Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Условия сопряжения на (і |
+ |
1)-й опоре (s = я і+1) , т . |
е. на гра |
|||||
нице участков і II і |
+ |
1, выражаются отсутствием перемещений |
||||||
опоры |
(Zi+i — 2 , = |
0), |
равенством углов |
поворота |
сечений |
|||
(Zі+1 = |
Zj), |
изгибающих |
моментов (Zi+1 = Zi) и перерезывающих |
|||||
сил (Zi+i = |
Zi) для |
начала |
(і |
+ 1)-го и |
конца і-го участков. |
|||
Первое |
и |
последнее |
равенства |
следуют из |
условия отсутствия |
реакций в опорах в результате балансировки.
С учетом граничных условий получена система уравнений, решение которой по методу начальных параметров дает значения произвольных постоянных, входящих в уравнения упругой ли нии, и определяет величины статических моментов Ъ корректи рующих грузов, полностью устраняющих реакции во всех опорах на данной скорости.
Показано далее, что ротор с любым распределением масс и дисбаланса, опирающийся на Ъ подшипников, при помощи п = Ь + к грузов можно полностью отбалансировать на всех ско ростях вращения по к формам колебаний, и при заданной скоро сти со о устранить динамические реакции во всех опорах.
Рассмотрен также случай, когда после балансировки /с низ ших собственных форм в к сечениях многоопориого ротора дина мические реакции от высших форм превышают допустимые.
Для повышения качества балансировки необходимо увеличить количество корректирующих грузов с к до п (п > к). При этом возможны два принципиально различных пути использования дополнительных грузов: 1) увеличить число полностью отбаланси рованных форм дисбаланса до ?г, 2) не увеличивая числа отбалан сированных гармоник, наложить на N = п — к грузов дополни тельные условия устранения динамических реакций на' N опорах при некоторой скорости вращения и 0-
Статические моменты N корректирующих грузов определяют ся с помощью метода начальных параметров из системы уравнений
Q jbj = а,ц (to,,) Q-v+iAv+i -f- • • • -f- aji: M |
(Дч/Дѵ+fc + dj (wo) — 0 |
|
||
(/ = ! , • • • , N), |
|
|
|
(5.6) |
где a# (CDO) и a,j (ffl0) — коэффициенты |
влияния при скорости |
со0. |
||
Система (5.6) совместно с системой (5.4) |
решает задачу комби |
|||
нированной балансировки многоопорного |
ротора |
с помощью |
||
п = к + N грузов к гармоник дисбаланса и реакций в N опорах |
||||
при заданной угловой скорости. При переходе на |
другую |
ско |
рость реакции изменятся, однако если системы уравнений (5.4) и (5.6) удовлетворены, то реакции, обращенные в нуль при со = w0, практически будут малыми в достаточно широком диапазоне скоростей.
Изложенный метод приводит к тем же основным результатам, что и метод Ден-Гартога, однако, в отличие от последнего, он не содержит никаких упрощающих предположений.
104
При решении задачи балансировки гибких многоопорных рото ров важную роль играет изучение их изгибных колебаний при критических скоростях. Этой теме посвящена работа X. Томаса [46]. Рассматривая простейший двухмассовый трехопорный ро тор без демпфирования, автор показал, что в зависимости от мес та расположения дисбаланса, соотношений масс собственных частот н коэффициентов влияния разные критические скорости представляют разную опасность.
В отличие от одномассовых систем опасность критических ско ростей многоопорного ротора определяется не только порядком этих скоростей, но и рядом других параметров системы и, в част ности, расположением и параметрами наиболее неуравновешен ного ротора системы. Это обстоятельство дает возможность на основании анализа частотных характеристик и упругих линий ротора оценить необходимое количество корректирующих грузов, мест измерений вибраций и наметить программу балансировки.
Ни в одной из приведенных выше работ не исследовалась сов местность системы уравнений, определяющих уравновешенность гибкого многоопорного ротора. Указывалось лишь, что при ра венстве нулю определителя система не имеет решений. Причем не выяснялись причины, приводящие к этому случаю. Решение сис темы уравнений зависит не только от равенства нулю ее опреде лителя, но и от ряда других факторов. Вопросы совместности ре шения системы уравнений, определяющих уравновешенность, и устойчивости решения этой системы исследованы в кандидатской диссертации С. И. Микуниса [47].
Требование равенства нулю векторов колебаний М подшип ников (А2, . . ., Ад/) в результате балансировки грузами, уста
новленными в N сечениях при скорости вращения сор, приводит к системе из М линейных векторных уравнений, связывающих N
неизвестных |
корректирующих грузов Q,,: |
|
|||
|
|
N |
|
N |
|
А і |
+ |
2 |
ainQn = о, |
А 2 -[- 2 ^2nQn = |
О» ■• *і |
|
|
п= 1 |
|
іі = 1 |
|
|
|
N |
|
|
|
А д / |
+ |
2 |
a MnQjif = |
О , |
(5.7) |
іі=і
где амп — коэффициенты влияния, определяющие вектор коле баний М-го подшипника при установке единичного груза в ?г-м сечении на скорости сор. В матричной форме эта система будет
[А] + [а] [Q] = 0, |
|
(5.8) |
а н> • • ■, «иѵ |
А і |
Q : |
, |
[А ] — |
, [Q ] = |
а д а , • • ■) ОСд/іѵ |
А д/ |
Q N |
105
Решение уравнения (5.7) или (5.8), определяющее величины необходимых корректирующих грузов, в матричной форме имеет
.вид (5.2). Основным оператором уравнения (5.2) является обрат ная матрица коэффициентов влияния [а]-1. При балансировке возможны три случая:
1) |
число уравнений равно числу неизвестных (М = |
Лг), |
при |
этом матрица [а] квадратная; |
N), при |
||
2) |
число уравнений меньше числа неизвестных (М |
||
этом матрица [а] удлиненная; |
N), |
|
|
3) |
число уравнений больше числа неизвестных (М > |
мат |
|
рица [а] укороченная. |
|
|
Из теории определителей известно, что в первом случае могут быть три варианта. При равенстве нулю определителя матрицы [а] и всех ее миноров порядка р (р < N) система неопределенная и имеет множество решений. Если а = 0, но хотя бы один из ми норов матрицы [а] не равен нулю, то система несовместна и решений не имеет. Если | а | =/= 0, то система имеет единственное решение. Во втором случае ранг гь расширенной матрицы системы [5] больше ранга га матрицы [а], система несовместна и решений не имеет. В третьем случае система совместна, но имеет множество решений.
В связи с ограниченностью числа доступных для установки грузов плоскостей у турбоагрегатов и ряда других машин наи более распространенным является третий случай (М > N). Мож но уменьшить количество уравнений М до величины N, однако это ухудшит качество балансировки, так как при этом не все условия полного уравновешивания будут выполнены. Увеличе ние количества корректирующих грузов до числа М потребует увеличения пусков с пробными грузами, что в случае необходимо сти выемки роторов из статоров может резко снизить общую эко номичность балансировки.
Случай второй легко приводится к третьему путем состав ления дополнительных к уравнений (к = N — М), получаемых из условия равенства нулю колебаний тех же N опор на других скоростях вращения (Щ, . . ., сщ, или из условия равенства нулю колебаний в к дополнительных сечениях при той же скорости Юр, или из комбинаций этих требований.
Решение (5.2) для случая третьего имеет ограничение, свя занное с требованием, чтобы определитель матрицы [ос] не был равен нулю. Математически это выражается в том, что опреде литель не должен содержать тех строк или столбцов, все элемен ты которых равны нулю или пропорциональны соответствующим элементам других строк (столбцов). С учетом этих математических признаков технология балансировки должна содержать некото рые общие рекомендации, использование которых до начала ба лансировки или при определении коэффициентов влияния обес печило бы выполнение условия | а | =j= 0. К числу таких рекомен даций относятся следующие.
J06
Установка пробного груза в двух различных сечениях ротора не должна давать подобные формы упругой линии ротора или пропорциональные векторы колебаний всех опор, а также при водить к кососимметричным формам колебаний, при которых противофазные колебания всех опор будут равны или пропор циональны.
При определении коэффициентов влияния и балансировке из рассмотрения должны быть исключены балансировочные сече ния, нечувствительные на данной скорости к установленным в них грузам, и опоры, в которых отсутствуют реакции от пробных грузов, установленных во всех N балансировочных плоскостях. Неточность исходных данных, полученных в результате измере ний, порождает ошибки в решении, так как изменение коэффи циентов системы в пределах заданной точности, вызывает изме нение решения.
Условие I ос | ={= О еще не определяет полностью возможность применения решения (5.2) для вычисления с достаточной для практики точностью величин корректирующих грузов. Для обеспечения устойчивости обратной матрицы [ос]-1 необходимо, чтобы прямая матрица [ос] была хорошо обусловленной.
Обратная матрица называется устойчивой, если малым изме нениям элементов прямой матрицы соответствуют малые изме нения в элементах обратной матрицы. Для устойчивости матрицы [а]-1 необходимо, по крайней мере, чтобы определитель матрицы [ос] был не слишком мал. Однако одна величина определителя не дает полной характеристики обусловленности матрицы. Например, одинаково обусловленные матрицы ;г-го порядка, отличающиеся друг от друга постоянным множителем, имеют определители, от личающиеся на и-ю степень множителя. Поэтому величину оп ределителя следует сравнивать с n-й степенью наибольшего эле мента матрицы.
Рядом авторов предложены различные количественные ха рактеристики обусловленности матрицы, вычисление которых связано с определением различных норм или собственных зна чений прямой и обратной матриц. В частности, С. И. Микунис [47] использовал для характеристики обусловленности одно из чисел Тюринга, определяемое равенством
ѵ ( [ « ] ) = 4 - ^ ( [ с с ] ) А ( [ а Г 1),
матрицы [а]; N ([се]-1) — ана-
логично определяемая норма обратной матрицы.
Число обусловленности имеет вероятностный смысл, заклю чающийся в следующем. Если при рассмотрении системы урав нений (5.8) вектор [А] задан точно, а элементы матрицы [а] явля ются независимыми случайными величинами со средними зна
107
чениями оси и одинаковой дисперсией а2 (а2 ^ аіу), то число обус ловленности V ([а]) показывает, во сколько раз отношение сред неквадратичного ошибок неизвестных корректирующих грузов к среднеквадратичному самих неизвестных превосходит отноше ние среднеквадратичного ошибок коэффициентов влияния к сред неквадратичному самих коэффициентов.
Инженерные методы балансировки многоопорных роторов
вусловиях электростанций
Впредыдущем разделе рассмотрены работы но теории балан сировки многоопорных роторов, показывающие общий путь оп ределения неизвестных корректирующих грузов, заключающийся
врешении уравнения (5.2), содержащего результаты измерения вибраций опор и данные о коэффициентах влияния. При этом процесс балансировки многоопорного ротора обычно связан со сравнительно трудоемкими расчетами коэффициентов влияния и
самих корректирующих грузов, которые в большинстве случаев невозможно выполнить без применения ЭЦВМ. Кроме этого, реальные турбоагрегаты имеют ограниченное число доступных для установки корректирующих грузов сечений. Все это приво дит к необходимости разработки инженерных методов баланси ровки многоопорных роторов, позволяющих значительно сокра тить объем вычислительных работ и количество пробных пусков.
Одними из первых работ в этой области являются работы А. С. Гольдина [48, 49], в которых описывается так называемый способ нулевых систем. Способ этот основан на том, что каждый корректирующий груз может рассматриваться и как некоторая система грузов, связанных определенным соотношением. Прос тейшими из таких систем являются пары симметричных грузов. При расчетах грузы, образующие систему, умножаются на одни и те же коэффициенты.
За нулевые системы грузов н-го порядка принимаются систе мы из п грузов рь, суммарное влияние которых на ряд опор рав но нулю. Из п грузов можно составить систему, не влияющую на (п — 1)-й вектор вибрации. Введено понятие полных нулевых сис тем грузов — таких нулевых систем, порядок которых равен количеству N используемых балансировочных плоскостей. При равенстве количества учитываемых векторов вибрации А; и коли чества балансировочных плоскостей, каждая из N полных нуле вых систем грузов влияет только иа один из векторов А*. Единич ная нулевая система — это система, в которой первый груз еди ничный (рх = 1 ■еі_0). Векторные изменения вибрации, вызывае мые единичными нулевыми системами, являются коэффициентами влияния нулевых систем. При балансировке необходимо стре миться к ограничению количества рассматриваемых векторов вибрации, что приводит к уменьшению количества корректирую щих грузов. Это возможно сделать, учитывая следующее.
108