Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 13. График дробно-линейной функции.

уравнение if — mix' будет ее уравнением относительно асимптот, проходящих через точку с координатами (—с, а) и параллельных старым осям координат (рис. 13).

Расстояние от вершины гиперболы до точки 0Х (новое

начало координат)

__

г =

j/2m .

Задаваясь значениями эксплуатационного фактора и определяя соответствующие ему численные значения выра­ ботки автомобиля, можно получить представление о влиянии этого фактора на производительность авто­

мобиля.

Между эксплуатацион­ ными показателями и про­ изводительностью автомо­ биля существует более сложная зависимость. Ко­ личественные изменения производительности авто­ мобиля зависят от коэффи­ циентов а, в и с, значения которых определяются ком­ плексом факторов. Каждо­ му значению постоянных

параметров а, в и с при изменении анализируемого фак­ тора соответствует определенная кривая (прямая).

Зависимость производительности автомобиля от любого из эксплуатационных факторов определяется семейством кривых, отличных по значениям коэффициентов а, в и с. Анализ взаимосвязанного влияния факторов на производи­ тельность рассмотрением семейства кривых весьма сложен. Поэтому в дополнение к анализу путем последовательных подстановок целесообразно использовать такой метод срав­ нительного анализа влияния отдельных эксплуатационных факторов на производительность автомобиля, который на­ глядно отражал бы влияние каждого из факторов на произ­ водительность в общей связи с другими.

Решению задачи выявления взаимосвязанного влияния факторов на зависящие от них результативные величины отвечает известный методический прием определения от­ носительных приращений. Сущность его заключается в том,

44

что на основании предварительно рассчитанных величин, отражающих изменение одного из входящих в расчетную формулу показателей, устанавливается процентное откло­ нение результативной величины под влиянием соответст­ вующих изменений в процентах исследуемого показателя.

Для определения процента изменения результативной величины Q на 1 % изменения эксплуатационного показа­ теля л: обычно применяют следующую расчетную зависи­ мость:

 

iQ _

AQ

 

Xq

(46)

 

Xl~

Qo

'

Ax

 

 

где

A% — процент

изменения

результативной

 

величины при

изменении показателя

 

хп на 1% (по Я. М. Ройтману коэф­

 

фициент интенсивности влияния экс­

 

плуатационного показателя);

 

Qo и х0 — начальные

значения

результативной

 

величины и эксплуатационного по­

AQ =

казателя;

 

 

 

 

Q i— Qo — приращение

результативной вели­

 

чины;

 

 

 

 

Ах = х± х0 — приращение

эксплуатационного по­

 

казателя, влияние которого на ре­

Здесь

зультативную величину исследуется.

Qx и х1 — конечные значения результативной ве­

личины и эксплуатационного показателя.

Следует иметь в виду, что процентное соотношение А% справедливо только для заданного конкретного значения ху. Изменению значения показателя от х0 до х2 соответствует изменение результативной величины на Q2— Q0 и процент­ ное соотношение А% и т. д.

Пусть в уравнении (46) Ах -> 0. Тогда относительное из­ менение производительности будет определяться конкрет­ ной зависимостью. При анализе производительности авто­ мобиля по его выработке в тоннах

 

дРч

х

(47)

 

дх

 

 

 

 

Назовем

А х — относительное

изменение

выработки

автомобиля (Рч) по показателю х.

 

 

При /д =

const, т. е. при изменении всех

показателей,

кроме /д и /,-, относительное изменение выработки автомобиля

45


в тоннах (Л*)

равно относительному

изменению выработ­

ки автомобиля

в тонно-километрах

по кратчайшему пути

доставки грузов (Ах 4 ) и служит характеристикой отно­ сительного изменения производительности автомобиля.

Относительное изменение производительности автомо­ биля определяет изменение производительности в процентах на 1 % изменения эксплуатационного показателя х, влия­ ние которого на производительность исследуется.

§ 6. АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЯ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

В результате несложных преобразований можно получить формулы зависимости производительности автомобиля от каждого из эксплуатационных факторов (табл. 9). Иссле­ дуем при помощи этих зависимостей влияние различных факторов на производительность автомобиля.

Влияние грузоподъемности и ее использования на производительность автомобиля

Приведенная в табл. 9 зависимость производительности автомобиля от грузоподъемности и ее использование пред­ ставляет собой равнобочную гиперболу, проходящую через начало координат Рч qyp *. Ветви этой гиперболы рас­ положены в I и III квадрантах, а центр асимптот находится на расстоянии aqy по оси ординат и cqy по оси абсцисс от начала координат. Так как действительные значения Рчи qyp могут быть только положительными, то интересующая нас часть ветви гиперболы будет расположена в I квадранте. Чем больше величина aqy и меньше cqy, тем больше влияние грузоподъемности автомобиля на производительность.

Из формулы, определяющей относительное изменение производительности по грузоподъемности qyp, видно, что изменение производительности в процентах на 1% измене­ ния qyр тем больше, чем больше cqy. Это значит, что влия­ ние изменения qyp на азменение производительности авто­ мобиля тем больше, чем больше gp и /,• и чем меньше 1ц~\)

Imp, tm z, I 31 К И V T ,

* В таблице приведены значения коэффициентов ацУ и cqy для случая, когда способ и организация погрузочно-разгрузочных работ при исполь­

зовании автомобилей различной грузоподъемности остаются неизмен­ ными.

46


Это очень важно иметь в виду при распределении по маршрутам автомобилей различной грузоподъемности. Автомобили большей грузоподъемности должны исполь­ зоваться, в первую очередь, на маршрутах, где их приме-

ир

1

2

3

4

5

6

7

8

S qip.T .

ф

6,2

 

ол

а?

о,в

6,7

0,8

09 д„,т.

0

г

4

9

9

Щ

1?

п

V

18 li.KM.

9

/

2

1

4

9

в

7

8

9к.,ы.ки

ю

 

15

 

20

 

2.5

 

30

. vr,KM/4_

о

 

6.2

 

 

0,5

 

0.8

tr,t3,4

Рис. 14. Характеристический график влияния различных фак­ торов на относительное изменение производительности автомоби­ ля по грузоподъемности (исходные показатели:

g7p = lm ;

=

О, 25 т;

*с = 0; 7( = 5 км\ 7 ( ; _ _ ] ) _ ; = 1км\ t>T=

= 20 км/ч-,

tm

=

0,2 ч; t

= 0,15 ч).

нение обеспечивает наибольший относительный рост про­ изводительности .

На рис. 14 приведен характеристический график зави­ симости относительного изменения производительности ав­ томобиля по грузоподъемности от различных факторов.

Из графика видно, что значительно повысить произ­ водительность подвижного состава можно благодаря

47


, Таблица 9

Зависимость производительности автомобиля от эксплуатационных факторов

 

Ь{ =

O.Zqyb (1 +

fec) 6от; с,. = 0,5 [(п3 — 1)

+

 

 

 

 

+

urt3) +

tn.BVT]-

 

 

 

 

 

 

 

 

П3

р ?Тр ( 1 + *с) от8;

 

>

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

vT) + vrt3.

 

1 + —

411)—(

 

■(2Л- + tn

 

п3 — 1

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

х h*

^П.в> У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

b‘n.B=

ЧУр(1 + kc) 6;

C(n-B

+

(Пз “

15 <3’

 

f e , —

n3 —

Г <7Yp (1 +

fee) 5;

c t a — n ^

_

A Vr

+ * n . „ ) •

 

 

1

 

 

 

 

 

 

\ рч

/

\

\

\

1,

 

<V»r

Ьу .

 

 

 

 

 

От

а0

 

 

 

 

. P __

( O y C y +

_

<7Yp П + fee)

.

^ __

9YP П + fee) гн

b p ) Vt .

<п.в + («з — !) ^3 ’

Uv

[^п.в + («a — 1) У Гя

0 —

{Vt + c v) ( a 0v ^ — bo) '

_____________

AV= --- Чг (при/н=0)-

^ “

<пЛ + (л»-1)#з ■

 

1+-Г-

 

 

 

 

 

T

щ

 

 

 

\ s

 

 

d

I

 

 

 

f

1

0

 

 

 

1

Ж \

г

r \-J-

Щ + -

 

\


Продолжение табл. 9