Файл: Домбровская М.М. Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
Здесь G — модуль касательной упругости; 1Р — полярный мо
мент инерции сечения |
вала. |
|
|
|
|
График зависимости (18) представляет собой квадратичную |
|||||
параболу. Следовательно, закручивание <рк вала |
на участке |
на |
|||
грузок [Мвр<МТі |
] не пропорционально нагрузке Мвр, |
а график |
|||
зависимости ф к |
от Мвр |
представлен криволинейным участком |
OA |
||
(рис. 8). |
|
|
|
|
|
Распределение угла закручивания вдоль оси сопряжения |
ана |
||||
логично распределению угла закручивания вала |
с |
переменным |
Рис. 8. Зависимость угла закручи вания вала ф к от внешней на грузки.
сечением. В этом |
интервале |
нагрузок |
деформация |
соединения |
||
в плоскости штифта равна нулю: ф = 0. |
|
|
|
|||
ПриЛЇВ р=-МТ і |
формула (18) принимает вид |
|
|
|||
|
|
|
1хМвр |
|
|
(19) |
|
|
|
2GIp |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом случае по-прежнему ф = 0. |
|
|
|
|||
При Мвр>М |
т |
угол фк, определяемый по формуле |
|
|
||
^ = |
щ |
\ { М « * - |
^ х ) а х = |
^ { М * * - ^ ) |
> |
(2°) |
представляет собой линейную функцию от Мвр, а график ее соот
ветствует прямолинейному |
участку АВ |
(рис. 8) |
зависимости <рк |
от Л1Вр. |
|
|
|
Нагрузка М = Мвр — Мг |
воспринимается штифтом и вызывает |
||
деформацию соединения ф в плоскости |
штифта, |
которая на уча |
стке нагрузок [ЛІ ^ M B p ^ M m a x ] суммируется с фк-
Значения угла закручивания фк , подсчитанные для соедине ний размеров I — I I I по формуле (20) с учетом опытных значений М , приведены в табл. 8.
|
Как указывалось выше, при Мвр>Мт |
часть М |
расходуется |
|
на |
деформацию соединения в плоскости |
штифта, |
другая |
AM— |
на |
преодоление трения между валом и втулкой на длине |
А'2[ |
||
(рис. 1). Найдем AM. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 8 |
Размер соединения |
М„п, |
кГмм |
Мт ,кГмм |
<РК, угл. мин |
|
|
|||||
|
|
30 |
5 |
|
0,66 |
I |
|
40 |
5 |
|
0,91 |
|
|
50 |
5 |
|
1,14 |
|
|
100 |
25 |
. |
0,26 |
11 |
|
150 |
25 |
|
0,43 |
|
|
230 |
25 |
|
0,73 |
|
|
200 |
65 |
|
0,12 |
I I I |
|
500 |
65 |
|
0,43 |
|
|
900 |
65 |
|
0,73 |
При малых деформациях <р сопротивление оказывается не всей длиной А'2' сопряжения и АМ<М^. Для определения AM
в этом диапазоне деформаций ф можно воспользоваться форму лой (19), считая, что угол закручивания на участке А'2' равен деформации ф в плоскости штифта:
Ш=У^01рЩ- |
. |
(21) |
|
Часть нагрузки М, вызывающая деформацию ф, характеризу |
|||
ется формулой |
|
|
|
М=Мвр-МТ1-Ш. |
|
(22) |
|
При значениях АМ^Мт |
нагрузку М на штифтовое |
соедине |
|
ние следует подсчитывать |
исходя |
из условия Мт:=Мт |
+ М т = |
= const. |
|
|
|
§ 8. Момент трения и угол закручивания шпоночного соединения
Если предположить, что контактирование шпонки с валом и втулкой происходит по всей ее длине, то следует учитывать дей
ствие |
полного момента |
трения |
Мт, который в данном |
случае |
|
определяется формулой |
|
|
|
|
|
|
Мт=(2ъг-Ь)грЬ/, |
|
(23) |
||
где Ь — ширина шпонки. |
|
|
|
|
|
Полагая, что наличие |
паза |
во втулке |
не скажется |
сущест |
|
венно |
на жесткости'втулки, определяем |
удельное давление на |
|||
контактной поверхности по методике, изложенной в § 6. |
|
В отличие от штифтового соединения в шпоночном, как пра вило, схема нагружения вала не симметрична относительно его оси, так как обычно ставится одна шпонка. Под нагрузкой в со единении нарушается соосность сопряжения, вал сближается
со втулкой в направлении, перпендикулярном плоскости симмет рии ненагруженного шпоночного соединения (см. § 21). Поэтому давление р на контактной поверхности, найденное по формулам
(9) и (13), можно оценивать только как приближенное |
среднее |
|
значение удельного давления. |
|
|
Таким образом, на шпонку приходится нагрузка М, характе |
||
ризуемая |
разностью |
|
|
Ж = Ж в р - Ж т . |
(24) |
При наличии зазора в сопряжении вала и втулки можно счи |
||
тать М = |
Мвр. |
длине |
Предположение, что детали соединяются по всей |
шпонки, позволяет при определении угла закручивания соедине ния рассматривать его как монолитный вал с диаметром, равным
наружному диаметру втулки |
DBT: |
|
|
|
|
|
_ ML |
32ML |
^ |
WML |
,0~ |
||
С учетом параметров, указанных |
в табл. 2, для |
размеров |
||||
I — I I I соединений при условии М=Мвр |
получаем |
|
||||
<рк 1 =0,30' (при |
Ж в р = 1 0 0 |
кГмм), |
|
|||
срк 1 1 =0,087'(при |
у И в р = 2 5 0 |
кГмм), |
|
|||
с Р к І І І = 0 ) 1 3 2 ' ( п р и |
М в |
р = 1 0 0 0 |
кГмм). |
|
Как видно из расчета, угол фк мал и поэтому не должен за метно влиять на суммарную деформацию соединения ц>2.
При определении угла закручивания <рк в соединении, где длина втулки L больше длины шпонки /, следует рассматривать два участка: на длине L — / угол закручивания валика относи тельно втулки можно найти по формуле (20)
|
|
^ - г ^ п ? К - ^ ) - |
|
|
< 2 6 ) |
|||
где dB |
— диаметр |
вала; |
G — модуль касательной |
упругости |
(для |
|||
стали |
G = 8 • 103 кГ/мм2); |
М — |
трение |
на длице |
L — /, а на |
|||
длине |
/, где соединение |
деформируется |
как |
монолитный |
вал |
|||
с диаметром £>вт |
(наружный |
диаметр |
втулки), |
по формуле |
||||
(25) |
|
|
|
|
|
|
|
|
,Мвр1
* " = о . ц ш « |
• |
( 2 7 ) |
Полный угол закручивания шпоночного соединения
? к = ? к + ? к . |
(28) |
Глава III
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ ШТИФТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ В ПЛОСКОСТИ ШТИФТА
§ 9. Математическая формулировка задачи
Если представить штифт рассматриваемого соединения как балку на упругом основании (рис. 9), состоящего из двух участ ков (1-й — участок вала, 2-й — втулки), то: соответствующие дифференциальные уравнения упругой линии балки можно запи сать в следующем виде:
1) Е / у і у = / ( ? * - У . ) . 1.
2) £ / y ] v = - / 2 ( y 2 ) . |
J |
Здесь Е и / — модуль нормальной упругости и осевой момент инерции сечения штифта.
Рис. 9. Схема деформации штифта как балки на упругом основании.
Первое уравнение |
справедливо для |
O ^ x i ^ r , |
второе — для |
г ^ х г ^ ^ , где г и R — соответственно |
внутренний |
и наружный |
|
радиусы втулки. |
|
|
|
Левые части равенств представляют собой интенсивность на |
|||
грузки, вызывающей |
прогибы штифта |
yi и г/2 на |
соответствую |
щих участках, правые части — интенсивность нагрузки, вызван ной смятием основания. Интенсивность нагрузки можно предста вить в виде некоторых функций fi и /г от этого смятия.
Функции fi и f2 зависимости деформации упругого основания от нагрузки должны быть установлены для каждой частной за дачи специальным исследованием.
Таким образом, система уравнений (29) включает в себя де формацию штифта от изгиба, смятие основания и его зависи мость от нагрузок fi и /г, а также искомую деформацию соедине ния <р в плоскости штифта.
Следовательно, решение |
этой |
системы |
относительно ф будет |
||||||
учитывать основные |
деформации |
соединения: |
изгиб штифта и |
||||||
смятие вала и втулки. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Решение задачи зависит от вида функций fi |
(щ— |
г/і) и /2(^/2)- |
|||||||
Для соединения |
деталей идеальной |
формы эти функции явля |
|||||||
ются линейными |
(аналогично решению классической задачи |
рас |
|||||||
чета балки на упругом основании) |
[34]. В |
рассматриваемой |
за |
||||||
даче для деталей |
идеальной |
формы |
уравнения |
(29) |
примут |
вид |
|||
|
1) Я / у Г - / Г , ( < р ^ - у 1 ) = 0 , |
|
|
|
|||||
|
2) |
Е1у\ч + |
К2у2=0, |
|
|
|
|
где Ki и Kz— коэффициенты объемной жесткости упругого осно вания на 1-ми 2-м участках;
|
|
|
/C= - J - = const, |
|
|
|
(31) |
||||
т. е. не зависит от х; q — интенсивность |
нагрузки. |
|
|
||||||||
В процессе решения системы |
уравнений |
(30) |
появляется во |
||||||||
семь |
произвольных |
постоянных, |
которые |
можно |
определить |
||||||
из следующих граничных условий. |
|
|
|
|
|
|
|||||
В центре вала |
(х = 0) |
прогиб |
штифта |
и изгибающий момент |
|||||||
равны нулю: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
Уі (0)=0; |
2 ) у 1 ( 0 ) = 0 . |
|
|
(32) |
||||
На границе 1-го и 2-го участков |
{х = г) |
параметры |
обоих уча |
||||||||
стков |
(прогибы у, |
углы |
наклона |
сечения у', |
изгибающие мо |
||||||
менты у" и перерезывающие силы у"') |
равны: |
|
|
||||||||
|
3) Уі (г)=у 2 (г), |
5) y l ( r ) = ^ ( r ), |
|
|
|||||||
|
4) |
у\ ( г ) = у ; (г), |
6) |
у; |
( г ) = у2 |
(г). |
|
(зз) |
|||
На |
свободном |
конце штифта |
(X=R) |
изгибающий |
момент и |
||||||
перерезывающая сила равны нулю: |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
7) |
УІ(Ю=0, |
8 ) з £ ( / ? ) = 0 . |
|
(34) |
|||||
Зависимость угла поворота вала <р от момента М можно найти |
|||||||||||
с помощью уравнений |
равновесия |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М=2\ |
A(<fx-yjxdx, |
|
|
|
(35) |
|||
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M=2$f2(y2)xdx, |
|
|
|
|
|
(36) |
||
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
М — момент, действующий в плоскости штифта, который опреде ляется формулой (24).