Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
часть единого фонда развития науки и техники в теку щем году не подлежит изъятию в государственный бюд жет и может быть использована на финансирование мероприятий технического прогресса в следующем году.
Источниками фондов экономического стимулирова ния создания и внедрения новой техники для предприя тий и научных организаций по новой системе в электро технической отрасли являются:
а) отчисления от прибылей, образующихся на пред приятиях за счет фактического снижения себестоимости продукций, достигнутого в результате применения новых научных и технических решений, разработанных и внед ренных организациями и предприятиями министерства;
б) отчисления от дополнительной прибылй, преду сматриваемой в виде поощрительной надбавки к опто вым ценам на новые изделия высшей категориикачест
ва;
в) средства, включаемые в отдельных случаях в стои мость научно-исследовательских и проектно-конструк
торских работ.
Отчисления, в фонды экономического стимулирования за внедрение и освоение новой техники производятся в размере 15% годового экономического эффекта, а за ос воение новых видов изделий и модернизации выпускае мой продукции, в области поисковых и прикладных ис следований, научно-исследовательских и опытно-конст рукторских работ, выполняемых по заказам отрасли, предприятий' и организаций других министерств и ве домств, определяются в зависимости от величины народ нохозяйственного экономического эффекта по шкале
(см. табл. 5).
В порядке эксперимента с 1 января 1972 г. в отрасли отчисления во второй и третий год внедрения произво дятся от прироста объема внедрения по каждому меро приятию по сравнению с фактическим объемом в преды дущий год.
Отчисления выплачиваются предприятиям и органи зациям в полном размере только за созданные и постав ленные потребителям новые виды оборудования и изде лия, находящиеся на уровне лучших мировых образцов, или за освоенные в производстве новые технологические процессы, обеспечивающие повышение качества продук ции и производительности труда, экономию материаль-
64
Т а б л и ц а 5
Размеры отчислений в фонды стимулирования от дополнительной прибыли
Экономический эффект в на родном хозяйстве от произ водства и использования нового изделия
Размер отчислений в фонды экономического стимулиро вания за создание и внедре ние новой техники от допол нительной прибыли (поощри
тельной надбавки)
|
|
|
(П8) |
|
До 100 |
тыс. |
руб. |
Пэ=0,05Энх тыс. руб. |
|
От 100 тыс. до 500 тыс. руб. |
Пэ=0,03Энх+ 2 |
тыс. руб. |
||
От 500 тыс. до 1000 тыс. руб. |
Пэ=0,025Энх+ 5 |
тыс. руб. |
||
От 1000 |
тыс. до 2000 тыс. руб. |
Пэ=0,02Эпх+10 тыс. руб. |
||
От 2000 |
тыс. до |
10 000 тыс. руб. |
Пэ=0,01Энх+30 тыс. руб. |
|
Свыше 10 000 тыс. руб. |
Пэ=0,008Эпх+50 тыс. руб. |
|||
|
|
|
но не более 200 тыс. руб. |
ных ресурсов. При этом 20% общей суммы фондов на правляется в централизованный премиальный фонд ми нистерства. Оставшаяся часть распределяется между предприятиями и научными организациями в зависимо сти от объема, сложности и вида выполненных работ. Та ким образом, экономическое стимулирование за созда ние и внедрение новой техники поставлено в прямую за висимость от народнохозяйственного экономического эф фекта, от фактического выпуска новых изделий и внед рения новой, прогрессивной технологии. Это повышает ответственность и заинтересованность работников науч ных организаций в ускорении внедрения разработок в производство, что, в свою очередь, укрепляет связь науч ных организаций с производством, обеспечивает разви тие хозяйственного расчета в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических органи зациях.
Впервые проблема взаимосвязи науки и производст ва решается в электротехнической промышленности на основе и в развитии принципов проводимой экономиче ской реформы. Технический прогресс в отрасли осущест вляется по трем направлениям: за счет совершенствова ния техники, технологии и организации производства;
3 Экономические стимулы |
05 |
за счет создания и освоения новьГх видов изделий и модернизации выпускаемой продукции и за счет, поиско вых и прикладных исследований, научно-исследователь ских и опытно-конструкторских работ, работ по образо ванию научно-технического задела, а также по созданию систем (схем), комплексов электротехнического оборудо вания с использованием освоенных машин и аппаратов и т. д. Мероприятия первого направления позволяют определить темпы роста производительности труда, ди намику снижения себестоимости товарной продукции, уровень рентабельности предприятий, а это находит отражение в отчислениях в фонды экономического сти мулирования промышленных предприятий. Поэтому ре зультаты внедрения этих мероприятий, их эффектив ность, образование фондов экономического стимулирова ния за создание и освоение новой техники должны быть тесно связаны с технико-экономическими показателями работы предприятий. В этих целях до каждого пред приятия наряду с общей суммой экономии от снижения себестоимости товарной продукции доводится дополни тельный расчетный показатель — экономия от снижения себестоимости, получаемая в результате проведения мероприятий этого направления. При определении пла новых размеров фондод экономического стимулирования за внедрение мероприятий первого направления расчет ная сумма экономии от снижения себестоимости и вели чина годового экономического эффекта сравниваются с их плановыми заданиями. Если они оказываются мень ше планового задания, то предприятие должно разрабо тать дополнительные мероприятия. Если же они пре вышают плановые задания, то производится корректи ровка задания по сумме экономии от снижения себестои мости и прибыли, а также по сумме годового экономи ческого эффекта. Фактические отчисления в фонды экономического стимулирования за освоение и внедрение новой техники производятся в зависимости от фактиче ской экономической эффективности, а значит, и фактичекой экономии от снижения себестоимости.
Расчет отчислений в фонды экономического стимули рования за освоение и внедрение новой техники, завися щего от величины планового и фактического экономиче ского эффекта, полученного на заводе «Амуркабель», представлен в таблице.
66
Т а б л и ц а 6
Р а с ч е т
отчислений от прибылей, полученных от внедрения новых научных
итехнических решений для экономического стимулирования за создание, освоение и использование новой техники
на заводе «Амуркабель» за 1973 г.
втыс. руб.
|
|
Экономическая |
Размер отчислений |
|||
|
|
от прибыли на об |
||||
|
|
эффективность |
разование фондов |
|||
|
|
|
|
экономического |
||
|
|
|
|
стимулирования |
||
Наименования |
|
|
|
|
по расчету |
|
|
|
факти |
|
па фактиче |
||
|
|
ПО |
|
ски осуще |
||
|
|
чески за |
по |
ствленные |
||
|
/ |
плану |
||||
|
на год |
отчетный |
плану |
мероприя |
||
|
|
|
год |
на год тия, |
или вы |
|
|
|
|
|
|
пуск про |
|
|
|
|
|
|
дукции за |
|
|
|
|
|
|
отчетный |
|
|
|
|
|
|
период |
|
По мероприятиям, |
дающим |
|
|
|
|
|
снижение себестоимости про |
1215 |
53 |
|
60 |
||
дукции |
|
900 |
|
|||
По новым видам продукции, |
|
|
|
|
||
на которые утверждены над |
|
|
|
|
||
бавки к оптовым |
ценам |
(в |
|
|
|
|
народном хозяйстве) |
|
|
|
|
|
|
В с е г о |
|
900 |
1215 |
53 |
|
60 |
Из общей суммы средств, |
начисленных |
по |
заводу |
(60 тыс. руб.), 12 тыс. руб. направляется в централизо ванный фонд премирования министерства (20%). Так как в разработке и внедрении мероприятий принимали уча стие также организации-соисполнители, то, исходя из положения «О премировании работников научно-исследо вательских, проектно-конструкторских, технологических организаций и предприятий Министерства электротехни ческой промышленности за создание, освоение и исполь зование новой техники», еще 12 тыс. руб. направляется соисполнителям и 36 тыс. руб. оставлено предприятию. Размер отчислений определен в зависимости от объема, сложности и.вида работ: исследовательские и проектно-
3 * |
67 |
конструкторские — от 30 до 60%; технологические по подготовке производства — от 15 до 35%; на освоение производства и использование новой техники — от 20 до
40%.
Внутри предприятия сумма премий начисляется по цехам, отделам также с учетом объема, сложности пла новых заданий и значения структурного подразделения в системе предприятия. Непосредственно в отделах и це хах работникам, занятым выполнением работы (темы) по новой технике, премии устанавливаются с учетом ка чества работы и личного вклада участника и утвержда ются директором завода после согласования с цехкомом
изавкомом профсоюза. Премии за создание и внедрение новой техники выплачиваются на заводе независимо от выполнения плана по другим показателям предприятий
ирасходования фонда заработной платы.
Таким образом, применение новой системы планиро вания и экономического стимулирования повышения качества продукции и производства новых изделий дает возможность ускорять технический прогресс и на этой основе постоянно совершенствовать производство, сни жать себестоимость продукции и повышать темпы роста производительности труда.
На заводе постоянно проводится большая работа по повышению качества и конкурентоспособности кабель ных изделий. Только за три года 9-й пятилетки на заво де внедрено 48 новых ГОСТов и ТУ, технические требо вания которых близки к требованиям лучших мировых стандартов. В 1973 г. решением государственной комис сии 20 изделиям завода присвоен государственный Знак качества, что составляет 20% от общего объема выпуска емой продукции.
Однако, несмотря на эффективность рассмотренной системы планирования и стимулирования повышения качества продукции, в ней есть недостатки и определен ные противоречия.
Во-первых, это установленный порядок ограничения прироста фондов поощрения в рамках не более 10% от их суммы. Таким образом ограничивается заинтересо ванность работников предприятий в повышении качества продукции. Так, если удельный вес выпущенной продук ции высшей категории качества находится в диапазоне от 25% до 50%, то размер фондов за каждый процент
68
(пункт) превышения удельного веса продукции высшей категории по . сравнению с заданием увеличивается на 5%. Следовательно, коллектив предприятия заинтересо ван в увеличении удельного веса продукции высшей ка тегории всего на 2%, так как последующий рост мате риально не поощряется. По нашему мнению, не следует ставить предел в размерах дополнительного поощрения, если коллектив принимает в годовых планах повышен ные обязательства по удельному весу продукции высшей категории качества. Тогда будут полнее использованы резервы, не оставлены на будущее.
Во-вторых, определение удельного веса объема про дукции .высшей категории качества осуществляется в ценностном выражении, что создает заинтересованность предприятий в выпуске дорогостоящих новых видов из делий и препятствует внедрению в производство деше вых и прогрессивных материалов и конструкций.
В-третьих, производство продукции высшей катего рии качества поощряется дважды:
а) дополнительными отчислениями в фонды экономи ческого стимулирования за счет повышения удельного веса продукции высшей категории;
б) дополнительными отчислениями в фонды эконо мического стимулирования от надбавки к цене за каче ство продукции.
Представляется целесообразным иметь один канал дополнительного материального поощрения повышения качества и совершенствования выпускаемой продукции в виде отчислений части прибыли от надбавки к ценам иа новую и улучшенную продукцию.
При этом не следует ограничивать величину допол нительной прибыли, включаемую в надбавки к ценам, нормативом рентабельности. У многих предприятий есть основания даже не стремиться к государственной атте стации, так как, если фактическая рентабельность более чем в полтора раза превышает нормативную, то на про дукцию, представляемую к государственной аттестации, согласно действующему порядку, могут быть снижены оптовые цены.
В-четвертых, за счет надбавок к цене должны быть компенсированы текущие постоянные затраты, связан ные с улучшением качества продукции, а не те времен ные, которые присущи начальной стадии освоения новой
69
или улучшенной продукции. Такого рода затраты долж ны покрываться за счет фонда освоения новой техники либо за счет кредитов. Отсюда и вытекает, что надбавка должна иметь более длительный срок своего действия в части компенсации постоянных текущих затрат. Часть объема затрат на модернизацию станков, на изготовле ние дополнительной оснастки и т. д., вызванных необхо димостью повышения качества продукции и осуществля емых за счет фонда освоения новой техники или креди тов, должны при этом, по нашему мнению, включаться в объем реализованной продукции с начислением прибыли.
В-пятых, требует дальнейшего совершенствования существующая ныне система экономического стимулиро вания выпуска изделий высшей категории качества в той части, где она совершенно не касается предприятийсмежников, поставляющих узлы и детали к изделиям, выпускаемым со Знаком качества. За изготовление ком плектующих изделий для экспортной продукции пред приятия-смежники получают отчисления на формирова-' ние своего премиального фонда, а за поставки узлов и деталей к последним — нет. По нашему мнению, отчис ления в премиальный фонд должны получать и те пред приятия-смежники, которые поставляют комплектующую продукцию к изделиям, выпускаемым со Знаком качест ва.
Таким образом, тщательный анализ опыта электро технической отрасли и ряда других отраслей, которые также используют у себя новую систему планирования и экономического стимулирования повышения качества продукции, выявление недостатков в ее практике позво лят успешнее решать задачи дальнейшего повышения эффективности общественного производства.
Глава четвертая
ПЛАНИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Характер и темпы развития отдельных экономических районов существенно зависят от степени их участия в международном разделении труда, во внешнеторговом обороте страны.
К числу таких районов относится Дальневосточный экономический район. Его окраинное положение, удален ность от центральных районов страны в значительной мере усиливают транспортные затраты и несколько сдер живают углубление его специализации и участие в об щесоюзном разделении труда. С другой стороны, это способствует его участию в международном разделении труда. Близость Дальнего Востока к ряду азиатских со циалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран Тихоокеанского бассейна, наличие на Дальнем Востоке значительных запасов природных ресурсов, представляющих интерес для этих стран, кото рые, в свою очередь, располагают возможностями экспор та товаров, необходимых Дальневосточному району, — все это создает объективную необходимость расширения его внешнеэкономических связей.
Зарубежные связи Дальнего Востока развиваются высокими темпами. Только за прошедшую пятилетку объем экспортных поставок дальневосточной продукции увеличился почти в два раза. Дальний Восток поставля ет на экспорт более 50% заготавливаемого леса, 10% рыбо- и морепродукции, значительную часть продукции машиностроения.
При общем и значительном росте дальневосточного
71