Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

статьи по учетной номенклатуре издержек, а третий и четвертый — номера субстатей.

В первичных документах, ведомостях начисления, расчетах и т. п. производится шифровка издержек обра­ щения в таком порядке.

Если в документе отражены расходы по одному ма­ газину, на документе в определенном месте указывают шифры торговой организации, магазина и статей издер­ жек обращения.

Если в документе отражены расходы более чем для одного магазина, составляют справки-расшифровки (от­ дельно на каждый магазин), в которых указывают шифр торговой организации, месяц, число, помер жур­ нала-ордера, шифр синтетического счета и субсчета, шифр магазина, шифр статьи аналитического учета и сумму. Эти справки целесообразно составлять на счетно­ табличных одно'счетчиковых машинах. 1

Закодированную в таком порядке информацию об издержках обращения можно обрабатывать на бухгал­ терских или перфорационных вычислительных машинах.

При использовании «Аскоты» класса 170 по первич­ ным документам и справкам-расшифровкам за каждый отчетный период составляют по магазинам группировочные ведомости издержек обращения (они составля­ ются нарастающими итогами с начала месяца); по ито­ говым данным последних составляют ведомости по мага­ зинам за месяц (см. стр. 64).

Эти ведомости изготовляют под копирку в четырех экземплярах; первые экземпляры передают в магазины; третьи — в централизованную бухгалтерию для анализа, контроля и справок; четвертые — в плановый отдел для анализа и планирования; вторые — остаются в МСБ, где по ним составляются сводные ведомости в целом по торговой организации.

При механизации учета на перфорационных вычис­ лительных машинах на основании первичных докумен­ тов и справок-расшифровок изготовляют перфокарты по единому макету перфорации (см. стр. 65).

Потом эти и сметные перфокарты сортируют по предприятию, а в каждом из них — по статьям и суб­ статьям, принятым для учета; после этого по каждому предприятию составляют в четырех экземплярах табу­ ляграмму «На печать», по форме, приведенной на стр. 66.

63

Всего

издержек

и потерь

1

1

qdoiou xiHiodü ojoiH

•tf -i и

O'!

-

О

№.

Прочие потери

издержек обращения и прочих потерь по магазину

Издержки обращения

эиннэьвішЛ пэдохэЛ

-эн н miau 'пфвйллп О)

Godcaox 00

нннэЬ£ xo Hdaiou

іиэоннаж -ifotfcs yoHodoinpatf г- винвэниэ іо юшядЛ

eotfoxoed хгакэЛбинвіги олоіи to

■И-X и ю

jjodex э WBJitiBdauo ои игіэхои и iqtfoxoBd

ntfoxoed этіээьнэігнвбиЛ со

-ошшівбіэинтчѴ в

вин (N -э*ттвбс)0 ннжбэ^ен

aodsBdo-ooifBHdXHC

64


Схема перфорации карт для составления сводок по издержкам обращения

розничной торговли №___________

Номера колонок Наименование признаков и показателей

1—2

Схема перфорации

3

Организация

4—5

№ пачки

6—8 ,

Предприятие

9—12 '

Регистрационный помер документа

13—14

Число

15—16

Месяц

17

Операция, квартал

18—20

Основной счет и субсчет

21—23

Шифр аналитического счета

24—26

Корреспондирующий счет

27—29

Шифр аналитического счета

30—35

Сумма

36—40

Старшие разряды суммы

Экземпляры этой табуляграммы используют так же, как и ведомости издержек обращения по магазинам.

Для получения информации в целом по торговой ор­ ганизации перфокарты сортируют по статьям и суб­ статьям и по их данным составляют в двух экземплярах табуляграмму по форме, применяемой для магазинов.

Использование перфорационных вычислительных ма­ шин позволяет получать различные табуляграммы по

издержкам обращения как за месяц, квартал

и год, так

и в течение

месяца

(за 10, 20 дней и т. п.),

что очень

важно для

усиления

контроля.

 

Рассмотренные отчеты (табуляграммы) об издерж­ ках обращения по каждому хозрасчетному предприятию и по торгу в целом могут совмещаться с отчетами о ва­ ловых и прочих доходах, а также потерях; в таком объ­ единенном отчете содержится необходимая информация о рентабельности каждого предприятия и торга в це­ лом; этот отчет приведен на стр. 123.

При использовании ЭВМ вычислительный центр на­ ряду с другими данными получает сведения об из­ держках обращения, доходах и потерях; здесь должны также концентрироваться соответствующие справочные, нормативные и плановые данные. В этих условиях при

3—1039

65


О т ч е т

об исполнении сметы издержек обращения по хозрасчетному магазину (складу) за_______________ _______ 197______г.

разработке рациональных алгоритмов решения задач учета и анализа, квалифицированном программирова­ нии практически возможно с помощью ЭВМ выполнять весь комплекс работ по учету и анализу доходов, рас­ ходов и финансовых результатов хозяйственной дея­ тельности как по отдельным, предприятиям, так и в целом по торговым организациям.

В перспективе весьма эффективной будет такая орга­ низация системы учета и контроля, при котором ЭВМ будет выдавать также обобщенные и в известной мере проанализированные ответы на определенный круг вопро­ сов о доходах, расходах и финансовых результатах, ко­ торые по мере надобности будут задавать руководители торговых предприятий и организаций. Особенно эффек­ тивным будет создание систем обработки с автомати­ ческой выдачей информации для принятия необходимых мер в случае отклонений от предусмотренного хода ра­ боты.

Г Л А В А h l

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ТОРГОВЫХ СКИДОК

ИВАЛОВЫХ ДОХОДОВ

§1. Общие принципы и способы организации учета валовых доходов от реализации товаров

Валовой доход от реализации товаров является важ­ нейшим показателем, определяющим рентабельность торга и отдельного предприятия. Это вызывает необхо­ димость точно учитывать валовой доход предприятия, переведенного на внутрихозяйственный расчет.

В связи с отсутствием в розничной торговле потоварного учета реализации товаров торги определяют реали­ зованную торговую скидку путем расчета среднего про­ цента торговой скидки на реализованные товары. При этом в расчет включают и товарные запасы на конец месяца. Однако полученная таким способом сумма тор­ говых скидок на реализованные товары не совсем точ­ ная, так как при ее расчете условно исходят из того, что ассортимент реализованных товаров и товарных остат­ ков одинаков. Между тем это далеко не так.

В остатке, как правило, оседает значительное коли­ чество товаров редкого спроса, труднореализуемых или завезенных в больших количествах в связи с особенно­ стями поставок, тогда как реализуются в основном то­ вары частого, устойчивого и повышенного спроса. Есте­ ственно, что средний процент торговых скидок на това­ ры в остатке и реализованные не будет совпадать. Од­ нако с этим приходится мириться, так как при отсутст­ вии потоварного учета реализации товаров иного спо­ соба расчета реализованной торговой скидки пока нет.

3*

67


При организации в централизованной бухгалтерии раздельного учета финансовых результатов торговых предприятий необходимо подсчитывать валовой доход (реализованную торговую скидку) не только по торгу в целом, но и отдельно по каждому предприятию, переве­ денному на внутрихозяйственный расчет.

Преимущество расчета реализованной торговой скид­ ки по каждому отдельному предприятию в отличие от применяющегося расчета в целом по торгу заключается в том, что при этом учитывается специфика работы каж­ дого предприятия, фактический ассортимент товаров в нем, объем и состав товарных запасов, что позволяет дифференцированно и более точно рассчитать валовой доход по каждому предприятию.

При этом нужен такой способ учета, который обеспе­ чивал бы возможность получения наиболее достоверных данных. Отдельные авторы предлагали рассчитывать реализованные скидки по отдельным торговым предприя­ тиям приблизительно, например, на основе запланиро­ ванного каждому предприятию на год среднего процен­ та торговой скидки, рассчитанного по оперативным или иным данным за прошлый год (полугодие). Однако по­ добные предложения не находили поддержки, так как не решали главного вопроса — поставить рентабель­ ность в зависимость от усилий коллектива и вовлечь его в борьбу за повышение валовых доходов путем всесто­ роннего совершенствования торгового процесса.

На практике используются такие способы расчета реализованных торговых скидок:

1) на основании данных о реализации товаров по группам, получаемых из отчета по форме № 3-торг (От­ чет о поступлении, реализации и остатках товаров по установленной номенклатуре групп товаров), сумму реа­ лизации по каждой группе умножают на установленный размер торговой.скидки;

2)по данным первичных приходных и расходных до­ кументов и остаткам товаров по группам (в соответст­ вии с установленной номенклатурой товарных групп) определяют сумму реализации по каждой группе, кото­ рую затем умножают на установленный размер торго­ вых скидок;

3)по каждому предприятию на внутреннем хозрасче­ те организуется аналитический учет торговых скидок

68

(точно так же, как и в целом по торгу); по окончании месяца по среднему проценту исчисляется сумма вало­ вого дохода.

• Указанные способы учета неравноценны как по своей

трудоемкости, так и по достоверности

получаемых ре­

зультатов.

 

П е р в ы й с п о с о б расчета реализованной торговой

скидки довольно прост, так как при

нем достаточно

сумму реализации товаров по каждой группе умножить на соответствующий процент торговой скидки. Однако этот способ крайне неточен по следующим обстоятель­ ствам:

данные по форме № 3-торг об остатках, поступлении и реализации товаров по отдельным группам докумен­ тально не обоснованы и указываются директором мага­ зина лишь приблизительно;

в состав групп товаров, указанных в форме № 3-торг, часто входят товары с разным процентом торговой скид­ ки, и поэтому для расчета реализованной торговой скид­ ки применяются усредненные нормы торговой скидки.

В связи с этим указанный способ расчета реализо­ ванной торговой скидки в качестве универсального не­ пригоден.

Его можно использовать только для узкоспециали­ зированных магазинов и отделов специализированных магазинов. При этом для облегчения первичного учета в магазине необходимо:

сгруппировать товары, которыми торгует магазин, в соответствии с нормами торговых скидок на них;

выручку магазинов учитывать по сгруппированным товарным группам;

организовать в магазине учет поступления товаров на основании первичных приходных документов-в разрезе установленных групп (это поможет контролировать дан­ ные о реализации и остатках товаров).

Бухгалтерия торга должна контролировать порядок учета выручки и составления формы № 3-торг.

В специализированных, а. тем более в узкоспециали­ зированных магазинах такой учет организовать нетрудно и данные о реализованной торговой скидке можно полу­ чить в общем точные.

Однако в составе непродовольственных магазинов в целом по СССР удельный вес специализированных не

69