Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
|
27,- + |
0,35 |
02V i). |
|
79,52 |
|
|
|
gn. |
i |
(2'98 + |
||
|
|
1,26 |
21 |
X |
||
К |
79,52 |
• 0,35 |
66,52 • 0,1 |
0,4 + |
0,15 \ |
|
|
1,26 |
0,36 |
|
|
gn I |
Рис. 32. Номограмма к выбору автомобиля-фургона для перевозок молочной продукции в бутылочной таре.
' Поскольку при Sm = Sm k = 1(Р, то, решая это уравнение, находим
|
0,0262 |
+ |
7(t—i)—г + 0,249 + |
0,0259 |
, р |
gn |
8п |
||
|
|
■ |
||
Примем крайние |
начения |
— 5 км и 1^ _ |
= 0 и найдем |
соответствующие соотношения по приведенному выше уравнению между lip и gn-
Л/ а+ 5 з - з и о |
133 |
При |
— 5 7,p — 0,157 + 5,249. |
|
ёп |
□ 5 |
г т 1 о |
^1 |
It |
■ |
|||
|
|
а |
|
0,0259 + 0,249.
ёп
Каждому значению gn при заданных условиях соответствует опре деленное значение /,-р:
|
ёп |
0,01 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
0,07 |
0,01 |
hp |
= 5 |
20,95 |
13,1 |
10,5 |
9,18 |
8,39 |
7,49 |
6,82 |
|
= 0 |
2,84 |
1,55 |
1,11 |
0,90 |
0,77 |
0,62 |
0,51 |
Аналогично изложенному получены условия, при которых затраты на перевозку автомобилями-фургонами - одинаковы:
для УАЗ-451 и ГЗТМ-891
lip — — |
|
--------"ifi—D—t + l(i—i)—i + |
0,504 |
+ |
0,0525 |
|
8п |
||||
|
sn |
|
|
||
для УАЗ-451 |
и ГЗТМ-953 |
|
|
|
|
|
|
— ~ l ( i — i ) — i ~Т l ( i —i)—/ + |
0,206 |
+ |
0,0277 |
l i p — |
|
8п |
|||
|
ёп |
|
|
При построении номограммы (рис. 32) надо соединить прямой ли нией, соответствующей каждому значению gn, точку с координатами
;= 5 и /,-р по данным таблицы с точкой, имеющей координаты Jy_1)_i = 0 и /ф также по соответствующим данным. Например при
gn = 0,02 точку с координатами 7(г—1)—г = |
5, кр = 13,1 надо соединить |
|
сточкой, координаты которой |
= 0, |
/ф = 1,55 и т. д. |
Выберем автомобили при помощи построенных номо грамм. Пусть средний размер завозимой партии молочной продукции |гп = 100 л, среднее расстояние доставки грузов
7; = 8 км и среднее расстояние пробега автомобиля между
смежными пунктами завоза грузов /(/_ 1)_,- = 2'5 км. Для перевозок могут быть использованы автомобили «Моск вич-430», УАЗ-451 и ГЗТМ-891.
На номограмме (см. рис. 32) «Москвич-430» — УАЗ-451 находим точку пересечения наклонной линии cg„ = 100 л
с вертикалью, соответствующей 7(г_и_/ = 2,5 км.
134
При этих условиях lip яг 4 км. Так как /г = 8 км, то для рассматриваемых перевозок целесообразно использовать автомобиль, имеющий большую грузоподъемность, чем
«Москвич-430».
На номограмме УАЗ-451 — ГЗТМ-891 точка пересече ния наклонной линии, соответствующей gn = 100, с верти-
Рис. 33. Номограмма к выбору автомобилей-фургонов различной грузоподъемности из типового ряда.
калью, соответствующей 1у-\)-1 = 2,5, находится напро тив Up = 14 км, что больше 8 км, поэтому наиболее подхо дящим для рассматриваемых перевозок является автомо биль УАЗ-451.
На рис. 33 приведены номограммы для выбора автомоби лей-фургонов из типового рекомендуемого ряда при перевоз ке молочной продукции, включающего грузоподъемности
0,3; 0,8; 1,5; 2,5 и 4 т.
Для рассматриваемых перевозок используются преи мущественно автомобили типа ГЗТМ-891; их допускаемая загрузка — до 2,5 т. Вместе с тем, можно получить значи тельный экономический эффект от применения в соответ ствующих условиях автомобилей как большей, так именьшей гр узоподъемности.
В табл. 30 приведены для конкретных условий показа тели одного дня работы автомобилей-фургонов, имеющих
V2+ 5 * |
135 |
• Таблица 30
Показатели работы автомобилей различной грузоподъемности на развозочных маршрутах
|
|
|
|
|
Модель автомобиля- |
|
|
|
|
|
|
фургона |
|
|
|
Показатель |
|
|
|
Перспек |
|
|
|
|
|
ГЗТМ-891 |
|
|
|
|
|
|
тивный |
|
|
|
|
|
|
с q= 1,5 т |
|
Суточный объем завоза грузов потребителям, |
т |
37,9 |
|
|||
Суммарный суточный объем завоза и вывоза гру |
59,3 |
|
||||
зов, т |
|
|
|
|
|
|
Число пунктов |
завоза грузов |
|
|
68 |
|
|
Средний размер завозимой партии грузов потре |
0,557 |
|||||
бителям, т |
|
|
|
|
||
Средний размер вывозимой партии грузов при |
0,314 |
|||||
сборе, т |
|
|
|
|
||
Среднее расстояние от грузоотправителя до гру |
3,92 |
|||||
зополучателя, км |
|
|
|
|||
Среднее расстояние |
пробега автомобиля |
между |
1,45 |
|||
смежными пунктами завоза грузов, км |
|
|
||||
Число оборотов, выполняемых автомобилями |
за |
|
|
|||
время нахождения их в наряде |
|
|
15 |
25 |
||
Среднее число пунктов завоза грузов, включае |
4,54 |
2,72 |
||||
мое в маршрут |
|
|
|
|
||
Средняя длина маршрута, км |
|
|
18,1 |
12,8 |
||
Техническая скорость автомобиля, км/ч |
|
|
20 |
21 |
||
Среднее время простоя автомобиля при погрузке |
2,98 |
1,77 |
||||
и разгрузке за один оборот, ч |
|
|
||||
Средние затраты времени на один оборот, |
ч |
|
4,05 |
2,54 |
||
Время нахождения автомобиля в наряде, ч |
|
8 |
7,99 |
|||
Автомобиле-дни |
работы |
|
|
7 |
7,55 |
|
Общий пробег, |
км |
|
|
|
287 |
336 |
Коэффициент использования пробега |
|
|
0,95 |
0,955 |
||
Суммарное время в простое при погрузке и раз |
46,3 |
47,3 |
||||
грузке, ч |
|
|
|
|
||
Автомобиле-часы работы, ч |
|
|
60,6 |
63,3 |
||
Часовая выработка автомобиля, т |
|
|
0,98 |
0,94 |
||
Процент снижения выработки |
|
|
— |
4 |
||
Себестоимость |
перевозки 1 т груза, коп/т |
|
141 |
123 |
||
Процент снижения |
себестоимости |
|
|
— |
12,9 |
|
Себестоимость автомобиле-часа работы, коп/ч |
|
144,5 |
121 |
|||
Размер, прибыли за час работы, коп1ч |
|
|
4,3 |
27,8 |
||
Прибыль, в -процентах к расходам |
|
|
5,14 |
38,2 |
136
грузоподъемность 1,5 т и ГЗТМ-891 в условиях, где замена последних целесообразна.
Как видно из приведенных данных, в результате замены подвижного состава себестоимость перевозок снижается на 12,9%, при этом производительность автомобилей уменьша ется на 4%. Размер прибыли на 1 ч работы автомобиля воз растает с 4,3 до 27,8 коп.
§ 5. ВЫБОР АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА НА МАЯТНИКОВОМ МАРШРУТЕ
Как было установлено, при партионных перевозках на маят никовых маршрутах наилучшие результаты достигаются при равенстве размера партии груза грузоподъемности ав томобиля. В некоторых случаях грузоподъемность автомо биля используется неполностью из-за несоответствия раз мера партии груза грузоподъемности автомобиля или мало го объемного веса груза.
Независимо от причин, из-за которых недоиспользует ся грузоподъемность автомобиля, можно всегда выбрать автомобиль, обеспечивающий наименьшую себестоимость перевозок. Автомобиль для перевозок грузов на маятнико вом маршруте выбирают сравнением себестоимости перевоз
ки 1 ткм или 1 т. Себестоимость 1 |
ткм |
|
|
|
|
__1_ |
|
г |
t |
(107) |
|
|
° П О С еП р |
||||
SmKM— ■<77дР |
+ |
<77Л.е |
|||
|
|||||
На маятниковом маршруте уд = |
уст = |
у. |
(Спер), постоян |
||
Переменные расходы на 1 км пробега |
ные расходы на 1 ч работы автомобиля (Спос), коэффициент использования грузоподъемности (у), техническая скорость автомобиля (vT) и время его простоя при погрузке и разгруз ке за одну поездку (tnр) при использовании автомобилей различной грузоподъемности будут различными.
Величина переменных расходов зависит не только от грузоподъемности автомобиля, но и от ее использования.
Ранее было показано, что переменные расходы на |
1 км про |
||
бега для каждого типа автомобиля могут |
быть выражены |
||
линейной функцией вида |
|
|
|
СПеР — Ci ф- С2&п, |
|
|
|
Выявив для конкретных |
условий |
значения факто |
|
ров, характеризующих работу |
автомобилей |
различной |
137
грузоподъемности, |
можно выбрать автомобиль сравнени |
ем себестоимости |
перевозок. |
Пример. Пусть необходимо перевезти 1,5 т груза. В распоряжении автотранспортного предприятия имеется автомобиль грузоподъемностью qt = 0,8 т, перевозка грузов которым может быть выполнена за две ездки, и автомобиль грузоподъемностью q2 = 2,5 т, перевозка груза ко торым выполняется за одну ездку. Условия и показатели работы автомо билей следующие:
расстояние перевозки /г = 1Г = 5 км\ коэффициент использова
ния пробега Р = 0,5; технические скорости автомобилей: иТ1 = 21 км/ч, пТ2 = 20 км/ч; время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой
tnpi = |
0,3 ч, /пра = 0,5 |
ч; расходы: переменные (при kn = |
0,5) Спер, = |
= 2,98 |
коп/км, Спер2 = |
5,46 коп/км; постоянные СП0С1 = |
98,6 коп/ч, |
Спосо = |
116,2 коп/ч. |
|
|
Определим линейную зависимость переменных расходов от степени загрузки автомобиля на всем пути движения по методике, подробно рас смотренной нами при анализе влияния использования грузоподъемности автомобиля на себестоимость перевозок.
Расход топлива на выполнение транспортной работы в тонно-ки лометрах на 1 км пробега
ЛСТ = ЦТк ^к П.
При принятых исходных данных (kn = 0,5) дополнительные расхо ды на топливо составляют соответственно для различных автомобилей:
ДСт1 = 7 • 0,025 • 0,8 • 0,5 = 0,07 коп/км-,
ДСт2 = 7 ■0,025 • 2,5 • 0,5 = 0,22 коп/км.
В отношении увеличения остальных составляющих переменных рас ходов (С0 п) предположим (см. гл. III, § 2), что
|
|
|
|
|
|
ДСо п =1,5ДС т. |
|
|
|
|||
Тогда по уравнению (73) для принятых исходных |
условий справед |
|||||||||||
ливо 2,98 = с1Л + |
0,07+ |
0,07 |
• 1,5; 5,46 = с, 2 + |
0,22 |
+0,22 • |
1,5. |
||||||
Отсюда с, j = |
2,8 |
и С[ 2 = |
4,91. |
|
|
м |
|
|
|
|||
Из уравнения |
(73) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
пер |
|
|
|
|
|
Поэтому |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Го 1 — |
2 ,9 8 -2 ,8 |
_ |
|
_ |
5 ,4 6 -4 ,9 1 |
, , |
|
|||||
|
~ |
|
—- 0,36, |
С2 2 |
— |
f, с |
== 1,1. |
|
||||
2'! “ |
|
б+ |
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
Итак, |
примем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^nepi — 2,8 + |
0,36 |
kn\ |
Спер2 — 4,91 + 1,1£п. |
|
|
||||||
В первом случае перевозок коэффициент использования грузоподъ |
||||||||||||
емности Yj == |
^ -’-() g |
= 0,937, |
во втором у2 = |
— |
■= |
0,6. |
|
|||||
При |
заданных |
условиях |
Cnepi = |
2,8 + |
0,36 |
• 0,937 • 0,5 |
= |
|||||
= 2,97 коп/км, |
Спер2 = 4,91 + |
1,1 |
• 0,6 |
• 0,5 == 5,24коя/кл и себестои |
||||||||
мость перевозок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
138
S" “ ' |
0,8 • 0,937 • 0,5 |
98,6 |
• 0,3 |
|
0,8 • 0,937 ■5 “ |
||||
|
= 29 коп/ткм\ |
|
|
|
|
2,5 • 0,6 • 0,5 |
116,2 |
• 0,5 |
|
|
2,5 - 0, 6 - 5 |
- |
||
|
= 18,51 |
KonlmtiM. |
|
|
Итак, в рассматриваемых услових более выгодным является автомо биль грузоподъемностью 2,5 т, несмотря на более низкое значение коэф фициента использования грузоподъемности.
Из приведенного примера и анализа графика (см. рис. 30) следует, что в подавляющем числе случаев, когда грузоподъ емность автомобиля равна размеру партии груза или больше его (q >■ gp), достигается перевозка с меньшими издержка ми, чем при доставке тех же грузов автомобилями, грузо подъемность которых меньше размера завозимой партии груза (q < gp). Иными словами, обычно более эффективен автомобиль, обеспечивающий доставку партии груза за одну ездку, несмотря на возможно худшее при этом исполь зование его грузоподъемности.
Партионность перевозок не постоянна и поэтому на прак тике не представляется возможным подобрать и использо вать наиболее эффективный по грузоподъемности автомо биль для каждой перевозки. Однако, если имеются для кон кретных условий обоснованные статистические данные о партионности перевозок, расстояниях доставки грузов и других факторах, определяющих себестоимость перевозок, то можно последовательным перебором выбрать наиболее эффективные типы автомобилей.
§ 6. ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
Ранее мы рассмотрели наиболее простые модели управления запасами. Полученные нами зависимости себестоимости перевозок от грузоподъемности подвижного состава и раз мера завозимых партий грузов позволяют уточнить и рас смотреть в более общей постановке модели управления за пасами.
Себестоимость перевозки груза зависит от условий его доставки. В случае, когда размер партии груза (^р) превы шает грузоподъемности имеющихся автомобилей (gp > > qyр), себестоимость доставки груза не зависит от размера
-139