Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устанавливается над верхней плитой на опорном подшипнике. К нижнему концу винта через соединительную муфту крепится зажимной патрон.

Приспособление устанавливают над штырем. Конец штыря, вы­ ступающий из грунта, зажимают сухариками патрона, который затягивают хомутами соединительной муфты. Затем гайку вра­ щают по часовой стрелке, винт, поднимаясь вверх, тянет соедини­ тельную муфту, а последняя — зажимной патрон со штырем.

. Обслуживает приспособление один рабочий II разряда. Приме­ нение этого приспособления в тресте Дальстроймеханизация поз­ волило сэкономить 34 г стали в год. Чертежи на это приспособле­ ние разработаны ЦБТИ ЦНИИОМТП. Электроэнергия к кранам подводится по гибким электрическим кабелям типа КРПІ и ГРШС. При перемещении кабелей по подкрановым путям рези­ новая оболочка кабелей быстро изнашивается, и кабель становит­ ся непригодным к эксплуатации. Чтобы избежать этого, применя­ ют ряд приспособлений, например, кабельные барабаны. Метал­ лический барабан, прикрепленный на подшипниках к раме крана возле одного из ведомых его колес, приводится в движение с по­ мощью клиноременной передачи. Диаметр барабана и скорость его вращения подбирают так, чтобы натяжение кабеля при дви­ жении крана оставалось постоянным.

При движении крана кабель либо натягивается на барабан, либо разматывается. Конец кабеля закрепляется на барабане, а его фазы крепятся к леммам токоприемника. При помощи гра­ фитовых щеток напряжение от токоприемников снимается и по­ дается через рубильники на главную электропанель крана.

Кабельные барабаны нашли широкое применение в трестах Запорожстроймеханизация, Криворожстроймеханизация и др.

Инвентарные кабельные лотки, деревянные или железобетон­ ные сечением 600X300 мм, расположенные вдоль подкрановых путей, хорошо предохраняют кабели от преждевременного износа. Такие лотки, изготовленные из строганых досок, перевозят с объекта на объект вместе с подкрановыми путями. Инвентарные деревянные лотки покрывают масляной краской, а для прочнос­ ти — укрепляют специальными металлическими поковками. Наи­ более удобная длина доски 4 м. Лотки на подкрановых путях центрируют специальными центровочными устройствами и кре­ пят к шпалам. Для предохранения кабеля от износа применяют тросовые нити. Кабель подвешивают к натянутой стальной про­ волоке или тросу диаметром 6—8 мм специальными металличес­ кими кольцами, которые скользят по проволочной нити. В зави­ симости от. конструкции крана тросовая нить может быть натя­ нута посередине или сбоку подкранового пути.

В тресте Запорожстроймеханизация предложены подкрановые рельсовые пути нового типаг (рис. 49).

Звенья таких подкрановых путей выполняют на деревянных шпалах длиной 1350 мм, уложенных через 50 см. Рельсы опира­

116


Рис. 49. Однорельсовое звено нового типа под­ крановых путей:
1 — рельс; 2 — подкладка; 3— железобетонная балка угло­ образного сечення; 4 — мон­ таж ная петля; 5— болт креп­ ления шпалы; 6 — стяжной болт; 7— костыль; 5— шпала.

ются через подкладку на шпалу и крепятся к ней костылем. Тор­ цы шпал связаны с помощью стяжных болтов железобетонными углообразными балками в однорельсовое звено длиною 6,5 м. Из таких звеньев выполняют звенья подкра­ нового пути, соединяемые между собой стяжками из швеллера гнутого профиля и стяжными болтами.

Этот тип подкрановых рельсовых путей отличается от обычных звеньев рельсо­ вых путей установкой двух углообразных железобетонных балок, воспринимающих на себя через шпалы давление от веса крана и относительно равномерно переда­ ющих его на грунт основания без выпол­ нения балластного слоя. Утрамбованная и выровненная по отметкам поверхность грунта является хорошим основанием для подкранового пути. Слой песка толщиной 3—5 см вполне достаточен для равномерной'передачи давления крана на грунт.

Инвентарные звенья рельсового пути с деревянными полушпалами, на деревян­ ных шпалах с применением металличес­ ких стяжек и стяжек из инвентарных де­ рево-металлических секций изображены на рис. 50—52.

Днепропетровский районный ремонтно­ механический завод треста Днепростроймеханизация Минтяжстроя УССР изго­ тавливает прицеп для устройства подкра­ новых путей. Прицеп состоит из прицеп­

ного портала, оснащенного гидроцилгшдрами, с помощью которо­

го пути

отрывают от основания и закрепляют их пачкой (3—

5 шт.)

под конструкцией портальной тележки. Укладывают

звенья на новом месте в обратном порядке также с помощью гидроцилиндров.

Прицеп для укладки, разборки и перевозки инвентарных звень­ ев подкрановых путей выполнен в виде горизонтальной коробча­ той балки, опирающейся сзади на П-образную раму, оборудован­ ную колесной парой, а сзади — на седельное устройство. В гори­ зонтальной плоскости коробчатая балка усилена раскосами. К балке крепятся два гидроцилиндра, с помощью которых через систему канатов рельсовая плеть поднимается и опускается.

Для крепления звеньев служат вертикальные стойки, оборудо­ ванные фиксаторами.

Инвентарные звенья укладывают в следующей последователь­ ности: прицеп наезжает на балластную призму по оси укладки, полузвеньев и останавливается над местом укладки. Захваты,

117


Рис. 50. Инвентарное звено рельсового пути с деревянными полушпа­ лами:

/ — рельс; 2 — полушпала; 3 — подкладка; 4 — стяжка металлическая; А — раз­ мер колен.

Рис. І>1. План подкрано­ вого пути на деревянных шпалах с применением

металлических стяжек:

12500

а — при давлении на ходовое

колесо

до

15 г; б — при дав­

лении

на

ходовое колесо от

15

до 22 т;

в — при давлении

на

ходовое

колесо от 22 до

28

т;

1 — металлическая

стяжка;

2 — стяжка из дере­

вянного

бруса; А — размер

 

колен.

прикрепленные к канату, накладываются на головку рельса, после чего полузвено приподнимается на 3—5 см для освобождения фиксаторов, а затем укладывается на балластный слой. Перед разборкой звеньев накладки и стяжки между полузвеньями сни­ мают, шпалы очищают от строительного мусора, проверяют на­ дежность крепления рельсов к шпалам. Прицеп наезжает на по­ лузвено так, чтобы оно оказалось посредине между колесами. Клещевой захват накладывается на головку рельса, после чего

118

1550

 

 

5940

200

1140 .

/ _

 

- J ____ X

1

 

 

 

J 1

m 1m ш ml I & Щ1 -

ц* ш

ш 1

игр Гш от ш пг о

 

 

 

J

 

 

.

 

 

 

поперечной

1

 

 

Ось

 

 

 

12500

6250

550.570X10

___

 

_____________

1L m 1 Д)

и

ш J а II m

m S Hi

■ш LГ га

Ш• ■пг

ш

от га га

І в

200

 

 

I

1

 

поперечной

 

 

 

 

I

 

 

 

Ось

 

 

Л - m

m Л1 m m гл1 гл m m П)

m п»

(В . : Щ

£

Ш

га Г га

ш _ Я И

ш

eta * та

Г

ш ш ш

■ш

1и о тш

Ш■г

Шг

8

і в

“ 1

"

II

 

 

 

 

 

II г

1

T - i

Рис. 52. Звено рельсового пути из инвентарных дерево-металлических секций:

I — подкладка: 2 — полушпала; 3

— швеллер; 4 — прижим; 5 — шпилька;

6 — гайка;

7 — шайба пружинная; 8 — рельс;

9 — ограничительная планка; 10 — связь;

А — размер

 

колеи.

 

звено поднимается в крайнее верхнее положение и закрепляется фиксаторами. Затем прицеп наезжает на очередное полузвено и операция повторяется до полной загрузки прицепа.

Для буксировки прицепа применяют трактор МТЗ-5 или Т-40, также может быть применен тягач ЗИЛ-164-a. Стоимость и трудо­ затраты на перевозку подкранового пути специализированными прицепами к трактору в два с лишним раза ниже, чем его пере­ возка автомобилем ЗИЛ-150 с прицепом.

119


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНОЙ БАЗЫ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БАШЕННЫХ

КРАНОВ

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВ

Для надежной работы башенных кранов необходимо обеспе­ чить своевременное и правильное техническое обслуживание и ремонт всего оборудования крана.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс тех­ нических мероприятий, предупреждающих неисправности и слу­ жащих для обнаружения возникших повреждений.

Техническое обслуживание производится по заранее разрабо­ танному графику после отработки установленного нормами ко­ личества машино-часов работы. Оно осуществляется в принуди­ тельном порядке независимо от состояния кранового оборудова­ ния.

Техническое обслуживание может быть ежесменным и периоди­ ческим. Ежесменное обслуживание является обязательным и спе­ циально не планируется.

Периодическое техническое обслуживание определяется завод­ скими указаниями по эксплуатации и ремонту.

При техническом обслуживании устраняют мелкие неисправ­ ности, обнаруженные при эксплуатации крапа, производят обтир­ ку и очистку оборудования (лебедок, редукторов, тормозных уст­ ройств, контроллеров, контактов магнитных пускателей и др.); проверяют контактные кольца и щетки двигателей, подтягивают крепления контактов; фиксируют замеченные дефекты, подлежа­ щие устранению при ближайших очередных ремонтах; каждый раз проверяют пусковые и тормозные устройства, заземление ка­ беля и действие ограничителей. Организация ремонта башенных кранов должна обеспечить бесперебойную работу всех узлов и агрегатов крана, поддерживать его в состоянии, соответствующем правилам технической эксплуатации.

Всостав ремонтных работ входят разборка машин, агрегатов

иузлов, замена изношенных деталей, сборка узлов, агрегатов и машин, их испытание и окраска.

Всоответствии с нормативами на выполнение технического об­ служивания и ремонтов башенных кранов (согласно инструкции по проведению планово-предупредительных ремонтов (ППР) строительных машин СН-702—68) различают периодическое техническое обслуживание (ТО) и два вида ремонта: текущий (Т)

икапитальный (К).

При текущем ремонте устраняют неисправности в агрегатах и узлах, производят замену отдельных узлов, требующих капи­ тального ремонта, новыми или заранее отремонтированными.

120


Во время текущего ремонта проверяют все электрооборудова­ ние, устраняя дефекты, не требующие полной разборки машины; подгоняют щетки на двигателях, заменяют изношенные контакты контроллеров; регулируют нажатие контактов и щеток, оборудо­ вание очищают от пыли и грязи;

смазывают трущиеся части аппаратуры, двигателей, редукто­ ров, лебедок, ходовой части; проверяют крепление агрегатов.

Капитальный ремонт крана сводится к одновременному ремон­ ту всех узлов и агрегатов машины с полной разборкой, сборкой и испытанием. По окончании капитального ремонта производится прием крана в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

Ремонт машин, их узлов и агрегатов может производиться ин­ дивидуальным и обезличенным методами.

При индивидуальном методе ремонта отремонтированные де­ тали устанавливают в те же узлы и на ту же машину, с которой они были сняты. Второстепенные детали при этом могут быть обезличены.

При обезличенном методе ремонта сборку узлов и агрегатов производят заранее отремонтированными деталями.

Обезличенный метод ремонта является более прогрессивным. Техническое обслуживание и текущий ремонт выполняют на строительных объектах или в ремонтных мастерских треста (уп­

равления) механизации.

Капитальный ремонт следует выполнять на ремонтных заводах или в мастерских с заменой узлов и агрегатов, отремонтирован­ ных на заводах.

Для башенных кранов техническое обслуживание и ремонт могут совмещаться с периодами монтажных и демонтажных ра­ бот.

В настоящее время ремонт кранов еще дорог и связан с дли­ тельными простоями машин. Известно, что стоимость всех видов ухода и ремонта за кранами составляет от 30 до 55% стоимос­ ти машино-смены.

Высокая стоимость ремонта обусловлена, в первую очередь большой их трудоемкостью. Так, фактическая трудоемкость ка­ питального ремонта башенного крана грузоподъемностью 5— 10 т составляет 1250 чел.-ч, крана на железнодорожном ходу гру­ зоподъемностью 30 г — 2400 чел.ч.

Фактическая трудоемкость капитальных ремонтов некоторых кранов весьма значительная, в ряде случаев ее величина дости­ гает трудоемкости изготовления новых машин.

Снижение затрат на ремонт полностью зависит от своевремен­ ного качественного технического обслуживания, предотвращаю­ щего преждевременный износ деталей и узлов кранов.

Одним из основных условий улучшения использования кранов, является своевременное и качественное проведение ремонта*по действующей системе ППР (СН 207—68).

121