Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полуприцепы и прицепы-фургоны различного типа и гру­ зоподъемности.

Исключив из имеющегося ряда близкие по грузоподъем­ ности автомобили и приняв во внимание выпускаемые и перспективные модели автомобилей, рассмотрим далее следующий ряд грузоподъемностей автомобилей-фургонов: 0,3—0,8—1,5—2,5—4,0 т.

В табл. 12 приведены расчетные значения укрупненных нормативов затрат на работу автомобилей различной гру­ зоподъемности применительно к рассматриваемым пере­ возкам. При определении переменных и постоянных рас­ ходов обобщены данные некоторых автотранспортных пред­ приятий и учтены имеющиеся нормативы.

Таблица 12

Укрупненные нормы расходов, принятые при определении области применения автомобилей-фургонов

 

 

 

 

Грузоподъемность подвижного состава, т

 

 

Показатель

 

0,3

0,8

1.5

2,5

4.1

 

 

 

 

 

Переменные расходы,

коп/км

2,62

2,98

3,80

5,46

7,69

Затраты

на заработную

плату

56,0

60,0

60,0

69,0

78,2

водителей, коп/ч

 

 

Накладные расходы (в том чис­

 

 

 

 

 

ле

амортизационные

отчисления

 

 

 

 

 

на

восстановление

подвижного

29,9

38,6

40,2

47,2

51,2

состава), коп!н

коп/ч

Постоянные расходы,

85,9

98,6

100,2

116,2

129,4

Общие расходы на 1 км пробе­

6,72

7,68

8,58

11,28

13,85

га, коп/км

 

 

 

Из

графика (см.

рис. 22)

видно, чт<э для

рассматривае­

мых перевозок зависимость общих расходов на 1 км про­ бега от грузоподъемности автомобиля и ее использования может быть выражена линейной функцией.

Зависимость постоянных расходов от грузоподъемности автомобиля и ее использования (см. рис. 23) можно выра­ зить кусочно-линейной функцией. При этом достаточно выделить два самостоятельных интервала грузоподъем­ ностей.

Соответствующие линейные зависимости, найденные по способу средней, имеют вид:

общие расходы на 1 км пробега

Скм-= 5,86 + 2,06qyp коп/км;

74


постоянные расходы при qyp < 0,8 т

Слое “

78 ,3 +

12,7<7ур коп/ч]

при

0,8 т С qyp с 4 т

С п ОС“

86,2 +

11,12^ур коп/ч.

Из приведенных данных (табл. 13) видно, что линейные зависимости с достаточной для практики точностью описы­ вают в рассматриваемых условиях зависимость постоянных

Таблица 13

Переменные и постоянные расходы на 1 к м пробега и постоянные расходы на 1 ч работы

 

 

 

 

 

Грузоподъемность, т

 

 

 

Расходы

0,3

0,8

1,5

2,5

4,0.

 

 

 

 

Постоянные

 

Фактически

86,9

98,6

100,2

116,2

129,4

 

 

 

 

 

 

 

<СП0+

коп/ч

 

По линейной

 

9 8 ,6 *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зависимости

85,9

95,1

102,9

114,1

130,8

Отклонение,

%

 

0

0 *

+ 2 , 7

— 1,8

+ 1,08

 

— 3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие

на 1

км

Фактически

6,72

7,68

8,58

11,28

13,85

пробега

(Скм),

 

 

 

 

 

 

коп!км

 

 

По линейной

 

 

 

 

 

 

 

 

зависимости

6,48

7,51

8,95

11,01

14,10

 

 

 

 

 

 

 

*

 

Отклонение,

%

 

— 3,57

— 2,22

+ 4 ,3 1

— 2,4

+ 1,8

* В случае qyp <

0,8 т.

 

 

 

 

 

расходов на 1 ч работы и общих расходов на 1

км пробега

от грузоподъемности автомобиля и ее использования.

 

Исследуем

зависимость

оптимальной

грузоподъемности

автомобиля-фургона от отдельных эксплуатационных фак­ торов при перевозке молочной продукции.

Сбор тары при перевозке молочной продукции осущест­ вляется обратным пробегом; средняя протяженность марш­ рута в этом случае может быть рассчитана по формуле (36),

полученной после замены в зависимости (35)

на

2

Кроме того, следует иметь в виду, что при сборе


обратным пробегом могут возрасти затраты дополнительного времени в каждом пункте завоза. Поэтому в формулу (43) вместо t3 введем /З.р.с — дополнительное время в каждом пункте суммарно на развоз и сбор. Другие величины в формуле себестоимости перевозки 1 т груза (62) выразим теми же зависимостями, что и при доставке груза с одно­ временным развозом и сбором.

С учетом изложенного, формула для расчета оптималь­ ной грузоподъемности автомобиля для случая сбора груза обратным пробегом и при условии, что способ осуществле­ ния погрузочных и разгрузочных работ при использовании автомобилей различной грузоподъемности остается неизмен­ ным, преобразуется

(<7YP)opt

=

2gP {к ■

А

 

+ (^s+ 6f)| КОлр +

 

 

 

 

OriAJgp + ^з.р.с]

Для

рассмотренных

нами

условий А — 5,86

(68)

к о п / к м \

В = 2,06 коп/ткм\ F =

12,7

коп/тч при

qyp <

0,8 т и

F — 11,12 коп/тч при 0,8 •< qyp -< 4 т.

При перевозке молочной продукции в бутылочной таре

МОЖНО принять tmp =

tmz — 0,4 Ч\ t3.p.c =

0,15 чи kc =

0,56.

После подстановки этих величин в формулу (68) получим

 

(^T p)opt

 

 

 

gp (ij

t(i-p-i)

 

 

] / " o,357((._lb ■+

0,18 -

(0,95 4 -1 ,0 8 )

6 (О.бЗй'р +

0,15)

 

 

 

 

(69)

Из характеристического графика (рис. 24) видно, что наибольшее влияние на значение оптимальной грузоподъем­ ности автомобиля оказывают размеры завозимых партий грузов (gp), величины расстояний от грузоотправителя до

грузополучателей (1{) и расстояния между потребителями

Нулевой пробег автомобиля, а значит и продолжитель­ ность его работы на линии, оказывают малое влияние на величину оптимальной грузоподъемности. Учитывая это, а также принимая во внимание несущественное различие между величинами F = 12,7 коп/тч при qyp < 0,8 т

76


и F = 11,12 коп/тч при 0,8 т •< дур < 4 /я, зависимость (69) может быть упрощена:

gp(4' ^(£—1)—j)

(^Yp)opt

(70)

0,35/(!._ l w

+ 0 ,6 4 g p + 0,15

Из формулы (68) видно, что на

развозочно-сборных мар­

шрутах сопутствующий сбор существенно не меняет опти­ мальной грузоподъемности.

груза сопутствующего сбо­ ра может иметь значение при определении оптималь­ ной грузоподъемности лишь при значительных допол­ нительных простоях авто­ мобиля в связи с этим сбо­ ром.

Определенный интерес представляет не только на­ хождение значения опти­ мальной грузоподъемности автомобиля, но и анализ влияния изменения грузо­ подъемности на изменение себестоимости перевозок во взаимосвязи с другими факторами. Такой анализ можно выполнить при помо­ щи приведенной в табл. 10 зависимости относитель­ ного изменения себестои­ мости перевозок по грузо­ подъемности от эксплуата­

ционных факторов {Аду).

1 у

\

//

/1

0.5

W

15

.

0

8

12

15 q.HU

Рис. 24. Характеристический гра­ фик изменения значения оптималь­ ной грузоподъемности автомобиляфургона (исходные показатели:

gp =

0,5

т; kz — 0,56;

lt =

4 км;

\l - 1)

=

1,5 км;

tm 0,4 ч;

t.з.р.с

 

0,15 ч; 1И=

0;

Тн =

8 ч).

Отрицательные и положительные значения А^у харак­ теризуют соответственно снижение и рост себестоимости

перевозок.

Значение относительного изменения себестои­

мости по

грузоподъемности

отрицательно

при

qyp <.

 

fhZT.

 

 

I f

bjn

 

 

<

'<Г/

 

qyp >

а при

qyp =

V : Cqy и положительно при

V

C q y ’

(qyp)0pt оно, естественно, равно нулю.

77


Грузоподъемность автомобиля однозначно определяет число заездов. Интересно отметить, что оптимальное число заездов уменьшается с увеличением размеров завозимых партий грузов.

Подставив в формулу

('?Tp)opt

(71)

П з opt

 

8 р

найдем

 

значение (qyp)0Pt по формуле (70),

 

к ~

________

(72)

П г opt —

 

8 р (0 ,3 5/,г-_1)_i +

C 6 4 g p + 0,15)

 

Влияние степени использования грузоподъемности на себестоимость перевозок

В табл. 10 приведена зависимость себестоимости перевозок от коэффициента использования грузоподъемности для усло­ вий, когда значение /м определяются формулой (35), а значение tup формулой (43).

Зависимость себестоимости перевозок от коэффициента использования грузоподъемности выражается равнобочной гиперболой, центр которой находится на оси ординат на рас­ стоянии ау от начала координат.

С увеличением коэффициента использования грузоподъе­ мности (ур) себестоимость перевозок снижается. Чем мень­ ше Yp, тем больше влияние его изменения на изменение себе­ стоимости перевозок. Из формулы, определяющей значение

А^, видно, что относительное изменение себестоимости перевозок по ур тем больше, чем меньше ау и чем больше by. Следовательно, влияние изменения степени использова­ ния грузоподъемности ур на относительное изменение

себестоимости перевозок тем больше, чем больше /,• и gp

и чем меньше ly -p -i и простои при погрузке и разгрузке

{tmp< 1шс и t3). Следует иметь в виду, что увеличение ур влечет за собой некоторое увеличение переменных расходов на 1 км пробега автомобиля. Однако влияние этого изме­ нения на себестоимость партионных перевозок не может быть существенным, особенно при перевозках грузов на небольшие расстояния.

Для доказательства этого положения и чтобы получить уточненные зависимости, рассмотрим зависимость пере­ менных расходов от степени использования грузоподъем­ ности.

78