Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
уравнение if — mix' будет ее уравнением относительно асимптот, проходящих через точку с координатами (—с, а) и параллельных старым осям координат (рис. 13).
Расстояние от вершины гиперболы до точки 0Х (новое
начало координат) |
__ |
г = |
j/2m . |
Задаваясь значениями эксплуатационного фактора и определяя соответствующие ему численные значения выра ботки автомобиля, можно получить представление о влиянии этого фактора на производительность авто
мобиля.
Между эксплуатацион ными показателями и про изводительностью автомо биля существует более сложная зависимость. Ко личественные изменения производительности авто мобиля зависят от коэффи циентов а, в и с, значения которых определяются ком плексом факторов. Каждо му значению постоянных
параметров а, в и с при изменении анализируемого фак тора соответствует определенная кривая (прямая).
Зависимость производительности автомобиля от любого из эксплуатационных факторов определяется семейством кривых, отличных по значениям коэффициентов а, в и с. Анализ взаимосвязанного влияния факторов на производи тельность рассмотрением семейства кривых весьма сложен. Поэтому в дополнение к анализу путем последовательных подстановок целесообразно использовать такой метод срав нительного анализа влияния отдельных эксплуатационных факторов на производительность автомобиля, который на глядно отражал бы влияние каждого из факторов на произ водительность в общей связи с другими.
Решению задачи выявления взаимосвязанного влияния факторов на зависящие от них результативные величины отвечает известный методический прием определения от носительных приращений. Сущность его заключается в том,
44
что на основании предварительно рассчитанных величин, отражающих изменение одного из входящих в расчетную формулу показателей, устанавливается процентное откло нение результативной величины под влиянием соответст вующих изменений в процентах исследуемого показателя.
Для определения процента изменения результативной величины Q на 1 % изменения эксплуатационного показа теля л: обычно применяют следующую расчетную зависи мость:
|
iQ _ |
AQ |
|
Xq |
(46) |
|
|
Xl~ |
Qo |
' |
Ax |
||
|
|
|||||
где |
A% — процент |
изменения |
результативной |
|||
|
величины при |
изменении показателя |
||||
|
хп на 1% (по Я. М. Ройтману коэф |
|||||
|
фициент интенсивности влияния экс |
|||||
|
плуатационного показателя); |
|||||
|
Qo и х0 — начальные |
значения |
результативной |
|||
|
величины и эксплуатационного по |
|||||
AQ = |
казателя; |
|
|
|
|
|
Q i— Qo — приращение |
результативной вели |
|||||
|
чины; |
|
|
|
|
|
Ах = х± — х0 — приращение |
эксплуатационного по |
|||||
|
казателя, влияние которого на ре |
|||||
Здесь |
зультативную величину исследуется. |
|||||
Qx и х1 — конечные значения результативной ве |
личины и эксплуатационного показателя.
Следует иметь в виду, что процентное соотношение А% справедливо только для заданного конкретного значения ху. Изменению значения показателя от х0 до х2 соответствует изменение результативной величины на Q2— Q0 и процент ное соотношение А% и т. д.
Пусть в уравнении (46) Ах -> 0. Тогда относительное из менение производительности будет определяться конкрет ной зависимостью. При анализе производительности авто мобиля по его выработке в тоннах
|
дРч |
х |
(47) |
|
дх |
|
|
|
|
|
|
Назовем |
А х — относительное |
изменение |
выработки |
автомобиля (Рч) по показателю х. |
|
|
|
При /д = |
const, т. е. при изменении всех |
показателей, |
кроме /д и /,-, относительное изменение выработки автомобиля
45
в тоннах (Л*) |
равно относительному |
изменению выработ |
ки автомобиля |
в тонно-километрах |
по кратчайшему пути |
доставки грузов (Ах 4 ) и служит характеристикой отно сительного изменения производительности автомобиля.
Относительное изменение производительности автомо биля определяет изменение производительности в процентах на 1 % изменения эксплуатационного показателя х, влия ние которого на производительность исследуется.
§ 6. АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЯ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
В результате несложных преобразований можно получить формулы зависимости производительности автомобиля от каждого из эксплуатационных факторов (табл. 9). Иссле дуем при помощи этих зависимостей влияние различных факторов на производительность автомобиля.
Влияние грузоподъемности и ее использования на производительность автомобиля
Приведенная в табл. 9 зависимость производительности автомобиля от грузоподъемности и ее использование пред ставляет собой равнобочную гиперболу, проходящую через начало координат Рч — qyp *. Ветви этой гиперболы рас положены в I и III квадрантах, а центр асимптот находится на расстоянии aqy по оси ординат и cqy по оси абсцисс от начала координат. Так как действительные значения Рчи qyp могут быть только положительными, то интересующая нас часть ветви гиперболы будет расположена в I квадранте. Чем больше величина aqy и меньше cqy, тем больше влияние грузоподъемности автомобиля на производительность.
Из формулы, определяющей относительное изменение производительности по грузоподъемности qyp, видно, что изменение производительности в процентах на 1% измене ния qyр тем больше, чем больше cqy. Это значит, что влия ние изменения qyp на азменение производительности авто мобиля тем больше, чем больше gp и /,• и чем меньше 1ц~\) -и
Imp, tm z, I 31 К И V T ,
* В таблице приведены значения коэффициентов ацУ и cqy для случая, когда способ и организация погрузочно-разгрузочных работ при исполь
зовании автомобилей различной грузоподъемности остаются неизмен ными.
46
Это очень важно иметь в виду при распределении по маршрутам автомобилей различной грузоподъемности. Автомобили большей грузоподъемности должны исполь зоваться, в первую очередь, на маршрутах, где их приме-
ир |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
S qip.T . |
'о |
ф |
6,2 |
|
ол |
а? |
о,в |
6,7 |
0,8 |
09 д„,т. |
0 |
г |
4 |
9 |
9 |
Щ |
1? |
п |
V |
18 li.KM. |
9 |
/ |
2 |
1 |
4 |
9 |
в |
7 |
8 |
9к.,ы.ки |
ю |
|
15 |
|
20 |
|
2.5 |
|
30 |
. vr,KM/4_ |
о |
|
6.2 |
|
0Л |
|
0,5 |
|
0.8 |
tr,t3,4 |
Рис. 14. Характеристический график влияния различных фак торов на относительное изменение производительности автомоби ля по грузоподъемности (исходные показатели:
g7p = lm ; |
gр |
= |
О, 25 т; |
*с = 0; 7( = 5 км\ 7 ( ; _ _ ] ) _ ; = 1км\ t>T= |
= 20 км/ч-, |
tm |
= |
0,2 ч; t |
= 0,15 ч). |
нение обеспечивает наибольший относительный рост про изводительности .
На рис. 14 приведен характеристический график зави симости относительного изменения производительности ав томобиля по грузоподъемности от различных факторов.
Из графика видно, что значительно повысить произ водительность подвижного состава можно благодаря
47
, Таблица 9
Зависимость производительности автомобиля от эксплуатационных факторов
|
Ь{ = |
O.Zqyb (1 + |
fec) 6от; с,. = 0,5 [(п3 — 1) |
+ |
|||||
|
|
|
|
+ |
urt3) + |
tn.BVT]- |
|
|
|
|
|
|
|
|
П3 |
р ?Тр ( 1 + *с) от8; |
|
||
> |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
vT) + vrt3. |
||||
|
1 + — |
41—1)—( |
|
■(2Л- + tn |
|||||
|
п3 — 1 |
|
|
|
|
||||
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
х — h* |
^П.в> У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
b‘n.B= |
ЧУр(1 + kc) 6; |
C(n-B“ |
+ |
(Пз “ |
15 <3’ |
|||
|
f e , — |
n3 — |
Г <7Yp (1 + |
fee) 5; |
c t a — n ^ |
_ |
A Vr |
+ * n . „ ) • |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
\ рч |
/ |
\
\
\
1,
|
<V»r |
Ьу . |
|
|
|
|
|
|
От |
а0 |
|
|
|
|
|
. P __ |
( O y C y + |
_ |
<7Yp П + fee) |
. |
^ __ |
9YP П + fee) гн |
|
b p ) Vt . |
<п.в + («з — !) ^3 ’ |
Uv |
[^п.в + («a — 1) У Гя |
||||
0 — |
{Vt + c v) ( a 0v ^ — bo) ' |
||||||
_____________ |
|||||||
AV= --- Чг (при/н=0)- |
|||||||
^ “ |
<пЛ + (л»-1)#з ■ |
||||||
|
1+-Г- |
|
|
|
|
|
T |
щ |
|
|
|
\ s |
|
|
||
d |
I |
|
|
|
f |
1 |
0 |
|
|
|
1 |
Ж \ |
г |
|
r \-J- |
||||
Щ + - |
|
\ |
Продолжение табл. 9