Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

длиной X2b ÄS 0,75 или в виде пары симметричных сосредоточенных грузов, относительное расстояние между которыми равно Х2а Ä ; ÄS0,42. Эти же параметры эквивалентных систем нагрузки можно рассчитать по формулам (3.24) и (3.27).

В качестве системы корректирующих грузов можно выбрать любую из найденных эквивалентных систем грузов. В результате

этого

могут иметь место четыре варианта сочетаний нагрузок:

1)

дисбаланс и корректирующая система одинаковы;

2)

синусоидальная и равномерно распределенная нагрузки;

3)

синусоидальная и сосредоточенная нагрузки;

4)

равномерно распределенная и сосредоточенная нагрузки;

В

первом случае, естественно, получится полная уравнове­

шенность ротора во всем диапазоне скоростей. В остальных слу­ чаях, очевидно, уравновешивание будет неполным и следует вы­ яснить, какова будет степень уравновешенности на разных ско­ ростях.

Определим степень уравновешенности ротора с синусоидаль­ ным дисбалансом, отбалансированного разными системами грз^- зов при разных скоростях вращения.

Степень уравновешенности гибкого ротора с синусоидальным дисбалансом и равномерно распределенными корректирующими грузами (вариант 2) определяется выражением (3.6). Степень урав­ новешенности ротора с тем же дисбалансом и парой сосредоточен­ ных корректирующих грузов (вариант 3) определяется выраже­ нием (3.4).

По формулам (3.4) и (3.6) вычислены степени уравновешен­ ности ротора б на разных скоростях ух при нескольких вариантах корректирующих грузов. Балансировочная скорость ую = 0,866. По данным расчета на рис. 3.11 построены кривые уравновешен­ ности ротора в зависимости от системы корректирующих грузов, их относительного положения и скорости. По оси абсцисс отложены относительные скорости вращения ух, по оси ординат — степень уравновешенности ротора б. Цифрами 1 и 2 обозначены кривые, соответствующие равномерно распределенным корректирующим грузам при относительной длине нагруженных участков, равной соответственно Х2Ь — 1 и Х2Ь = 0,75. Цифрами 36 обозначены

кривые для пар симметричных сосредоточенных корректиру­ ющих грузов, относительное расстояние между которыми Х2с равно соответственно 0,41; 0,425; 0,6 и 0,9.

Из рис. 3.11 видно, что если система корректирующих грузов выбрана неправильно и не является эквивалентной дисбалансу (кривые 1, 46 ), то уравновешенность, достигнутая на баланси­

ровочной скорости, сильно нарушается на других скоростях вра­ щения. Например, ротор, отбалансированный на скорости у1б = = 0,866 парой симметричных сосредоточенных грузов, располо­ женных на расстоянии Х2С = 0,9, уже на первой критической ско­

рости

будет

уравновешен примерно наполовину, на скорости

Ä ;

1,1 он

будет совсем разбалансированным, а на скоростях

74


Р и с . 3.11. Уравновешенность при синусоидальном дисбалансе и разных системах корректирующих грузов

•ух >

1,1

корректирующие грузы будут увеличивать реакции

(б,С <

0).

Если

же система корректирующих грузов эквивалентна дис­

балансу (кривые 2 и 3), то достигнутая на балансировочной ско­

рости уравновешенность не нарушается существенно в широком

диапазоне

скоростей.

Разбалансировка до скорости ух = 3,7

не превышает 10%.

 

Если дисбаланс на роторе будет равномерно распределенным,

в средней

части (Х1Ь =

0,75), то коэффициент изменения реакций

будет также равен р2і =

3. В этом случае для определения степени

уравновешенности ротора имеем следующие формулы: при коррек­ тирующих грузах, распределенных по синусоиде 1-го порядка,— {3.9), при двух симметричных корректирующих грузах — (3.11), при равномерно распределенных в средней части корректирующих грузах — (3.10), при корректирующих грузах, распределенных по синусоидам 1-го и 3-го порядков (0 .3 /0.]),—(3.9а).

По этим формулам рассчитаны степени уравновешенности ротора на разных скоростях вращения при нескольких вариантах корректирующих систем грузов для балансировочной скорости Тіб = 0,866. По данным расчета на рис. 3.6 построены кривые уравновешенности, которые показывают, что достигнутая на ба­ лансировочной скорости уравиовешенность не нарушается в широ­ ком диапазоне скоростей только для корректирующих систем, эквивалентных дисбалансу (кривые 1 и 3). Разбалансировка для этих систем не превышает 10% до скорости ух = 3,7. Все другие системы корректирующих грузов в данном случае непригодны, так как уже при небольших изменениях скорости наступает су­ щественная разбалансировка.

75


Р и с . 3.12. Уравновешенность при балансировке эквивалентными снстеімамп грузов

Третьим вариантом возможного дисбаланса при р21 = 3 может быть пара симметричных сосредоточенных грузов при относитель­ ном расстоянии между ними Я2С = 0,41.

Выражения для определения степени уравновешенности при данном дисбалансе будут следующие: при балансировочных гру­ зах, распределенных по синусоиде 1-го порядка, — (3.11), при равномерно распределенных в средней части корректирующих грузах — (3.12), при двух симметричных корректирующих гру­ зах — (3.13), при корректирующих грузах, распределенных по синусоидам 1-го и 3-го порядков,— (3.11а).

На рис. 3.7 были приведены рассчитанные по этим формулам кривые уравновешенности гибкого ротора с рассматриваемым дисбалансом на разных скоростях вращения при нескольких вариантах корректирующих систем грузов. Как и прежде, из рис. 3.7 видно, что для эффективной балансировки пригодны толь­ ко системы корректирующих грузов, эквивалентные дисбалансу (кривые 1 и 3).

Для наглядности на рис. 3.12 приведены кривые уравнове­ шенности гибкого ротора, отбалансированного разными системами эквивалентных грузов. Кривая 1 соответствует синусоидальному

дисбалансу, отбалансированному равномерно

распределенными

в средней части на относительной длине Х2Ь =

0,75 грузами. Кри­

вая 2 отвечает тому же дисбалансу и паре симметричных коррек­

тирующих грузов, относительное расстояние между которыми рав­ но Х20 = 0,41. Кривая 3 показывает степень уравновешенности

ротора с равномерно распределенным в средней части на относи­

тельной

длине К2Ь — 0,75

дисбалансом и

парой симметричных

корректирующих грузов,

установленных

на расстоянии Х2С —

0,41.

Пояснения к остальным кривым даны ниже.

'7 6


Кривые 1—3 показывают, что для корректирующих систем грузов, эквивалентных дисбалансу, достигнутая на балансиро­ вочной скорости уравновешенность практически не нарушается в широком диапазоне скоростей вращения. Действительно, если принять, например, допустимой на первой критической скорости разбалансировку в 2%, а на второй критической скорости, где влияние первой гармоники значительно слабее, в 20% (на рис. 3.12 — заштрихованная область), то кривые уравновешенности на всем этом диапазоне для эквивалентных систем не выходят за допустимые пределы.

Рассмотрим

второй

пример,

когда р21 = 2. В

этом случае,

как видно из

графиков

на рис.

3.10, а, дисбаланс

может быть

в виде пары сосредоточенных симметричных грузов при относи­ тельном расстоянии между ними Я2С = 0,9, в виде равномерно распределенной по концевым частям ротора нагрузки при относи­ тельной длине свободного участка Я2ь ж 0,8 или в виде суммы си­ нусоидальных нагрузок 1-го и 3-го порядков. По формуле (3.21) определяем, что в последнем случае отношение амплитуд этих синусоид будет а3 : аг = 12.

Возможными сочетаниями видов дисбаланса и корректирую­ щих систем грузов, не считая их совпадения, могут быть следу­ ющие:

1)сосредоточенные грузы и равномерно распределенная по концам нагрузка;

2)сосредоточенные грузы и нагрузка, распределенная по синусоидам 1-го и 3-го порядков;

3)равномерно распределенная по концам и распределенная по синусоидам нагрузка.

Степень уравновешенности гибкого ротора для первого сочета­ ния нагрузок определяется формулой (3.12), для второго сочета­

ния (3.11а) и для третьего сочетания — (3.9а). По данным рас­ чета с помощью этих формул построены кривые уравновешенности гибкого ротора, приведенные на рис. 3.12. Кривая 4 соответст­ вует первому, а кривая 5 — второму вариантам сочетаний нагру­ зок. Для третьего варианта результаты получаются аналогичными и на рис. 3.12 не приведены. Кривые 4 и 5 показывают, что и в данном случае для эквивалентных нагрузок разбалансировка не выходит за допустимые пределы во всем диапазоне скоростей вплоть до второй критической.

Для сравнения на рис. 3.12 приведена кривая 6 , показывающая

степень уравновешенности гибкого ротора в случае, когда дисба­ ланс (синусоида 1-го порядка) и корректирующие грузы (пара грузов при Л2С = 0,6) не являются эквивалентными. При таких нагрузках на первой критической скорости разбалансировка равна 7,5%, на скорости Т і~ 2 ротор становится нечувствительным к корректирующим грузам и полностью разбалансирован, а при более высоких скоростях корректирующие грузы ухудшают виб­

77


рационное состояние ротора по сравнению с неотбалансированныи состоянием.

Таким образом, материалы, изложенные выше, дают основание считать, что по отношению величин опорных реакций гибкого ротора, измеренных на двух фиксированных скоростях вращения, можно судить о возможных типах начального дисбаланса. Су­ ществуют эквивалентные системы нагрузок, характеризующиеся одинаковыми коэффициентами изменения реакций, от действия которых реакции гибкого ротора в широком диапазоне скоростей вращения изменяются приблизительно одинаково. Наилучшая балансировка гибкого ротора в широком диапазоне скоростей может быть обеспечена при использовании в качестве корректи­ рующих систем грузов, эквивалентных начальному дисбалансу.

Приведенные формулы и графики дают возможность в случае симметричного начального дисбаланса по отношению измеренных на двух фиксированных скоростях величин опорных реакций вы­ брать эквивалентную систему корректирующих грузов и рассчи­ тать ее параметры.

Для случая кососимметричного дисбаланса необходимые зави­ симости и формулы для определения параметров эквивалентной корректирующей системы грузов могут быть выведены аналогич­ ным путем.

Глава 4

ДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННЫХ МАСС НА РОТОР СТУПЕНЧАТОГО СЕЧЕНИЯ

Задача балансировки роторов многих современных машин требует рассмотрения вопросов изгибных колебаний гибких ро­ торов при действии различных видов нагрузок, обусловленных как наличием неуравновешенных масс, так и установленными на роторе корректирующими грузами. Для упрощения выкладок при этом обычно рассматривают гибкие роторы постоянного се­ чения с равномерным распределением масс по длине. Это облег­ чает анализ и не отражается существенно на качественной сто­ роне вопроса. Многие выводы, полученные для такого ротора, в нервом приближении могут быть распространены и на часто применяющиеся роторы со ступенчатым изменением сечения, например роторы турбогенераторов.

Однако решение задачи для ротора постоянного сечения не может, конечно, отразить всего комплекса вопросов, связанных с колебаниями роторов ступенчатого сечения. В первую очередь это относится к полному несоответствию количественных соот­ ношений. Вследствие этого необходимо более точное решение задачи о колебаниях роторов современных крупных энергетиче­ ских машин, которое можно получить, принимая во внимание их конструктивную форму, т. е. ступенчатость поперечного сечения и, следовательно, неравномерность распределения масс и моментов инерции по длине ротора.

В настоящей главе приводится решение задачи о вынужденных изгибных колебаниях двухопориого гибкого ротора ступенча­ того сечения, подобного роторам турбогенераторов. Опоры ротора приняты шарнирными и жесткими. Демпфированием пренебре­ гаем.

Вынужденные колебания при действии сосредоточенных грузов

Общая схема ротора и системы координат приведена на рис. 4.1. Неуравновешенность ротора характеризуется величинами

расстояния

р (s) центра тяжести С поперечного сечения до оси

ОЬ, и угла ¥

(s) между вектором О'С и осью Ол\ системы координат

0 %т}£, вращающейся вместе с ротором с угловой

скоростью со.

Перемещение центра тяжести произвольного сечения в непод­

вижной системе

координат

 

zc (s,t) =

z (s,t)

+ p (s) exp i[w£ + ¥(s)].

(4.1)

79