Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бности на мировом рынке; повышение материальной заинтересованности предприятий в разработке, выпуске продукции высокого качества и повышении заинтересо­ ванности потребителей в приобретении продукции высо­ кого качества, дающей в эксплуатации дополнительный экономический эффект; обеспечение планомерной под­ готовки к Государственной аттестации качества продук­ ции производственно-технического назначения.

Аттестация технико-экономического уровня преду­ сматривает высшую, первую и вторую категории каче­ ства. К высшей категории относится продукция, соответ­ ствующая по своим технико-экономическим показателям и качеству лучшим отечественным и зарубежным науч­ но-техническим достижениям или превосходящая их. Этой продукции в установленном порядке присваивается государственный Знак качества. К первой категории от­ носится продукция, соответствующая по своим технико­ экономическим показателям и качеству современным требованиям действующих стандартов и технических условий и отвечающая среднему мировому уровню. Ко второй категории относится продукция, не отвечающая по своим технико-экономическим показателям и качест­ ву современным требованиям народного хозяйства. Такая продукция подлежит модернизации или снятию с производства. На каждое аттестованное изделие пред­ приятию выдается разрешение на его производство, своего рода паспорт. В карте разрешения на производ­ ство, кроме основных технических параметров, содер­ жится план-программа научных, конструкторских, технологических мер, намечаемых для замены аттесто­ ванного изделия новым или для его технического и тех­ нологического совершенствования.

Вся вновь создаваемая и осваиваемая в отрасли про­ дукция должна отвечать требованиям высшей катего­ рии. Аттестация качества проводится постоянно дейст­ вующими аттестационными-комиссиями по видам про­ дукции. Результаты являются основой для планирования предприятиям и объединениям заданий по повышению качества выпускаемых изделий.

Если на первом этапе совершенствование организа­ ции производства, планирования, финансирования и стимулирования качества продукции не было еще связа­ но со всей системой планирования, в частности, с таки­

57

ми показателями, как объем производства, прибыль, рентабельность и т. д., то теперь, впервые в практике планирования Министерству электротехнической про­ мышленности пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. утвержден показа­ тель удельного веса продукции высшей категории качества как основной показатель производственно-хо­ зяйственной деятельности.

Каждому предприятию (объединению) утверждают­ ся: а) удельный вес продукции по трем категориям ка­ чества в процентах к объему товарной продукции, под­ лежащей отраслевой аттестации, на пятилетку с разбив­

кой

по годам и планируемый год (поквартально);

б)

номенклатура новой продукции высшей категории ка­

чества, подлежащей освоению в производстве; в) номен­

клатура продукции второй категории качества, подлежа­ щей снятию с производства.

Выпуск кабельной продукции высшей категории на заводе неуклонно возрастает. Если в 1971 г. продукции высшей категории было выпущено всего на 0,8%, то в 1973 г. выпущено 44% от аттестуемой продукции, а на 1974 г. планируется выпустить 46%,

В зависимости от выполнения заданий пятилетнего плана по удельному весу изделий высшей категории ка­ чества, фонды поощрения (фонды материального поощ­ рения и фонд социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства) увеличиваются по соответствую­ щей шкале. При принятии в годовых планах повышенных обязательств, по удельному весу продукции высшей ка­ тегории качества по сравнению с заданием пятилетки плановые фонды поощрения увеличиваются, но не более чем на 10%. При принятии в годовых планах понижен­ ных обязательств по удельному весу продукции высшей категории качества фонды поощрения уменьшаются в соответствующих размерах, при этом максимальное уменьшение фондов за принятие в плане пониженных обязательств по сравнению с заданием пятилетки по удельному весу продукции высшей категории качества установлено в размере 10%, а за превышение удельного веса продукции второй категории качества по сравне­ нию с заданием пятилетки фонды поощрения уменьша­ ются еще до 10%.

За снижение удельного веса продукции второй кате-

58


горни качества дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования не производятся.

Введенная система планирования и стимулирования позволила на заводе «Амуркабель» заметно повысить качество выпускаемой продукции.

Т а б л и ц а 4

Выполнение заданий по повышению качества продукции на заводе «Амуркабель»

1971—1973 гг. (в процентах)

 

Категории

качества

1971 г.

1972 г.

1973 г.

По пятилетнему

плану:

 

 

 

а)

высшая

категория

3

13,0

28,0

б)

первая

категория

96,5

87,0

72,0

в)

вторая

категория

0,5

По текущим планам:

---

18,4

40,0

а)

высшая

категория

б)

первая

категория

77,5

57,0

в)

вторая

категория

4,1

3,0

Фактически:

 

 

0,8

2.1,9

44,0

а)

высшая категория

б)

первая категория

88,1

74,4

54,0

в)

вторая категория

11,1

3,7

2,0

Эффективность результатов научно-технического про­ гресса во многом определяется использованием такого экономического рычага, как цены. Улучшение качества, как правило, связано с дополнительными затратами, ко­ торые должны быть компенсированы предприятию — из­ готовителю продукции. Стимулирование техническою прогресса на основе цен предполагает удовлетворение интересов как изготовителя, так и потребителя. Для этого необходимо исходить из народнохозяйственных ин­ тересов. Цены должны стимулировать и выпуск, и при­ менение высокоэффективной продукции, возмещая при этом дополнительные, экономически обоснованные за­ траты изготовителя и получение им повышенной прибыли. Обычно в этих целях применяют, надбавки к ценам, ис­ точником которых служит возросший экономический эф­ фект от использования изделия улучшенного качества. Величина экономического эффекта изделия высшей ка­ тегории качества может распределяться между произ­

59 •



водителем и потребителем таким образом, чтобы пред­ приятию направлялось от 30% до 50% этого эффекта в виде поощрительной надбавки к оптовой цене. На прак­ тике же величина надбавки за прошедшие годы состав­ ляла в среднем по отрасли 4—5% экономического эф­ фекта.

У предприятий не было экономической заинтересо­ ванности в замене выпускаемой продукции более совер­ шенной, поскольку уже освоенные.изделия давали боль­ ше прибыли.

После анализа образования и действия поощритель­ ных надбавок к оптовым ценам на новые виды изделий и их воздействия на ускорение технического прогресса было принято решение о существенном увеличении раз­ мера надбавок. Если раньше размер надбавки ограни­ чивался половиной норматива рентабельности, то с кон­ ца 1971 г. предусмотрено, что для стимулирования пре­ имущественного изготовления продукции высшей кате­ гории к оптовой цене устанавливаются поощрительные надбавки в размере 0,5—1,0 норматива рентабельности, принятого - для соответствующей группы изделий, но не более 50% распределяемого экономического эффекта, получаемого в народном хозяйстве от производства и ис­ пользования данного изделия. Поощрительная надбавка по каждому новому изделию высшей категории устанав­ ливается на три года. С переводом изделий высшей ка­ тегории в первую или вторую категории качества авто­ матически прекращается действие надбавки к оптовой цене. Если изделию, отнесенному к высшей категории качества, к оптовой цене которого установлена поощри­ тельная надбавка, присваивается Знак качества, то до­ полнительная надбавка к цене за Знак качества не ус­ танавливается. Указанный выше порядок образования поощрительной надбавки к оптовой цене распространя­ ется и на новые изделия высшей категории качества, изготавливаемые в порядке единичных (разовых) зака­ зов.

Кроме того, введены экономические Санкции в виде скидок с оптовых цен на производство устаревших изде­ лий второй категории качества, срок разрешения на про­ изводство которых в соответствии с заданием истек. Скидки установлены в размере всей фактической прибы­ ли (но не больше плановой), получаемой предприятием

. 60-

от реализации таких изделий. Чтобы не было повышен­ ного спроса потребителей на отдельные изделия второй категории качества, их реализуют по утвержденным оп­ товым ценам без скидок. Скидки с оптовых цен опреде­ ляются только для заводов-изготовителей.

Роль надбавок и скидок не сводится лишь к тому, что одни (лучшие) изделия станоштся более рентабель­ ными, а другие (худшие) менее рентабельными. Их сти­ мулирующая роль заключается в том, что планы по реа­ лизации продукции, прибыли, уровню рентабельности, взносам в государственный бюджет, фондам экономиче­ ского стимулирования и другим показателямустанав­ ливаются без учета надбавок и скидок, а оценка выпол­ нения производится с учетом надбавок и скидок. При этом сумма полученных надбавок и изъятых скидок учи­ тывается отдельно и исключается из базы планирования на следующий год.

Это означает, что, выпуская изделия высшей катего­ рии, предприятие будет перевыполнять план, а продол­ жая выпуск изделий второй категории, с истекшим сро­ ком производства, лишит себя возможности выполнить план. Преимущественное положение изделий высшей категории качества по сравнению с изделиями первой и второй категорий здесь вполне очевидно.

Для того, чтобы при этом не утратился контроль за выполнением плана по другим изделиям, предусмотрена зависимость размеров фондов поощрения предприятия от выполнения плана без учета надбавок. Установлено, что при невыполнении плана по объему реализации продукции, прибыли и росту производительности труда, исчисленным без учета надбавок, объем реализации про­ дукции и прибыль, полученные за счет надбавок, при начислении фондов поощрения и при подведении итогов Всесоюзного социалистического соревнования не учиты­ ваются;

Создание эффективной системы экономического сти­ мулирования в разработке и внедрении новой техники, в максимальном сокращении сроков от момента зарожде­ ния прогрессивной идеи или проекта до серийного вы­ пуска новой техники предполагает внесение необходи­ мых изменений в систему оценки деятельности научных и проектных организаций, в порядок планирования развития науки и техники в отрасли и финансирования

61


научно-исследовательских работ, в общую систему управ­ ления научно-техническим прогрессом.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров

СССР «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использова­ ния в народном хозяйстве достижений науки и техники» от 24 сентября 1968 г. указано, что экономическое сти­ мулирование научных организаций и предприятий, а также материальное стимулирование их работников должны быть поставлены в прямую зависимость от фак­ тического эффекта, получаемого в народном хозяйстве в результате использования научно-технических разрабо­ ток и новой техники. В этих целях с 1 января 1969 г. в электротехнической промышленности внедрена новая система планирования, финансирования и экономическо­ го стимулирования новой техники, основой которой явля­ ется установление прямой зависимости премирования за производство новой техники от фактического эффекта в народном хозяйстве результатов внедрения мероприятий по ускорению технического прогресса.

Одним из недостатков существовавшей системы пла­ нирования развития науки и техники было отсутствие четкого плана и сроков научных исследований, разработ­ ки конструкции новых машин и аппаратов, новой техно­ логии, плана мероприятий по механизации и автоматиза­ ции производственных процессов и сроков внедрения их в производство. В соответствии с производимыми меро­ приятиями в электротехнической промышленности внед­ рена система непрерывного планирования на базе внутриминистерских заказ-нарядов, имеющих силу хо­ зяйственных договоров. Основой планирования стал пер­ спективный отраслевой план. Тема отраслевого плана охватывает весь цикл работ — от технического задания до внедрения в серийное производство технологического процесса. Заказ-нарядом определяются конкретные ис­ полнители по всем этапам, а также источники финанси­ рования и экономического стимулирования, выпуска но­ вой техники. Критериями для включения темы в отрасле­ вой план служат: технический уровень изделий, сроки проектирования и освоения, объем производства, эконо­ мическая эффективность.

Таким образом, принципиальной особенностью соз­ дания и освоения новой техники в электротехнической

62.

промышленности является то, что объектом планирова­ ния, финансирования и экономического стимулирования служат конкретная тема, изделие, мероприятие, в ре­ зультате внедрения которого в "производство народное хозяйство. получает экономический эффект. В объем производства новых изделий включается продукция, ко­ торая отвечает по своему техническому уровню и качест­ ву продукции высшей категории, обеспечивающая согла­ сованный с потребителем и утвержденный в установлен­ ном порядке экономический эффект, постоянные техни­ ческие условия или ГОСТ, утвержденную оптовую'цену и поощрительную надбавку к ней. Планирование и учет таких изделий, экономическое стимулирование их соз­ дания и внедрения в производство осуществляются в те­ чение трех лет с начала серийного (массового) произ­ водства. Если за этот срок изделие переаттестовано и переведено из высшей категории в первую или вторую, то данная продукция не относится к новой.

Отбор для внедрения в производство новых научных и технических решений и новых прогрессивных видов из­ делий и технологических процессов, определение сроков технического обновления продукции, темпов и пропор­ ций развития новой техники, величины затрат по меро­ приятиям технического прогресса, образование фондов экономического стимулирования за создание и внедре­ ние новой техники производятся с учетом народнохозяй­ ственного экономического эффекта. Тем самым обеспе­ чивается связь принимаемых технических решений сих экономической народнохозяйственной полезностью. Единство позволяет обоснованно отбирать новые науч­ ные и технические решения.

Новый подход к планированию новой техники в электротехнической промышленности потребовал пере­ стройки и финансирования технического прогресса. В настоящее время финансирование научно-исследователь­ ских и опытно-конструкторских работ, освоение серий­ ного производства изделий осуществляются из одного источника — единого фонда развития науки и техники, создаваемого в министерстве за счет отчислений от пла­ новой прибыли по определенному нормативу, устанав­ ливаемому по годам пятилетки. Основанием для опреде­ ления объемов финансирования являются сметы (каль­ куляции) по каждой теме и работе. Недоиспользованная

63