Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
экспорта, направляемого более чем в 50 стран мира, по вышается доля готовой продукции, а также продукции высокой степени обработки, меняется его структура. Ес ли пять лет назад на одном из первых мест в дальнево сточном экспорте находились рыбные товары и морепро дукты, то в последние годы ведущее место прочно заня ли лесные товары, удельный вес которых превысил 50%. При этом в группе лесных товаров (включая и целлю лозно-бумажные) непрерывно возрастает доля продукции высокой степени обработки, что повышает ее удельный вес и в общем экспорте. Дальнейшее совершенствование товарной структуры экспорта Дальнего Востока являет ся важнейшей проблемой повышения эффективности его внешнеэкономических связей.
Успешному решению этой проблемы в значительной мере будет способствовать внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования экспорт ного производства.
Экспортные поставки играют большую роль в вос производственных процессах. С ростом промышленного потенциала страны роль экспорта значительно возра стет. Высокие темпы развития научно-технического про гресса вызывают необходимость более полной реализа ции преимуществ международного разделения труда и соответствующего расширения экспорта для обеспече ния возможностей импорта необходимых народному хо зяйству товаров.
Вопрос о совершенствовании системы планирования и экономического стимулирования экспортного производ ства в условиях дальнейшего углубления и развития экспортной специализации ряда отраслей Дальнего Вос тока встает весьма остро. При этомважное место зани мает совершенствование планирования как экспортного производства, так и экспортных поставок.
Сложившаяся система планирования, с нашей точки зрения, далека от совершенства. Основным недостатком ее является отсутствие перспективного планирования. Предприятия, как правило, накануне планируемого года не имеют номенклатурного плана выпуска экспортной продукции, кооперированных поставок, запасных частей. К тому же экспортное задание устанавливается макси мум на один год. Не имея оформленных внешнеторговых контрактов, всесоюзные внешнеторговые объединения,
.72
согласно существующей практике, могут выдавать экс портные заказы-наряды без конкретного указания стра ны-импортера. В результате этого нередки случаи, когда предприятия вынуждены существенно переделывать уже подготовленную к отправке продукцию в связи с ее переадресовкой, например, в страны с тропическим кли матом. Бывают случаи, когда из-за отказа импортеров предприятия вынуждены реализовывать продукцию в экспортном исполнении на внутреннем рынке. Такие неувязки имели место в 1972 г. на заводах «Энергомаш», Хабаровском станкостроительном, «Дальсельмаш» и др. В результате такой несогласованности предприятия вынуждены были брать разницу по дополнительным за тратам на свой счет.
Безусловно, такая система планирования затрудняет рациональную организацию экспортного производства и отрицательно сказывается на качестве экспортной про дукции.
Следует также отметить, что существующая система очень многоступенчата, множество опосредствующих звеньев между фазами производства и реализации. Б результате, как правило, велика задержка в выдаче за казов-нарядов производителям.
Как известно, заказы-наряды по поставкам Мини стерства внешней торговли делаются соответствующими всесоюзными объединениями (в зависимости от номен клатуры изделий).
Согласно положению ГКЭСа (Государственный ко митет по экономическим связям), заказы-наряды выда ются Генеральными поставщиками — многими союзны ми министерствами и некоторыми другими организация ми. Они назначаются постановлением правительства, и за ними закрепляются обязанности обеспечить строи тельство и ввод в действие предприятий и объектов за границей, строящихся при техническом и экономическом содействии СССР.
Заказ-наряд, выписанный соответствующим всесоюз ным объединением или Генеральным поставщиком соот ветственно номенклатуре, поступает в сбытовую органи
зацию, |
которая, исходя из утвержденных планов по экс |
|
порту, |
оформляет (фиксирует) заказ-наряд фондовым |
|
нарядом и направляет |
его заводу-поставщику, а ко |
|
пию — вышестоящей |
организации по подчиненности |
73
предприятия, а также республиканской сбытовой орга низации.
Заказы-наряды выдаются предприятиям не только после утверждения Советом Министров плана экспорта, но частично и до этого. Выполнение поставок по плану экспорта начинается только с получением заказов-на- рядов, которые выдаются в течение всего года.
Такая система крайне неблагоприятно сказывается на выполнении экспортных заказов. Особенно страдают от нее машиностроительные предприятия, где производ ство, как правило, связано с кооперированными постав ками многочисленных заводов-смежников. Например, на биробиджанском заводе «Дальсельмаш» доля покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в стоимости производства зерноуборочдых комбайнов составляет для союзного назначения 68,8%, для обычного экспортного исполнения — 65,2% и для экспорта в тропическом исполнении — 69,4%. А если учесть, что сроки поставок комплектующих изделий головным предприятиям дале ко не всегда увязываются со сроками исполнения экс портных заказов, то совершенно очевидна необходи мость улучшения планирования и в области комплек тации ' экспортного производства. По существующему положению даже при самых благоприятных условиях головным предприятиям могут задержать поставку ком плектующих изделий на 3—4 месяца, так как они свя заны с целой цепочкой заводов-смежников. География же поставок комплектующих изделий очень широка. Ос новную их часть предприятия Дальнего Востока, как правило, получают из центральных и прибалтийских районов страны. Так, комсомольский завод «Амурлитмаш» связан с 90 предприятиями-смежниками, значи тельная часть которых находится в Белорусской, Ук раинской и Латвийской республиках, Московской об ласти, Ленинграде, Ульяновске, Ереване, Уфе и т. д. Задержки в получении комплектующих изделий — глав ная причина несвоевременного исполнения экспортных заказов (почти 7з от общего объема экспортного про изводства на Дальнем Востоке). Для ускорения ком плектации дальневосточные предприятия часто вынуж дены соглашаться на доставку изделий авиатранспор том, что, естественно, увеличивает себестоимость про изводства. Из-за срыва Липецким тракторным заводом
71
сроков поставки подшипников и деталей тормозных ба рабанов ГПЗ-9 завод «Дальсельмаш» вынужден был согласиться на доставку комплектующих изделий авиа транспортом, что повлекло за собой дополнительные расходы на 11 тыс. руб. Аналогичные случаи были на Хабаровском станкостроительном заводе, «Энергомаше» и других предприятиях Дальнего Востока.
Вероятно, более целесообразным было бы план экс портных поставок утверждать одновременно с произ водственным планом предприятия. В те же сроки заво ды-комплектаторы должны получать заказы на свои изделия с конкретным указанием месяца поставки. Же лательно, чтобы заказы-наряды выдавались заводам как головным, так и смежникам к началу составления плана на следующий год. Необходимо также, чтобы за казы подкреплялись гарантированным материально-тех ническим обеспечением.
Совершенствование системы материального стимули рования, как показывает опыт, является действенной мерой, активно способствующей росту эффективности экспортного производства.
Новая система стимулирования призвана обеспечить материальную заинтересованность коллективов предпри ятий в непрерывном увеличении объемов производства, росте его эффективности, повышении производительности труда и качества выпускаемой продукции. Эта система призвана не только обеспечить материальную заинтере сованность, но и создать реальные финансовые и мате риальные возможности для проявления инициативы в совершенствовании и развитии производства. Основа экономического стимулирования в сфере экспортного производства лежит в соблюдении принципа единства основных экономических интересов, существующих при социализме: личных, коллективных и общественных (об щенародных) при несомненном примате последних.
Изучение проблем экспортного производства на при мере некоторых промышленных предприятий Дальнего Востока подтверждает необходимость устранения недо статков в системе материального стимулирования как предприятий в целом, так и отдельных работников, заня тых в экспортном производстве.
Эта проблема очень сложна и требует специального исследования. Однако некоторые предварительные сооб
75
ражения можно высказывать уже сейчас, на основе на копленного опыта.
Действующая система материального поощрения про мышленных предприятий, выполняющих экспортные за казы, строится в зависимости от объема реализованной продукции. Причем, в отличие от внутреннего рынка, в экспортном производстве продукция считается реализо ванной с момента отгрузки ее поставщиком. Именно от объема продукции, отгруженной в срок внешнеторговым организациям, и зависит формирование премиального фонда за ее изготовление. В большинстве случаев раз меры этого фонда настолько малы, что он, по существу, не оказывает-заметного влияния на усиление материаль ного стимулирования.
До 1967 г. отчисления в фонд материального поощре ния регламентировались следующим установленным об разом («Условия поставок товаров на экспорт» от 14 ян варя 1960 г.), где с самого начала нужно отметить, что размер премиальных отчислений на машиностроитель ных предприятиях составлял 1% от суммы поставленной на экспорт продукции, а на предприятиях добывающей промышленности и того меньше. В 1967 г. размеры от числений были увеличены до 3%. Используются они для премирования только работников, занятых в экспортном производстве. Премии выплачиваются раз в квартал из расчета 60% для рабочих и до 40% — инженерно-тех ническому персоналу. Однако, как показывает опыт, и вновь установленный уровень также является недоста точным. Кроме того, он должен быть дифференцирован по предприятиям. Необходимость такой дифференциации вызывается тем, что практически премии ощущаются на предприятиях с большой экспортной программой, там же, где объем экспортных поставок невелик, невелики и премии, а следовательно, невелики и абсолютные разме ры отчислений в фонд материального поощрения. Напри мер, на Хабаровском станкостроительном заводе, где объем экспорта составляет 17% от общего производства, премия на одного занятого в экспортном производстве за 1972 г. составила более 20 руб., на «Амурлитмаше», где он равен 4%, соответственно около 8 руб. в год.
Аналогичное положение и на предприятиях лесозаго товительной промышленности Дальнего Востока. Со гласно существующему положению, за производство и
• . 76
поставку экспортных лесоматериалов Министерством внешней торговли выплачиваются ежеквартальные пре мии в размере 0,2% от стоимости поставленных товаров, но абсолютные размеры этих премий невелики. Напри мер, работники Де-Кастринского леспромхоза, экспорт ная квота которого 70%, получили за 1970 г. в среднем на одного рабочего 14—15 руб., на одного инженернотехнического работника — около 60 руб. В среднем за 1 м3 поставленной на экспорт древесины уплачивалось 6,6 коп. премиальных.
За 1 м3 сверхплановых экспортных лесоматериалов выплачивается 20—30 коп., в то время как премии за вы полнение и перевыполнение общего плана выпуска дело вой древесины более весомы и реальны — их размер предусматривает выплату премии рабочим до 100% от основной заработной платы. Стимулирующая роль пре миальных экспортных фондов не идет в сравнение со стимулирующей ролью обычной системы премирования.
Увеличение переменной части заработной платы для работников, занятых в экспортном производстве, через фонды материального поощрения — реальная необходи мость.
Для того чтобы эти нормы были экономически об основанными, необходимо (как это имеет место в систе ме экономического стимулирования производства для внутрисоюзного потребления) показатель рентабельно сти экспортного производства сделать фондообразую щим. Учитывая, однако, что практически невозможно вы делить основные фонды, занятые только в экспортном производстве, расчет рентабельности в данном случае может производиться по себестоимости, включая и допол нительные затраты на экспортное и тропическое исполне ние. Этот показатель, отоажающий взаимосвязь произ водительности труда, себестоимости, фондоемкости и скорости движения оборотных средств, должен играть решающую роль в оценке и стимулировании экспортно го пооизводства.
В этом отношении интересен опыт некоторых социа листических стран Европы, также осуществляющих хо зяйственную реформу. В большинстве этих стран в качестве фондообразующих обязательных показателей используются, если не прямой показатель рентабель ности экспортного производства, то те или иные показа
77
тели, отражающие эффективность внешнеторговых опе раций и экспортного производства: нормативы валюты, получаемой от экспорта и затрачиваемой на импорт, нормативного финансового результата внешней торгов ли, т. е. суммы разниц в оценке по внутренним и внешнеторговым ценам экспорта и импорта, платежно го сальдо и т. д.
Например, в Польше предприятиям, имеющим много летние традиции в производстве на экспорт, предоставле но право отчисления в фонд предприятия в увеличенном размере, в связи с чем для них установлен также повы шенный премиальный фонд (до 25%), выплата из кото рого производится в зависимости от степени выполнения планов. Одновременно установлены более строгие санк ции за невыполнение плановых заданий. Так, за каждый процент недовыполнения плана премиальный фонд умень шается на 10%. Если же предприятиевыполнит план менее чем на 95%, оно вообще лишается премиального фонда.
Следует, отметить, что совершенствование форм мате риального поощрения в системе экспортного производ ства неразрывно связано с размерами надбавок за экс портное и тропическое исполнение. Эти надбавки, с нашей точки зрения, должны компенсировать не только текущие затраты на экспортное исполнение, но и обеспе чивать возможность повышения производительности труда, качества выпускаемых изделий и расширения производства экспортной продукции.
Важную роль в системе материального поощрения должны играть и валютные поступления, получаемые предприятиями в установленном порядке при реализа ции экспортной продукции.
Установленный размер валютных отчислений по до бывающим отраслям составляет 3%, машиностроитель ным предприятиям — 6%, что явно недостаточно, и эти нормы должны быть дифференцированы так же, как и коэффициент отчислений в фонд материального поощре ния за объем реализации экспортной продукции, по скольку предприятия с небольшим - объемом экспорта производств не могут практически реализовать эти от числения, так как они малы. Именно такое положение сложилось на большинстве предприятий Дальнего Вос тока, поставляющих товары на экспорт. К тому же прак
78
тика централизации валютных отчислений, получаемых промышленностью, также лишает многие предприятия возможности их практического использования.
По существующему положению вышестоящие органи зации, в ведении которых находятся поставщики экспорт ной продукции, могут централизованным порядком изы мать у предприятий до 25% валютных отчислений. На предприятиях, где валютные отчисления невелики, они (с согласия предприятий) полностью могут быть остав лены в распоряжении министерств для последующего перераспределения.
Одним из моментов, сдерживающих темпы роста эф фективности экспортного производства, является хозяй ственная разобщенность между предприятиями-произво- дителями экспортной продукции и внешнеторговыми организациями (объединениями МВТ и Генеральными поставщиками), реализующими эту продукцию. Сложив шаяся ныне практика такова, что производство и внеш няя торговля развиваются фактически обособленно. Функции промышленных предприятий ограничиваются лишь производством, а внешнеторговых объединений — сбытом продукции. В результате интересы предприятий и внешнеторговых организаций часто вступают в про тиворечие.
Промышленные предприятия передают свою продук цию, предназначенную на экспорт, соответствующей внешнеторговой организации, выполняя тем самым план выпуска, и его совершенно не заботит то, как будет реа лизована эта продукция. Расхождение производства и внешней торговли усугубляется тем, что предприятия ориентируются на внутренние оптовые цены, а внешне торговая организация — на экспортные цены (валютную выручку), отражающие движение мировых цен. Внешне торговые объединении заинтересованы в получении максимальной валютной выручки, а не в снижении про изводственных затрат, так как за экспортную продукцию они расплачиваются по оптовым ценам, включающим экспортную надбавку, но не зависящим от валютной вы ручки. Предприятия, в свою очередь, не интересуются эффективностью внешнеторговых операций, так как ре-
"зультаты сбыта никак не отражаются на их доходах. Включение же экономических результатов внешнеторго
вой деятельности в систему хозяйственного расчета про
79