Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экспорта, направляемого более чем в 50 стран мира, по­ вышается доля готовой продукции, а также продукции высокой степени обработки, меняется его структура. Ес­ ли пять лет назад на одном из первых мест в дальнево­ сточном экспорте находились рыбные товары и морепро­ дукты, то в последние годы ведущее место прочно заня­ ли лесные товары, удельный вес которых превысил 50%. При этом в группе лесных товаров (включая и целлю­ лозно-бумажные) непрерывно возрастает доля продукции высокой степени обработки, что повышает ее удельный вес и в общем экспорте. Дальнейшее совершенствование товарной структуры экспорта Дальнего Востока являет­ ся важнейшей проблемой повышения эффективности его внешнеэкономических связей.

Успешному решению этой проблемы в значительной мере будет способствовать внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования экспорт­ ного производства.

Экспортные поставки играют большую роль в вос­ производственных процессах. С ростом промышленного потенциала страны роль экспорта значительно возра­ стет. Высокие темпы развития научно-технического про­ гресса вызывают необходимость более полной реализа­ ции преимуществ международного разделения труда и соответствующего расширения экспорта для обеспече­ ния возможностей импорта необходимых народному хо­ зяйству товаров.

Вопрос о совершенствовании системы планирования и экономического стимулирования экспортного производ­ ства в условиях дальнейшего углубления и развития экспортной специализации ряда отраслей Дальнего Вос­ тока встает весьма остро. При этомважное место зани­ мает совершенствование планирования как экспортного производства, так и экспортных поставок.

Сложившаяся система планирования, с нашей точки зрения, далека от совершенства. Основным недостатком ее является отсутствие перспективного планирования. Предприятия, как правило, накануне планируемого года не имеют номенклатурного плана выпуска экспортной продукции, кооперированных поставок, запасных частей. К тому же экспортное задание устанавливается макси­ мум на один год. Не имея оформленных внешнеторговых контрактов, всесоюзные внешнеторговые объединения,

.72

согласно существующей практике, могут выдавать экс­ портные заказы-наряды без конкретного указания стра­ ны-импортера. В результате этого нередки случаи, когда предприятия вынуждены существенно переделывать уже подготовленную к отправке продукцию в связи с ее переадресовкой, например, в страны с тропическим кли­ матом. Бывают случаи, когда из-за отказа импортеров предприятия вынуждены реализовывать продукцию в экспортном исполнении на внутреннем рынке. Такие неувязки имели место в 1972 г. на заводах «Энергомаш», Хабаровском станкостроительном, «Дальсельмаш» и др. В результате такой несогласованности предприятия вынуждены были брать разницу по дополнительным за­ тратам на свой счет.

Безусловно, такая система планирования затрудняет рациональную организацию экспортного производства и отрицательно сказывается на качестве экспортной про­ дукции.

Следует также отметить, что существующая система очень многоступенчата, множество опосредствующих звеньев между фазами производства и реализации. Б результате, как правило, велика задержка в выдаче за­ казов-нарядов производителям.

Как известно, заказы-наряды по поставкам Мини­ стерства внешней торговли делаются соответствующими всесоюзными объединениями (в зависимости от номен­ клатуры изделий).

Согласно положению ГКЭСа (Государственный ко­ митет по экономическим связям), заказы-наряды выда­ ются Генеральными поставщиками — многими союзны­ ми министерствами и некоторыми другими организация­ ми. Они назначаются постановлением правительства, и за ними закрепляются обязанности обеспечить строи­ тельство и ввод в действие предприятий и объектов за границей, строящихся при техническом и экономическом содействии СССР.

Заказ-наряд, выписанный соответствующим всесоюз­ ным объединением или Генеральным поставщиком соот­ ветственно номенклатуре, поступает в сбытовую органи­

зацию,

которая, исходя из утвержденных планов по экс­

порту,

оформляет (фиксирует) заказ-наряд фондовым

нарядом и направляет

его заводу-поставщику, а ко­

пию — вышестоящей

организации по подчиненности

73


предприятия, а также республиканской сбытовой орга­ низации.

Заказы-наряды выдаются предприятиям не только после утверждения Советом Министров плана экспорта, но частично и до этого. Выполнение поставок по плану экспорта начинается только с получением заказов-на- рядов, которые выдаются в течение всего года.

Такая система крайне неблагоприятно сказывается на выполнении экспортных заказов. Особенно страдают от нее машиностроительные предприятия, где производ­ ство, как правило, связано с кооперированными постав­ ками многочисленных заводов-смежников. Например, на биробиджанском заводе «Дальсельмаш» доля покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в стоимости производства зерноуборочдых комбайнов составляет для союзного назначения 68,8%, для обычного экспортного исполнения — 65,2% и для экспорта в тропическом исполнении — 69,4%. А если учесть, что сроки поставок комплектующих изделий головным предприятиям дале­ ко не всегда увязываются со сроками исполнения экс­ портных заказов, то совершенно очевидна необходи­ мость улучшения планирования и в области комплек­ тации ' экспортного производства. По существующему положению даже при самых благоприятных условиях головным предприятиям могут задержать поставку ком­ плектующих изделий на 3—4 месяца, так как они свя­ заны с целой цепочкой заводов-смежников. География же поставок комплектующих изделий очень широка. Ос­ новную их часть предприятия Дальнего Востока, как правило, получают из центральных и прибалтийских районов страны. Так, комсомольский завод «Амурлитмаш» связан с 90 предприятиями-смежниками, значи­ тельная часть которых находится в Белорусской, Ук­ раинской и Латвийской республиках, Московской об­ ласти, Ленинграде, Ульяновске, Ереване, Уфе и т. д. Задержки в получении комплектующих изделий — глав­ ная причина несвоевременного исполнения экспортных заказов (почти 7з от общего объема экспортного про­ изводства на Дальнем Востоке). Для ускорения ком­ плектации дальневосточные предприятия часто вынуж­ дены соглашаться на доставку изделий авиатранспор­ том, что, естественно, увеличивает себестоимость про­ изводства. Из-за срыва Липецким тракторным заводом

71

сроков поставки подшипников и деталей тормозных ба­ рабанов ГПЗ-9 завод «Дальсельмаш» вынужден был согласиться на доставку комплектующих изделий авиа­ транспортом, что повлекло за собой дополнительные расходы на 11 тыс. руб. Аналогичные случаи были на Хабаровском станкостроительном заводе, «Энергомаше» и других предприятиях Дальнего Востока.

Вероятно, более целесообразным было бы план экс­ портных поставок утверждать одновременно с произ­ водственным планом предприятия. В те же сроки заво­ ды-комплектаторы должны получать заказы на свои изделия с конкретным указанием месяца поставки. Же­ лательно, чтобы заказы-наряды выдавались заводам как головным, так и смежникам к началу составления плана на следующий год. Необходимо также, чтобы за­ казы подкреплялись гарантированным материально-тех­ ническим обеспечением.

Совершенствование системы материального стимули­ рования, как показывает опыт, является действенной мерой, активно способствующей росту эффективности экспортного производства.

Новая система стимулирования призвана обеспечить материальную заинтересованность коллективов предпри­ ятий в непрерывном увеличении объемов производства, росте его эффективности, повышении производительности труда и качества выпускаемой продукции. Эта система призвана не только обеспечить материальную заинтере­ сованность, но и создать реальные финансовые и мате­ риальные возможности для проявления инициативы в совершенствовании и развитии производства. Основа экономического стимулирования в сфере экспортного производства лежит в соблюдении принципа единства основных экономических интересов, существующих при социализме: личных, коллективных и общественных (об­ щенародных) при несомненном примате последних.

Изучение проблем экспортного производства на при­ мере некоторых промышленных предприятий Дальнего Востока подтверждает необходимость устранения недо­ статков в системе материального стимулирования как предприятий в целом, так и отдельных работников, заня­ тых в экспортном производстве.

Эта проблема очень сложна и требует специального исследования. Однако некоторые предварительные сооб­

75


ражения можно высказывать уже сейчас, на основе на­ копленного опыта.

Действующая система материального поощрения про­ мышленных предприятий, выполняющих экспортные за­ казы, строится в зависимости от объема реализованной продукции. Причем, в отличие от внутреннего рынка, в экспортном производстве продукция считается реализо­ ванной с момента отгрузки ее поставщиком. Именно от объема продукции, отгруженной в срок внешнеторговым организациям, и зависит формирование премиального фонда за ее изготовление. В большинстве случаев раз­ меры этого фонда настолько малы, что он, по существу, не оказывает-заметного влияния на усиление материаль­ ного стимулирования.

До 1967 г. отчисления в фонд материального поощре­ ния регламентировались следующим установленным об­ разом («Условия поставок товаров на экспорт» от 14 ян­ варя 1960 г.), где с самого начала нужно отметить, что размер премиальных отчислений на машиностроитель­ ных предприятиях составлял 1% от суммы поставленной на экспорт продукции, а на предприятиях добывающей промышленности и того меньше. В 1967 г. размеры от­ числений были увеличены до 3%. Используются они для премирования только работников, занятых в экспортном производстве. Премии выплачиваются раз в квартал из расчета 60% для рабочих и до 40% — инженерно-тех­ ническому персоналу. Однако, как показывает опыт, и вновь установленный уровень также является недоста­ точным. Кроме того, он должен быть дифференцирован по предприятиям. Необходимость такой дифференциации вызывается тем, что практически премии ощущаются на предприятиях с большой экспортной программой, там же, где объем экспортных поставок невелик, невелики и премии, а следовательно, невелики и абсолютные разме­ ры отчислений в фонд материального поощрения. Напри­ мер, на Хабаровском станкостроительном заводе, где объем экспорта составляет 17% от общего производства, премия на одного занятого в экспортном производстве за 1972 г. составила более 20 руб., на «Амурлитмаше», где он равен 4%, соответственно около 8 руб. в год.

Аналогичное положение и на предприятиях лесозаго­ товительной промышленности Дальнего Востока. Со­ гласно существующему положению, за производство и

• . 76

поставку экспортных лесоматериалов Министерством внешней торговли выплачиваются ежеквартальные пре­ мии в размере 0,2% от стоимости поставленных товаров, но абсолютные размеры этих премий невелики. Напри­ мер, работники Де-Кастринского леспромхоза, экспорт­ ная квота которого 70%, получили за 1970 г. в среднем на одного рабочего 14—15 руб., на одного инженернотехнического работника — около 60 руб. В среднем за 1 м3 поставленной на экспорт древесины уплачивалось 6,6 коп. премиальных.

За 1 м3 сверхплановых экспортных лесоматериалов выплачивается 20—30 коп., в то время как премии за вы­ полнение и перевыполнение общего плана выпуска дело­ вой древесины более весомы и реальны — их размер предусматривает выплату премии рабочим до 100% от основной заработной платы. Стимулирующая роль пре­ миальных экспортных фондов не идет в сравнение со стимулирующей ролью обычной системы премирования.

Увеличение переменной части заработной платы для работников, занятых в экспортном производстве, через фонды материального поощрения — реальная необходи­ мость.

Для того чтобы эти нормы были экономически об­ основанными, необходимо (как это имеет место в систе­ ме экономического стимулирования производства для внутрисоюзного потребления) показатель рентабельно­ сти экспортного производства сделать фондообразую­ щим. Учитывая, однако, что практически невозможно вы­ делить основные фонды, занятые только в экспортном производстве, расчет рентабельности в данном случае может производиться по себестоимости, включая и допол­ нительные затраты на экспортное и тропическое исполне­ ние. Этот показатель, отоажающий взаимосвязь произ­ водительности труда, себестоимости, фондоемкости и скорости движения оборотных средств, должен играть решающую роль в оценке и стимулировании экспортно­ го пооизводства.

В этом отношении интересен опыт некоторых социа­ листических стран Европы, также осуществляющих хо­ зяйственную реформу. В большинстве этих стран в качестве фондообразующих обязательных показателей используются, если не прямой показатель рентабель­ ности экспортного производства, то те или иные показа­

77


тели, отражающие эффективность внешнеторговых опе­ раций и экспортного производства: нормативы валюты, получаемой от экспорта и затрачиваемой на импорт, нормативного финансового результата внешней торгов­ ли, т. е. суммы разниц в оценке по внутренним и внешнеторговым ценам экспорта и импорта, платежно­ го сальдо и т. д.

Например, в Польше предприятиям, имеющим много­ летние традиции в производстве на экспорт, предоставле­ но право отчисления в фонд предприятия в увеличенном размере, в связи с чем для них установлен также повы­ шенный премиальный фонд (до 25%), выплата из кото­ рого производится в зависимости от степени выполнения планов. Одновременно установлены более строгие санк­ ции за невыполнение плановых заданий. Так, за каждый процент недовыполнения плана премиальный фонд умень­ шается на 10%. Если же предприятиевыполнит план менее чем на 95%, оно вообще лишается премиального фонда.

Следует, отметить, что совершенствование форм мате­ риального поощрения в системе экспортного производ­ ства неразрывно связано с размерами надбавок за экс­ портное и тропическое исполнение. Эти надбавки, с нашей точки зрения, должны компенсировать не только текущие затраты на экспортное исполнение, но и обеспе­ чивать возможность повышения производительности труда, качества выпускаемых изделий и расширения производства экспортной продукции.

Важную роль в системе материального поощрения должны играть и валютные поступления, получаемые предприятиями в установленном порядке при реализа­ ции экспортной продукции.

Установленный размер валютных отчислений по до­ бывающим отраслям составляет 3%, машиностроитель­ ным предприятиям — 6%, что явно недостаточно, и эти нормы должны быть дифференцированы так же, как и коэффициент отчислений в фонд материального поощре­ ния за объем реализации экспортной продукции, по­ скольку предприятия с небольшим - объемом экспорта производств не могут практически реализовать эти от­ числения, так как они малы. Именно такое положение сложилось на большинстве предприятий Дальнего Вос­ тока, поставляющих товары на экспорт. К тому же прак­

78

тика централизации валютных отчислений, получаемых промышленностью, также лишает многие предприятия возможности их практического использования.

По существующему положению вышестоящие органи­ зации, в ведении которых находятся поставщики экспорт­ ной продукции, могут централизованным порядком изы­ мать у предприятий до 25% валютных отчислений. На предприятиях, где валютные отчисления невелики, они (с согласия предприятий) полностью могут быть остав­ лены в распоряжении министерств для последующего перераспределения.

Одним из моментов, сдерживающих темпы роста эф­ фективности экспортного производства, является хозяй­ ственная разобщенность между предприятиями-произво- дителями экспортной продукции и внешнеторговыми организациями (объединениями МВТ и Генеральными поставщиками), реализующими эту продукцию. Сложив­ шаяся ныне практика такова, что производство и внеш­ няя торговля развиваются фактически обособленно. Функции промышленных предприятий ограничиваются лишь производством, а внешнеторговых объединений — сбытом продукции. В результате интересы предприятий и внешнеторговых организаций часто вступают в про­ тиворечие.

Промышленные предприятия передают свою продук­ цию, предназначенную на экспорт, соответствующей внешнеторговой организации, выполняя тем самым план выпуска, и его совершенно не заботит то, как будет реа­ лизована эта продукция. Расхождение производства и внешней торговли усугубляется тем, что предприятия ориентируются на внутренние оптовые цены, а внешне­ торговая организация — на экспортные цены (валютную выручку), отражающие движение мировых цен. Внешне­ торговые объединении заинтересованы в получении максимальной валютной выручки, а не в снижении про­ изводственных затрат, так как за экспортную продукцию они расплачиваются по оптовым ценам, включающим экспортную надбавку, но не зависящим от валютной вы­ ручки. Предприятия, в свою очередь, не интересуются эффективностью внешнеторговых операций, так как ре-

"зультаты сбыта никак не отражаются на их доходах. Включение же экономических результатов внешнеторго­

вой деятельности в систему хозяйственного расчета про­

79