Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

из нулевого пробега при развозе пробег /„з последнего

оборота, а при сборе грузов пробег lt первого оборота или учитывать это при расчете протяженности маршрутов, что несколько усложняет зависимости.

При перевозках грузов на развозочно-сборных маршру­ тах со сбором грузов обратным пробегом один оборот вклю­ чает два транспортных цикла (ездки). Средний ожидаемый пробег автомобиля за оборот в этом случае

=

2 [/,• + (п3— 1)

 

(36)

а средние ожидаемые

протяженности

маршрута

развоза

/м.р и сбора /м.с равны

и могут быть определены по фор­

муле

А«.с = ~li + (пз — 1)

 

 

^м.р =

—<•

(37)

Время простоя автомобиля при погрузке и разгрузке гру­ зов за одну ездку

^пр =

tn.B+

(«3 — 1) t3,

(38)

где 1„.в — время простоя

автомобиля при погрузке и вы­

грузке за одну ездку без учета дополнительного

времени

на

заезды;

 

t3 — дополнительное

время на каждый

заезд в про­

межуточный

пункт.

 

Время tn.B зависит от способа и организации проведения

погрузочно-разгрузочных

работ, количества погружаемого

в автомобиль груза и объема сопутствующего сбора.

Возможны такие

условия

осуществления

погрузочно-

разгрузочных работ.

Случай 1. Способ и организация погрузочно-разгрузочных работ при использовании автомобилей различной гру­ зоподъемности остаются неизменными.

В этом случае затраты времени на погрузку груза, подлежащего развозу, можно определить из зависимости

 

tl = C nqyp + &з,

(39)

где tmn — затраты

времени

на погрузку 1 т груза;

 

Ц.3 — затраты

времени

на подготовительно-заключи­

тельные операции в пункте погрузки.

 

Время собственно выгрузки груза во всех пунктах развоза

tl =

tmvBqyv,

(40)

где tmn — затраты времени

на собственно выгрузку

1 т

груза при развозе.

 

39



Аналогично определяют затраты времени на сопутствую­

щий

сбор грузов.

 

 

 

 

 

Время собственно погрузки грузов во всех пунктах сбора

 

 

tl = CnqypK ,

 

(41)

где

fmп — затраты

времени

на погрузку

1

т груза при

 

сборе (без дополнительного времени).

Затраты времени на выгрузку груза при сборе

 

 

tl = tcmBqypkc +

^п-з,

 

(42)

где

trna — затраты

времени на выгрузку

1

т собранного

 

груза;

 

 

 

 

 

 

/„-я — затраты

времени на подготовительно-заключи­

 

тельные

операции

при

разгрузке собранного

 

груза.

 

 

 

 

 

Исходя из этого затраты времени на погрузку и разгруз­

ку грузов за одну ездку

 

 

 

 

^пр = tmпЦУр 4~ ^п-з 4" ims,CfYp ~h tmbqYpkQ-f-

4-

+

tn-ъ 4" (n3 1) t3 = qyp (tmn + lL) + qYpkc (1щ + 4n) 4~

+in-з + ^n-3 4~ (n3— 1) t3.

Вчастном случае, при отсутствии сопутствующего сбора,

kc и 4-з равны нулю и, кроме того, можно положить,

что

^п-з = t3. При kc >

0 /п-з Ф 0; с целью упрощения можно

положить, что

 

~

 

t

 

 

i

 

 

Обозначим

*•11-3

*П-3 "—'^ з•

 

/р

I

_

/

 

 

 

 

lmn

г

1тъ — *тр»

 

 

 

+

tmп =

 

ttnс,

 

где tmр, tmc— затраты времени на погрузку и разгрузку

1 т

груза соответственно для развоза и сбора.

Тогда

QYptmp 4- (}Ypkct/nc 4" ^з^з-

 

^пр =

 

Так как число пунктов завоза грузов

 

 

«3 =

- ^

,

 

 

 

3

 

gp

 

 

то приходим к выражению

 

 

 

 

 

^пр =

qyp {tmр +

tmzka4--- ^

(43)

40


Случай 2. Производительность погрузочно-разгрузочных средств или число грузчиков, используемых при погрузке грузов, подлежащих развозу и выгрузке грузов после сбора, пропорциональны грузоподъемности автомобиля.

Вэтом случае время простоя автомобиля при погрузке

иразгрузке грузов за одну ездку может быть определено по формуле

^пр = tn.s 4~ tmpqYp 4* ^mc^Yp^c 4"

= ^п.в 4"

 

 

4- ЯУР (t/np 4- tmckc 4-

,

(44)

где

tn.B— затраты времени на погрузку груза,

под­

 

лежащего развозу, и выгрузку после сбора;

tmp,

tmc — соответственно, затраты времени на выгруз­

 

ку или погрузку 1 т груза в пунктах раз­

 

воза и сбора.

 

 

Время простоя под погрузкой и разгрузкой целесооб­ разно рассчитывать по формуле (43) или (44) только в слу­ чае, если величины qyp и kc переменны. В противном слу­ чае приемлема более простая формула (38).

§ 5. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

Для определения путей и методов повышения эффектив­ ности использования транспортных средств важно знать характер и степень влияния отдельных факторов на произ­ водительность автомобиля.

В основу дальнейшего исследования нами будет поло­ жена формула часовой выработки автомобиля в тоннах;

зависимость средних

значений входящих

в

нее величин

/„ и /пр от эксплуатационных факторов

для различных

условий определяется

показанной на рис.

12

схемой.

Влияние изменения всех факторов, кроме /д и lt, на изменение выработки автомобиля в тоннах и тонно-километ­ рах по кратчайшему пути доставки, характеризующих производительность автомобиля, одинаково, так как

Г Г Д= /У д.

При оценке влияния на производительность автомобиля

среднего расстояния достаЕки грузов (Т,) и среднего расстоя­ ния доставки 1 m груза (/д) необходимо проанализировать

41


зависимость от этих факторов как выработки автомобиля в тоннах, так и в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки.

Рис. 12. Зависимость часовой выработки автомобиля в тоннах от эксплуатационных факторов.

Из анализа полученных нами зависимостей следует, что факторами, определяющими производительность авто­ мобиля на развозочных маршрутах, являются:

грузоподъемность автомобиля — q;

степень использования грузоподъемности автомобиля, характеризуемая коэффициентом ур;

42

средний размер завозимой партии груза gp;

объем сопутствующего сбора, характеризуемый коэф­ фициентом kc\

среднее расстояние доставки грузов 7(- и среднее расстоя­ ние доставки 1 т груза 1Д,

среднее расстояние пробега автомобиля между смеж­

ными пунктами завоза грузов — 7(t-_i)_

время простоя автомобиля при погрузке и разгрузке —

^п.в (tmp> ^mc> ИЛИ ta ,в, tmp> tmc) И t3,

техническая скорость автомобиля — от; нулевой пробег автомобиля — /н; время нахождения автомобиля в наряде — Т н.

Используя формулы (30) и (32) и формулы, определяю­ щие значения входящих в них величин (см. рис. 12), можно проанализировать влияние факторов на производительность автомобиля при условии, что все они являются независи­ мыми величинами, т. е. не находятся в функциональной за­ висимости друг от друга. Тогда, принимая последовательно один из факторов за переменный, при прочих постоянных, можно установить влияние каждого из факторов на изме нение производительности.

Анализ полученных формул приводит к выводу (далее это будет доказано при анализе влияния изменения каждого из факторов на изменение производительности), что зависи­ мость часовой выработки автомобиля в тоннах и тоннокилометрах по кратчайшему пути доставки грузов от каж­ дого из факторов может быть описана линейной или дробно­ линейной функцией вида

 

р Ч ) Г : ' д = - ^ ± ^ ,

 

( 4 5 )

где х = q, ур, gp

и др.— фактор,

влияние

которого

на

а, b

производительность

исследуется;

и с — постоянные коэффициенты.

и с

В конкретном случае любой из

коэффициентов а, b

может быть положительным, отрицательным или равным нулю.

Рассматриваемая дробно--линейная функция приводится

к виду у' = mix'

при

помощи преобразования координат

х — х' с, у = у' + а,

где у = Рч, 1Г*Д,

m =

Ь ас.

Графиком всякой дробно-линейной функции будет рав­

нобочная гипербола, а

полученное после преобразования

43