Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
или иных решений, в связи с развитием отдельных техни ко-экономических работ [25].
Несоответствующее информирование, будь-то передача ошибочных сведений или несвоевременная передача полез ных сведений, может иметь серьезные последствия. Отсю да вытекает большая ответственность служб, обеспечива ющих информирование: необходимость высокой квалифи кации, большого опыта и высокого культурно-политическо го уровня работников информации ответственных за информацию руководителей,
Г Л А В А
5
Опыт информационного обеспечения руководителей в Советском Союзе
В Советском Союзе в течение многих десятиле тий успешно осуществляется государственное планирова ние развития науки и техники. В основе государственного планирования лежит тщательное изучение определяющих факторов, тенденций, закономерностей. Выполнение этой огромной работы, которая фактически представляет собой информационную подготовку принятия решений, осуще ствляется специализированными научно-исследовательски ми институтами, специальными подразделениями в НИИ, КБ, на предприятиях. Таким образом, в Советском Союзе практически сложилась и функционирует система, обеспе чивающая информационное обслуживание руководителей разного уровня. Достаточно напомнить о таких изданиях, известных не только в Советском Союзе, но и за его пре делами, как «Итоги науки», издание ВИНИТИ; «Успехи физических наук», издание АН СССР и т. п.
Поэтому рассматривая создание специализированных систем информационного обеспечения руководителей, сле дует иметь в виду не реогранизацию существующей систе мы, а ее дополнение новыми организационными формами, способствующими повышению эффективности этой работы.
Современная научно-техническая революция сопро вождается усложнением связей между научными направ лениями, взаимопроникновением наук, новым характером связей между наукой и производством. В этих условиях информационное обеспечение руководителей приобретает иногда решающее значение.
Определение линии генерального развития той или иной отрасли промышленности задается решениями цент ральных правительственных органов. Задачей руководите лей предприятий, объединений является выполнение этих
решений, исходя из внутренней специфики соответствую щей отрасли и тех изменений, которые возникают во внеш ней среде в процессе реализации генеральных планов. Постоянный учет этих изменений немыслим без четкого представления характера научно-технического прогресса, создающего новые технологические, производственные и экономические возможности. Сведения об этом содержатся прежде всего в материалах научно-технической информа ции. Поэтому без использования информационных матери алов в принципе невозможно планирование. Перспектив ное планирование и прогнозирование непосредственно связаны с принятием стратегических решений, поэтому информационное обеспечение этих процессов можно рас сматривать как информационную подготовку ответствен ных решений.
В Советском Союзе в последние годы уделяется боль шое внимание повышению эффективности информацион ного обеспечения руководителей. Постоянно совершенст вуются существующие формы и методы информационной, работы.
Одно из направлений этой деятельности — создание специализированных систем информационного обеспече ния, которые главным образом направлены на совершен ствование текущего информирования руководителей.
В настоящей главе рассмотрены некоторые специали зированные системы.
Система дифференцированного обслуживания руководства (система ДОР)
Принципиальная схема системы дифференциро ванного обслуживания руководства показана на рис. 3 [32].
Основные технические данные системы:
Назначение системы — комплексное информационное обслуживание руководителей предприятий и промышлен ных объединений одной отрасли сигнальной, библиографи ческой и документальной информацией по постоянным запросам, а также выполнение информационных заявок по разовым запросам.
Источники, обрабатываемые системой, — все виды ин формации, поступающей в отраслевой информационный центр.
Обработка, ан нотирование, реферирование
на-Іи^иограшЛкяая'^ |
Оригиналы из |
Сборник „ Оперативная |
даний |
информация $лярдкаба- |
|
ірормация (Подборки) |
бящш работников* |
•ы руководящих, работников^г
шрабЪтка за просов, систе матизация
Картотека
запросов
| Прорили ин |
Перечень журналов |
тересов |
оля просмотра |
|
Комплектование ма |
|
|
|
|
териалов |
для або- |
|
|
|
нентов |
|
|
|
|
Рассыпка |
|
|
|
Обратная связь |
Абоненты системы ДОР |
Обратная |
связь |
|
|
|
|
||
|
(потребители |
информации) |
|
|
Рис. 3. Принципиальная схема системы дифференцированного об служивания руководящих работников отрасли (системы ДОР)
Абоненты системы — руководители предприятий, объ единений.
Периодичность информации — еженедельная. Технология обработки материалов и удовлетворения
запросов абонентов системы ДОР ясна из рис. 3. Абонен ты формулируют свои запросы в виде перечня тем, по ко торым необходимо получать сигнальную информацию, и в виде перечня периодических изданий (отечественных и зарубежных), которые необходимо им направлять для просмотра. Эти виды запросов определяют и соответствую щую форму обслуживания.
По первому запросу каждому абоненту еженедельно направляется сигнальная информация в виде реферативнобиблиографических изданий. Подборка информационных материалов производится с большой тщательностью. Если обрабатываемый материал содержит один или два ценных факта, которые «тонут» в длинном и многословном тексте, то в этом случае составляется аннотация или краткий ре ферат для экономии времени абонента. Если же существо публикуемой статьи излагается в сжатом резюме, поме щенном в конце статьи, внимание абонента фиксируется вначале на этом материале.
По второму виду обслуживания направляются непо средственно сами издания, запрашиваемые абонентом.
Третьим видом доведения информации является выпуск специального еженедельного издания «Оперативная ин формация для руководящих работников», которая направ ляется всем абонентам. В этом издании публикуются ре фераты и аннотации наиболее интересных материалов из зарубежных источников по перспективным направлениям развития отрасли.
Каждый выпуск сборника «Оперативная информация для руководящих работников» объемом в 1 п. л. содержит от 15 до 20 аннотаций, которые позволяют охватить наибо лее важные зарубежные публикации о технических дости жениях по тематике отрасли.
Особой популярностью у абонентов пользуются мате риалы, освещающие вопросы технико-экономического ха рактера, управления производством, научной организации труда, подбора и подготовки кадров.
Все три вида материалов еженедельно направляются абоненту. Одновременно от абонента принимаются мате риалы, направленные ему ранее.
I
І I
I
1
4
В соответствии с Вашими запросами |
направл |
Абонент |
|||
ляем |
Вам информационный |
материал: |
N |
||
Дата |
на |
|
|
|
Постоянное |
правления |
|
|
|
пользование |
|
материала |
|
|
|
Временное |
|
|
|
|
|
|
пользование |
|
|
Запросы абонента |
|
|
|
{.Пришлите |
копию материалов, стр. N |
|
|||
2. Пришлите |
полный текст |
статьи, |
cmp.N |
|
|
3. Оценка инсрорлМатериалы |
представляют интерес |
||||
нации |
|
|
|
|
|
(подчеркнуть) |
Материалы не представляют |
интереса |
|||
|
|
Прошу напра вить материалы для изучения
Рис. 4. Карточка обратной связи абонента системы ДОР
КАРТОЧКА УЧЕТА РАБОТЫ АБОНЕНТА СИСТЕМЫ ДОР
9. И. 0.
|
І |
|
|
|
S |
|
t |
|
|
|
|
|
|
|
Январь |
|
|
|
9е8раль |
|
1 |
|
Март |
|
I |
II |
|
5 |
Апрель |
||
|
I1 8 |
Май |
N |
N |
|
ШІПЄІГВыдано- |
|
|
Копичебо поли-дополниОценка |
|||||
абонетеле |
ство |
ченньттельно |
- |
||
нта |
фона |
тшорнаматери- |
|||
|
|
запро |
цшньп ало) 'по |
5 1 |
|
|
|
сов |
материзапро |
||
|
|
|
алов |
сам |
б |
|
|
г |
3 |
4 |
Июнь
Рис. 5. Карточка учета работы абонента системы ДОР
Важным фактором в системе информационного обслу живания является постоянная обратная связь абонентов с информационным центром. Ко всем без исключения мате риалам, поступающим к абоненту, прикладывается карточ ка обратной связи. Образец этой карточки показан на рис. 4,
В системе установлены следующие отметки о получен ной информации:
1.Пришлите копию материалов.
2.Пришлите полный текст статьи.
3.Оценка информации: материалы представляют ин терес, материалы не представляют интереса.
4.Прошу направить материалы для изучения...
Кроме того, на карточке имеется указание, в постоянное или временное пользование направлен материал.
Анализ полученных по обратной связи данных позво ляет полнее удовлетворять запросы абонентов, учитывать изменение их интересов, удовлетворять запросы на получе ние копий и переводов, а также направлять материалы в подчиненные организации для изучения.
В системе ДОР ведется постоянный учет работы або нентов, выполняемый на специальной карточке, образец которой показан на рис. 5.
Кроме удовлетворения постоянных запросов абонентов, предусмотрено обслуживание по разовым запросам. Этой формой обслуживания предусмотрено составление инфор мационных справок, библиографических указателей и т. п. Все абоненты предупреждены о возможности такой формы информационного обслуживания.
Итоги работы системы ДОР за год приведены в табл. 4. За год для системы ДОР было обработано более 8 тыс. оте чественных и зарубежных изданий. При оценке информа ции абоненты чаще всего рекомендовали направить мате риал в соответствующие отделы или цехи предприятия (58,5% ответов). Большинство материалов были оценены как представляющие интерес. Опыт информационного обслуживания руководителей в течение года показал эф фективность выбранной формы обслуживания, заинтересо ванность абонентов в получении информации.
В ряде случаев полученные материалы помогли реше нию практических задач, возникающих у руководящих работников.
Система тематического обслуживания руководства (система ТОР)
Информационные органы Украинской ССР успешно работают над вопросом обеспечения информацией руководителей предприятий и объединений. В Украинском научно-исследовательском институте научно-технической информации и технико-экономических исследований Гос плана УССР (УкрНИИНТИ) и Львовском территориаль ном центре НТИ функционирует (с июля 1970 г.) система тематического обслуживания руководства (ТОР) текущей научно-технической информацией по постоянным запросам [5]. Информирование осуществляется как сигнальной, биб лиографической и документальной информацией, так и информацией, прошедшей аналитико-синтетическую пере работку. Система обеспечивает выполнение информацион ных заявок по разовым запросам. Обработке подлежат все виды источников информации, поступающих в республи канский справочно-информационный фонд. УкрНИИНТИ осуществляет обслуживание абонентов по 23 темам общего характера и 454 индивидуальным темам.
В системе ТОР приняты и функционируют следующие виды и формы информационных материалов.
Сообщение о наличии в информационном центре рабо ты по интересующей абонента теме. Форма представле ния — тематические подборки библиографических карто чек, библиографические справки, издания «Указатель статей зарубежных научно-технических журналов» и «Пе речень зарубежных промышленных каталогов и проспек тов».
Краткое сообщение по определенной теме (расширен ный реферат, экспресс-информация о новостях науки и техники). Форма представления — информационный ли сток, подборка нескольких рефератов по теме.
Обзорная информация — оригиналы документов, пере воды статей зарубежных журналов. Информация опера тивного и обзорного характера, а также типа экспрессинформации о новостях науки и техники содержит данные: об использовании производственного потенциала; о тен
денции |
развития важнейших отраслей |
промышленности; |
|
о техническом уровне развития стран |
мира |
с сопостави |
|
тельным |
анализом; о современном уровне |
технологии; о |
новых промышленных изделиях и материалах; о положе-