Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
полуприцепы и прицепы-фургоны различного типа и гру зоподъемности.
Исключив из имеющегося ряда близкие по грузоподъем ности автомобили и приняв во внимание выпускаемые и перспективные модели автомобилей, рассмотрим далее следующий ряд грузоподъемностей автомобилей-фургонов: 0,3—0,8—1,5—2,5—4,0 т.
В табл. 12 приведены расчетные значения укрупненных нормативов затрат на работу автомобилей различной гру зоподъемности применительно к рассматриваемым пере возкам. При определении переменных и постоянных рас ходов обобщены данные некоторых автотранспортных пред приятий и учтены имеющиеся нормативы.
Таблица 12
Укрупненные нормы расходов, принятые при определении области применения автомобилей-фургонов
|
|
|
|
Грузоподъемность подвижного состава, т |
|||||
|
|
Показатель |
|
0,3 |
0,8 |
1.5 |
2,5 |
4.1 |
|
|
|
|
|
|
|||||
Переменные расходы, |
коп/км |
2,62 |
2,98 |
3,80 |
5,46 |
7,69 |
|||
Затраты |
на заработную |
плату |
56,0 |
60,0 |
60,0 |
69,0 |
78,2 |
||
водителей, коп/ч |
|
|
|||||||
Накладные расходы (в том чис |
|
|
|
|
|
||||
ле |
амортизационные |
отчисления |
|
|
|
|
|
||
на |
восстановление |
подвижного |
29,9 |
38,6 |
40,2 |
47,2 |
51,2 |
||
состава), коп!н |
коп/ч |
||||||||
Постоянные расходы, |
85,9 |
98,6 |
100,2 |
116,2 |
129,4 |
||||
Общие расходы на 1 км пробе |
6,72 |
7,68 |
8,58 |
11,28 |
13,85 |
||||
га, коп/км |
|
|
|||||||
|
Из |
графика (см. |
рис. 22) |
видно, чт<э для |
рассматривае |
мых перевозок зависимость общих расходов на 1 км про бега от грузоподъемности автомобиля и ее использования может быть выражена линейной функцией.
Зависимость постоянных расходов от грузоподъемности автомобиля и ее использования (см. рис. 23) можно выра зить кусочно-линейной функцией. При этом достаточно выделить два самостоятельных интервала грузоподъем ностей.
Соответствующие линейные зависимости, найденные по способу средней, имеют вид:
общие расходы на 1 км пробега
Скм-= 5,86 + 2,06qyp коп/км;
74
постоянные расходы при qyp < 0,8 т
Слое “ |
78 ,3 + |
12,7<7ур коп/ч] |
при |
0,8 т С qyp с 4 т |
|
С п ОС“ |
86,2 + |
11,12^ур коп/ч. |
Из приведенных данных (табл. 13) видно, что линейные зависимости с достаточной для практики точностью описы вают в рассматриваемых условиях зависимость постоянных
Таблица 13
Переменные и постоянные расходы на 1 к м пробега и постоянные расходы на 1 ч работы
|
|
|
|
|
Грузоподъемность, т |
|
||
|
|
Расходы |
0,3 |
0,8 |
1,5 |
2,5 |
4,0. |
|
|
|
|
|
|||||
Постоянные |
|
Фактически |
86,9 |
98,6 |
100,2 |
116,2 |
129,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
<СП0+ |
коп/ч |
|
По линейной |
|
9 8 ,6 * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
зависимости |
85,9 |
95,1 |
102,9 |
114,1 |
130,8 |
Отклонение, |
% |
|
0 |
0 * |
+ 2 , 7 |
— 1,8 |
+ 1,08 |
|
|
— 3,5 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие |
на 1 |
км |
Фактически |
6,72 |
7,68 |
8,58 |
11,28 |
13,85 |
пробега |
(Скм), |
|
|
|
|
|
|
|
коп!км |
|
|
По линейной |
|
|
|
|
|
|
|
|
зависимости |
6,48 |
7,51 |
8,95 |
11,01 |
14,10 |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
Отклонение, |
% |
|
— 3,57 |
— 2,22 |
+ 4 ,3 1 |
— 2,4 |
+ 1,8 |
|
* В случае qyp < |
0,8 т. |
|
|
|
|
|
||
расходов на 1 ч работы и общих расходов на 1 |
км пробега |
|||||||
от грузоподъемности автомобиля и ее использования. |
|
|||||||
Исследуем |
зависимость |
оптимальной |
грузоподъемности |
автомобиля-фургона от отдельных эксплуатационных фак торов при перевозке молочной продукции.
Сбор тары при перевозке молочной продукции осущест вляется обратным пробегом; средняя протяженность марш рута в этом случае может быть рассчитана по формуле (36),
полученной после замены в зависимости (35) |
на |
|
2 |
Кроме того, следует иметь в виду, что при сборе |
7В
обратным пробегом могут возрасти затраты дополнительного времени в каждом пункте завоза. Поэтому в формулу (43) вместо t3 введем /З.р.с — дополнительное время в каждом пункте суммарно на развоз и сбор. Другие величины в формуле себестоимости перевозки 1 т груза (62) выразим теми же зависимостями, что и при доставке груза с одно временным развозом и сбором.
С учетом изложенного, формула для расчета оптималь ной грузоподъемности автомобиля для случая сбора груза обратным пробегом и при условии, что способ осуществле ния погрузочных и разгрузочных работ при использовании автомобилей различной грузоподъемности остается неизмен ным, преобразуется
(<7YP)opt |
= |
2gP {к ■ |
А |
|
|
+ (^s+ 6f)| КОлр + |
|
|
|||
|
|
OriAJgp + ^з.р.с] |
|||
Для |
рассмотренных |
нами |
условий А — 5,86 |
(68) |
|
к о п / к м \ |
|||||
В = 2,06 коп/ткм\ F = |
12,7 |
коп/тч при |
qyp < |
0,8 т и |
F — 11,12 коп/тч при 0,8 •< qyp -< 4 т.
При перевозке молочной продукции в бутылочной таре
МОЖНО принять tmp = |
tmz — 0,4 Ч\ t3.p.c = |
0,15 чи kc = |
0,56. |
|
После подстановки этих величин в формулу (68) получим |
||||
|
(^T p)opt |
— |
|
|
|
gp (ij |
t(i-p-i) |
|
|
] / " o,357((._lb ■+ |
0,18 - |
(0,95 4 -1 ,0 8 ) |
6 (О.бЗй'р + |
0,15) |
|
|
|
|
(69) |
Из характеристического графика (рис. 24) видно, что наибольшее влияние на значение оптимальной грузоподъем ности автомобиля оказывают размеры завозимых партий грузов (gp), величины расстояний от грузоотправителя до
грузополучателей (1{) и расстояния между потребителями
Нулевой пробег автомобиля, а значит и продолжитель ность его работы на линии, оказывают малое влияние на величину оптимальной грузоподъемности. Учитывая это, а также принимая во внимание несущественное различие между величинами F = 12,7 коп/тч при qyp < 0,8 т
76
и F = 11,12 коп/тч при 0,8 т •< дур < 4 /я, зависимость (69) может быть упрощена:
gp(4' ^(£—1)—j) |
|
(^Yp)opt |
(70) |
0,35/(!._ l w |
+ 0 ,6 4 g p + 0,15 |
Из формулы (68) видно, что на |
развозочно-сборных мар |
шрутах сопутствующий сбор существенно не меняет опти мальной грузоподъемности.
груза сопутствующего сбо ра может иметь значение при определении оптималь ной грузоподъемности лишь при значительных допол нительных простоях авто мобиля в связи с этим сбо ром.
Определенный интерес представляет не только на хождение значения опти мальной грузоподъемности автомобиля, но и анализ влияния изменения грузо подъемности на изменение себестоимости перевозок во взаимосвязи с другими факторами. Такой анализ можно выполнить при помо щи приведенной в табл. 10 зависимости относитель ного изменения себестои мости перевозок по грузо подъемности от эксплуата
ционных факторов {Аду).
1 у
\
//
/1
0.5 |
W |
15 |
. |
0 |
8 |
12 |
15 q.HU |
Рис. 24. Характеристический гра фик изменения значения оптималь ной грузоподъемности автомобиляфургона (исходные показатели:
gp = |
0,5 |
т; kz — 0,56; |
lt = |
4 км; |
|
\l - 1) |
= |
1,5 км; |
tm — 0,4 ч; |
||
t.з.р.с |
|
0,15 ч; 1И= |
0; |
Тн = |
8 ч). |
Отрицательные и положительные значения А^у харак теризуют соответственно снижение и рост себестоимости
перевозок. |
Значение относительного изменения себестои |
||||||
мости по |
грузоподъемности |
отрицательно |
при |
qyp <. |
|||
|
fhZT. |
|
|
I f |
bjn |
|
|
< |
'<Г/ |
|
qyp > |
а при |
qyp = |
||
V : Cqy и положительно при |
V |
C q y ’ |
(qyp)0pt оно, естественно, равно нулю.
77
Грузоподъемность автомобиля однозначно определяет число заездов. Интересно отметить, что оптимальное число заездов уменьшается с увеличением размеров завозимых партий грузов.
Подставив в формулу
('?Tp)opt |
(71) |
|
П з opt |
|
|
8 р |
найдем |
|
значение (qyp)0Pt по формуле (70), |
|
|
к ~ |
________ |
(72) |
П г opt — |
|
|
8 р (0 ,3 5/,г-_1)_i + |
C 6 4 g p + 0,15) |
|
Влияние степени использования грузоподъемности на себестоимость перевозок
В табл. 10 приведена зависимость себестоимости перевозок от коэффициента использования грузоподъемности для усло вий, когда значение /м определяются формулой (35), а значение tup формулой (43).
Зависимость себестоимости перевозок от коэффициента использования грузоподъемности выражается равнобочной гиперболой, центр которой находится на оси ординат на рас стоянии ау от начала координат.
С увеличением коэффициента использования грузоподъе мности (ур) себестоимость перевозок снижается. Чем мень ше Yp, тем больше влияние его изменения на изменение себе стоимости перевозок. Из формулы, определяющей значение
А^, видно, что относительное изменение себестоимости перевозок по ур тем больше, чем меньше ау и чем больше by. Следовательно, влияние изменения степени использова ния грузоподъемности ур на относительное изменение
себестоимости перевозок тем больше, чем больше /,• и gp
и чем меньше ly -p -i и простои при погрузке и разгрузке
{tmp< 1шс и t3). Следует иметь в виду, что увеличение ур влечет за собой некоторое увеличение переменных расходов на 1 км пробега автомобиля. Однако влияние этого изме нения на себестоимость партионных перевозок не может быть существенным, особенно при перевозках грузов на небольшие расстояния.
Для доказательства этого положения и чтобы получить уточненные зависимости, рассмотрим зависимость пере менных расходов от степени использования грузоподъем ности.
78