Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
л и н и я ми у к а з а н а существующая сеть, пунктирными —
допустимые к сооружению новые линии |
электропередачи . |
|||
В принципе необходимо считаться с тем, что |
к а к в |
|||
существующей сети, т а к и во вновь развиваемой |
могут |
|||
быть линии разных |
номинальных |
напряжений . |
Это в |
|
действительности имеет место, т а к |
к а к |
повышение |
про |
|
пускной способности |
и р а з в и т и е |
сети |
осуществляются |
|
путем надстройки над |
существующей |
сетью сети |
более |
Р и с 2.16.
высокого номинального напряжения . Это приводит к из менению функций линий разного н а п р я ж е н и я в р а с с м а т риваемом районе, существующие системы линии стано вятся распределительными по их назначению, в то время как вновь сооруженные выполняют теперь функции си стемных и межсистемных.
Возможность появления линий нескольких номиналь ных напряжений в развиваемой сети обусловливает не обходимость учета в математичеокой модели задачи за
трат на т р а н с ф о р м а т о р н ы е |
подстанции. В частности, ес |
ли на трассе 1—4 окажется |
целесообразным сооружение |
линии с новым напряжением, то это потребует либо рекон струкции, либо расширения действующей подстанции в
узле 4 в связи |
с появлением там дополнительного |
на |
|||
п р я ж е н и я . П р и |
этом |
в математической |
модели |
д о л ж н ы |
|
быть предусмотрены |
такие варианты, |
как з а м е н а |
су |
||
ществующего двухобмоточного трансформатора |
трехоб- |
||||
моточным и установка |
дополнительного |
двухобмоточного |
либо трехобмоточного трансформатора . Эти требования в принципе могут быть учтены в математической модели, однако в нашей з а д а ч е мы ограничиваемся отображением только линий электропередачи.
140
Р е ш е н ие сформулированной математической |
модели |
определяет искомую конфигурацию сети в том |
смысле, |
что допустимые к (сооружению новые линии, д л я |
которых |
потоки мощности о к а з ы в а ю т с я равными или близкими нулю, исключаются из сети. Оставшиеся линии форми
руют структуру |
оптимальной |
сети. |
Численного примера |
|
решения рассматриваемой з а д а ч и |
д а в а т ь не будем, |
т а к |
||
к а к иллюстрация |
применения |
методов нелинейного |
про |
граммирования была приведена в двух п р е д ы д у щ и х за дачах .
Приведенными выше ограничениями двух типов не исчерпываются все дополнительные условия рассматри ваемой задачи . В реальной постановке приходится учи тывать р я д дополнительных требований, зависящих от
специфики моделируемой сети. Отметим |
эти требования |
|||
с целью наиболее полной инженерной |
характеристики |
|||
исследуемой |
задачи . |
|
|
|
К числу в а ж н е й ш и х |
относятся ограничения по |
уровню |
||
н а п р я ж е н и я |
в узлах |
сети. Поскольку в |
нашей |
модели |
используются нагрузки максимального режима, то огра ничения по н а п р я ж е н и ю в этой модели формулируются для максимального режима . П р и записи этих ограниче ний необходимо, помимо активной загрузки линий, учи
тывать т а к ж е и реактивную, поскольку |
составляющая |
||
потери н а п р я ж е н и я от реактивной мощности |
п р е д с т а в л я |
||
ет заметную величину в общем размере |
потерь, |
особен |
|
но для линий более высокого напряжения - |
Это |
может |
|
быть учтено приближенно с п о м о щ ь ю t g |
ф, |
характерного |
для линий соответствующего класса напряжения . В ре
зультате |
о б щ а я |
математическая |
запись этого |
ограниче |
|||||
ния |
будет иметь |
вид |
|
|
|
|
|||
Uf» < |
U6.„ - |
Д U, - |
А £/р < t/™», |
|
|
||||
где |
^ б . п — |
н а п р я ж е н и е балансирующего узла; |
|
||||||
|
AUa |
— |
потеря |
н а п р я ж е н и я |
от балансирующего уз |
||||
|
|
|
л а до |
t-ro, |
обусловленная потоками |
актив |
|||
|
|
|
ных |
мощностей; |
|
|
|
||
|
AUp |
— |
потеря |
н а п р я ж е н и я |
от балансирующего уз |
||||
|
|
|
ла до і-го, обусловленная реактивными по |
||||||
|
|
|
токами; |
|
|
|
|
||
£ / m a X ) Цт\п— |
П р Є Д Є Л Ь Н О |
Д О П у С Т И М Ы е М а К С И М Э Л Ь Н Ы е |
И М И - |
||||||
|
|
|
нимальные |
уровни |
н а п р я ж е н и я в |
і-м |
узле. |
141
Следует отметить, что при выборе параметров линий электропередачи по экономическим соображениям уров ни напряжения в питающих сетях н а п р я ж е н и е м 35 кв и выше, как правило, выдерживаются в допустимых пре делах . Этому благоприятствует т а к ж е возможность ре гулирования напряжения . Поэтому в таких сетях схем
ные |
мероприятия, |
как - то: сооружение дополнительных |
цепей |
и линий д л я |
поддержания н а п р я ж е н и я в макси |
мальном режиме, не осуществляются. В сетях сверхвы
соких |
напряжений (500, 750 |
кв) т а к ж е |
не предусматри |
|
ваются |
схемные |
мероприятия, т а к к а к |
н а п р я ж е н и е под |
|
держивается с |
помощью |
компенсирующих устройств, |
установленных в промежуточных и конечных пунктах ли нии. В распределительных сетях уровни н а п р я ж е н и я в узлах сети в максимальном режиме являются во многих случаях определяющими для выбора параметров ее (се
чений, номинального н а п р я ж е н и я ) , |
и в некоторых случа |
ях могут быть оправданы схемные |
мероприятия. |
И н а ч е обстоит дело с учетом напряжений в устано вившихся послеаварийных режимах . Именно эти режи мы во многих случаях могут быть определяющими при выборе схемы и п а р а м е т р о в электрических сетей. Одна ко формулировка в математическом виде этих ограниче ний при выборе схемы электрической сети затрудни тельна. Поэтому учет их возможен после построения окончательной схемы и ее корректировки. Этот фактор весьма существен для сетей всех типов.
Д л я |
основных сетей |
объединенных |
электроэнергети |
|
ческих |
систем в а ж н ы м |
фактором, требующим учета, |
яв |
|
ляется |
статическая и динамическая |
устойчивость. |
При |
этом, ,как и в случае учета (напряжений, определяющими являются послеаварийные режимы . В ы б и р а я пропускную способность отдельных линий, необходимо исходить из
наиболее т я ж е л ы х режимов . Математическая |
формули |
||
ровка этих |
требований |
т а к ж е затруднительна, |
т а к как |
предельная |
з а г р у з к а к а к |
существующих, т а к и |
допусти |
мых к сооружению новых линий по устойчивости |
зависит |
от схемы сети, которая п о д л е ж и т определению. |
|
И, наконец, весьма существенный фактор, |
требую |
щий учета при .решении .рассматриваемой задачи, — на
дежность |
электроснабжения |
потребителей. |
В о з м о ж н ы |
различные |
в а р и а н т ы учета |
этого требования. |
Один из |
них — это включение ущерба у потребителей, в ы з в а н ного аварийным перерывом электроснабжения, в целе-
142
вую функцию. |
О д н а к о реализация такого подхода |
з а |
|||||||||
труднительна, т а к как, во-первых, |
не всегда |
удается |
по |
||||||||
лучить достоверные сведения об экономическом |
у щ е р б е ; |
||||||||||
во-вторых, |
не д л я всех потребителей |
ущерб |
от |
переры |
|||||||
ва |
может |
быть |
определен |
в д е н е ж н о м |
в ы р а ж е н и и , |
|
хотя |
||||
эти |
потребители |
требуют |
весьма н а д е ж н о г о электроснаб |
||||||||
жения из-за морального ущерба, |
и, в-третьих, д а ж е |
при |
|||||||||
наличии характеристик у щ е р б а у потребителей |
решение |
||||||||||
задачи требует |
слишком |
большой |
вычислительной |
р а б о |
|||||||
ты, нереальной |
д л я существующих |
Э Ц В М . |
|
|
|
|
|||||
|
Второй в а р и а н т подхода к решению — это задание- |
||||||||||
для |
отдельных |
потребителей нормируемых п о к а з а т е л е й |
|||||||||
надежности, н а п р и м е р в виде вероятностных |
х а р а к т е р и |
||||||||||
стик, зависящих |
от схемы |
и п а р а м е т р о в сети. Такой |
|
под |
|||||||
ход |
т а к ж е |
требует большого |
объема |
расчетов, |
т а к |
к а к |
|||||
нужно для к а ж д о г о пункта сети производить |
с л о ж н ы й |
||||||||||
расчет вероятностного показателя |
надежности |
и |
сопо |
||||||||
ставлять его с |
нормируемым . |
Аналитическое |
решение |
этой задачи весьма сложно.
Наиболее практически реализуемый в а р и а н т учета надежности получим, если требование по ее учету с ф о р мулируем как условие двустороннего питания наиболее ответственных потребителей. Хотя математическая з а пись этого условия оказывается громоздкой, практиче ская реализация такого условия осуществляется просто с помощью специального алгоритма .
Необходимость учета всех перечисленных выше ф а к торов при построении схемы сети обусловливает невоз можность использования для решения такой расширенной задачи стандартных методов нелинейного программиро
вания. Д л я |
ее решения более эффективными |
о к а з ы в а ю т с я |
|||
комбинаторные |
методы, |
рассмотрение |
которых |
вы |
|
ходит за |
рамки данной |
книги. Сказанное, однако,, |
|||
не исключает |
полезности |
использования |
методов |
не |
линейного программирования д л я решения задачи в ее-
ограниченной постановке. |
Полученные при этом |
реше |
|
ния, которые н а з ы в а ю т с я |
локальными |
оптимумами, |
м о ж |
но сопоставить друг с другом, предварительно скорректи ровав их с учетом дополнительных требований, с ц е л ь ю выбора наилучшего решения (абсолютного оптимума) .
143