Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

превышает 60—62% *, причем в магазинах, торгующих, например, посудохозяйственными и >)селезоскобяными товарами, галантереей, трикотажем, культтоварами, одеждой и бельем, детскими товарами, обувью, на раз­ ные товары установлены разные торговые скидки. Это сужает круг магазинов, где можно вести учет реализо­ ванной скидки по форме № 3-торг, примерно до 30% 2- Наконец, в непродовольственных магазинах, особенно смешанных, в местных торгах удельный вес специализи­ рованных магазинов значительно меньше, чем в целом по СССР.

Аналогичная картина по специализированным продо­ вольственным магазинам.

Все это подтверждает вывод о том, что расчет реали­ зованной торговой скидки по данным формы № 3-торг можно рассматривать лишь как частный случай.

Сущность в т о р о г о с п о с о б а расчета реализован­ ной торговой скидки сводится к тому, что на основе первичных приходных документов, приложенных к то­ варному отчету, точно подсчитывается поступление то­ варов в магазин в разрезе товарных групп. Для большей точности номенклатура товарных групп расширяется по сравнению с формой № 3-торг за счет выделения под­ групп, по которым установлен другой процент торговой скидки. Затем на основе полученных данных о поступ­ лении и об остатках товаров по каждому торговому пред­ приятию рассчитывается реализация товаров по каждой

группе

(подгруппе) по

формуле: остаток

товаров

на

начало

месяца

плюс

поступление

товаров

минус

остаток

товаров

на конец месяца. При условии,

что

известен

фактический

остаток

товаров

по

каждой

группе

(подгруппе)

на

начало

и

конец

месяца,

данные

о реализации

товаров

будут

точными, так как они базируются

на

документаль­

ном

учете поступления

товаров.

Однако

достоверные

сведения об остатках товаров в торговом предприятии можно получить лишь в результате инвентаризации то­ варов, а в межинвентаризационный период приходится

опираться на

приблизительные

данные, показанные ди-1

1 Исчислено

авторами (без учета

аптек и

магазинов

санита­

рии) по данным

стат. ежегодника

«Народное

хозяйство

СССР

в1970 г.». М., «Статистика», 1971, с. 60§,

?7 а м ж?.

ТО


ректором магазина. Тем не менее расчет реализованной скидки при этом способе будет более правильным, чем при первом, так как из трех показателей, используемых для расчета (остатки товаров иа начало и конец месяца и поступление товаров), один (поступление товаров) является документально обоснованным.

Расчет реализованной торговой скидки по торговому предприятию в этом случае производит бухгалтер, ко­ торый принимает товарный отчет магазина, проверяет его и проводит бухгалтерскую обработку.

В централизованной бухгалтерии каждый бухгалтер отдела учета товарных операций обычно контролирует в зависимости от объема работы по каждому объекту 8— 12 магазинов, по каждому из которых он подсчитывает по группам (подгруппам) поступление товаров и сумму реализованной торговой скидки.

Чтобы получить необходимые данные для расчета реализации товаров, бухгалтер, которому поручен учет, составляет по каждому торговому предприятию две грулпировочные ведомости:

выборку поступления и документированного расхода товаров по пятидневкам (см. форму, приведенную на стр. 72);

отчет о поступлении, продаже и остатках товаров за месяц (см. форму на стр. 74—75).

Правильность общей суммы поступления товаров за пятидневку контролируется данными приходной части товарного отчета.

Как видно из формы отчета о поступлении, продаже и остатках товаров, он составляется на основании вы­ шеуказанной выборки по каждому магазину. Данные об остатках по группам товаров сообщают ежемесячно заведующие магазинами; объем реализации по каждой группе определяется расчетным путем (остаток товаров на начало месяца плюс поступление товаров минус до­ кументированный расход минус остаток товаров на ко­ нец месяца).

Гр. 7 «Естественная убыль при хранении и реали­ зации» никакого отношения к расчету объема реализа­ ции не имеет, а предусмотрена для накопления данных, которые используются после инвентаризации для опре­ деления сумм недостач, подлежащих описанию в пре­ делах норм естественной убыли. В гр. 14 проставляется

71

процент торговой скидки, установленной для данной группы товаров.

_________________ торг Магазин №___________

Выборка поступления и документированного расхода товаров

по группам за_________________197______г. (по пятидневкам)

 

 

1-я пятидневка

 

 

 

Всего за

 

поступило

документирован­ расходный (без

мелкогоопта)

д.т.И

поступило

%

всего

томвчисле внутренняя переброска

всего 1

томвчисле і внутренняя переброскаі

 

Товарные группы

 

 

 

 

 

 

С

с

1 Мясо и птица . .

2Колбасные изде­ лия ...................

3Р ы б а...................

4

Сельди ...............

5Масло животное

6Масло раститель­

ное ...................

И т. д. по 42 группам . . . .

месяц ,

ный расходмелкого документирован­(безопта)

В с е г о . . .

Ст. бухгалтер ______________________

Отчет подписывается не только бухгалтером, но и заведующим магазином, который отвечает за правиль­ ность указанных остатков на 1-е число. Кроме того, за­ ведующий должен 'контролировать сумму валовых до­ ходов, полученную магазином.

В заключение следует указать, что рассмотренный способ расчета реализованной скидки несколько громоз­ док, требует больших затрат рабочего времени и к тому же не позволяет достаточно точно определить сумму реа­ лизации -по товарным группам из-за отсутствия точных сведений об остатках товаров. Вот почему описанный способ расчета реализованной торговой скидки большо­ го распространения не получил, хотя и рекомендуется

72


некоторыми авторами, которые считают, что торг все равно вынужден делать выборки по реализации ряда товаров для расчета естественной убыли и что для опе­ ративного контроля эти выборки представляют более до­ стоверные сведения о реализации и остатках по груп­ пам товаров, чем их можно получить по форме № 3- торг, которая вообще во всех своих показателях (кроме общих итогов) базируется на ничем не контролируемых оперативных сведениях заведующих .магазинами.

В практике работы торгов наиболее распространен способ расчета реализованной торговой скидки на осно­ ве среднего процента торговой скидки по каждому пред­ приятию. Поэтому рассмотрим его несколько подроб­ нее, так как он, но мнению авторов, является наиболее приемлемым.

§ 2. Организация учета валовых доходов по среднему проценту

Сущность этого способа заключается в том, что на основе первичных приходных документов, приложенных к товарному отчету предприятия, за каждую пятиднев­ ку и нарастающим итогом за месяц подсчитывается об­ щая сумма торговых скидок на поступившие в магазин товары. Затем по общеизвестной методике рассчитывает­ ся средний процент тортовой скидки по каждому пред­ приятию и определяется сумма торговой скидки на реа­ лизованные товары.

Для осуществления такого способа расчета необхо­ димо прежде всего обособить учет тортовых скидок на распределительных складах от учета в розничных тор­ говых предприятиях. Для этой цели к синтетическому субсчету 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)» от­ крываются аналитические счета:

а) «Торговая скидка по распределительному складу» (для складов);

б) «Торговая скидка по розничным торговым пред­ приятиям» (для .магазинов).

Для организации такого учета тортовых скидок не­ обходимо, чтобы на каждом приходном и расходном документе были проставлены проценты и сумма торго­ вой скидки в целом на поступившие товары. По тем до­ кументам, в которых значатся однородные товары с оди-

73

торг

Магазин №

О т о поступлении, продаже и остатках товаров за

Товарные группы

П П/

Лр9I

1 Мясо и птица . .

2Колбасные изде­ лия ...................

3Рыба ...................

4Сельди ...............

5Масло животное

6Масло раститель­ ное ...................

И т. д. по 42 группам . . . .

о та Ь X сз К

о

(J у

О г

Поступило

 

 

 

Реализация за

 

 

 

•о5

ный

расчет и

 

 

 

 

О П Т О В Ы Й

 

 

 

с |

 

 

 

 

►2

та

 

 

 

 

 

е; та

 

 

 

 

 

J3 Я

 

 

 

 

 

\о ч

 

 

 

 

ffl °

>\

та

 

 

 

 

к

О)

 

 

г?

о.

Оч

с .

 

 

Г\. Г?

та

 

 

о\о

 

<и s

 

 

S

 

§ 8

 

 

з*

о.

н

я

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

и а>

 

 

 

 

 

•ия

 

 

 

 

н та

 

 

 

 

о

о.

 

 

 

 

ш*

 

 

Всего. . .

74

ч е т

 

 

 

 

 

197_____ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(в тыс. руб. с десятыми долями)

налич-

Остаток на конец

 

Реализованная тор­

 

 

мелко-

 

 

 

 

месяца

 

 

говая скидка, сумма

 

 

оборот

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

ототклонение ±плана,

норматив

фактически

ототклонение ±норматива,

Установленный% скидкиторговой

8Х(гр.план 14:100)Хгр.

фактически 14:.9хгр(гр. 100):

ототклонение +плана,от

Торговая скидка

на остаток

 

 

 

 

 

 

 

 

товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

(гр.

12.гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

14:100)

10

11

'12

13

14

15

16

17

 

18

/

Зав. магазином.

Ст. бухгалтер_

75


наховым процентом торговой скидки, сумма торговой скидки подсчитывается сразу на всю стоимость полу­ ченных товаров; в тех же документах, в которых пока­ заны товары с разным процентом торговой скидки, сум­ ма подсчитывается сначала по строкам, а затем по до­ кументу в целом. Учитывая специализацию поставщиков, которые поставляют определенную группу товаров, как правило, приходится исчислять торговую скидку в це­ лом по документу.

Все первичные документы должны быть дополнены графами «Процент торговой скидки» и «Сумма торго­ вой скидки».

В приходных документах на товары, поступающие от сторонних поставщиков, также должны быть указа­ ны торговые скидки. Правда, имеют место случаи, ког­ да поставщики, отправляя товары непосредственно в торговые предприятия, выписывают на каждое пред­ приятие товарно-транспортную накладную без указа­ ния процента и суммы торговой скидки. Эти данные показываются ими только в сводном (объединенном) счете, поступающем в централизованную бухгалтерию; к этому счету обычно прилагаются все товарно-транс­ портные накладные на товары, поставленные в магази­ ны. В связи с этим необходимо включать в договора специальный пункт, обязывающий поставщиков пра­ вильно оформлять накладные, указывать в них все не­ обходимые данные, в том числе процент и сумму тор­ говых скидок.

В тех случаях, когда в торговые предприятия посту­ пают товарно-транспортные накладные сторонних по­ ставщиков без указания торговых скидок, их должен проставлять торг.

При отпуске товаров торговым предприятиямрас­ пределительный склад должен также оформлять доку­ мент полностью, т. е. указывать в нем не только наиме­ нование, количество, сумму и общую стоимость товаров по розничным ценам, но и торговую скидку, предостав­ ляемую торговому предприятию (в процентах и сумме) в целом по документу и по каждой строке, если разме­ ры скидки на товары различны.

На всех документах по оформлению внутренней пе­ реброски товаров из магазина в магазин, возврата то­ варов из магазина на склад, а также другого докумен­

76

тированного іприхода и расхода товаров (излишки и не­ достача товаров, порча, бой, лом и т. д.) проценты и сумму торговых скидок проставляет бухгалтерия торга. Таким образом, все первичные документы по движению товаров в торговом предприятии, за исключением реа­ лизации, должны фиксировать не только стоимость то­ варов по розничной цене, но н торговую скидку, уста­ новленную на них.

Если товары поступают по децзакупу, администрация торга обязана сообщить распределительному окладу и магазинам, какая часть торговой скидки остается в пользу баз поставщиков.

Магазины также должны быть осведомлены о раз­ мере торговых скидок на те товары, которые завозятся централизованно и транспортные расходы по которым относятся на магазины.

Склады и торговые предприятия необходимо обеспе­ чить 'прейскурантами на товары или в крайнем случае выписками из прейскурантов с указанием торговых ски­ док по тем товарам, которыми они торгуют. Это облег­ чит обработку первичных документов и, что особенно важно, позволит постоянно контролировать полноту тор­ говых скидок.

При отсутствии в торге счетных машин целесооб­ разно всю эту работу рассредоточить, привлекая к ней заведующих магазинов. Подготавливая товарный отчет, заведующий магазина должен проверить наличие во всех первичных документах данных о торговой скидке и в тех документах, где их нет, проставить процент и сумму торговой скидки по докум'енту в целом, а при необходимости — и по каждой строчке.

После этого_он должен сгруппировать все приходные документы по источникам поступления в следующем порядке:

1.Товары, полученные от поставщиков.

2.Товары, полученные от распределительного скла­ да своего торга.

3.Товары, полученные от овощной базы торга.

4.

Товары, полученные от магазинов

своего торга

(в порядке внутренней переброски).

 

5.

Товары, полученные из прочих источников.

В

такой же последовательности документы записы­

вают

в товарный отчет и прикладывают

к нему.

77


В приходной части товарного отчета рядом с гра­ фой «Сумма товара» следует добавить графу «Сумма торговой скидки», т. е. так, как это приведено ниже:

Документ Источники поступления Сумма

 

 

 

1

 

»S

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

_ а

cu

а -

 

 

поставщики

СХга

 

а

 

•&S

а

IS

 

 

 

а

CU

§

 

 

3g

о

а

 

 

н

н

2/9

196

Мясокомбинат................

029

1500

75

53

3/9

629

База «Укроптбакалея» . . .

012

1900

114

2/9

496

И т. д.

001

960

64

20

Распределительный склад

 

 

И т. д.

 

 

 

 

 

 

Итого приход • • ■

 

117400

7240

1896

Крупные розничные торговые предприятия, у кото­ рых за пять дней накапливается большое количество приходных документов, могут составлять по приведен­ ной форме отдельно реестр на товары, поступившие от поставщиков, и реестр на товары, поступившие от рас­ пределительного склада своего торга. В этом случае приход товара и поступившей с ним торговой скидки и тары записывается в товарный отчет общими сумма­ ми по итогу каждого реестра. По всем другим источ­ никам поступления (внутренние переброски, документи­ рованный приход и т. п.), как правило, бывает, мало документов, и в товарный отчет поступление товаров и торговая скидка записываются по каждому документу.

Бухгалтер централизованной ' бухгалтерии (учетно­ контрольной группы), получив товарный отчет, прове­ ряет по существу приложенные к нему документы, пра­ вильность их оформления, таксировку, подсчеты, в том числе и торговой скидки, исправляет допущенные ошиб­ ки, после чего проводит -бухгалтерскую обработку отче­ та (проставляет необходимые шифры, корреспонденцию бухгалтерских счетов и т. п.).

В бухгалтерскую обработку отчета входит подсчет полученной торговой скидки по источникам поступления товаров за пятидневку и нарастающим итогом с начала месяца. Для этой цели в приходной части товарного от-

78