Файл: Домбровская М.М. Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь G — модуль касательной упругости; 1Р — полярный мо­

мент инерции сечения

вала.

 

 

 

График зависимости (18) представляет собой квадратичную

параболу. Следовательно, закручивание <рк вала

на участке

на­

грузок врТі

] не пропорционально нагрузке Мвр,

а график

зависимости ф к

от Мвр

представлен криволинейным участком

OA

(рис. 8).

 

 

 

 

 

Распределение угла закручивания вдоль оси сопряжения

ана­

логично распределению угла закручивания вала

с

переменным

Рис. 8. Зависимость угла закручи­ вания вала ф к от внешней на­ грузки.

сечением. В этом

интервале

нагрузок

деформация

соединения

в плоскости штифта равна нулю: ф = 0.

 

 

 

ПриЛЇВ р=-МТ і

формула (18) принимает вид

 

 

 

 

 

1хМвр

 

 

(19)

 

 

 

2GIp

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом случае по-прежнему ф = 0.

 

 

 

При Мвр

т

угол фк, определяемый по формуле

 

 

^ =

щ

\ { М « * -

^ х ) а х =

^ { М * * - ^ )

>

(2°)

представляет собой линейную функцию от Мвр, а график ее соот­

ветствует прямолинейному

участку АВ

(рис. 8)

зависимости <рк

от Л1Вр.

 

 

 

Нагрузка М = Мвр — Мг

воспринимается штифтом и вызывает

деформацию соединения ф в плоскости

штифта,

которая на уча­

стке нагрузок [ЛІ ^ M B p ^ M m a x ] суммируется с фк-

Значения угла закручивания фк , подсчитанные для соедине­ ний размеров I — I I I по формуле (20) с учетом опытных значений М , приведены в табл. 8.

 

Как указывалось выше, при Мврт

часть М

расходуется

на

деформацию соединения в плоскости

штифта,

другая

AM—

на

преодоление трения между валом и втулкой на длине

А'2[

(рис. 1). Найдем AM.

 

 

 


 

 

 

 

 

Таблица 8

Размер соединения

М„п,

кГмм

Мт ,кГмм

К, угл. мин

 

 

 

30

5

 

0,66

I

 

40

5

 

0,91

 

 

50

5

 

1,14

 

 

100

25

.

0,26

11

 

150

25

 

0,43

 

 

230

25

 

0,73

 

 

200

65

 

0,12

I I I

 

500

65

 

0,43

 

 

900

65

 

0,73

При малых деформациях <р сопротивление оказывается не всей длиной А'2' сопряжения и АМ<М^. Для определения AM

в этом диапазоне деформаций ф можно воспользоваться форму­ лой (19), считая, что угол закручивания на участке А'2' равен деформации ф в плоскости штифта:

Ш=У^01рЩ-

.

(21)

Часть нагрузки М, вызывающая деформацию ф, характеризу­

ется формулой

 

 

 

М=МврТ1-Ш.

 

(22)

При значениях АМ^Мт

нагрузку М на штифтовое

соедине­

ние следует подсчитывать

исходя

из условия Мт:=Мт

+ М т =

= const.

 

 

 

§ 8. Момент трения и угол закручивания шпоночного соединения

Если предположить, что контактирование шпонки с валом и втулкой происходит по всей ее длине, то следует учитывать дей­

ствие

полного момента

трения

Мт, который в данном

случае

определяется формулой

 

 

 

 

 

Мт=(2ъг-Ь)грЬ/,

 

(23)

где Ь — ширина шпонки.

 

 

 

 

Полагая, что наличие

паза

во втулке

не скажется

сущест­

венно

на жесткости'втулки, определяем

удельное давление на

контактной поверхности по методике, изложенной в § 6.

 

В отличие от штифтового соединения в шпоночном, как пра­ вило, схема нагружения вала не симметрична относительно его оси, так как обычно ставится одна шпонка. Под нагрузкой в со­ единении нарушается соосность сопряжения, вал сближается


со втулкой в направлении, перпендикулярном плоскости симмет­ рии ненагруженного шпоночного соединения (см. § 21). Поэтому давление р на контактной поверхности, найденное по формулам

(9) и (13), можно оценивать только как приближенное

среднее

значение удельного давления.

 

Таким образом, на шпонку приходится нагрузка М, характе­

ризуемая

разностью

 

 

Ж = Ж в р - Ж т .

(24)

При наличии зазора в сопряжении вала и втулки можно счи­

тать М =

Мвр.

длине

Предположение, что детали соединяются по всей

шпонки, позволяет при определении угла закручивания соедине­ ния рассматривать его как монолитный вал с диаметром, равным

наружному диаметру втулки

DBT:

 

 

 

 

_ ML

32ML

^

WML

,0~

С учетом параметров, указанных

в табл. 2, для

размеров

I — I I I соединений при условии М=Мвр

получаем

 

к 1 =0,30' (при

Ж в р = 1 0 0

кГмм),

 

срк 1 1 =0,087'(при

у И в р = 2 5 0

кГмм),

 

с Р к І І І = 0 ) 1 3 2 ' ( п р и

М в

р = 1 0 0 0

кГмм).

 

Как видно из расчета, угол фк мал и поэтому не должен за­ метно влиять на суммарную деформацию соединения ц>2.

При определении угла закручивания <рк в соединении, где длина втулки L больше длины шпонки /, следует рассматривать два участка: на длине L — / угол закручивания валика относи­ тельно втулки можно найти по формуле (20)

 

 

^ - г ^ п ? К - ^ ) -

 

 

< 2 6 )

где dB

— диаметр

вала;

G — модуль касательной

упругости

(для

стали

G = 8 • 103 кГ/мм2);

М —

трение

на длице

L — /, а на

длине

/, где соединение

деформируется

как

монолитный

вал

с диаметром £>вт

(наружный

диаметр

втулки),

по формуле

(25)

 

 

 

 

 

 

 

 

,Мвр1

* " = о . ц ш «

( 2 7 )

Полный угол закручивания шпоночного соединения

? к = ? к + ? к .

(28)


Глава III

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ ШТИФТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ В ПЛОСКОСТИ ШТИФТА

§ 9. Математическая формулировка задачи

Если представить штифт рассматриваемого соединения как балку на упругом основании (рис. 9), состоящего из двух участ­ ков (1-й — участок вала, 2-й — втулки), то: соответствующие дифференциальные уравнения упругой линии балки можно запи­ сать в следующем виде:

1) Е / у і у = / ( ? * - У . ) . 1.

2) £ / y ] v = - / 2 ( y 2 ) .

J

Здесь Е и / — модуль нормальной упругости и осевой момент инерции сечения штифта.

Рис. 9. Схема деформации штифта как балки на упругом основании.

Первое уравнение

справедливо для

O ^ x i ^ r ,

второе — для

г ^ х г ^ ^ , где г и R — соответственно

внутренний

и наружный

радиусы втулки.

 

 

 

Левые части равенств представляют собой интенсивность на­

грузки, вызывающей

прогибы штифта

yi и г/2 на

соответствую­

щих участках, правые части — интенсивность нагрузки, вызван­ ной смятием основания. Интенсивность нагрузки можно предста­ вить в виде некоторых функций fi и /г от этого смятия.

Функции fi и f2 зависимости деформации упругого основания от нагрузки должны быть установлены для каждой частной за­ дачи специальным исследованием.

Таким образом, система уравнений (29) включает в себя де­ формацию штифта от изгиба, смятие основания и его зависи­ мость от нагрузок fi и /г, а также искомую деформацию соедине­ ния <р в плоскости штифта.

Следовательно, решение

этой

системы

относительно ф будет

учитывать основные

деформации

соединения:

изгиб штифта и

смятие вала и втулки.

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи зависит от вида функций fi

г/і) и /2(^/2)-

Для соединения

деталей идеальной

формы эти функции явля­

ются линейными

(аналогично решению классической задачи

рас­

чета балки на упругом основании)

[34]. В

рассматриваемой

за­

даче для деталей

идеальной

формы

уравнения

(29)

примут

вид

 

1) Я / у Г - / Г , ( < р ^ - у 1 ) = 0 ,

 

 

 

 

2)

Е1у\ч +

К2у2=0,

 

 

 

 

где Ki и Kz— коэффициенты объемной жесткости упругого осно­ вания на 1-ми 2-м участках;

 

 

 

/C= - J - = const,

 

 

 

(31)

т. е. не зависит от х; q — интенсивность

нагрузки.

 

 

В процессе решения системы

уравнений

(30)

появляется во­

семь

произвольных

постоянных,

которые

можно

определить

из следующих граничных условий.

 

 

 

 

 

 

В центре вала

(х = 0)

прогиб

штифта

и изгибающий момент

равны нулю:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

Уі (0)=0;

2 ) у 1 ( 0 ) = 0 .

 

 

(32)

На границе 1-го и 2-го участков

{х = г)

параметры

обоих уча­

стков

(прогибы у,

углы

наклона

сечения у',

изгибающие мо­

менты у" и перерезывающие силы у"')

равны:

 

 

 

3) Уі )=у 2 (г),

5) y l ( r ) = ^ ( r ),

 

 

 

4)

у\ ( г ) = у ; (г),

6)

у;

( г ) = у2

(г).

 

(зз)

На

свободном

конце штифта

(X=R)

изгибающий

момент и

перерезывающая сила равны нулю:

 

 

 

 

 

 

 

 

7)

УІ(Ю=0,

8 ) з £ ( / ? ) = 0 .

 

(34)

Зависимость угла поворота вала <р от момента М можно найти

с помощью уравнений

равновесия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М=2\

A(<fx-yjxdx,

 

 

 

(35)

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M=2$f2(y2)xdx,

 

 

 

 

 

(36)

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

М — момент, действующий в плоскости штифта, который опреде­ ляется формулой (24).