Файл: Ефимычев Ю.И. Экономические проблемы повышения качества, надежности и долговечности литых деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
своей структуре почти аналогичны выявленным у отливок на контроле в литейных цехах, за исключением специфичных экс плуатационных дефектов (поломки и разрушение деталей).
Первая группа дефектов возникает в процессе изготовления отливок и выявляется при контроле в литейном цехе и в механи ческом после обработки. При высокой дефектности отливок веро ятность их проникновения на готовое изделие резко возрастает,
инаоборот, уменьшение брака по раковинам и другим литейным дефектам приводит к сокращению внезапных отказов литых деталей1. Мероприятия, направленные на устранение брака по раковинам (песочным, газовым, усадочным), ведут к ликвидации аналогичных рекламационных дефектов. Тщательный контроль
ивыявление этих дефектов должны обеспечиваться контрольным аппаратом ОТК с привлечением исполнителей на каждой опера ции в механическом цехе.
Поломки и разрушения отливок вызываются отклонением ме ханических свойств металла от стандарта из-за нарушения хими ческого состава и наличия скрытых дефектов, ослабляющих тело отливки. Поэтому особо ответственные литые детали необходимо подвергать рентгеноиспытанию или другим видам контроля без разрушения отливок. Но и в пределах, допускаемых стандарта ми или техническими условиями, наблюдается значительное рас сеивание механических свойств отливок из стали и чугуна, что приводит к соответствующим изменениям долговечности литых деталей. Как следствие разностойкости деталей — резкое сниже ние надежности узла или агрегата и повышение потока отказов машины.
Кчислу мероприятий, повышающих стабильность показателей производственного качества отливок (механические свойства, твердость, структура и т. п.), относятся следующие: использова
ние оборудования, обеспечивающего заданные параметры с ми нимальным разбросом, статистический контроль технологических процессов, применение исходных материалов в строгом соответ ствии стандартам и техническим условиям и т. п.21
Основная причина трещин, выявленных в процессе гарантий ной наработки,— нарушение геометрии отливок, особенно умень шение толщины стенок цилиндров двигателей против допустимой
ит. п. Этот вид рекламационных дефектов зарождается в про
1Получение литой детали без внутренних пороков — одна из трудноре шаемых проблем литейного производства, особенно для стального и чугунного литья в песчано-глинистые формы. Известные исследования советских ученых
Ю.А. Нехендзи, Н. Г. Гиршовича, Б. Б. Гуляева, А. А. Рыжикова и других, внесших значительный вклад в изучение механизма образования пороков сталь
ных и чугунных отливок, при практической реализации, по нашему мнению, требуют для обеспечения действенности организационных и экономических мер.
2Ройтбурд Л. Н., Ефимычев Ю. И. Исследование уровня и динамики брака
влитейном производстве.— «Известия высших учебных заведений. Черная ме таллургия», 1968, № 5.
69
цессе производства (неправильная установка стержней, нару шение баз механической обработки и т. д.), но проявляется он в процессе эксплуатации машин и оборудования. Организацион ные меры борьбы с этим дефектом заключаются в тщательном •соблюдении технологии изготовления отливки и регулярной про филактической проверке моделыю-опочного инструментария.
Внезапные отказы литых деталей в период после гарантийной наработки могут появляться в результате разрушения детали из-за снижения прочностных свойств отливки, вызванного мест ным перегревом детали во время работы, а также в результате усталостных трещин металла. Например, в процессе первого ка питального ремонта около 30% 6 -цилиндровых блоков цилиндров отсеиваются как брак по трещинам в области верхней плоскости детали и со стороны клапанной коробки. Причины образования этих трещин достаточно хорошо не изучены. На наш взгляд, это остаточные напряжения, которые развиваются в различных час тях отливки во время ее охлаждения после заливки формы жид ким металлом. Кроме того, остаточные напряжения в отливке приводят к деформации опор коренных подшипников блока ци линдров, в результате которой происходит смещение оси цилинд ров от оси коленчатого вала на недопустимую величину. Это смещение при работе двигателя вызывает повышенный износ цилиндров блока, шеек коленчатого вала, поршневых колец п других деталей. Наиболее эффективными мероприятиями по снижению остаточных напряжений в блоке являются следующие: увеличение времени охлаждения отливок в форме, отжиг или естественное старение (табл. 3.4) необработанных отливок или прошедших черновые операции механической обработки.
Рассматривая поток отказов во времени, необходимо отметить, что внезапные отказы литых деталей проявляются, в основном,
в начальный |
период — период приработки |
и только |
небольшая |
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3.4 |
|
Уровень напряжений в отливках блоков цилиндров при различных |
||||||
|
|
режимах их охлаждения и отжига |
|
|||
|
|
|
Средние напряжения |
Максимальные напряжения |
||
Наименование мероприятии |
кг/мм* |
|
кг/мм* |
/0 |
||
|
|
|
|
|
|
0£ |
Охлаждение |
в |
форме |
-f-6,43 |
100,0 |
+21,0 |
100,0 |
30 мин |
в |
форме |
+5,24 |
81,5 |
+12,0 |
57,1 |
Охлаждение |
||||||
2 час |
|
|
+3,73 |
58,0 |
+ 10,9 |
51,9 |
Отжиг 2 час при тем |
||||||
пературе 500—600 °С |
+ 3 , / |
57,8 |
+ 13,0 |
61,9 |
||
Естественное |
старение |
|||||
7 мес. |
|
|
|
|
|
|
70
их часть в период устойчивой работы системы, когда отказы носят случайный характер. При дальнейшей работе машины по степенно начинает возрастать число параметрических отказов. Большинство отказов литых деталей в этот период является результатом износа: для восстановления надежности машины подвергаются капитальному ремонту, глубина и стоимость ко торого с возрастом увеличивается. Фактические затраты после проведения первого капитального ремонта возрастают по срав нению с аналогичными затратами до его проведения. Это объяс няется тем, что надежность машины и оборудования после капи тального ремонта не удается в большинстве случаев сохранить на прежнем уровне. Поэтому требуется больше средств для их поддержания в работоспособном состоянии1.
В то же время проведение первого капитального ремонта экономически целесообразно только в том случае, если его стои мость ни в коей мере не превышает стоимости изготовления новой машины12. Рассчитанная на основе нормативов трудоем кость капитальных ремонтов по системе планово-предупредитель ного ремонта и фактическая трудоемкость их изготовления поточ ным методом на станкостроительных заводах (Горьковский завод
1 Эти особенности работы машины во времени отмечал К. Маркс: «...какой бы совершенной конструкции машина ни вступала в процесс производства, при ее употреблении на практике обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять дополнительным трудом. С другой стороны, чем больше вышла она за предел своего среднего возраста, следовательно, чем больше сказы вается действие нормального изнашивания, чем больше изношен и старчески ослаб материал, из которого она сделана, тем многочисленнее и значительнее становятся ремонтные работы, необходимые для того, чтобы поддержать су ществование машины до конца периода средней продолжительности ее жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 24, с. 196).
2 В действительности существует определенная зависимость между пер воначальной стоимостью машины и стоимостью каждого из капитальных ре монтов.
Пусть начальная стоимость машины С0, стоимость соответствующих капи тальных ремонтов Сь С2, С3; себестоимость одной единицы работы от начала
эксплуатации до I капитального ремонта — 5 Ь |
от начала эксплуатации до |
II капитального ремонта —S2, до III—S3 и т. д.; |
tt—ресурс до I капитального |
ремонта, t2— ресурс от I капитального ремонта до II и т. д.; примем стоимость капитальных ремонтов, производительность машины и стоимость технического
обслуживания во все периоды одинаковыми, т. е. |
|
|
|||
|
|
С] = С2 = |
С3 = ... |
|
|
|
|
/г,=га2= /г 3= ... |
|
|
|
|
|
/ і = / 2= / з = - |
|
|
|
Тогда 5 1= |
j\ |
„ C 0-\-C t |
уI |
|
|
~ i |
o2— -----]—■- f — ■ . гак как послеремонтныи срок |
||||
|
«Л |
77. , to |
|
|
fl |
|
|
|
|
|
|
службы машины обычно в 2—2,5 раза меньше по сравнению с новой, т. e.to—— , |
|||||
и для периода от I до II капитального ремонта Со=0, то S2= |
2С, |
у, |
|||
-----~|------. |
|||||
Следовательно, 52< 5 Ь если 2С,< С0, т. е. при экономически |
'M i |
>h |
|||
оправданном ре |
монте удвоенная стоимость капитальных ремонтов должна быть меньшелервоначалыюй стоимости машины.
71
фрезерных станков, московский завод «Красный пролетарий») показывают, что трудоемкость капитального ремонта наиболее распространенных моделей металлорежущих станков колеблется в пределах 107—178% от трудоемкости изготовления нового экземпляра машин. Аналогичная картина и для других типов машин и оборудования (например, автомобилей, тракторов и т. п.). Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти техническое решение, обеспечивающее значительное повышение срока службы машин до первого капитального ремонта и в иде альном случае до предела, который ограничен моральным ее износом.
Таким образом, для литых деталей, определяющих уровень долговечности узла или агрегата в целом, наработка (срок службы) до первого капитального ремонта, как правило, долж на служить границей оптимального уровня качества.
Экономическая целесообразность повышения уровня надеж ности (долговечности) отдельных деталей, сменных узлов и эле ментов определяется на основе дифференцированного учета ха рактера их производительного использования в тех изделиях, которые самостоятельно участвуют в процессе эксплуатации.
Для основных литых деталей повышение их надежности, уве личивая срок службы узла или агрегата, позволяет сократить число капитальных ремонтов, а в некоторых случаях совсем от казаться от них.
Создаваемая в процессе производства новая потребительная стоимость приводит, в частности, к относительному увеличению производства отливок в расчете на достаточно продолжительный период времени. Следствием этого является сокращение потреб ности в запасных частях, высвобождение располагаемой мощ ности литейного цеха для изготовления других деталей. Напри мер, высокая износостойкость литых коленчатых валов из магниевого чугуна позволила снизить нормы их расхода для ре монта автомобилей ГАЗ более чем в два раза.
Структура производства коленчатых валов, по данным Горь ковского автозавода и Заволжского моторного завода, показы вает, что на каждые 100 выпускаемых стальных коленчатых валов от 20 до 36 приходится на коленчатые валы, поставленные в запчасти. На 100 чугунных валов в запчасти идет всего 5—12 (табл. 3.5). Если бы коленчатые валы по-прежнему выпускались из стали, то нужно было бы или увеличить мощность кузнечного производства на 16%, или соответственно снизить производство коленчатых валов на основную программу.
Вместе с тем работы, связанные с повышением надежности и долговечности литых деталей, требуют дополнительных затрат. Сущность экономической оценки мероприятий по повышению долговечности отливок состоит в выявлении затрат на их прове дение и экономического эффекта, который возникает в этой связи.
72