Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
.вектор [Q] получают из решения уравнения
lQ] = [a]'1[A]. |
(5.2) |
Вработе Е. Хюбнера определяется необходимое и достаточное число измерений для определения компенсирующих грузов.
Вработе А. Г. Паркинсона и Р. Е. Д. Бишопа [41] дано тео ретическое исследование колебаний вращающихся валов с произ вольным числом упругих опор. Показано, что многоопорные валы могут балансироваться так же, как и двухопорные роторы. Пред ложенный метод основан на разложении дисбаланса по собствен ным формам колебаний системы не вращающийся ротор — опоры. Колебания каждой формы последовательно устраняются установ кой соответственно подобранных компенсирующих грузов. При балансировке каждой последующей формы грузы подбираются так, чтобы не нарушить уравновешенность, достигнутую для предыдущих форм.
Уравнения движения вращающегося многоопорного вала, за висящие от дисбаланса и упругого прогиба, составляются ана логично уравнениям для однопролетного вала. При этом условие ортогональности характеристических функций содержит дина мические жесткости опор, которые должны быть равны. В общем случае это возможно только тогда, когда эти жесткости не зависят ■от частот, что соответствует условию отсутствия масс и опор.
Дж. Ден-Гартогом предложен общий метод балансировки гиб ких роторов с произвольной податливостью опор [42]. Рассмот рение двухопорного вала массой М, сосредоточенной на расстоя нии sо от опоры, и к дисбалансов mh, расположенных на расстоя ниях sk от опоры и имеющих эксцентриситеты ек, дает векторные уравнения
МаР-Ъд + 2 ЩіОУ(zа + ek) = 0,
к
s0MiäH0+ 2«fcW fc®2 (ч + efc) = 0.
к
Полагая для упрощения, что массы балансировочных грузов mh малы по сравнению с основной массой ротора М и прогибы неуравновешенных масс малы по сравнению с--эксцентриситетами I zkI I ек|, автор получает следующие условия полной уравнове шенности ротора:
|
2 тке к = 0, |
2 Ч Щ Ч = 0, |
2 а окткЧ = 0, |
|
к |
к |
к |
где |
а ок — коэффициент влияния для прогиба. |
||
' |
Для двухопорного ротора с п массами Мѵ, расположенными |
на расстояниях sv от опоры, и неуравновешенностями mh (sh, eh)
100
условия уравновешенности получают вид: |
|
||||
2 т.^к = |
0, |
2 |
= 0, |
2аікЩРк = 0 , . . . , |
(5.3) |
к |
|
к |
|
к |
|
2апкткек = |
0, |
|
|
|
|
к |
апк — коэффициенты влияния для прогибов. |
||||
где а1Л, . . |
|||||
Таким образом, для балансировки гибкого двухопорного вала |
|||||
с п массами требуется установка п + |
2 компенсирующих грузов, |
||||
величина которых определяется из уравнений (5.3). Для |
ротора, |
имеющего Ъопор, путь решения такой же. При этом отбрасываются Ъ— 2 промежуточных опор, влияние которых заменяется допол нительными условиями неподвижности или упругой связи на этих опорах. Тогда для полного уравновешивания ротора потре буется удовлетворение системы, состоящей из п + Ъ уравнений, что может быть обеспечено установкой на роторе п + b компен сирующих грузов.
Рассматривая далее установленный на Ъ опорах ротор с рас пределенной массой и дисбалансом, автор приходит к выводу, что для балансировки р форм собственных колебаний необходимо установить на нем п = b + р грузов, величина которых опре деляется из решения системы уравнений. При этом рекомендуется учитывать при балансировке критическую скорость, в четыре раза превышающую наибольшую рабочую скорость ротора.
Принятое вначале допущение о малости прогибов по сравне нию с эксцентриситетами в случае ротора с распределенной мас сой может нарушиться при распределенном дисбалансе и на ско ростях, близких к критическим. Поэтому условие равенства нулю реакций в опорах будет удовлетворяться неполностью. Однако величины реакций, остающихся после балансировки, будут неве лики.
Методика балансировки многоопорных систем, изложенная в работе [43], основана на определении коэффициентов влияния пробных грузов при двухкратной установке их в каждую плос кость и не требовала поэтому измерения фаз вибрации. Но нужны были два дополнительных пуска для определения влияния груза в поперечной плоскости. При рекомендованной установке двух
корректирующих |
грузов на каждом роторе требовалось |
всего |
2 п + 2 пробных |
пуска агрегата, где п — число роторов в |
агре |
гате. |
|
|
К. Юлиш [44] предложил дающий на практике хорошие ре зультаты приближенный метод балансировки гибких трехопорных роторов. На первом этапе ротор (рис. 5.1) балансируется на ма лых оборотах в двух близких к опорам плоскостях. Для компен сации на критической скорости вызванного изгибающими момен
тами прогиба |
используют три |
груза N lt N 2 и N s, установленные |
в плоскостях |
с координатами |
sx, s2, S3. Величину грузов IV; вы |
бирают так, чтобы их суммарное статическое и динамическое воз
101
|
|
действие на опоры |
было равно HJ- |
|||||
|
|
лю, а |
координаты |
установки гру |
||||
|
|
зов должны обеспечивать подобие |
||||||
|
|
эпюры |
моментов |
М п |
от |
грузов |
||
|
|
эпюре |
М k вала вблизи критичес |
|||||
|
|
кой скорости. Эпюра M k строится |
||||||
|
|
по |
данным расчета критических |
|||||
|
|
скоростей ротора, |
а эпюра Мп — |
|||||
|
|
с учетом условий |
|
|
|
|||
|
|
|
з |
|
|
з |
|
|
|
|
|
2 |
^ = °. |
|
2 * м |
= о. |
|
|
|
|
1=1 |
|
|
і = 1 |
|
|
Р и с . |
5.1. Схема трехопорііого ротора |
Соблюдение |
условия |
подобия |
||||
и апюры изгибающих момептоп |
||||||||
|
|
эпюр М п и М h обеспечивает вы |
||||||
|
|
бор оптимальных плоскостей уста |
||||||
новки корректирующих грузов. Процесс балансировки |
прово |
|||||||
дится с помощью |
коэффициентов влияния по |
обычной методике |
||||||
как для двухопорных роторов. |
|
|
|
|
|
|
||
Наиболее полное теоретическое обоснование балансировки гиб |
||||||||
ких |
многоопорных |
роторов дано |
в работе |
М. Я. |
Кушуля и |
А. В. Шляхтина [45]. В работе показано, что с помощью распо ложенных в п сечениях групп грузов можно отбалансировать ротор по п формам собственных колебаний на одной скорости вра щения независимо от числа жестких или податливых опор и от числа распределенных или сосредоточенных масс. Величины ста тических моментов грузов, необходимых для балансировки к-й
формы дисбаланса, если использовать принятые |
нами обозначе |
|||||||
ния, могут быть определены из системы уравнений: |
|
|||||||
П |
QhfilijZli {h) — — ск (к = |
1,. .., к — 1, к -f |
|
|
||||
2 |
1,. . ., ?г), |
(5.4) |
||||||
У=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
<?*£*&) = о |
(С/£ = У |
+ |
Ь/Г), |
|
|
||
У=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
ак |
= |
^ mp (s) cos VF (s) Zh (s) ds + |
2 |
ЩРі cos y¥ iZk (af), |
|
|||
|
|
0 |
|
|
i |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
bk |
= |
5 mp (s) sin Y {s) Z, (s) ds + |
2 |
miPicos |
|
|
||
|
|
О |
|
|
i |
|
|
|
здесь, кроме использованных ранее, приняты обозначения: ?щ, р,,
— неуравновешенная сосредоточенная масса, ее эксцентриси тет и фазовый угол; а, — расстояние г-й массы от опоры.
102
Из системы уравнений (5.4) определяются статические момен ты корректирующих грузов
Qkj = |
- ( A kJ/A) |
ch (/ = |
1, . |
. .,п), |
(5.5) |
где А — определитель системы |
(5.4); Ahj — алгебраическое |
до |
|||
полнение |
элемента |
Zh (Ij) |
определителя. |
|
Из выражений (5.5) видно, что для каждой формы колебаний имеются определенные соотношения между статическими момен тами грузов, не зависящие от распределения дисбаланса ротора, которые определяются конструктивной формой последнего и вы бором мест расположения корректирующих грузов. Отношения статических моментов грузов могут быть вычислены заранее для каждой формы колебаний, что облегчает процесс балансировки. Сохраняя неизменными эти отношения и меняя лишь один па раметр, можно полностью отбалансировать к-го гармонику.
Отбалансировав таким способом все п форм, объединяют все грузы, установленные в каждом сечении, в результате чего на роторе окажется система из п грузов, установленных в тех же сечениях. Эти грузы в совокупности будут компенсировать дис балансы по всем п первым формам колебаний. Более высокие формы остаются при этом несбалансированными.
Далее рассмотрен ротор постоянного сечения без сосредото ченных масс, установленный на Ъопорах (рис. 5.2). Распределен ный дисбаланс р (s) расположен в одной плоскости. Некоторые из опор предполагаются жесткими, другие — упруго-податливыми. Последнее обстоятельство, однако, в дальнейшем не учитывается, так как, исходя из условий балансировки, реакции считаются рав ными нулю, и в граничных условиях записываются условия не подвижности опор. В последнем пролете установлены два кор ректирующих груза (Qb-i, Ьь-і, Qb, Ьь), а в остальных — по одно му «?і, Ьі).
Ротор разбивается на участки, границами которых являются опоры. Для каждого участка составлены уравнения типа (1.4). Записывая решения для вынужденных колебаний в форме (1.12), получена система уравнений, решение которой дает b уравнений упругой линии ротора по участкам в форме (1.14).
103