Файл: Домбровская М.М. Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В крупных электрических машинах цилиндрические штифты применяют для повышения прочности болтового соединения ва­ лов и фиксации их взаимного положения. При этом штифты рас­ полагают между фланцами по нескольку штук в разных радн­

 

ої

J

1

 

 

 

 

2,5

5,0

rtMn

 

Рис. 39.

Соединение

цилиндрической шпонкой.

а — консольное крепление колеса;

б — схема контактных

деформаций паза;

в — зависимость

фЪ от размера

соединения.

1 — расчетная

при г|=1; 2 — опытная;

3 —расчетная

при 4=0,4.

альных направлениях. Под нагрузкой они испытывают те же де­ формации, что и цилиндрическая шпонка.

Цилиндрическая или коническая шпонки создают напряжен­ ное соединение (рис. 38, а), в результате чего его суммарная де­ формация определяется двумя составляющими:

? В = ? + «Рк.

(160)

Деформация ф вызвана смятием шпоночного паза, ф к закру­ чивание втулки вместе с валом на участке их сопряжения (§ 8). Последняя составляющая не зависит от формы шпонки. Кроме

ТОГО, ф > < р к -

На рис. 39, б представлена схема контактных деформаций в соединении вала и втулки цилиндрической шпонкой:

 

<p=4-(r >+} u

 

Обі)

где г — радиус

вала; У4 , Угсмятие

шпоночного

паза вала и

втулки соответственно. Согласно (38)

 

 

 

г

^ ^ + У Ї = ч

2 + г

^ -

( 1 6 2 )

Здесь У л и Унл линейная и нелинейная

составляющие смя­

тия; q — интенсивность нагрузки на шпонку; К\, г — коэффициент

жесткости

линейного

упругого

основания;

mi, 2 и Лі, 2 — характе­

ристики упругости контактного шероховатого слоя.

 

Если

все детали

выполнены

из стали 40,

то /Сі,2

= 2,ІХ

Х І 0 4 кГ/мм2;

mi, 2 = 2. Значения А і

л приводятся

в табл. 25.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 25

 

 

 

Обозначе­

 

 

Размер соединения

Параметр соединения

Размерность

 

 

 

ние

I

п

Ш

 

 

 

 

 

 

Радиус:

 

 

г

ММ

2,5

5,0

7,5

вала

 

 

втулки

 

 

R

ММ

5,0

10,0

15,0

Длина:

 

 

L

 

 

7,0

13,0

20,0

втулки

 

 

ММ

шпонки

 

 

1

мм

 

5,0

10,0

15,0

Диаметр шпонки

d

мм

 

1,5

2,5

4,0

Коэффициент жесткости

А

кГ/ммЪ

5-106

9,8-106 22,8-106

Момент: вращения

мзр

кГмм

50,0

250,0

1000

трения

Мг

кГмм

2,5

5,0

10,0

Момент на

шпонке

М

кГмм

47,5

245,0

990

Интенсивность

нагрузки

Q

кГ/мм

7,6

9,8

17,8

Смятие паза: линейное

Ул

мкм

0,36

0,466

0,85

 

нелинейное

 

мкм

1,23

1,00

0,88

 

полное

Y

мкм

1,59

1,466

1,73

 

угловое

9

угл.

мин

4,37

2,02

1,59

Деформация

кручения

<Рк

угл.

мин

0,78

0,46

0,58 .

Расчетная деформация

 

 

 

5,15

 

 

соединения:

rj = 1

?s

угл.

мин

2,48

2,17

 

 

г] = 0,4

9*2

угл.

мин

12,87

6,2

5,42

Деформация

соединения

?s

угл.

мин

13,0

7,7

5,4

(экспериментальная)

 

 

 

 

 

<Рм. X

угл.

мин

25,74

12,4

10,84

Упругий мертвый ход

Податливость

 

8

угл.

мин

0,258

0,025

0,0054

кГмм

Средняя интенсивность нагрузки на шпонку в направлении радиуса вала

Ч = ^ ~ ,

(163)


так как всю нагрузку от момента воспринимает половина шпонки. В пределах вала эта нагрузка составляет Ръ, во втулке—

Рвт-

Если пренебречь неравенством сил Рв и Р в т , а также несовпа­ дением линий их действия, то можно принять

YX=Y2=Y.

(164)

Тогда

 

? = - ^ Г .

(165)

При разработке методики расчета деформации

исходили

из того, что условия работы цилиндрической шпонки близки к ус­ ловиям работы цапфы в проушнике, но в данном случае нагрузка на шпонку со стороны вала и реакция втулки воспринимаются четвертью всей цилиндрической поверхности шпонки, а не поло­ виной, как в проушнике. Кроме того, мы полагаем, что шпонка

контактирует с отверстием по всей

площади, что

возможно

только при отсутствии погрешностей

макропрофиля

контактных

поверхностей. Последнее маловероятно, поэтому расчетные <pz и действительные ф* значения деформации будут связаны отноше­ нием

< Р Е : ? ; = Ч < 1 ,

(166)

где г) — коэффициент качества сборки. Найдем его на основе экс­ перимента. Определим момент трения в этом соединении.

В ходе эксперимента были исследованы соединения цилинд­ рическими шпонками (см. § 3). Это слабо напряженные соеди­ нения, в которых вес Q вала вместе с нагруженным диском не­ много меньше силы трения F между валом и втулкой:

F=(l H-1,5)Q.

(167)

Чтобы исключить их относительные вертикальные перемеще­ ния, а также избежать трения при нагружении образца между нижней торцевой поверхностью валика (рис, 1, б) и основанием, ставили шарик подшипника.

На основе изложенного определяем приближенное значение

момента трения между валом и втулкой по формуле

 

MT=Fr=l,5Qr,

(168)

где г — радиус вала.

Нагрузку на шпоночное соединение находим по (24): М = М в р — Ж т .

Момент трения для трех размеров соединений соответственно составлял 2,5; 5,0 и 10 кГмм.


 

Пример

расчета

 

 

 

 

 

Определим упругий мертвый ход соединения

цилиндрической

шпонкой размера I и его податливость. Исходные данные

приво­

дятся в табл. 25. Все детали стальные,

£==2,1 • 104

кГ/мм2;

G =

= 8-103 кГ/мм2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е ш е н и е . Интенсивность нагрузки

на шпонку

из (163)

q=

, 2 • 47,5

_ с

„ ,

 

 

 

 

2 5 - 5 =

' '

кГ/мм.

 

 

 

 

Линейная составляющая смятия паза из (162)

 

 

 

^= - ^ - == - ^ГГїоГ==0,00036 мм.

 

 

 

Нелинейная составляющая из (162)

 

 

 

 

 

К н л = 1 ^ Т Л 0 б - ==0,00123

мм.

 

 

 

Полное смятие на границе вала

и втулки

из

(162)

 

Г = 0 , 0 0 0 3 5 + 0 , 0 0 1 2 3 = 0 , 0 0 1 5 9

мм.

 

 

Угловое смятие паза по (165)

 

 

 

 

 

 

 

^ = = 2 ' ° 2 ,

, 5 0 1 5 9 — 0 . Q 0 1 2 7

рад=А,ЪТ.

 

 

Угол закручивания

на участках

L — / по (26) и / по (27)

т ; = ( 7 8

7 Й ( . а Г ' б а = 0 - 0

0 0 ' 9

6

р^.

 

 

Полный угол закручивания по (28)

- ср к =0,000196 + 0,0000312 =0,0002272

рад^0,78'.

Суммарная деформация соединения по (160)

cp s =4,37' + 0,78'=5,15' .

'

На рис. 39, в приводятся графики, построенные по получен­ ным результатам. Расчетная (1) и опытная (2) зависимости де­ формации от размера соединения имеют одинаковый характер, что свидетельствует о правильном выборе методики расчета.

7*

99



Расхождение расчетных и опытных данных объясняется не­ полным соответствием технологических и конструктивных пара­ метров опытных образцов исходным данным расчета. Из-за по­ грешностей формы деталей фактичебкая площадь контакта меньше расчетной, контактное давление непостоянно по всей длине шпонки. Кроме того, на деформацию сильно влияет об­ щая напряженность соединения, созданная при сборке.

Исследования показали, что для разных образцов однотип­ ных соединений коэффициент качества сборки принимает значе­ ния от 0,3 до 0,5. В практических расчетах можно рекомендовать его среднее значение т| = 0,4, т. е. в рассматриваемом примере окончательным результатом расчета следует считать (рис. 39, в,

 

 

5

15

 

 

 

 

кривая 3) ф* =

'

= 12,87'. Тогда среднюю

податливость б со-

единения

для нагрузки

М в р

= 50 кГмм

определяем по формуле

Ь=~^-=-

^ ' f 7

gy0,258

угл.

мин/кГмм.

 

Упругий мертвый ход в соединении

срм- x = 2

< p s = 2 5 , 7 4 ' .

§ 23. Расчет деформации соединения жесткой сегментной шпонкой без зазора в пазу

Сегментную шпонку целесообразно использовать для соеди­ нения вала и втулки при условии, что размер соединения в на­ правлении оси вала минимален (рис. 40).

Н -L Ч

Рис. 40. Соединение вала и втулки сегментной шпонкой.

Фрезерование паза на валу под сегментную шпонку сложнее, чем под обыкновенную призматическую, поэтому последняя яв­ ляется более распространенной.