормативы, так как нормативы определяются делением соответствующей части заранее рассчитанного фонда
материального поощрения (в % к фонду зарплаты 1970 г.) на среднегодовой темп прироста объема продук ции в пятилетке и уровень рентабельности в 1970 г. Тем самым размеры фондов стимулирования, пропорции рас пределения чистого дохода между предприятием и обще ством зависят не от эффективности работы предприятия, а от уровня фондообразующих показателей, принимае мых при расчете нормативов.
Рассчитанные таким образом нормативы носят сугу бо индивидуальный характер для каждого предприятия и не обладают той стимулирующей ролью, для которой они предназначены. В табл. 1 приводятся уровни норма тивов, установленные некоторым хабаровским предприя тиям на девятую пятилетку.
Резко различающиеся нормативы на этих заводах яв ляются результатом различных исходных значений по казателей, которые сложились на момент расчета нор мативов. Поэтому доли, отчисляемые из прироста прибы ли, достигнутой в результате' роста продукции на один процент (предполагая, что пропорционально растет при быль), составят на «Энергомаше» — 0,66, на «Амуркабеле» — 0,20, на станкостроительном — 0,11. Но если рост объема реализации не будет сопровождаться соот ветствующим приростом прибыли, что может иметь мес-
27
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
|
Нормативы отчислений от прибыли |
|
|
||||
|
в фонд материального поощрения |
|
|
|||
|
на девятую пятилетку |
|
|
|
||
|
|
За каждый процент |
За каждый процент |
|||
|
|
превышения |
|
|||
|
|
роста продукции |
|
|||
|
|
рентабельности |
||||
|
|
|
|
|||
Предприятия |
в |
% к фон |
в тыс. руб. |
в % к |
в тыс. |
|
|
фонду |
|||||
|
ду зарпла |
из приб ыли зарплаты |
руб. |
из |
||
|
|
ты 1970 г. |
прибыли |
|||
|
|
|
|
1970 г. |
|
|
«Энергомаш» |
|
0,543 |
34,4 |
0,524 |
33,2 |
|
«Дальдизель» |
|
0,492 |
26,7 |
0,338 |
18,3 |
|
Станкостроительный |
0,650 |
14,4 |
0,459 |
4,4 |
||
«Амуркабель» |
|
0,6 |
21,5 |
0,283 |
10,1 |
то либо в случае выпуска малорентабельной или убыточ ной продукции, либо при превышении плановой себе стоимости, то у предприятия будет отсутствовать источ ник для начисления фондов стимулирования. Такое положение сложилось, в частности, в 1972 г. на заводе «Амуркабель», где дополнительные отчисления в фонды стимулирования были уменьшены на 23 тыс. руб. в свя зи с отсутствием свободного остатка прибыли. Наряду с отмеченными выше обстоятельствами такая ситуация возникает также в результате того, что нормативы ус танавливаются к фонду заработной платы. Однозначное движение фондов стимулирования и хозрасчетной при были может быть обеспечено лишь в случае, если по следняя будет единственным фондообразующим пока зателем, а нормативы отчислений выражены в долях от ее суммы.
Применяемые в настоящее время оценочные критерии и показатели деятельности объединений и предприятий не обеспечивают необходимой согласованности хоз(расчетных и народнохозяйственных интересов. Задача даль нейшего совершенствования механизма экономических стимулов многогранна. Но ведущее значение в решении этой сложной проблемы имеет выбор более совершен ных оценочных показателей деятельности объединений и предприятий. Оценочные плановые показатели, являясь составной частью хозяйственного механизма, определя-
28
ют направленность экономических решений. Показате ли — это компас, по которому настраивается деятель ность производственных коллективов.
Применяемая в настоящее время система показате лей при определении размеров фондов стимулирования (фондообразующие показатели) несомненно повысила заинтересованность предприятий в росте объемов и эф фективности производства. Во многих случаях рост фон дообразующих показателей сопровождается значитель ным повышением экономичности производства. Но не редко за ростом оценочных показателей в действитель ности скрывается лишь ущерб для народного хозяйства, а их снижение часто вовсе не означает фактического ухудшения работы предприятий.
Одним из основных оценочных показателей является в настоящее время объем реализованной продукции, за каждый процент прироста которого предприятия про изводят отчисления в фонды стимулирования. Этот пока затель имеет много преимуществ по сравнению с ра нее применявшимися измерителями объема продукции предприятий — валовой и товарной продукции. Показа тель объема реализации теснее увязывает производство с общественными потребностями, нацеливает предприя тия на выпуск продукции, пользующейся спросом, и тем самым побуждает их к совершенствованию качества и обновлению ассортимента выпускаемой продукции. Но показатель реализации не исключает возможности уве личения объема продукции за счет привлечения боль шей доли овеществленного труда. При использовании по казателя реализации, как при показателях валовой и товарной продукции, сохраняется заинтересованность в выпуске материалоемкой, дорогостоящей продукции, сдерживается использование прогрессивных, но более трудоемких конструкций, дешевых видов сырья и мате риалов. Избежать этого можно только в случае, если показатель объема продукции в стоимостном выражении (причем неважно какой —• товарной, реализованной или исчисляемый в пределах выполненных поставок по дого ворам) перестанет быть директивным оценочным пока зателем деятельности объединений и предприятий.
Не обеспечивает должного согласования хозрасчет ных интересов с народнохозяйственным и другой осно вной фондообразующий показатель — рентабельность.
29
Применение этого показателя создает заинтересован ность в лучшем использовании производственных фон дов, но одновременно рентабельность невольно превра щается в индивидуальный норматив эффективности про изводства, ориентация на который часто приводит к принятию экономических решений, противоречащих тех ническому прогрессу. При оценке работы по показателю рентабельности на высокорентабельных предприятиях становятся невыгодными эффективные с народнохозяй ственной точки зрения мероприятия,если только рента бельность их ниже, чем рентабельность соответствую щего предприятия. И наоборот, если рентабельность на предприятии низкая, то могут внедряться неэкономич ные с народнохозяйственных позиций варианты новой техники:
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что рентабель ность статична по своей природе. Ее уровень не изменя ется при одновременном изменении массы прибыли и производственных фондов. Рентабельность не реагирует на изменение экстенсивных факторов развития произ водства. Разумеется, что упор надо ставить на интенси фикацию производства и повышение его эффективности. Но это не означает, что экстенсивные факторы изжили себя. Рост объемов продукции при сохранении прежнего уровня рентабельности, или даже его снижении, но не ни же нормативного коэффициента эффективности, во мно гих случаях имеет большое значение для народного хо зяйства. Такая ситуация складывается часто на Дальнем Востоке при освоении новых природных богатств и расширении масштабов действующих производств.
В условиях оценки деятельности предприятий по показателю рентабельности значительно принижается роль такого важного экономического рычага, как плата за фонды. При низких ставках платы за фонды из общей массы прибыли, поступающей в государственный бюд жет, особенно на высокорентабельных предприятиях, основная доля приходится на свободный остаток прибы ли, а не на плату за фонды. По группе обследованных
48 дальневосточных предприятий удельный |
вес платы |
||
за фонды в общей сумме прибыли составлял |
18,2%. На |
||
заводе |
«Амуркабель» плата за фонды составляла в |
||
1972 г. |
15,7% прибыли, |
а еесвободный остаток — 52,8%. |
|
Но |
причина слабой |
стимулирующей роли |
платы за |
30
фонды не в ее низкой доле в прибыли (на отдельных предприятиях ее удельный вес достаточно высок), а в самих методах распределения прибыли. Между размера ми прибыли, отчисляемой в бюджет в виде платы за фонды и оставляемой предприятиям суммы фондов сти мулирования, не создано достаточно тесной зависимо сти. Правда, хозрасчетные поощрительные фонды по ставлены в зависимость от так называемой «расчет ной рентабельности», исчисляемой на основе прибыли за вычетом платы за фонды, фиксированных платежей и процентов банку за кредит. Но это мало помогает делу. При данной ставке платы за фонды изменение ее общей суммы (в связи с изменением фондов) увеличивает или уменьшает «общую» и «расчетную» рентабельность на одинаковое количество процентов. Если предположить отсутствие фиксированных платежей и процентов за кредит, то соотношение между общей рентабельностью, ставкой платы за фонды и расчетной рентабельностью выразится следующим образом:
р у= ( ~ - 0,0 ф- Ф) X 100% = ( - J - 0,06) X 100% ,
где: Ру — расчетная рентабельность; Ф — стоимость производственных фондов; П — прибыль; 0,06 — норма платы за фонды.
Плата за фонды, как следует из формулы, лишь уменьшает уровень общей рентабельности на величину установленной нормы (6%)ине оказывает никакого вли яния на изменение расчетной рентабельности, от уров ня которой зависят размеры фонда материального поощ рения, а следовательно, пропорции распределения при были.
В новом механизме образования фондов стимулиро вания не только принижена роль платы за фонды, но по существу сведена на нет заинтересованность в лучшем использовании производственных фондов. Инструкцией Министерства финансов СССР № 196 от 11 октября 1972 г. в дополнение к основным положениям образова ния фондов материального поощрения (пункт 12) уста новлено, что экономия, полученная от уменьшения (по сравнению с плановыми суммами) размера платы за производственные фонды, фиксированных (рентных)
31
платежей и процентов за банковский кредит, не увели чивает сверхплановую прибыль, и, следовательно, такая экономия не может служить' источником для дополни тельных отчислений в фонды поощрения. Таким образом, если предприятие в плановом периоде высвобождает производственные фонды или достигает запланированно го результата по объему продукции и сумме прибыли с меньшим, чем было запланировано, объемом производ ственных фондов, работники не получат никакого по ощрения, так как в фонды стимулирования не посту пит дополнительных средств в связи с отсутствием ис точника. Эта мера напоминает порядок премирования работников за снижение себестоимости в пределах эко номии по фонду заработной платы, существовавшей до экономической реформы, когда работники предприятий при большой экономии материальных ресурсов не полу чали никакой премии, если не было экономии зарплаты.
Следует также отметить, что показатель расчетной рентабельности неверно характеризует эффективность использования производственных фондов. При определе нии расчетной рентабельности не учитываются фонды, освобожденные от взимания платы. К ним относятся: во-первых, основные фонды, созданные за счет фонда развития производства на период до 2-х лет с момента ввода в действие; во-вторых, арендованные основные фонды; в-третьих, оборотные фонды, прокредитованные банком, и основные фонды, созданные за счет кредита в части непогашенной стоимости. В обобщающем оценоч ном показателе деятельности предприятия должны учи тываться все применяемые на предприятии фонды неза висимо от того, являются они собственными или заем ными (или арендованными). Отвечать за использование общенародных средств производства должен в полной мере тот коллектив, который ими пользуется.
Следует отметить, что действующий порядок образо вания фонда материального поощрения с введением но вых дополнительных фондообразующих показателей стал еще более сложным и противоречивым*.
Большое количество новых фондообразующих пока зателей, используемых в системе образования фонда ма-
* Хозяйственная практика выдвигает необходимость стимулиро вания все новых факторов повышения эффективности производст ва. Поэтому невольно появляются предложения о дальнейшем
32
термального поощрения в настоящее время, хотя и поз воляет решить многие задачи повышения эффективности производства, но не обеспечивает сочетание хозрасчет ных и народнохозяйственных интересов. Это связано как с недостатками отдельных показателей (производитель ность труда измеряется на базе товарной, или валовойпродукции, динамика которой подвержена влиянию структурных сдвигов в материалоемкости производства и изменению условий кооперирования, недостатки дру гих были рассмотрены выше), так и отсутствием ранжи рованного их использования, что позволяет увеличивать фонды стимулирования за счет неравноценного улучше ния одних фондообразующих показателей в результате ухудшения других. Так, например, Хабаровский станко строительный завод ростом объема продукции на один процент может перекрыть уменьшение отчислений в фон ды стимулирования вследствие снижения уровня рента бельности почти на три процента или снижение намечен ных темпов роста производительности на два процента. Множественность показателей дает возможность варьи ровать предприятию в своих интересах, обеспечивая себе высокий уровень материального поощрения.
По нашему мнению, сложившиеся противоречия и недостатки в системе оценки и стимулирования деятель ности промышленных предприятий можно устранить введением единого обобщающего интегрального показа теля, объективно отражающего трудовые достижения коллектива хозяйственного звена и его вклад в рост общественного производства. Таким показателем явля ется хозрасчетная (чистая) прибыль, то есть величина чистого дохода, созданного на предприятии, за вычетом платы за фонды, процентов банку за кредит, платы за трудовые и другие виды ресурсов, рентных и фиксиро ванных платежей*.
расширении круга фондообразующих показателей. Так, Н. Масло ва предлагает дополнительно использовать при начислении поощ рительных фондов повышение фондоотдачи, снижение материало емкости и себестоимости (см. Н. Ма с л о в а . О производительности труда в промышленности. «Вопросы экономики». 1973, №12, стр. 45).
* Подробное обоснование преимуществ и необходимости такой системы оценки деятельности предприятий содержится в работах
Л, А. Ваага, П. Г. Бунича, |
Д. |
С. Львова и других (см. Л. А. В а- |
а г. Об оценке эффективности |
социалистического производства. Сб. |
|
статей «Темпы, пропорции, |
критерии эффективности». М., «Эконо- |
|
2 Экономические стимулы |
|
33 |