Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ван рычажный механизм выдвижения обоймы, служащий для подращивания промежуточных секций башни.

Монтажный барабан на правой балке платформы служит для выбора слабины стрелового каната при неполной высоте крана, а также для крепления второго конца стрелового каната. Барабан имеет две секции.

Башня крана состоит из оголовков, верхней секции, пяти проме­ жуточных секций, портала и подвижной обоймы. Металлоконст­ рукция башни решетчатая, прямоугольного сечения, выполнена из горячекатаных и холоднотянутых труб. По мере возведения зданий башня подращивается снизу отдельными секциями.

Сверху на оголовке укреплены хомутами грузовой блок и два блока расчала, а на боковой цапфе заднего пояса смонтирован блок грузового каната. Монтажная стойка служит для подъема башни и приведения стрелы в рабочее положение.

Портал представляет собой две трехгранные фермы, соединен­ ные в двух ярусах коробчатыми балками. На поясах портала смонтировано 16 направляющих роликов, предназначенных для удерживания башни в вертикальном положении при ее выдвиже­ нии. В верхнем ярусе на балках расположены четыре замка для посадки на них выдвинутой башни. Привод замков — рычажно­ пружинный, с управлением от рукояток. Стрела крана решетча­ тая, четырехсекционная. Грузовая каретка перемещается по двум нижним поясам трехгранной фермы. Длина стрелы 20, 25 и 30 м, в зависимости от количества секций.

Вылет стрелы крана изменяется от 5,5 до 30 м при горизон­ тальной стреле. Кран может работать также со стрелами длиной 20 и 25 м, установленными под углом 35 и 50° к горизонту.

Верхний пояс стрелы, раскосы и связи выполнены из труб, ниж­ ние пояса — из уголкового профиля. В корневой части стрелы имеются два кронштейна для установки лебедки передвижения каретки с конечным выключателем. Грузовая каретка состоит из двух П-образных коробчатых рам, связанных двумя швеллера­ ми. На осях П-образных рам установлены балансиры с ходовыми катками, перемещающимися по нижним поясам стрелы. Для пре­ дотвращения схода катков с поясов стрелы рамы оборудованы четырьмя боковыми роликами, установленными на осях.

На поперечных балках П-образных рам, в кронштейнах, смон­ тированы барабаны для закрепления концов тягового каната и выбирания его слабины при вытяжке.

Лебедка передвижения каретки выполнена на базе агрегата • МТРГУ-120, состоящего из электродвигателя, тормоза и универ­ сального глобоидального редуктора. Крутящий момент с выход­ ного вала редуктора передается на барабан с винтовой нарезкой под канат. Крепят лебедку с помощью опоры редуктора и опоры

барабана.

На металлоконструкции стрелы установлен конечный выклю­ чатель типа ВУ-250А, шпиндель которого получает вращение от

31


конца полуоси барабана. От шпинделя конечного выключателя получают вращение датчик угла ограничителя грузоподъемности ОГП-1 и переменный потенциометр указателя вылета каретки.

Крюковая обойма — двухблочная. Расстояние между каната­ ми 1,2 м, что исключает их закручивание.

Кран имеет различные грузовые характеристики, в зависимос­ ти от количества промежуточных секций в башне, количества сек­ ций стрелы, а также угла ее установки.

Для привода механизмов крана применены крановые электро­ двигатели с фазовыми роторами, а для привода лебедки передви­ жения каретки — электродвигатель с короткозамкнутым рото­ ром. Все двигатели рассчитаны на работу в повторно кратковре­ менном режиме.

На грузовой и стреловой лебедках установлены тормоза типа ТКТ-300, в механизмах передвижения крана и каретки — тормо­ за типа ТКТ-200/100, в механизме поворота — колодочный тор­ моз специального исполнения с тормозными магнитами типа МО100Б.

Кран рассчитан на работу от электрической сети трехфазного переменного тока напряжением 380/220 в. Ток подается по гиб­ кому кабелю марки КРИТ.

Управляют краном с помощью командоконтроллеров из навес­ ной кабины крановщика, расположенной в верхней части башни.

Кран снабжен ограничителями грузоподъемности, высоты подъема крюка, изменения вылета каретки, высоты подъема баш­ ни, поворота и передвижения.

Монтаж крана производится собственными механизмами и ав­ томобильным краном грузоподъемностью 5—10 т. Перевозят кран в собранном виде на специальных подкатных тележках тягачом ЯАЗ (КрАЗ).

Кран башенный КБ-160.2 с телескопической трубчатой башней.

Самоходный полноповоротный башенный кран КБ-160.2 с много­ моторным электроприводом предназначен для выполнения строи­ тельно-монтажных работ при возведении крупноблочных зданий высотой до 9—11 этажей.

Кран состоит из ходовой рамы, поворотной платформы, башни, стрелы, унифицированных механизмов, механизма выдвижения башни, кабины и электрооборудования. К проушинам ходовой рамы шарнирно присоединены диагонально расположенные флю­ геры, опирающиеся на ходовые тележки. На поворотной платфор­ ме, соединенной с ходовой рамой опорно-поворотным кругом, раз­ мещены грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота и бал­ ласт. Грузовая лебедка снабжена тормозным генератором, позво­ ляющим получать минимальную скорость опускания груза.

На переднюю часть поворотной платформы шарнирно опирает­ ся трубчатая башня, состоящая из неподвижной наружной и вы­ движной внутренней частей. Внутренняя часть башни выдвига­ ется полиспастом и подъемной штангой, вынесенными на внеш-

32


нгою сторону трубы. После трехкратного подъема штанги дости­ гается максимальная высота крана.

Телескопическая лестница внутри башни ведет к кабине маши­ ниста, прикрепленной сбоку выдвижной части башни. Электроап­ паратура управления краном размещена в кабине. Стрела кра­ на, изготовленная из стали специального гнутого профиля, шар­ нирно соединена с башней.

Кран оснащен устройствами, обеспечивающими безопасность работы. Монтируют и демонтируют его с помощью собственных механизмов и автокрана грузоподъемностью 5 т.

В транспортное положение кран переводит бригада из трех человек за 3 ч. Столько же времени требуется на установку крана в рабочее положение.

Перевозят кран в сложенном виде с помощью тягача и подкат­ ной оси. При перевозке стрела складывается.

Кран КБ-160.4 грузоподъемностью 2—3 г (рис. 11) предназна­ чен для строительства элеваторов из сборных элементов. Полноповоротный башенный кран КБ-160.4 на рельсовом ходу самоход­ ный с многомоторным электроприводом от сети переменного трех­ фазного тока напряжением 200/380 в.

Решетчатая башня крана, выполненная из трубчатых элемен­ тов, состоит из неподвижной и выдвижной секций. Неподвижная секция устанавливается на поворотной платформе и удержива­ ется в вертикальном положении телескопическими подкосами. Портал в верхней части выполнен в виде обоймы с роликами, в которой может перемещаться выдвижная секция в процессе ее наращивания.

Выдвижная секция состоит из четырех инвентарных (длиной по 5,6 м) и одной головной секции, скрепленных фланцевыми соеди­ нениями. Уменьшение высоты башни повышает грузовой момент крана. Башня выдвигается с помощью полиспаста.

Решетчатая стрела трубчатого исполнения состоит из трех сек­ ций, стыкующихся с помощью фланцевых соединений. На голов­ ке стрелы шарнирно устанавливается гусек из трубчатых эле­ ментов, крепящихся с помощью стойки и канатных оттяжек. В головной части стрелы смонтированы блоки-серьги стрелового расчала и ограничитель высоты подъема крюка. Кран, кроме того, оборудован ограничителями грузоподъемности ОГП-1, пути пе­ редвижения и поворота.

На поворотной платформе размещены грузовая и стреловая ле­ бедки, механизм поворота и балласт.

Грузовая лебедка снабжена тормозным генератором, обеспе­ чивающим минимальную скорость опускания груза. Платформа через двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство сое­ динена с опорной рамой. С последней шарнирно соединены диаго­ нально расположенные флюгеры, опирающиеся на ходовые те­ лежки. В качестве приводных электродвигателей используются электродвигатели переменного тока типа МТ, асинхронные, с фа-

3— 1640

33


9

Рис. II. Общий вид башенного крана КБ-160.4:

/ — ходовая тележка; 2 — монтажный

барабан;

3 — лебед­

ка

стреловая;

4— противовес; 5— кабина; 6 — расчал стре­

лы;

7 — блок

отводной; 8 — датчик

ограничителя

грузо­

подъемности

ОТП-1; 9 — крюковая

обойма;

10 — гусек;

// — стрела;

12 — растяж ка стрелы;

13 — башня;

14 — ле­

бедка грузовая; 15 — механизм поворота; 16 — поворотная платформа; П — опорно-поворотный круг; 18 — ходовая рама.

зовьш ротором, в крановом исполнении. Для снижения динами­ ческих нагрузок при пуске двигателей предусмотрены невыклю­ чаемые ступени сопротивления. Все переключения в силовых це­ пях крана производятся электромагнитными контакторами, вхо­ дящими в состав двух магнитных контроллеров, смонтированных на поворотной платформе и управляемых дистанционно с по­ мощью командоконтроллеров типа КК-8000. Для защиты цепей приводных электродвигателей от перегрузок предназначены че­ тыре электромагнитных максимальных реле типа РЭ-511.

Кран башенный КБ-306 (С-981)' грузоподъемностью 4—8 т (рис. 12) предназначен для механизации строительства много­ этажных многопролетных промышленных и жилых зданий высо­ той до девяти этажей.

Кран самоходный полноповоротный на рельсовом ходу, осна­ щенный унифицированными механизмами. Кран имеет многодви­ гательный электропривод, получающий питание от сети перемен­ ного трехфазного тока напряжением 380/220 в.

Ходовая рама представляет собой сварную конструкцию ци­ линдрической формы коробчатого сечения. Рама опирается на диагонально расположенные флюгеры коробчатого сечения, уста­ новленные на ходовые тележки. Две тележки, расположенные по диагонали, оборудованы раздельными механизмами передвиже­ ния. -

Поворотная платформа представляет собой плоскую сварную раму, состоящую из кольцевой балки коробчатого сечения и кон­ сольной части в виде сварных двутавров. ..

Всредней части рамы приварена двуногая стойка, служащая опорой для подкосов башни и монтажной стойки. В передней части рамы расположены проушины крепления башни, соединен­ ные подкосами с двуногой стойкой.

Вцентральной части платформы устанавливаются механизм поворота, грузовая и стреловая лебедки, шкаф электрооборудо­ вания и балласт. В задней части рамы имеются проушины для крепления оттяжки нижней обоймы стрелового полиспаста, уста­ новленной на монтажной стойке. Поворотная платформа через двухрядный шариковый поворотный круг опирается на ходовую раму. Башня крана состоит из портала, монтажной люльки, трех рядовых секций, головной секции, подстрелка и телескопических распорок.

Портал представляет собой пространственную решетчатую, в поперечном сечении П-образную конструкцию, соединенную в верхней части двумя рамами коробчатого сечения. К нижней раме шпильками крепятся диагональные балки для закрепления баш­ ни в рабочем положении. На верхней и нижней рамах установ­ лены восемь направляющих роликов, удерживающих башню в вертикальном положении при ее выдвижении. Внутри портала ус­ тановлена откидная монтажная площадка, снаружи — посадоч­ ная лестница и площадка.

3*

35


Рядовая секция башни представляет собой решетчатую конст­ рукцию квадратного сечения, сваренную из уголкового проката, головная — усеченную пирамиду, нижнее основание которой пе­ реходит в призму.

Вверху призматической части имеются проушины для установ­ ки стрелы и подстрелка, в сеседине предусмотрен проход в каби-

/ — ходовая рама; 2 — поворотная платформа; 5 — контргруз и балласт; 4 — поли­

спаст; 5 — стреловой

канат; 6 — подстрелок; 7 — оттяжка

стрелы; 5 — грузовой

к а ­

нат; 9 — стрела; ІО — кабина;

// — башня; /2 — портал;

13 — стреловая и грузовая

лебедки, механизм

поворота

и электрооборудование; 14 — ходовая тележка;

15

 

 

крюковая обойма.

 

 

36

ну. Внутри секции имеются лестница и площадка для входа в кабину и прохода на подстрелок.

Телескопические распорки состоят из двух труб (внутренней и наружной), скрепляемых в рабочем положении двумя откид­ ными болтами и в транспортном положении — двумя стопорными винтами.

Стрела крана состоит из четырех секций. Секции — прямо­ угольные, решетчатой конструкции, сварены из уголков. Секции имеют фланцевое соединение и стыкуются друг с другом с по­ мощью откидных болтов и штырей. В головной части стрелы смонтирован механизм изменения кратности грузового полис­ паста.

Полиспасты крана состоят из грузового и стрелового канатов, оттяжек и блоков, расположенных на стреле, головке башни, под­ стрелке, обойме стрелового полиспаста, монтажной стойке и крюковой подвеске.

Опора стрелы состоит из плоской сварной рамы, канатных от­ тяжек, крепящих опору к оголовку башни, и оттяжек, крепящих опору к стреле. Верхние оттяжки снабжены для натяжения тал­ репами.

Кабина машиниста навесная. Передняя стенка кабины выпол­ нена в виде остекленного фонаря. В кабине размещена электро­ аппаратура управления. Слева от машиниста смонтирован ука­ затель грузоподъемности и вылета стрелы.

Башенный кран снабжен анемометром, а также ограничителя­ ми грузового момента типа ОГП-1, высоты подъема груза и подъ­ ема стрелы, передвижения и поворота.

Для подъема грузов весом до 8 т кран снабжен механизмом полуавтоматического изменения кратности грузового полиспаста с автоматическим переключением грузовых характеристик.

Башня и стрела крана состоят из отдельных взаимозаменяемых секций, что позволяет выполнять сборку крана по различным схемам, отличающимся высотой башни и длиной стрелы.

Высоту башни изменяют с помощью монтажной люльки и пор­ тала башни путем подращивания башни снизу. Выдвигают баш­ ню с помощью монтажного полиспаста и грузовой лебедки.

В собранном виде кран перевозится на подкатной тележке в прицепе к тягачу КрАЗ.

С1969 г. серийно выпускается башенный кран С-981 К с гру­ зовой кареткой на стреле. Грузоподъемность крана составляет 3,2—8 т, вылет крюка — 4,8—25 м, высота подъема при горизон­ тальной стреле — 26,6 м, общий вес — 81т.

С1970 г. серийно выпускается башенный передвижной самомонтирующийся кран С-981А грузоподъемностью 4—8 т. Кран

споворотной башней и подъемной стрелой решетчатой конструк­ ции предназначен для строительства зданий высотой до 12 эта­ жей. Техническая характеристика крана приведена в табл. 2.