Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица і

Итоги работы системы ДОР

Кварталы

Наименование операций

I Направлено источников инфор­ мации абонентам

ИРазмечено и отобрано статей

III Составлено источников инфор­

мации

 

количество

рефератов . . . .

объем

учетно-издательских

IV Система обратной связи*

Оценка полученного материала

V Выдано материалов по запросам

 

11

ill

IV

2

1

О

 

 

 

 

Я

2489

2047

1996

1900

8432

144

79

85

63

371

2633

2126

2081

1963

8803

71

78

82

25

256

162

276

347

225

1010

99

253

265

220

837

8

17

14

17

56

19

24

25

15

83

16

9

9

16

50

39

57

34

22

152

909

1478

1600

1181

5168

27

36

24

20

107

67

32

32

14

145

* Запрос

I пришлите копию.

Запрос

II пришлите полный текст статьи или перевода

Запрос III направьте материал для изучения

нии на мировом рынке в отношении проблем и задач дан­ ной отрасли; о проблемах, связанных с планированием и управлением народным хозяйством.

Принципиальная схема информационного обслужива­ ния абонентов системы ТОР представлена на рис. 6. Информационный фонд системы пополняется за счет публи­ куемых и непубликуемых документов, проходящих анали- тико-синтетическую переработку в подразделениях инсти­ тута. На основании адресно-тематической картотеки (АТК) комплектуется оперативный фонд документов, под­ лежащий доставке. АТК формируется на основе запросов


 

>

Переработка и

Оператидный

 

Адресно-тема­

 

тематическое

фонд

 

тическая кар­

Входная ин

 

формация

 

распределение

системы

 

тотека

 

 

 

Комплектование

 

 

 

 

Разодый

Абонент

Постоян­

 

 

запрос

ный

запрос

 

 

 

Рис. 6. Принципиальная схема

информационного

обслуживания

 

 

абонентов системы ТОР

 

 

абонентов, согласно перечню тем с указанием вида и формы необходимой информации. В процессе работы ТОР пред­ усматривает выполнение разовых запросов абонентов.

Цикл представления информационных материалов сле­ дующий: в первый и третий вторник месяца направляется сигнальная информация в виде подборок библиографиче­ ских карточек по определенной теме; по пятницам — ори­ гиналы изданий, затребованных абонентом, и информаци­ онные материалы в виде обзоров, экспресс-информаций, информационных сообщений, переводов или копий статей зарубежных журналов.

Следует уточнить понятие «представление информаци­ онных материалов» потребителю. Время доставки докумен­ та как абсолютная величина, измеряющаяся в привычных единицах (часах, днях и т. п.), не является само по себе достаточно полной характеристикой. Оно не включает вре­ мя, необходимое абоненту для работы с информационным материалом. Информационная система характеризуется не только величиной времени доставки информации Т\, но и временем работы абонента над документом Т%. В связи с этим необходимо классифицировать потребителей инфор­ мации по величине времени Т% и стремиться к обеспечению различного соотношения между различными величинами Т\ и Гг для разных в этом смысле категорий потребителей.

Для руководящих работников, имеющих дело в основ­ ном с переработанной информацией аналитико-систети- ческого характера, величина ТЛ относительно невелика по сравнению с величиной Т2 для работников других катего­ рий, соответственно и величина Т\ должна быть также меньше. Величина Т\ зависит от четкости работы службы


доставки

и оперативности выполнения разовых

запросов,

а Тч от

формы

представления,

степени свертываемости

информации и квалификации информируемого лица.

Как показал

опыт, принятая

цикличность

доведения

информации до потребителя системы ТОР приемлема и со­ ответствует времени, необходимому для работы и принятия решений по получаемым материалам.

Технология работы системы представлена на рис. 7, в нее входит ряд основных операций:

отбор библиографических карточек по темам, изложен­ ным на тематических карточках (рис. 8);

подготовка материалов по разовым запросам (копии, переводы, справки, обзоры и т. п . );

отбор и передача в группу обеспечения системы инфор­ мационных материалов, издаваемых в УкрНИИНТИ;

определение адресной и учетной карточки (рис. 9) и карточки обратной связи (рис. 10).

доставка информационных материалов и изъятие кар­ точек обратной связи у абонентов.

Группа обеспечения системы ТОР ведет тематическую и адресно-учетную картотеки, для которых использованы карты с краевой перфорацией формата К4 и К5, что позво­ ляет ускорить процессы поиска, распределения и учета информационных материалов.

Поток научно-технической информации системы замы­ кается обратной связью с информационным центром. Об­ ратная связь учитывает изменение информационной по­ требности каждого абонента, обеспечивает контроль выпол­ нения и корректировку запросов. Исходя из того, что обратная связь не должна быть навязчивой и должна дей­ ствовать по мере необходимости, применены различные ее формы: непосредственная телефонная связь абонента с информационным центром; выписка требований на полу­ чение оригинала или его копии, перевода или реферата статьи из зарубежного научно-технического журнала; пе­ риодическое анкетирование, интервьюирование абонентов в целях совершенствования системы обслуживания; осу­ ществляется обратная связь на картах с краевой перфора­ цией формата К5. Абонент в карте обратной связи (КОС) делает запись новых информационных запросов и оцени­ вает полученный материал по системе: «1» — предполага­ ется использовать в работе; «2» — представляет интерес; «3» — не представляет интереса; «4» — не соответствует


Оперативный

СН9,

 

отделы

инстату-\

фонд

та

 

 

 

Взять К-й доку­

 

П

Результаты

анализа

мент

обратной

связи

Определить темати­

 

 

ческую направлен­

 

 

ность

 

 

Сопоставить с

 

 

тематической

Отложить количество

картотекой.

Совпадают ?

экземпляров

по числу

Да

абонентов

'f Нет

Составление адресно-учепн

Опрос або­

Начала

ной и тематической кар­

тотек

нентов

•*

Корректировка адресно-учет­ ной и тематической карто­

тек

19

/Накопление картотеки обратной связи

Ю

Сделать запись в темати­ ческой карточке

Исключить из опера­

вложить документ с

Заполнить

карточку

обрат­

тивного сронда

КОС в папку абонента

ной связи (НОС)

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Нет

Да

Доставить

палку абоненту,

забрать КОС, требования и

 

 

оригиналы,

подлежащие

воз­

 

 

врату

 

КОС

Требования

Оригиналы

Рис. 7. Технологическая схема

обработки, комплектования в доставки информационных материалов абонен­

там системы

ТОР (цифры обозначают последовательность операций)


/*

 

о о

о о о о о о о О о о О о 0 о о о о О о

 

/

г

3

4

5

6 7

8 9

10 И

11 13 14 15 16 п

18 19 20 V

о

о

о о о

О

о о о о о о о о

о

о

о

0

о о о

о о

g.

иmil

 

 

І

§-

 

 

й-

1

0:

і

8

*

1

 

1

§-

1

о

о

 

 

 

1

1

о

о

".J

pad.

 

 

S. |

 

 

 

о

о

![транспорт1

 

1

1

5 1

*

 

і І

 

f

 

1 I

і

-3

 

 

о

о

 

раз.

 

I

 

 

|

 

 

 

 

 

 

 

 

1

#

 

о

о

 

 

 

 

 

 

 

Тематическая карточка

абонента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оо

о

о

Тема

 

о

о

Система

о

о

ГОР

о

о ЩФ.И.О. абонента \жШ\ ШО. абонента коим ШО. абонента

оо

оо

оо

о

О о о о

о о о 0

о о

22

23 24 25 26 27 28 29 30

о о

о

0

о 0

о

О о о о

I-

о

о

1

о

о

о

о

 

 

о

о

 

о

о

 

о

о

 

о

о

 

о

о

 

о

шіщ ШО. абонента

\Ка/ф

о

 

О о

 

о

о

 

0 0

о

о ДагадеШт-

Наименование информационного материала

0

о

сювки тер.

 

о

о

 

 

Оцен­0

0

ка

0

0

 

о о

ГсГо

1

 

 

 

 

 

0

о

о

о

Достбок Количество информационных материалов по видамвсего

Количество оценок

Всего о

о

о

о

ОИ

зи

ИЛ

ТЗИ МЗ проч.

1 2 3

4

о, о

о

о

 

 

 

 

 

 

о

о

о

о

о

О

О (а о

о

о

о с

о о о о

с) о

о

о о о о о 0 о

О 0 О О О

О О

о

о

о

о

о

о

о о о

о

о

0 С

о о о о

о о

о

о о о о о э о

о о О О О

С О

о

о

Рис. 8. Тематическая карточка абонента

СП