Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
температуру пуска или ускорить пуск двигателя по сравнению с результатами, достигнутыми при использовании одноканального устройства. Кроме того, многоканальное пусковое устройство бо лее сложно в производстве, монтаже ,и менее надежно в эксплуата ции, чем одноканальное.
Государственный комитет стандартов допустил пусковой комп лекс НИИАТ к применению на автомобилях.
Пусковые устройства, которые были рассмотрены, применяются" и для обеспечения пуска карбюраторных двигателей. В состав пус ковой жидкости в этом случае вводится газовый бензин. Следует иметь в виду, что метод пуска карбюраторных двигателей с по мощью пускового комплекса менее эффективен, чем при его ис пользовании для пуска дизельных двигателей.
Результаты проведенных исследований позволили автору обо сновать и предложить принципиально новую конструкцию пусково го дозирующего устройства. Установлено, что легковоспламеняю щееся вещество (ЛЕВ) необходимо подавать в двигатель только в момент пуска (т. е. первые 10—20 сек), а далее требуется в основ ном противоизносное вещество (ПИВ), причем в большем коли честве, чем это допустимо в смеси. Кроме того, ПИВ желательно подавать в течение нескольких минут работы двигателя после пус ка. Следовательно, конструкция пускового устройства должна пре дусматривать возможность как раздельной, так и одновременной подачи ЛВ-.В и ПИВ с регулировкой их количества в зависимости от литража и типа двигателя. Все известные конструкции дозиру ющих устройств (как зарубежных, так и отечественных) не обеспе чивают выполнение таких функций, так как они имеют только одну емкость для пусковой жидкости, в которой оба компонента находятся в смеси. іВ дозирующих устройствах нет и систем количественной и качественной регулировки.
Создание универсальной конструкции дозирующего устройства с раздельной и смешанной подачей компонентов и с регулировкой подачи позволило бы значительно расширить область применения подобных устройств. Ранее уже упоминалось, что пусковые жидко сти преимущественно применяются для дизельных двигателей. Де ло в том, что пусковые жидкости для карбюраторных двигателей либо совсем не содержат масляных фракций, либо содержат их в
ничтожном |
количестве — не более |
1—2% |
состава |
смеси. Наличие |
в составе |
этих жидкостей тяжелой |
по сравнению |
с другими ком |
|
понентами |
масляной фракции значительно |
ухудшает пуск карбю |
раторных двигателей, так как впрыскиваемое холодное масло за брызгивает холодные электроды свечей. Нередко в этом случае пуск двигателя вообще становится невозможным, несмотря на од новременное введение легковоспламеняющихся веществ.
Таким образом, пусковые жидкости для карбюраторных дви гателей практически не обеспечивают смазку цилиндров и поэтому «е могут способствовать снижению пусковых лзносов. Следует, кроме того, отметить, что избыточное топливо, подаваемое при
5-3
пуске в дизельный двигатель, не смы вает холодную смазку с цилиндров, так как оно обладает некоторой мас лянистостью.
Бензин же |
в жидкой |
фазе смы |
вает смазку с |
цилиндров |
двигателя, |
способствуя этим увеличению их из носа в местах, противоположных впу скным клапанам.
|
|
|
|
|
Разработанный |
автором |
универ |
||||||||
|
|
|
|
|
сальный |
|
пусковой |
|
карбюратор'' |
||||||
|
|
|
|
|
(рис. 20 |
и 21) |
удачно |
решает |
пробле |
||||||
|
|
|
|
|
му пуска любого-двигателя. |
Он |
не |
||||||||
|
|
|
|
|
только |
обеспечивает |
надежный пуск |
||||||||
|
|
|
|
|
двигателей |
при низких |
температурах |
||||||||
|
|
|
|
|
путем введения ЛВВ, но и снижает |
||||||||||
|
|
|
|
|
пусковые износы цилиндров |
благодаря |
|||||||||
|
|
|
|
|
введению ЛИВ в процессе пуска. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Конструкция пускового |
карбюрато |
|||||||||
|
|
|
|
|
ра предусматривает |
как |
раздельное, |
||||||||
|
|
|
|
|
так и одновременное в случае необхо |
||||||||||
|
|
|
|
|
димости введение в двигатель автомо |
||||||||||
|
|
|
|
|
биля ЛВВ и ПИВ в необходимых |
ко |
|||||||||
|
|
|
|
|
личествах |
(в |
зависимости |
от |
литра |
||||||
|
|
|
|
|
жа двигателя и температуры воздуха), |
||||||||||
|
|
|
|
|
г. е. регулирование |
состава |
и |
количе |
|||||||
Рис. 20. Принципиальная схе |
ства пусковой |
жидкости, |
компоненты |
||||||||||||
ма универсального |
пускового |
которой |
предварительно |
не |
смеши |
||||||||||
карбюратора |
Н И И AT-Е-: |
ваются. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
а — положение |
|
воздухорас |
Пусковой карбюратор |
(см. рис. |
20) |
||||||||||
пределителя при |
подаче |
с ж а |
|||||||||||||
состоит |
из |
следующих основных |
уз |
||||||||||||
того воздуха в топливный до |
|||||||||||||||
затор; |
б — подача |
сжатого |
воз |
лов: источника |
сжатого |
|
воздуха |
7, |
|||||||
духа |
в масляный |
дозатор |
топливной |
камеры |
5 для |
ЛВВ, |
масля |
||||||||
|
|
|
|
|
ной камеры 9 для |
ПИВ, смесителя |
12 |
для образования эмульсии из ЛВВ и воздуха или из ПИВ и воз духа, пускового дозатора 3 для регулирования количества пода
ваемого ЛВВ, масляного дозатора / / |
для регулирования количе |
ства подаваемого маловязкого ПИВ, |
форсунок 13, распиливаю |
щихизготовленную в смесителе эмульсию, топливных 4 и масля ных 10 каналов, сообщающих топливную камеру со смесителем.
Перед пуском холодного двигателя топливная камера 5 запол няется легковоспламеняющимся веществом (или -в нее вводится ампула с таким веществом), а в масляную камеру 9 заливают протизоизносное маловязкое вещество. Затем обе камеры с по мощью воздухораспределителя 8 соединяются с промежуточным каналом, ведущим к источнику сжатого воздуха 7. При заверну-
* Авторское свидетельство № 276625.
54
тых до упора игольчатых дозаторах (масляного 11 и пускового 3) и закрытом воздушном кране 6 компоненты не имеют доступа .из камер в смеситель и двигатель. Дальнейшие операции осущест вляются в зависимости от условий, при которых применяется ме тод холодного пуска.
Для пуска двигателя необходимо отвернуть рукоятку пусково го дозатора 3. При этом откроется канал для прохода ЛВ;В из топ ливной камеры 5 s камеру смесителя 12, где образуется топливовоздушная эмульсия, которая затем в мелкораспыленном виде впрыскивается через форсунки 13 в цилиндры 1. Пусковой дозатор остается открытым до тех пор, пока двигатель не приобретет устойчивые обороты. После этого закрывают воздушный кран 6, а затем завертывают до упора рукоятку пускового дозатора.
Как только двигатель начнет устойчиво работать без введения
Л.ВіВ |
(что считается окончанием |
периода пуска), необходимо |
в те |
|
чение |
нескольких минут вводить |
в цилиндры ПИВ, имея |
в |
виду, |
что в этот период основная смазка из масляного картера |
еще не |
|||
подается. Для этого следует отвернуть игольчатый клапан |
масля |
|||
ного дозатора //, а затем поставить воздухораспределитель |
8 в по |
ложение, при'котором масляная камера 9 соединяется с каналом, ведущим к источнику сжатого воздуха 7. При этом топливная ка мера 5 оказывается отключенной от источника сжатого воздуха и подача Л.ВВ в цилиндры двигателя прекратится.
При открытом воздушном кране б ПИіВ начнет, поступать из ка меры 9 в камеру смесителя 12. Одновременно с этим сжатый воз дух с большой скоростью пройдет по .воздушному каналу 2 в каме ру смесителя 12, обеспечивая дробление и распиливание ПИВ. В результате масляно-воздушная эмульсия впрыскивается через фор сунки 13 в цилиндры / двигателя, обеспечивая смазку их рабочих поверхностей.
После подачи в цилиндры необходимого количества ПИВ за вертывают до упора иглу масляного дозатора 11 и закрывают воздушный края 6. Воздухораспределитель 8 поворачивают в поло жение, при котором с источником сжатого воздуха 7 соединяется топливная камера 5. Масляная камера 9 при этом оказывается отключенной, и ПИВ при последующей операции пуска уже не бу дет подаваться в двигатель.
Средства холодного пуска эффективны в диапазоне температур до —25°С, т. е. до той температуры, при которой холодная акку муляторная батарея обеспечивает необходимую для пуска ско рость вращения вала двигателя (50—100 об/мин). Смесеобразова ние, температура конца сжатия и мощность искры зажигания при этих условиях обеспечивают воспламенение топлива и устойчивую работу двигателя на холостом ходу. Продолжительность пуска двигателя составляет 10—20 сек, а расход пусковой жидкости— 10—20 см3.
•На основании изложенного можно сформулировать следующее эксплуатационное требование к средствам холодного пуска: сред-
56
ство холодного |
пуска должно снижать |
предельную температуру |
||
пуска холодного |
двигателя, полученную |
без применения вспомога |
||
тельных средств, не менее чем на 10°С. Продолжительность |
пуска |
|||
от холодной аккумуляторной батареи не должна |
превышать 4 мин |
|||
(три включения |
стартера по 10 сек и минутный |
интервал |
между |
|
включениями). |
|
|
|
|
И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Е П Р Е Д П У С К О В Ы Е П О Д О Г Р Е В А Т Е Л И
Известны многочисленные конструкции предпусковых подогре вателей, применяемых для разогрева двигателей и монтируемых, на автомобиле. НИИАвтоприборов и НАМИ разработали семей ство жидкостных подогревателей для карбюраторных (ПЖБ) и дизельных (іПЖД) двигателей с различной производительностью в. зависимости от рабочих объемов двигателей (табл. 17).
Подогреватель П Ж Д (рис. 22) |
состоит из котла подогревате |
|
ля / |
(с внутренней 2 и наружной |
жидкостной рубашками 3), го |
релки |
4 и насосного агрегата 5. Другие подогреватели семейства |
имеют аналогичную конструкцию. Котлы всех подогревателей, уз лы и элементы системы электрооборудования унифицированы. Кот лы подогревателей для дизельных и бензиновых двигателей разли чаются только конструкцией горелки.
Надежность и эффективность работы подогревателя в боль шой степени зависят от правильности его установки на автомоби
ле. При термосифонной |
циркуляции скорость жидкости |
опреде |
||||||||
ляется гравитационным напором и гидравлическим |
сопротивлени |
|||||||||
ем труб, соединяющих котел подогревателя |
с рубашкой блока ци |
|||||||||
линдров. Для обеспечения необходимого гравитационного |
напора. |
|||||||||
котел подогревателя на автомобиле должен |
быть установлен ниже |
|||||||||
нижней точки рубашки охлаждения блока цилиндров. |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
Ь7 |
|
|
|
|
Характеристика |
подогревателей |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Подогреватель |
Подогреватель |
Подогреватель |
||||
|
|
|
|
|
П Ж Б - 1 2 для |
П Ж Б - 2 2 для |
ПЖД-.14 |
для |
дви |
|
|
|
Параметры |
|
двигателя |
двигателей |
гателей ЯМЗ - 236 і; |
||||
|
|
|
|
|
З М З - 5 3 |
ЗИЛ-130 |
и |
ЯМЗ-236 |
|
|
|
|
|
|
|
Урал-375 |
, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Тешлопроизводительность, |
кет |
12 |
02 |
|
|
44 |
|
|||
(ккал/ч) |
|
|
|
|
(10 900) |
(20 000) |
|
(3S |
000) |
|
Р а с х о д |
топлива, кг/ч |
|
|
1,6 |
3,0 |
|
6,4 |
|
||
Размеры, |
мм: |
|
|
12S |
156 |
|
206 . |
|
||
дааіметір |
котла, |
|
|
|
|
|||||
длима |
котла. |
|
|
350 |
470 |
|
630 |
|
||
Масса, |
кг: |
|
|
|
4,5 |
7,0 |
|
13,0 |
|
|
котла |
с |
горелкой |
|
|
|
|
||||
подогревателя с |
оборудованием |
S.0 |
11,0 |
|
22,0 |
|
||||
Мощность |
электродвигателя, |
er |
15 |
40 |
|
290 |
|
|||
Рабочий объем двигателей, дл я ко |
2 , 5 - 5 , 5 |
5,5—7,0 |
|
> |
10,0 |
|
||||
торых рекомендуются |
подогревате |
|
|
|
|
|
|
|||
ли, л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тель для дизельных двигателей типа П Ж Д
Жидкостные подогреватели могут работать при заполнении си стемы охлаждения двигателя как водой, так и антифризом. Для обеспечения полного слива воды из подогревателя его котел дол-
.жен стоять с наклоном (около 10°) к горизонту так, чтобы патру бок, к которому подводится жидкость от двигателя, находился на самой низкой точке. Трубы, соединяющие котел подогревателя с •.рубашкой блока цилиндров, также монтируются с постоянным на клоном в сторону подогревателя.
При работе подогревателя масло в картере двигателя подогре-
-аается отработавшими газами горелки подогревателя, подводимы ми под масляный поддон. Величина аэродинамического сопротив-
.ления газового тракта подогревателя оказывает очень большое -цлияние на его работу.
Чрезмерно длинные газоподводящие трубы могут привести к
.неустойчивой работе подогревателя с резким снижением его теплопроизводительности и дымным выхлопом.
Для обеспечения надежной работы подогревателя труба подво да .газов под поддон двигателя должна быть короткой и без резких изгибов. Проходное сечение этой трубы должно быть на 10—15%
^больше, |
чем у |
газоподводящего патрубка |
подогревателя. |
Трубу |
|
.подвода |
газов |
под поддон двигателя устанавливают |
так,, |
чтобы |
|
между ней и газоотводящим патрубком |
подогревателя образова |
||||
л а с ь кольцевая |
щель .2—3 мм. На масляном поддоне |
двигателя |
устанавливают кожух из листового железа с зазором 15—25 мм. Газы отводятся в область расположения маслоприемника. Для
гзв
безотказной работы подогревателя .в схеме его питания после топ ливного бачка'следует устанавливать бензоотстойник с фильтром.
Результаты испытаний эффективности подогревателей приведе ны в табл. 18 и 19. Испытания выявили сложность пуска подогре вателя при использовании воды, особенно при температурах ниже
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
18 |
||
|
|
|
|
|
|
Результаты |
испытания подогревателей |
типа П Ж Б |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двигатель |
|
|
|
|
||
|
|
|
Показателоказатель |
|
|
|
3M3-53 |
|
|
зил-ізо |
|
Урал-376 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка |
подогревателя |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П Ж Б - 1 2 |
|
|
|
П Ж Б - 2 2 |
|
|
|||
Теплопраизводительность |
по |
10 |
900 |
|
|
20 |
.000 |
|
20 |
500 |
||||||||||
догревателя, |
|
ккал/ч |
|
|
|
—42 |
—32 |
- 4 2 |
|
- 4 0 |
|
- 3 3 |
|
|||||||
-Температура |
начальная, |
°С |
|
|
|
|||||||||||||||
Температура |
конечная, |
°С: |
23 |
89 |
82 |
|
|
8S |
|
90 |
65 |
|
||||||||
•головки |
блоха |
|
цилиндров |
|
|
|
|
|||||||||||||
масла |
в |
поддоне |
|
|
|
32 |
22 |
35 |
|
|
40 |
|
90 |
80 |
|
|||||
коренных |
подшипников |
|
— 16 |
1 |
8 |
|
|
— 5 |
|
—9 |
—6 |
|||||||||
Времія |
.работы |
подогревателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
от начала |
опыта, |
мин: |
|
|
1,0 |
1,1 |
1.Р |
|
|
1,5 |
|
1,8 |
0.6 |
|||||||
д о |
начальной |
устойчивой |
|
|
|
|||||||||||||||
|
работы |
|
подогревателя |
|
23 |
17 |
17 |
|
|
22 |
|
20 |
27 |
|
||||||
д о |
остановки |
подогревате |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
ля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Двигатель З М З - 5 3 |
при испытаниях |
был |
заправлен |
м а с л о м |
|||||||||||||||
АСЗп-6, |
двигатели |
З'ИЛ-130 |
и Урал-376 — маслом |
АС-в. |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
19 |
||
Результаты |
испытания |
подогревателя П Ж Д - 4 4 |
на |
автомобиле |
северной |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
модификации М А З - 5 1 2 с двигателем |
ЯМЗ - 236 |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура двигателя н наружного воздуха, "С |
|||||||||
|
|
|
Показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- 5 7 |
- 5 5 |
—51 |
|
- 4 9 |
- 3 7 |
-41 |
|
- 2 9 |
|
Время |
|
іработы |
подогревателя, |
23 |
22 |
27 |
|
13 |
15 |
16 |
|
10 |
||||||||
мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2S |
27 |
30 |
|
15 |
18 |
19 |
|
13 |
|
Время .подготовки двигателя к |
|
|
||||||||||||||||||
пуску, |
мин |
|
|
|
|
|
|
|
75 |
70 |
90 |
|
70' |
90 |
90 |
|
80 |
|||
Темпе р ату р а |
|
|
|
о х л а ж д а ю щ е й |
|
|
||||||||||||||
жмдкостц |
|
в |
головке |
блока |
перед |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
пуском, °С |
|
|
|
|
|
|
|
so |
S5 |
95 |
|
80 |
105 |
ПО |
|
120 |
||||
Температура |
масла |
в |
картере |
|
|
|||||||||||||||
перед |
пуском |
|
двигателя, |
°С |
|
20 |
30 |
30 |
|
20 |
• 15 |
20 |
|
10 |
||||||
Температура |
масла |
в |
коробке |
|
|
|||||||||||||||
передач |
перед |
|
пуском |
двигате |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ля, С С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—57 |
—55 |
- 5 1 |
- 4 3 |
+45 |
+50 |
+ 4 5 |
|||
Те мяе р ату.р а |
|
|
ох л а ж д амжцей |
|||||||||||||||||
жидкости |
|
перед |
подогревом, |
°С |
0,5 |
6,5 |
6,5 |
|
6,5 |
6,4 |
6,4 |
|
0,4 |
|||||||
Равход |
топлива, |
кг/ч |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5Ѳ |