Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приобретают творческий, созидательный характер. Пояс­ ним на примере, в чем именно выражается интерпрета­ ция творческой деятельности.

Допустим, что деятельность человека создает такой комплекс уникальных условий, в результате которых применение первичных природных элементов порождает последствия, которые прямо не вытекают из их свойств. Тогда, например, различные комбинации металлов и других химических элементов сделают возможным освое­ ние и исследование космического пространства, хотя та­ кие последствия, как известно, прямо не вытекают из свойств этих металлов и химических элементов.

Если в естественных мутациях разница состояний носит преимущественно количественный характер, то в искусственных мутациях, вызываемых человеком, разни­ ца состояний носит прежде всего качественный характер, определяющий скачкообразность развития. Именно в этом особенность творческой, преобразующей деятель­ ности человека, и суть ее, очевидно, заключается в том, что информация—продукт умственной деятельности человека применяется для выявления скрытых причин­ ных связей или преобразования известных причинных связей в нужном направлении.

Возникает вопрос: каков же механизм появления первоначальных вероятностных оценок тех или иных ги­ потез, выдвигаемых агентом, принимающим решение? Ответ на это как будто бы прост: первоначальные оцен­ ки суть равновероятностные оценки, основанные на прин­ ципе полного незнания. Однако в действительности агент довольно редко руководствуется этим принципом и с са­ мого начала уже «занимает позицию» относительно воз­ можности наступления того или иного события.

Попробуем внести некоторую ясность. Предшествует ли оценка возможности наступления тех или иных собы­ тий или (что то же самое) возникновение некоторого со­ стояния среды установлению цели, или же, наоборот, ус­ тановленная цель, в конечном счете, предопределяет та­ кие оценки? Отвечая на этот вопрос, сошлемся в качестве примера на правило выбора решения по Вальду,согласно которому применяется стратегия максимии (пессимист) или стратегия минимакс (оптимист). Следует отметить, что выбор агентом той или иной стратегии уже предопре­ деляет интуитивную оценку вероятности состояния среды.

70


Сам факт применения критериев максимин или минимакс предполагает отказ от применения принципа равной веро­ ятности, означающего «полное незнание» состояния среды.

Можно, например, далее графически показать, что смена стратегий, выбранных по критерию пессимиста, оп­ тимиста или упущенных возможностей, предопределяет вероятностную переоценку состояния среды. Иначе гово­ ря, вся область допустимых стратегий, представляемая в виде треугольника, всегда может быть, в свою очередь, разделена на зоны доминирования отдельных стратегий со своими особыми вероятностными оценками состояния среды [102].

Таким образом, выбор решения по Вальду означает также определение уже а priori некоторой точки зрения на возможное состояние среды. Следовательно, принцип «полного незнания» исключается. Он тем более исключа­ ется при решениях в классе допустимых событий. Можно сделать вывод, что предварительное установление цели, выражающееся затем в выборе стратегии, задает и об­ ласть субъективных вероятностных оценок состояния сре­ ды. Это тем более относится к классу допустимых собы­ тий, появление которых в значительной степени зависит от агентов, принимающих решения. Для этого класса событий, как отмечалось, решающее значение имеет ком­ плекс уникальных условий ср, возникновение которого почти полностью может иногда зависеть от деятельности самого агента. Следовательно, этот комплекс <р не имеет того самостоятельного значения, какое имеет состояние

среды в обычных задачах выбора стратегий.

Причинная связь между комплексом <р условий и исходом настолько уникальна, что суждение агента, принимающего решение, одновременно относится как к состоянию среды ср, так и к гипотезе об исходах его воз­ можных действий (Я). Он может при этом рассуждать следующим образом: при том или ином наборе сочета­ ний ср—Я допустимо ли выбранное сочетание фі—Я,, т. е. наступит оно или нет и в какой мере допустимо наступле­ ние данного сочетания. При этом на оценку допустимости влияют в значительной степени избранные агентом цели, взаимодействие различных целей, если речь идет, напри­ мер, об игровых ситуациях типа рефлексивных игр.

Таким образом, в процессе принятия решений нере­ гулярного типа начальной фазой всегда является селек­

71

ция структурной информации и уже в последующих фа­

зах отобранной информации придаются субъективные вероятностные оценки на базе подразумеваемой функции полезности агента или установленной цели. Указанная процедура принятия решений нерегулярного типа пред­ полагает использование различных методов логического анализа, в частности, использование, например, логиче­ ского анализа и представлений, разработанных англий­ ским исследователем Шэклом [29, 31, 32].

Подводя предварительные итога, можно сказать, что существуют плановые системы, ориентированные на ре­ шение большого класса стратегических задач, динамика которых в решающей степени определяется поведением агентов, принимающих особый, творческий тип решений (нерегулярный тип решений), имеющих дело с классом допустимых событий. Траектория поведения такого рода систем определяется главным образом творческой, пре­ образующей деятельностью агентов, принимающих реше­ ния. Этот класс систем связан прежде всего с решением проблем будущего и они являются областью применения методов стратегического планирования. Особенностью решения этих проблем является отсутствие однороднос­ ти и многократной повторяемости в изучаемых явлениях. Полученные решения задач не предусматривают в даль­ нейшем их многократного применения. В этой связи методы накопления и переработки наличной информации для принятия таких решений имеют много своеобразий и отличий. При этом особое значение имеет оценка дос­ товерности получаемой информации.

4.Техноэволюционные системы

Всовременную эпоху научно-технической революции планирование нуждается в дальнейшем совершенствова­ нии, ибо усложнились и стали более многообразными со­ циальные и экономические задачи развитого социалисти­ ческого общества. Необходимость дополнения сложив­ шейся практики планирования специальным целевым планированием, которое призвано наиболее эффектив­ ным способом обеспечить решение комплексных перс­

пективных задач, стоящих перед социалистическим об­ ществом, становится все ббДее очевидной. В этой перво­ начальной стадии планового процесса решающую роль играют планирующие системы, построенные по целевым

72


признакам. Конструирование такого рода систем от ря­ жено с определенными трудностями и имеет много нере­ шенных задач. Одной из таких задач является создание некоторого подобия метаязыка, достаточно полно описы­ вающего эти системы и законы их функционирования. Создание метаязыка или метасистем может в дальней­ шем облегчить конструирование целевых систем на раз­ личных уровнях планиров-ания. В данной главе делается попытка описать такого рода метасистемы.

а) Классификация преобразующих систем

По нашему мнению, преобразующая система — это не­ которое упорядоченное множество элементов, рассмат­ риваемое как единое целое и предназначенное для преоб­ разования окружающей среды. Мы исходим из того, что самым главным критерием задания множества является некоторый установленный порядок элементов, составля­ ющих данное множество. Такой порядок предполагает наличие определенных связей между элементами, в ре­ зультате чего элементы рассматриваются как единое целое, а сама система имеет структуру. Упорядочение элементов в множестве дает возможность приписать дан­ ному множеству свойство воздействовать преобразую­ щим образом на окружающую среду. Таким образом, преобразующие системы-—это своего рода механизмы с различной структурой, рассчитанные на использование ограниченных ресурсов для изменения и преобразования окружающей среды с целью увеличения благосостояния человеческого общества или отдельных групп людей2в.

По особенностям поведения все системы можно раз­ делить на три основные группы. К первой группе отно­ сятся строго детерминированные системы, которые харак­ теризуются тем, что причинно-следственные связи окру­ жающей среды не затрагиваются воздействующей систе­ мой, и потому остаются всегда неизменными. С причин­ но-следственными связями лишь считаются. Кроме того, внутренняя структура этих систем также всегда остает­ ся неизменной. В результате всегда можно определить траекторию поведения такого рода систем на длитель-02

20 В данном смысле кх можно отождествить с организациями. Бо­ лее подробно об организациях и управлении ими см., например, [67].

73

ный период в случае, если определен 'первоначальный импульс или, иначе говоря, ряд причинных параметров, на которые затем воздействуют. Подобные системы клас­ сифицируются как системы, определяемые состоянием [50, стр. 53—56]. Предполагается, что все сколько-нибудь важные переменные этих систем идентифицированы ине существует никаких других неучтенных переменных, ко­ торые могли бы неожиданным образом изменить поведе­ ние системы (простые преобразователи). Такие системы рассматриваются еще и как системы, максимизирующие свое поведение.

При полной информации об окружающей среде и внутреннем состоянии системы выбирают наиболее раци­ ональный курс поведения, максимизирующий некоторую поставленную цель. Критерий максимизации поведения отпадает при неопределенности окружающих условий и отсутствии точного знания о состоянии системы в буду­ щем. В таких случаях возникает необходимость коррек­ тирующих воздействий для достижения эффективного ре­ зультата, т. е. поиск рациональных экономических реше­ ний представляется уже в виде многошагового адапта­ ционного процесса, постепенного уточнения целей рас­ сматриваемой системы и возможностей их достижения. Вместо максимизации искомого эффекта добиваются по­ лучения удовлетворительных результатов при данном состоянии среды и системы. Системы с указанными свой­ ствами характеризуются как адаптирующиеся системы. Их фундаментальное отличие —способность к обучению, накоплению опыта.

Важным компонентом структуры таких систем стано­ вится память, где аккумулируется информация о прош­ лом опыте функционирующей системы. Траектория пове­ дения такого рода систем складывается из последова­ тельного ряда состояний, которые определяются пред­ шествующим состоянием, окружающей систему в данный момент средой и управляющими агентами, принимающи­ ми решения. Можно далее вполне согласиться с С. Би­ ром, что адаптация — основной смысл планирования [60]. Мы лишь покажем, что в этом случае речь идет о весь­ ма сложном характере адаптации, свойственном разум­ ным, целенаправленным системам.

И, наконец, в третью группу систем входят так на­ зываемые техноэволюционные системы, способные гибко

74


менять свою внутреннюю структуру и активно воздей­ ствовать на причинно-следственные связи окружающей среды. В результате такого воздействия причинно-след­ ственные связи в некоторых случаях могут полностью устраняться, а их характеристики — существенно изме­ няться 2728. Активное вмешательство в систему причинноследственных связей — необходимое условие творческой, преобразующей деятельности. В отличие от детермини­ рованных и адаптирующихся систем обычного типа, траекторное поведение техноэволюциониых систем в ре­ шающей степени определяется только одним парамет­ ром—творческой деятельностью, людей, принимающих решения и преобразующих окружающий мир. Насту­ пает эпоха, когда, по выражению К- Маркса, философы должны изменять мир, а не только его объяснять. Про­ исходит совпадение изменений обстоятельств и человече­ ской деятельности и это, подчеркивал К- Маркс, «может рассматриваться и быть рационально понято только как

революционная практика»™. Следует отметить, что фун­ кционирование техноэволюциониых систем связано преж­ де всего с решением различных проблем будущего. Имен­ но в терминах этих систем возможно описание процесса перспективного планирования.

Следует далее отметить, что указанные группы систем играют различную роль в решении многочисленных задач общественной макросистемы. Эти задачи можно легко разбить на следующие: 1) глобальные стратегические задачи, решение которых определяет траекторию движе­ ния всей общественной системы; 2) задачи экономиче­ ской подсистемы и аналогичных ей подсистем; 3) мно­ жество локальных задач.

Роль указанных трех групп систем в решении различ­ ных задач общественной макросистемы представлена в табл. 3.

Такая классификация и распределение решаемых за-- дач, разумеется, носят весьма приближенный характер

27 «Для любой социальной системы, в том числе политической, адаптация представляет собою более чем простое приспособление к событиям в ходе ее жизни. Она (адаптация) складывается из уси­ лий, ограниченных только лишь разнообразием человеческой квали­ фикации, ресурсов и человеческой смекалки и нацеленных на кон­ троль, модификацию или фундаментальное изменение окружающей среды или самой системы или же того и другого» [51, стр. 21].

28 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 3, стр. 2.

75


Т а б л]и ц а 3

Общественная макросистема и ее подсистемы

Преобразующие

системы

Условные обозначения

Д— детерминированная система;

А—адаптирующаяся система;

Т — техноэполюцнонная система; I і— глобальные задачи;

д

I

II

III

По

По

Ре

А

По

Ре

По

Т

Ре

Ре

II— задачи экономических и других аналогичных подсистем;

III—локальные задачи;

Ре — решающая роль; По — подчиненная роль

и могут быть расширены и углублены2Э. Приведенная схема дает лишь общее представление о роли систем, сгруппированных по признакам .поведения, в решении за­ дач общественной макросистемы и подчиненных ей под­ систем.

Перейдем к более подробной характеристике систем. В основе функционирования систем указанных трех групп и всех саморазвивающихся систем вообще лежит решение задачи .поддержания внутреннего равновесия во взаимосвязи с окружающей средой. Условием прогресса всех саморазвивающихся систем является возрастание эффективности гомеостаза, а стремление к ультраста­ бильному равновесию обычно формулируется как их цель30. Однако это условие, недостаточное для характе­ ристики саморазвивающихся систем и тем более техноэволюционных систем, главны,ми «параметрами» кото­ рых являются люди, принимающие решения. Поддержа­ ние равновесия во всех системах, созданных и управляе­ мых людьми, осуществляется в реализации поставлен­ ных людьми целей. Тогда структуру систем можно рас­ сматривать как своего рода «технологию» реализации поставленных целей. В этом смысле техноэволюционные системы не отличаются от всех других систем. Однако в принципах реализации целей эти системы отличаются от других систем. Чтобы лучше понять особенности функ­ ционирования техноэволюционных систем, рассмотрим последовательно процессы, протекающие во всех классах возможных систем.

29 Например, методы линейного программирования могут исполь­ зоваться для решения частных задач, относящихся к высшему уров­ ню иерархии общественной системы. Известная в США система ППБ широко использует методы линейного программирования для реше­ ний частньсх задач.

30 Это утверждение не относится к строго детерминированным системам стационарного типа, находящимся в состоянии постоянного

76