Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
длиной X2b ÄS 0,75 или в виде пары симметричных сосредоточенных грузов, относительное расстояние между которыми равно Х2а Ä ; ÄS0,42. Эти же параметры эквивалентных систем нагрузки можно рассчитать по формулам (3.24) и (3.27).
В качестве системы корректирующих грузов можно выбрать любую из найденных эквивалентных систем грузов. В результате
этого |
могут иметь место четыре варианта сочетаний нагрузок: |
1) |
дисбаланс и корректирующая система одинаковы; |
2) |
синусоидальная и равномерно распределенная нагрузки; |
3) |
синусоидальная и сосредоточенная нагрузки; |
4) |
равномерно распределенная и сосредоточенная нагрузки; |
В |
первом случае, естественно, получится полная уравнове |
шенность ротора во всем диапазоне скоростей. В остальных слу чаях, очевидно, уравновешивание будет неполным и следует вы яснить, какова будет степень уравновешенности на разных ско ростях.
Определим степень уравновешенности ротора с синусоидаль ным дисбалансом, отбалансированного разными системами грз^- зов при разных скоростях вращения.
Степень уравновешенности гибкого ротора с синусоидальным дисбалансом и равномерно распределенными корректирующими грузами (вариант 2) определяется выражением (3.6). Степень урав новешенности ротора с тем же дисбалансом и парой сосредоточен ных корректирующих грузов (вариант 3) определяется выраже нием (3.4).
По формулам (3.4) и (3.6) вычислены степени уравновешен ности ротора б на разных скоростях ух при нескольких вариантах корректирующих грузов. Балансировочная скорость ую = 0,866. По данным расчета на рис. 3.11 построены кривые уравновешен ности ротора в зависимости от системы корректирующих грузов, их относительного положения и скорости. По оси абсцисс отложены относительные скорости вращения ух, по оси ординат — степень уравновешенности ротора б. Цифрами 1 и 2 обозначены кривые, соответствующие равномерно распределенным корректирующим грузам при относительной длине нагруженных участков, равной соответственно Х2Ь — 1 и Х2Ь = 0,75. Цифрами 3—6 обозначены
кривые для пар симметричных сосредоточенных корректиру ющих грузов, относительное расстояние между которыми Х2с равно соответственно 0,41; 0,425; 0,6 и 0,9.
Из рис. 3.11 видно, что если система корректирующих грузов выбрана неправильно и не является эквивалентной дисбалансу (кривые 1, 4—6 ), то уравновешенность, достигнутая на баланси
ровочной скорости, сильно нарушается на других скоростях вра щения. Например, ротор, отбалансированный на скорости у1б = = 0,866 парой симметричных сосредоточенных грузов, располо женных на расстоянии Х2С = 0,9, уже на первой критической ско
рости |
будет |
уравновешен примерно наполовину, на скорости |
Ä ; |
1,1 он |
будет совсем разбалансированным, а на скоростях |
74
Р и с . 3.11. Уравновешенность при синусоидальном дисбалансе и разных системах корректирующих грузов
•ух > |
1,1 |
корректирующие грузы будут увеличивать реакции |
(б,С < |
0). |
|
Если |
же система корректирующих грузов эквивалентна дис |
балансу (кривые 2 и 3), то достигнутая на балансировочной ско
рости уравновешенность не нарушается существенно в широком
диапазоне |
скоростей. |
Разбалансировка до скорости ух = 3,7 |
не превышает 10%. |
|
|
Если дисбаланс на роторе будет равномерно распределенным, |
||
в средней |
части (Х1Ь = |
0,75), то коэффициент изменения реакций |
будет также равен р2і = |
3. В этом случае для определения степени |
уравновешенности ротора имеем следующие формулы: при коррек тирующих грузах, распределенных по синусоиде 1-го порядка,— {3.9), при двух симметричных корректирующих грузах — (3.11), при равномерно распределенных в средней части корректирующих грузах — (3.10), при корректирующих грузах, распределенных по синусоидам 1-го и 3-го порядков (0 .3 /0.]),—(3.9а).
По этим формулам рассчитаны степени уравновешенности ротора на разных скоростях вращения при нескольких вариантах корректирующих систем грузов для балансировочной скорости Тіб = 0,866. По данным расчета на рис. 3.6 построены кривые уравновешенности, которые показывают, что достигнутая на ба лансировочной скорости уравиовешенность не нарушается в широ ком диапазоне скоростей только для корректирующих систем, эквивалентных дисбалансу (кривые 1 и 3). Разбалансировка для этих систем не превышает 10% до скорости ух = 3,7. Все другие системы корректирующих грузов в данном случае непригодны, так как уже при небольших изменениях скорости наступает су щественная разбалансировка.
75
Р и с . 3.12. Уравновешенность при балансировке эквивалентными снстеімамп грузов
Третьим вариантом возможного дисбаланса при р21 = 3 может быть пара симметричных сосредоточенных грузов при относитель ном расстоянии между ними Я2С = 0,41.
Выражения для определения степени уравновешенности при данном дисбалансе будут следующие: при балансировочных гру зах, распределенных по синусоиде 1-го порядка, — (3.11), при равномерно распределенных в средней части корректирующих грузах — (3.12), при двух симметричных корректирующих гру зах — (3.13), при корректирующих грузах, распределенных по синусоидам 1-го и 3-го порядков,— (3.11а).
На рис. 3.7 были приведены рассчитанные по этим формулам кривые уравновешенности гибкого ротора с рассматриваемым дисбалансом на разных скоростях вращения при нескольких вариантах корректирующих систем грузов. Как и прежде, из рис. 3.7 видно, что для эффективной балансировки пригодны толь ко системы корректирующих грузов, эквивалентные дисбалансу (кривые 1 и 3).
Для наглядности на рис. 3.12 приведены кривые уравнове шенности гибкого ротора, отбалансированного разными системами эквивалентных грузов. Кривая 1 соответствует синусоидальному
дисбалансу, отбалансированному равномерно |
распределенными |
в средней части на относительной длине Х2Ь = |
0,75 грузами. Кри |
вая 2 отвечает тому же дисбалансу и паре симметричных коррек
тирующих грузов, относительное расстояние между которыми рав но Х20 = 0,41. Кривая 3 показывает степень уравновешенности
ротора с равномерно распределенным в средней части на относи
тельной |
длине К2Ь — 0,75 |
дисбалансом и |
парой симметричных |
корректирующих грузов, |
установленных |
на расстоянии Х2С — |
|
— 0,41. |
Пояснения к остальным кривым даны ниже. |
'7 6
Кривые 1—3 показывают, что для корректирующих систем грузов, эквивалентных дисбалансу, достигнутая на балансиро вочной скорости уравновешенность практически не нарушается в широком диапазоне скоростей вращения. Действительно, если принять, например, допустимой на первой критической скорости разбалансировку в 2%, а на второй критической скорости, где влияние первой гармоники значительно слабее, в 20% (на рис. 3.12 — заштрихованная область), то кривые уравновешенности на всем этом диапазоне для эквивалентных систем не выходят за допустимые пределы.
Рассмотрим |
второй |
пример, |
когда р21 = 2. В |
этом случае, |
как видно из |
графиков |
на рис. |
3.10, а, дисбаланс |
может быть |
в виде пары сосредоточенных симметричных грузов при относи тельном расстоянии между ними Я2С = 0,9, в виде равномерно распределенной по концевым частям ротора нагрузки при относи тельной длине свободного участка Я2ь ж 0,8 или в виде суммы си нусоидальных нагрузок 1-го и 3-го порядков. По формуле (3.21) определяем, что в последнем случае отношение амплитуд этих синусоид будет а3 : аг = 12.
Возможными сочетаниями видов дисбаланса и корректирую щих систем грузов, не считая их совпадения, могут быть следу ющие:
1)сосредоточенные грузы и равномерно распределенная по концам нагрузка;
2)сосредоточенные грузы и нагрузка, распределенная по синусоидам 1-го и 3-го порядков;
3)равномерно распределенная по концам и распределенная по синусоидам нагрузка.
Степень уравновешенности гибкого ротора для первого сочета ния нагрузок определяется формулой (3.12), для второго сочета
ния (3.11а) и для третьего сочетания — (3.9а). По данным рас чета с помощью этих формул построены кривые уравновешенности гибкого ротора, приведенные на рис. 3.12. Кривая 4 соответст вует первому, а кривая 5 — второму вариантам сочетаний нагру зок. Для третьего варианта результаты получаются аналогичными и на рис. 3.12 не приведены. Кривые 4 и 5 показывают, что и в данном случае для эквивалентных нагрузок разбалансировка не выходит за допустимые пределы во всем диапазоне скоростей вплоть до второй критической.
Для сравнения на рис. 3.12 приведена кривая 6 , показывающая
степень уравновешенности гибкого ротора в случае, когда дисба ланс (синусоида 1-го порядка) и корректирующие грузы (пара грузов при Л2С = 0,6) не являются эквивалентными. При таких нагрузках на первой критической скорости разбалансировка равна 7,5%, на скорости Т і~ 2 ротор становится нечувствительным к корректирующим грузам и полностью разбалансирован, а при более высоких скоростях корректирующие грузы ухудшают виб
77
рационное состояние ротора по сравнению с неотбалансированныи состоянием.
Таким образом, материалы, изложенные выше, дают основание считать, что по отношению величин опорных реакций гибкого ротора, измеренных на двух фиксированных скоростях вращения, можно судить о возможных типах начального дисбаланса. Су ществуют эквивалентные системы нагрузок, характеризующиеся одинаковыми коэффициентами изменения реакций, от действия которых реакции гибкого ротора в широком диапазоне скоростей вращения изменяются приблизительно одинаково. Наилучшая балансировка гибкого ротора в широком диапазоне скоростей может быть обеспечена при использовании в качестве корректи рующих систем грузов, эквивалентных начальному дисбалансу.
Приведенные формулы и графики дают возможность в случае симметричного начального дисбаланса по отношению измеренных на двух фиксированных скоростях величин опорных реакций вы брать эквивалентную систему корректирующих грузов и рассчи тать ее параметры.
Для случая кососимметричного дисбаланса необходимые зави симости и формулы для определения параметров эквивалентной корректирующей системы грузов могут быть выведены аналогич ным путем.
Глава 4
ДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННЫХ МАСС НА РОТОР СТУПЕНЧАТОГО СЕЧЕНИЯ
Задача балансировки роторов многих современных машин требует рассмотрения вопросов изгибных колебаний гибких ро торов при действии различных видов нагрузок, обусловленных как наличием неуравновешенных масс, так и установленными на роторе корректирующими грузами. Для упрощения выкладок при этом обычно рассматривают гибкие роторы постоянного се чения с равномерным распределением масс по длине. Это облег чает анализ и не отражается существенно на качественной сто роне вопроса. Многие выводы, полученные для такого ротора, в нервом приближении могут быть распространены и на часто применяющиеся роторы со ступенчатым изменением сечения, например роторы турбогенераторов.
Однако решение задачи для ротора постоянного сечения не может, конечно, отразить всего комплекса вопросов, связанных с колебаниями роторов ступенчатого сечения. В первую очередь это относится к полному несоответствию количественных соот ношений. Вследствие этого необходимо более точное решение задачи о колебаниях роторов современных крупных энергетиче ских машин, которое можно получить, принимая во внимание их конструктивную форму, т. е. ступенчатость поперечного сечения и, следовательно, неравномерность распределения масс и моментов инерции по длине ротора.
В настоящей главе приводится решение задачи о вынужденных изгибных колебаниях двухопориого гибкого ротора ступенча того сечения, подобного роторам турбогенераторов. Опоры ротора приняты шарнирными и жесткими. Демпфированием пренебре гаем.
Вынужденные колебания при действии сосредоточенных грузов
Общая схема ротора и системы координат приведена на рис. 4.1. Неуравновешенность ротора характеризуется величинами
расстояния |
р (s) центра тяжести С поперечного сечения до оси |
||
ОЬ, и угла ¥ |
(s) между вектором О'С и осью Ол\ системы координат |
||
0 %т}£, вращающейся вместе с ротором с угловой |
скоростью со. |
||
Перемещение центра тяжести произвольного сечения в непод |
|||
вижной системе |
координат |
|
|
zc (s,t) = |
z (s,t) |
+ p (s) exp i[w£ + ¥(s)]. |
(4.1) |
79