Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
Пример 2 . Пусть требуется построить общую касательную к
дңуы данным окружностям. Очевидно, что по сравнению с предыдущим примером мы имеем одним условием больше.
Теперь задача |
о п р е д е л ё н н а я |
она имеет (самое |
большое) четыре решения. |
|
|
Пример 3 . Пусть требуется построить общую касательную к трём |
||
данным окружностям. |
|
|
В общем случае не существует ни одной прямой, удовлетворяю |
||
щей поставленным условиям. Действительно, |
первые две окружности |
имеют (самое |
большее) четыре общие касательные, так что искомой |
||
прямой может |
быть только одна из этих четырёх прямых, но третья |
||
окружность, заданная произвольно, в общем случае, не будет ка |
- |
||
саться ни одной из этих прямых. Следовательно, задача будет, |
за |
||
исключением некоторых частных случаев, |
н е в о з м о ж н о й . |
На искомую фиіуру наложено слишком много условий.
. Замечание. Задачи, предлагаемые учащимся, являются, как об
щее правило, определенными. |
|
2 . Задача на построение |
часто сводится к построению некоторой |
точки. |
* |
Пример I . Провести окружность через три данные точки. |
Достаточно определить её центр.
Пример 2 . Построить треугольник, зная одну из сторон, противо
лежащий угол и соответствующую высоту.
После того, как выбрано |
положение данной стороны (где именно- |
|||
безразлично) , |
остаётся только |
построить |
противолежащую вершину. |
|
3 . В этом случае обычно |
применяемым способом |
построения явля |
||
ется метод |
г е о м е т р и ч е с к и х |
м е с т |
(множеств то |
|
чек с заданным свойством), который заключается в |
том, чтобы вывести |
из условий задачи два множества, на которых должна лежать искомая точка; пересечение обоих линий (в элементарной геометрии мы ставим
своей целью решение задач при помощи циркуля и линейки, т .е . рас сматриваем только множества точек, представляющие прямые или окруж ности) и определит положение этой точки.
|
Решение |
примера I . |
Чтобы найти центр окружности, проходящей |
|||
через |
три данные точки |
-fl, в , с , |
- достаточно заметить, |
что |
||
требование, |
чтобы искомая точка была равноудалена от точек |
fl |
||||
и ß |
, даёт |
одно множество |
точек, а требование, чтобы искомая |
|||
точка |
была равноудалена |
от |
точек fl |
и с - другое множество |
точек. |
69
|
Решение |
примера 2 . Пусть требуется |
построить треугольник |
|||||||||||||||
йВСі |
' зная |
сторону |
вс. |
, |
противолежащий угол й |
и соответстңую- |
||||||||||||
щую высоту. Если выбрано положение стороны |
ВС, |
|
ыы инеем два |
|||||||||||||||
множества для точки й- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВС |
|
|
||||||
|
|
а) |
дуга,вмещающая данный угол |
и построенная |
на |
, |
как |
|||||||||||
на хорде; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
б) |
прямая, параллельная ВС |
и |
отстоящая от неё |
на |
расстоянии, |
|||||||||||
равном высоте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Условие, |
налагаемое |
на |
положение |
точки, называется |
п р о |
||||||||||||
с т ы м |
у с л о в и е м , |
если |
существует |
некоторая линия - |
||||||||||||||
множество точек, удовлетворяющих этому условию. При этом точка |
||||||||||||||||||
определяется двумя простыми условиями, и если известны два соот |
||||||||||||||||||
ветствующих множества, то искомая точка найдётся как точка |
их |
|||||||||||||||||
пересечения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Вообще, всякая фигура определяется некоторым числом простых |
|||||||||||||||||
условий. Многоугольник, имеющий |
п |
сторон, |
определяется |
по вели |
||||||||||||||
чине и положению &п |
простыми условиями, так как |
при этом |
требу |
|||||||||||||||
ется |
|
определить |
положение п |
точек. Чтобы определить его |
только по |
|||||||||||||
величине и по форме, достаточно |
С£п-3) |
простых условий, |
так |
|||||||||||||||
как можно .задать произвольно одну вершину и направление одной из |
||||||||||||||||||
выходящих из |
этой вершины сторон. Это число |
с&п-З) |
равняется |
|||||||||||||||
п |
для |
треугольника, |
но |
не |
равняется |
п т |
если |
п |
превосхо |
|||||||||
дит |
3 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 . |
|
В силу |
этого, |
когда мы встречаемся с |
какой-либо задачей |
|||||||||||
на построение, ыы должны постараться преобразовать условие задачи |
||||||||||||||||||
таким |
образом, |
чтобы |
свести её |
к одной |
из |
тех |
задач, |
которые мы |
||||||||||
умеем |
решать; |
например, |
преобразовать условие |
так, чтобы вывести |
||||||||||||||
из него два множества точек для одной из точек, связанных с иско |
||||||||||||||||||
мой фигурой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Для этого мы рассматриваем фигуру, которая по предположению |
|||||||||||||||||
удовлетворяет поставленным условиям |
(говоря |
при этом: |
"предположим, |
что задача решена"), и эти условия служат нам как бы условием тео ремы; однако, как и в случе задач на множества точек с заданным свойством, заключение мы должны найти сами.
И в этом случае |
следует соблюдать те же общие правила, как |
|
и при доказательстве |
теорем. Как. и в случае задач на множества |
|
точек |
полученное заключение должно быть вполне равносильно усло |
|
вию. |
Действительно, |
если, с одной стороны, из условий задачи долж |
70
но следовать найденное построение, то, |
с |
другой стороны, мы долж |
ны убедиться в том, что любая фигура, |
построенная найденным нами |
|
способом, обязательно удовлетворяет всем |
условиям задачи. |
Мы не будем подробнее останавливаться на тех особенностях, которые имеют различные задачи на построение. Ограничимся в этом направлении ссылкой на книгу Петерсена "Методы и теории решения геометрических задач на построение” , Харьков, изд, 1883 год, кни гу во всех отношениях превосходную, из которой мы многое позаим ствовали (см .£ зі] ) .
71
|
|
|
|
|
|
Г л а в а |
|
I У |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
МНОЖЕСТВА ЧИСЕЛ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
§• I . |
Натуральные |
числа |
|
|
|
, |
|||||
|
Мы берем |
за основу множество |
натуральных чисел |
(обозначение |
||||||||||||
|
|
|
N = { 1 X 5 ........п, |
. .. } |
). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Множество N |
задается |
системой |
аксиом |
(Пеано, |
1889). |
|
|||||||||
|
1 °. |
Единица - |
натуральное число |
(обозначение I ) . |
|
|
||||||||||
|
2 ° . |
п е М = > слН) e l f |
|
(из |
того, |
что п |
принадлежит ß f |
|||||||||
следует, |
что следующее число |
т +і) |
|
тоже |
принадлежит Ж |
; эта |
||||||||||
аксиома вводит и операцию сложения). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
3 °. |
Единица не имеет предшествующего элемента |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
((п+1) = 1=* п ф Я ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
4 °. |
Если для |
п e N |
• |
и т е К |
известно, что |
Сл+і)= (m+l) , |
|||||||||
то п-т . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
5 °. Пусть |
А -некоторое |
множество |
натуральных чисел такое, |
||||||||||||
что |
а) |
и |
д ; |
|
б) |
если |
п е Д |
) |
|
|
( п +і ) е |
Д . |
|
Тогда Д |
||
содержит |
все натуральные числа, т .е . |
Дтло К . |
|
|
|
|
||||||||||
|
Из последней аксиомы вытекает возможность доказательства по |
|||||||||||||||
индукции |
(принцип математической индукции): если |
известно, |
что |
|||||||||||||
а) |
рассматриваемое свойство |
верно для |
единицы; |
б) |
|
и если, пред |
||||||||||
положив, |
что для о |
верно |
это |
свойство, |
можно показать,что |
для |
||||||||||
cnti) |
также верно данное |
свойство, |
то |
отсюда следует, |
что |
для |
||||||||||
всех натуральных чисел верно рассматриваемое свойство. |
|
|||||||||||||||
|
Во множестве натуральных чисел можно складывать и умножать. |
|||||||||||||||
|
Замечание. Одно и то же число может быть записано многими |
|||||||||||||||
способами. Именно, в разных системах исчисления число |
записывается |
по-разному. Например, десятичная запись 205 означает 2-100+0.10+5. Но то же самое число можно записать и в семиричной системе, т .е . в
72
виде
|
|
а - г 3 + |
|
+С-1 + d . |
|
|||
Но |
сразу видно, |
что |
а |
=о, |
ибо I 3= зчз , |
а зчз>иоз. |
||
Цифра 6 = 4 (ибо |
49 |
X |
5 |
= |
245, |
а 49 х 4 = 196), |
далее, с = I , |
|
d |
= 2 . Итак, 2 0 5 ц 0) |
= |
4 |
І2 (7) . |
Наиболее употребительными (после |
десятичной) являются восьмиричная и двоичная системы счисления, что связано со счетом на современных цифровых машинах. Наконец, отметим, что существуют правила перевода из одной системы счисле ния в другую.
Конечные |
подмножества. Элементы комбинаторики |
|
|||||
Если рассматривать подмножества К |
, |
такие, |
что |
каждое число |
|||
из подмножества меньше или равно заданному числу |
л , |
то получим |
|||||
конечное множество, содержащее не |
более |
п |
элементов. |
|
|||
Часть задач, |
возникающих в конечных множествах, |
рассматрива |
|||||
ются и решаются |
к о м б и н а т о р н ы м и |
м е т о д а м и . |
|||||
Типичный вопрос для комбинаторики: сколько элементов |
(или подмно |
||||||
жеств данного |
конечного множества) |
обладают некоторым |
свойством? |
||||
Другой вопрос, |
характерный для этих задач: сколькими |
способами |
|||||
можно разбить конечное множество на подмножества по некоторому |
|||||||
набору признаков? |
|
|
|
|
|
|
|
Комбинаторные методы используются |
при |
решении задач, связан |
|||||
ных с обработкой информации, составлением планов и расписаний. |
|||||||
Однако существенное затруднение |
необходимость |
производить пере |
|||||
бор различных вариантов - здесь не |
преодолено'до |
сих |
пор. Ярким |
примером того, что перебор подчас невозможно провести за обозри
мый отрезок |
времени, |
является |
задача - |
невозможность научить уни |
|
версальную цифровую машину, играть в шахматы. Подсчитано, |
что пере- |
||||
• |
|
О |
непрерывной работы машины, |
производя |
|
бор вариантов займет |
10 лет |
||||
щей операции |
со скоростью, составляющей |
% скорости света. Однако |
надо отметить, что есть сдвиги в этой проблеме. Машину учат "мыс лить" -делать направленный перебор.
Приведем здесь основные правила комбинаторики. Правило суммы
Если некоторый объект А можно выбрать т. способами, а другой объект В можно выбрать я способами (ни один способ выбора А не . совпадает с каким-нибудь выбором В ), то выбор "либо А, либо В"
можно осуществить, т+п. способами.
73