Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
мышленности обеспечит совпадение интересов промыш ленности и внешней торговли.
В этой связи фонды материального стимулирования предприятий целесообразно поставить в определенную зависимость не только от объема реализации внешне торговым организациям, но также и от объема реализа ции на внешних рынках.
Наряду с экономическими необходимы и организа ционные мероприятия, направленные на установление более тесного сотрудничества внешней торговли и про мышленности. Непрерывное повышение технического уровня продукции, поставляемой на мировой рынок, что, в свою очередь, отражается на затратах по разработке новых изделий и образцов, по внедрению их в производ ство и т. д., обусловливает необходимость создания но вых форм взаимосвязи экспортных предприятий и внеш неторговых организаций.
Решение об экспорте отдельных товаров, его направ ленности и эффективности необходимо принимать не на стадии реализации продукции, а гораздо раньше —уже при разработке новых конструкций, строительстве, рас ширении или модернизации промышленных предприя тий, при организации производства новых изделий с уче том требований и тенденций развития внешнего рынка. Отсюда необходимость перспективного планирования в области экспортного производства.
Это определяет необходимость улучшения организа ции коммерческой информации на предприятиях, кото рые должны знать условия и специфику тех стран, куда направляют свою экспортную продукцию. К тому же работники промышленности должны более широко ин формироваться о конъюнктуре и ценах мирового рынка на экспортную продукцию, о требованиях зарубежных покупателей, об изменении спроса на нее и т. д., что поз волит предприятиям своевременно реагировать на про исходящие изменения.
К сожалению, в настоящее время ни одно предприя тие Дальнего Востока не имеет подобной информации, ограничиваясь лишь той технической характеристикой на изделия, которая существует в экспортных заказахнарядах.
Отсутствие необходимой коммерческой информации, известная разобщенность между промышленностью и
80 -
внешней торговлей отрицательно сказывается на качест ве экспортной продукции.
Вопрос о повышении качества продукции в новых ус ловиях имеет особенно большое значение. Обеспечение высокого качества, надежности и долговечности продук ции— одна из основных задач, поставленных перед про мышленностью СССР. Решение этих задач прямо оуражается и на перспективах советского экспорта.
Проблема качества экспортной продукции — проб лема комплексная, и ее решение зависит от многих фак торов. Одним из них является технический уровень предприятия. Наличие нового прогрессивного оборудо вания, позволяющего осваивать наиболее современные технологические процессы, в значительной степени опре деляет высокое качество выпускаемых изделий. В этом нас убеждает и анализ работы отдельных дальневосточ ных предприятий машиностроения. На Хабаровском станкостроительном заводе, интенсивно обновляющем в последние годы свой производственно-технический парк, заметно повышается качество экспортных изделий, сокращаются издержки производства.
В иных условиях находятся предприятия, где техни ческий парк обновляется медленно, значительная часть его имеет солидный возраст. Если этим предприятиям и удается поддерживать нужное качество выпускаемых изделий, то лишь ценой повышенных производственных затрат. К тому же такие предприятия испытывают ог ромные трудности при разработке новых модификаций продукции. Лишь наличие современного высокопроизво дительного оборудования позволяет постоянно совер шенствовать данному заводу свою продукцию и разраба тывать новые ее виды. Поэтому очень важно, чтобы тех нический уровень предприятия соответствовал требова ниям и планам развития экспортного производства.
Вместе с тем надежность в работе, качество, техникоэкономические показатели производимых машин и обо рудования зависят не только от технического уровня головных предприятий, но и - от качества получаемых комплектующих изделий, доля которых в экспортном производстве, как мы указывали, очень велика. К сожа лению, нередки случаи, когда головные предприятия получают комплектующие изделия в обычном исполне нии. Предприятия вынуждены из общей партии выби
81
рать наиболее качественные и доводить их до экспортной кондиции. Такое положение, например, на «Дальдизеле», станкостроительном заводе, «Дальсельмаше» и т. д.
Необходимо повысить роль материальной заинтере сованности, вместе с тем и ответственности заводовсмежников.
Представляется, что использование действенных экономических рычагов в области экспортного произ водства в определяющей мере обеспечит непрерывное повышение качества выпускаемой продукции как голов ными, так и смежными предприятиями. Для этого необ ходима и более гибкая система цен на экспортную про дукцию, установление скидок и надбавок к цене в за висимости от качества продукции.
Основание для дифференциации цен в зависимости от качества продукции тождественно экономии обществен ного труда, так как качество в известной степени заме няет количество.
Видимо, следует устанавливать поощрительные цены на определенный срок и на новые виды продукции, поль зующиеся повышенным спросом на внешнем рынке, так
•как освоение их производства связано с большими из держками.
Интересна в этом плане практика использования в европейских социалистических странах показателя при были и цены в борьбе за повышение качества промыш ленной продукции, которая постоянно совершенствуется и в последние годы особенно обогатилась разнообраз ными и эффективными методами.
Например, в Болгарии установлен такой порядок планирования цен,, который направлен на стимулирова ние производства высококачественной и технически совершенной продукции. Фабрично-заводские цены ‘на
. новую продукцию, получившую качественную оценку «2» (2-й сорт), устанавливаются на 20% ниже цен ца анало гичную продукцию с оценкой качества «1» (1-й сорт), и напротив, цены на продукцию с оценкой качества «К» (высший сорт) повышаются на 10% против цены на про дукцию 1-го сорта. Таким образом, здесь усиливается дифференциация уровня рентабельности в ценах в зави симости от качества производимой продукции.
Безусловно, что методы стимулирования производст ва высококачественной продукции могут быть разными,
82 .
однако, все они, непосредственно отражаясь на резуль татах финансовой деятельности предприятий, должны способствовать расширению экспорта конкурентной про дукции, повышению его эффективности, а также эффек тивности производства отдельных отраслей промышлен ности в целом.
Таким образом, изучение опыта отдельных пред приятий Дальнего Востока позволяет сделать некоторые выводы о возможных направлениях совершенствования системы экономического стимулирования экспортного производства.
По нашему мнению, совершенствование этой систе мы должно осуществляться следующими путями:
а) установление оптимального соотношения между объемами реализованной экспортной продукции и разме ром отчислений от прибыли в фонд материального поощрения (предварительные расчеты показывают, что пятипроцентный уровень может быть признан оптималь ным) ;
б) включение показателя рентабельности экспортного производства в число фондообразующих факторов при формировании фондов материального поощрения;
в) установление надбавок за экспортное и тропичес кое исполнение на уровне, обеспечивающем возмещение текущих и капитальных затрат, а также возможность расширения экспортного производства;
г) установление дифференцированных надбавок за высококачественное исполнение и повышение в связи с этим конкурентной способности продукции на внешних рынках, особенно в зонах свободно конвертируемой валюты;
д) установление дифференцированного коэффициен та валютных отчислений, поступающих от Министерства внешней торговли СССР и Государственного комитета по экономическому сотрудничеству при реализации экс портной продукции, имея целью выравнивание экономи ческого положения предприятий е различными объема ми экспортного производства. Расширение прав пред приятий в использовании валютных отчислений.
Осуществление комплекса , предлагаемых мероприя тий с целью внедрения новых Методов планирования И экономического стимулирования, а также совершенство вание уже сложившихся форм будет способствовать
83
повышению материальной заинтересованности промыш ленных предприятий в развитии экспортного производ ства, повышении качества товаров, а следовательно, и в расширении объемов экспорта в целом.
Реализация их, с нашей точки зрения, будет способ ствовать повышению рентабельности экспортного произ водства и экспорта и, вместе с тем, повышению эффек тивности общественного производства страны.
Гла в а пятая
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛОЙ
Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрен даль нейший значительный подъем' материального и культур ного уровня жизни трудящихся. Реальные доходы на душу населения за 1971—1975 гг. увеличатся на 30%, причем приблизительно три четверти их общего приро ста будет направлено на увеличение оплаты по труду.
В условиях такого быстрого роста доходов задачи дальнейшего совершенствования материального поощре ния, усиления стимулирующей роли заработной платы выдвигаются в разряд первоочередных. Оплата труда должна быть организована таким образом, чтобы ее общий высокий уровень не снижал стимулирующего значения каждого дополнительного рубля.
Среди проблем материального стимулирования важ ное место занимают плановое повышение заработной платы в период между пересмотрами тарифных ставок и окладов и усиление роли оплаты труда в управлении трудовыми 'ресурсами.
В нынешней пятилетке проводится крупное социаль
но-экономическое мероприятие — увеличение |
мини |
мальной заработной платы рабочих и служащих |
до 70 |
рублей в месяц с одновременным повышением ставок и окладов среднеоплачиваемых работников, занятых в производственных отраслях. На новые условия оплаты будет переведено более 50 млн. человек. В результате доходы рабочих и служащих вырастут в расчете на год примерно на 9 млрд. руб. На Дальнем Востоке введение новых тарифных ставок и окладов было завершено в
85
1973 г. В этом же году они были распространены на многие районы Сибири и Урала, а затем и на другие районы страны.
Изменение тарифной системы, которая является осно вой государственного регулирования заработной платы трудящихся, оказывает непосредственное влияние на всю систему материального стимулирования, а следователь но, и на организацию труда и производства. Комплекс ность этих мер определяется тем, что наряду с ростом заработной платы, которая при переходе на новые тарифные условия увеличивается у рабочих и служащих в промышленности в среднем на 11%, на государствен ных предприятиях сельского хозяйства — на 14%, на предприятиях транспорта и связи — на. 17%. Они'позволяют поднять роль тарифной системы, улучшить нормиро вание труда, устранить недостатки в дифференциации заработной платы по отраслям и категориям работников, усилить заинтересованность трудящихся в повышении квалификации и производительности труда.
Введение новых условий оплаты значительно упроща ет тарифную систему. Для работников предприятий и организаций производственных отраслей установлено всего 70 тарифных ставок, тогда как их было более 400. Одновременно с введением новых ставок предусматрива ется перетарификация работ и установление рабочим разрядов в . соответствии с новым Единым тарифно-ква лификационным справочником.
Это вызвано тем, что со времени установления дейст вующих тарифных ставок и окладов прошло 9—14 лет. Рост заработной платы осуществлялся главным обра зом за счет увеличения .сдельного приработка и премий. Это привело к тому, что за период с 1961 по 1970 г. доля тарифа в заработной плате снизилась с 75,3 до 65,4%,
тогда |
как доля |
сдельного приработка и премий .возросли |
с 8,1 |
до 11,5 и с 7,7 до 15,5% соответственно. Аналогич |
|
ные |
изменения |
произошли и в структуре заработной |
платы инженерно-технических работников. Удельный вес оклада снизился с 82,3 до 69, 5%, а доля премий возросла с 8,7 до 24%-Уменьшение удельного, веса тарифа в зара ботной плате ослабило роль тарифной системы в опреде лении соотношений оплаты труда в зависимости от его сложности и условий. Нарушились соотношения в оплате труда рабочих. После упорядочения оплаты труда в
86
1961 г. средняя заработная плата рабочих-повременщи- ков в машиностроении отставала от заработной платы рабочих-сделыциков на 12%, а в 1969 г. этот разрыв уве личился почти в 2 раза и составил 23% в пользу рабо чих-сделыциков. Снижение доли тарифа в заработной плате особенно . сказалось на качестве нормирования труда. Длительный перерыв в совершенствовании тариф ной системы в условиях быстрого роста заработной платы привел к тому, что нормы в известной степени превратились в средство регулирования заработной пла ты. Несмотря на совершенствование методов и средств нормирования труда, превышение норм выработки в октябре 1972 г. достигала 140%, а в машиностроении — 152%, значительно различаясь при этом по предприяти ям. На заводе «Продмаш» нормы выполнялись на 155%, подъемно-транспортного оборудования — 160,9, «Дальсельмаш» — 166,4, «Амурлитмаш» — 172, «Энергомаш»
— 184,6, на швейной фабрике «Восток» — 137,4, на Комсомольской швейной фабрике— 121%.
Далеко не одинаков был уровень напряженности норм и по профессиям. Например, кузнецы завода «Дальдизель» выполняли нормы на 184%, подъемно транспортного оборудования — на 192, «Продмаша» — на 174, а «Дальсельмаша» — на 140,3%. В производст венном объединении «Чайка» на участках массового пошива одежды нормы выполнялись на 105, а на участ ках трикотажа — на 203%, на Комсомольском швейном комбинате бытового обслуживания — соответственно
162,7 и 127,3%.
Естественно, что в таких условиях функции норм как элементов организации производства и стимулов к изыс канию резервов повышения производительности труда значительно снизились.
Многие предприятия в последние годы стали широко использовать премиальные системы оплаты труда, реализуя таким образом планируемый рост заработной платы и одновременно обеспечивая внедрение технически обоснованных норм. Этому способствовало расширение границ премирования из фонда заработной платы до 40% тарифных ставок и увеличение средств, поступаю щих из фондов материального поощрения.
Но, как показывает практика, способ реализации роста заработной платы за счет премий может быть
87
эффективным лишь в известных пределах. Тот разрыв между тарифом и сложившимся уровнем заработной платы, который был до перехода на новые тарифные ус ловия, трудно восполнить премиями. С повышением удельного веса технически обоснованных норм и увели чением премий непрерывно возрастало и общее перевы полнение норм выработок. Сам факт значительного пре вышения средней заработной платы над тарифами делает работу по нормированию труда весьма условной.
По своей сути премия является переменной частью заработной платы, вознаграждением за труд, превышаю щий по своим количественным и качественным показате лям достигнутый средний уровень, который в данный момент и в данных условиях является общественно нормальным. Нормальный уровень количественных и качественных показателей труда не остается неизмен ным. По мере совершенствования средств производства и общего роста квалификации работников он повышает ся. Следовательно, получение премий даже в прежних размерах предполагает непрерывное улучшение трудо вых показателей, иначе они превращаются в постоянную надбавку, в вознаграждения за средние результаты тру да, выполняя при этом не свойственные им функции. В таких условиях материальная и моральная стимулирую щая роль премий снижается. Вот почему в условиях значительного и непрерывного увеличения заработной платы целесообразно поставить вопрос не только о широком использовании премиальных систем, но и о раз работке механизма роста оплаты за счет тарифов.
Многие экономисты, работники предприятий выдви гают предложения о введении в практику регулярного повышения тарифных ставок в течение каждой пятилет ки с учетом планируемого роста средней заработной платы. Такой подход, на наш взгляд, является право мерным. Длительные периоды между пересмотрами та рифов приводят к тому, что накопленные годами дис пропорции в оплате труда не удается устранить пол ностью, и происходит значительный рост заработной платы, не всегда обеспеченный соответствующим повы шением производительности труда. Так, при общегосу дарственном увеличении минимальной заработной пла ты до 60 рублей и при пересмотре тарифов работникам отдельных отраслей промышленности в 1968—1969 гг.
88
рост оплаты труда промышленно-производственного персонала опережал рост производительности: на один процент повышения производительности прирост зар платы составил в 1968 г.— 1,48, а 1969 г.— 1%. Круп ные дополнительные средства требуются для перехода на новые тарифные условия и в настоящее время.
Кроме того, необходимость в период перехода на но вые тарифные условия в короткий. срок пересматривать все действующие нормы и нормативы, проводить полную перетарификацию работ и рабочих, значительный одно временный рост ставок в известной степени снижают качество проводимой работы. Не всегда обеспечивается улучшение соотношения в оплате труда рабочих различ ных профессий. Это приводит к тому, что достигнутый в период перехода уровень нормирования труда сохраня ется непродолжительное " время. Анализ предприятий промышленности строительных материалов, в связи с введением в 1969 г. новых ставок и окладов, показал, что в течение одного года на многих из них переработка норм выработки достигла базового уровня.
Существенное отставание тарифа от средней заработ ной платы не всегда удается сократить в достаточной мере в один раз. Остаточный уровень переработки норм на отдельных предприятиях остается высоким и состав ляет 120—130%. В целом по промышленности Хабаров ского края, например, где завершен переход на новые тарифные условия, в октябре 1973 г. перевыполнение норм составило 121%-
Очевидно, при дальнейшем совершенствовании орга низации оплаты труда ее планируемый рост в значитель ной мере должен обеспечиваться непрерывным повыше нием ставок и окладов, поддерживая их оптимальный уровень по отношению к средней заработной плате. Следовательно, введение новых тарифов в таких усло виях может проводиться, как правило, за счет местных ресурсов, то есть стать делом самих хозрасчетных пред приятий, объединений, министерств. Они должны «нако пить» соответствующие средства, подготовить условия, обеспечить снижение трудоемкости, повышение произ водительности труда. Сама необходимость повышения заработной платы должна стать.стимулом к сокращению численности работающих и увеличению объемов произ водства. При этом предприятия должны обязательно
89