Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
превышает 60—62% *, причем в магазинах, торгующих, например, посудохозяйственными и >)селезоскобяными товарами, галантереей, трикотажем, культтоварами, одеждой и бельем, детскими товарами, обувью, на раз ные товары установлены разные торговые скидки. Это сужает круг магазинов, где можно вести учет реализо ванной скидки по форме № 3-торг, примерно до 30% 2- Наконец, в непродовольственных магазинах, особенно смешанных, в местных торгах удельный вес специализи рованных магазинов значительно меньше, чем в целом по СССР.
Аналогичная картина по специализированным продо вольственным магазинам.
Все это подтверждает вывод о том, что расчет реали зованной торговой скидки по данным формы № 3-торг можно рассматривать лишь как частный случай.
Сущность в т о р о г о с п о с о б а расчета реализован ной торговой скидки сводится к тому, что на основе первичных приходных документов, приложенных к то варному отчету, точно подсчитывается поступление то варов в магазин в разрезе товарных групп. Для большей точности номенклатура товарных групп расширяется по сравнению с формой № 3-торг за счет выделения под групп, по которым установлен другой процент торговой скидки. Затем на основе полученных данных о поступ лении и об остатках товаров по каждому торговому пред приятию рассчитывается реализация товаров по каждой
группе |
(подгруппе) по |
формуле: остаток |
товаров |
на |
||||||
начало |
месяца |
плюс |
поступление |
товаров |
минус |
|||||
остаток |
товаров |
на конец месяца. При условии, |
||||||||
что |
известен |
фактический |
остаток |
товаров |
по |
|||||
каждой |
группе |
(подгруппе) |
на |
начало |
и |
конец |
||||
месяца, |
данные |
о реализации |
товаров |
будут |
||||||
точными, так как они базируются |
на |
документаль |
||||||||
ном |
учете поступления |
товаров. |
Однако |
достоверные |
сведения об остатках товаров в торговом предприятии можно получить лишь в результате инвентаризации то варов, а в межинвентаризационный период приходится
опираться на |
приблизительные |
данные, показанные ди-1 |
||
1 Исчислено |
авторами (без учета |
аптек и |
магазинов |
санита |
рии) по данным |
стат. ежегодника |
«Народное |
хозяйство |
СССР |
в1970 г.». М., «Статистика», 1971, с. 60§,
?7 а м ж?.
ТО
ректором магазина. Тем не менее расчет реализованной скидки при этом способе будет более правильным, чем при первом, так как из трех показателей, используемых для расчета (остатки товаров иа начало и конец месяца и поступление товаров), один (поступление товаров) является документально обоснованным.
Расчет реализованной торговой скидки по торговому предприятию в этом случае производит бухгалтер, ко торый принимает товарный отчет магазина, проверяет его и проводит бухгалтерскую обработку.
В централизованной бухгалтерии каждый бухгалтер отдела учета товарных операций обычно контролирует в зависимости от объема работы по каждому объекту 8— 12 магазинов, по каждому из которых он подсчитывает по группам (подгруппам) поступление товаров и сумму реализованной торговой скидки.
Чтобы получить необходимые данные для расчета реализации товаров, бухгалтер, которому поручен учет, составляет по каждому торговому предприятию две грулпировочные ведомости:
выборку поступления и документированного расхода товаров по пятидневкам (см. форму, приведенную на стр. 72);
отчет о поступлении, продаже и остатках товаров за месяц (см. форму на стр. 74—75).
Правильность общей суммы поступления товаров за пятидневку контролируется данными приходной части товарного отчета.
Как видно из формы отчета о поступлении, продаже и остатках товаров, он составляется на основании вы шеуказанной выборки по каждому магазину. Данные об остатках по группам товаров сообщают ежемесячно заведующие магазинами; объем реализации по каждой группе определяется расчетным путем (остаток товаров на начало месяца плюс поступление товаров минус до кументированный расход минус остаток товаров на ко нец месяца).
Гр. 7 «Естественная убыль при хранении и реали зации» никакого отношения к расчету объема реализа ции не имеет, а предусмотрена для накопления данных, которые используются после инвентаризации для опре деления сумм недостач, подлежащих описанию в пре делах норм естественной убыли. В гр. 14 проставляется
71
процент торговой скидки, установленной для данной группы товаров.
_________________ торг Магазин №___________
Выборка поступления и документированного расхода товаров
по группам за_________________197______г. (по пятидневкам)
|
|
1-я пятидневка |
|
|
|
Всего за |
|
|
поступило |
документирован расходный (без |
мелкогоопта) |
д.т.И |
поступило |
||
% |
всего |
томвчисле внутренняя переброска |
всего 1 |
томвчисле і внутренняя переброскаі |
|||
|
Товарные группы |
|
|
|
|
|
|
С
с
1 Мясо и птица . .
2Колбасные изде лия ...................
3Р ы б а...................
4 |
Сельди ............... |
5Масло животное
6Масло раститель
ное ...................
И т. д. по 42 группам . . . .
месяц ,
ный расходмелкого документирован(безопта)
В с е г о . . .
Ст. бухгалтер ______________________
Отчет подписывается не только бухгалтером, но и заведующим магазином, который отвечает за правиль ность указанных остатков на 1-е число. Кроме того, за ведующий должен 'контролировать сумму валовых до ходов, полученную магазином.
В заключение следует указать, что рассмотренный способ расчета реализованной скидки несколько громоз док, требует больших затрат рабочего времени и к тому же не позволяет достаточно точно определить сумму реа лизации -по товарным группам из-за отсутствия точных сведений об остатках товаров. Вот почему описанный способ расчета реализованной торговой скидки большо го распространения не получил, хотя и рекомендуется
72
некоторыми авторами, которые считают, что торг все равно вынужден делать выборки по реализации ряда товаров для расчета естественной убыли и что для опе ративного контроля эти выборки представляют более до стоверные сведения о реализации и остатках по груп пам товаров, чем их можно получить по форме № 3- торг, которая вообще во всех своих показателях (кроме общих итогов) базируется на ничем не контролируемых оперативных сведениях заведующих .магазинами.
В практике работы торгов наиболее распространен способ расчета реализованной торговой скидки на осно ве среднего процента торговой скидки по каждому пред приятию. Поэтому рассмотрим его несколько подроб нее, так как он, но мнению авторов, является наиболее приемлемым.
§ 2. Организация учета валовых доходов по среднему проценту
Сущность этого способа заключается в том, что на основе первичных приходных документов, приложенных к товарному отчету предприятия, за каждую пятиднев ку и нарастающим итогом за месяц подсчитывается об щая сумма торговых скидок на поступившие в магазин товары. Затем по общеизвестной методике рассчитывает ся средний процент тортовой скидки по каждому пред приятию и определяется сумма торговой скидки на реа лизованные товары.
Для осуществления такого способа расчета необхо димо прежде всего обособить учет тортовых скидок на распределительных складах от учета в розничных тор говых предприятиях. Для этой цели к синтетическому субсчету 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)» от крываются аналитические счета:
а) «Торговая скидка по распределительному складу» (для складов);
б) «Торговая скидка по розничным торговым пред приятиям» (для .магазинов).
Для организации такого учета тортовых скидок не обходимо, чтобы на каждом приходном и расходном документе были проставлены проценты и сумма торго вой скидки в целом на поступившие товары. По тем до кументам, в которых значатся однородные товары с оди-
73
торг
Магазин №
О т о поступлении, продаже и остатках товаров за
Товарные группы
П П/
Лр9I
1 Мясо и птица . .
2Колбасные изде лия ...................
3Рыба ...................
4Сельди ...............
5Масло животное
6Масло раститель ное ...................
И т. д. по 42 группам . . . .
о та Ь X сз К
о
(J у
О г
Поступило |
|
|
|
Реализация за |
||
|
|
|
•о5 |
ный |
расчет и |
|
|
|
|
|
О П Т О В Ы Й |
||
|
|
|
с | |
|
||
|
|
|
►2 |
та |
|
|
|
|
|
е; та |
|
|
|
|
|
|
J3 Я |
|
|
|
|
|
|
\о ч |
|
|
|
|
|
ffl ° |
>\ |
та |
|
|
|
|
к |
О) |
|
|
|
г? |
о. |
Оч |
с . |
|
|
|
Г\. Г? |
та |
|
|
|||
о\о |
|
<и s |
|
|
||
S |
|
§ 8 |
|
|
||
з* |
о. |
н |
я |
|
|
|
|
а |
|
|
|
||
|
|
|
и а> |
|
|
|
|
|
|
•ия |
|
|
|
|
|
1° |
н та |
|
|
|
|
|
о |
о. |
|
|
|
|
|
ш* |
|
|
Всего. . .
74
ч е т
|
|
|
|
|
197_____ г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(в тыс. руб. с десятыми долями) |
|||
налич- |
Остаток на конец |
|
Реализованная тор |
|
|
||||
мелко- |
|
|
|
||||||
|
месяца |
|
|
говая скидка, сумма |
|
|
|||
оборот |
|
|
|
|
|
||||
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
ототклонение ±плана, |
норматив |
фактически |
ототклонение ±норматива, |
Установленный% скидкиторговой |
8Х(гр.план 14:100)Хгр. |
фактически 14:.9хгр(гр. 100): |
ототклонение +плана,от |
Торговая скидка |
|
на остаток |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
товаров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(гр. |
12.гр. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14:100) |
|
10 |
11 |
'12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
18 |
/
Зав. магазином.
Ст. бухгалтер_
75
наховым процентом торговой скидки, сумма торговой скидки подсчитывается сразу на всю стоимость полу ченных товаров; в тех же документах, в которых пока заны товары с разным процентом торговой скидки, сум ма подсчитывается сначала по строкам, а затем по до кументу в целом. Учитывая специализацию поставщиков, которые поставляют определенную группу товаров, как правило, приходится исчислять торговую скидку в це лом по документу.
Все первичные документы должны быть дополнены графами «Процент торговой скидки» и «Сумма торго вой скидки».
В приходных документах на товары, поступающие от сторонних поставщиков, также должны быть указа ны торговые скидки. Правда, имеют место случаи, ког да поставщики, отправляя товары непосредственно в торговые предприятия, выписывают на каждое пред приятие товарно-транспортную накладную без указа ния процента и суммы торговой скидки. Эти данные показываются ими только в сводном (объединенном) счете, поступающем в централизованную бухгалтерию; к этому счету обычно прилагаются все товарно-транс портные накладные на товары, поставленные в магази ны. В связи с этим необходимо включать в договора специальный пункт, обязывающий поставщиков пра вильно оформлять накладные, указывать в них все не обходимые данные, в том числе процент и сумму тор говых скидок.
В тех случаях, когда в торговые предприятия посту пают товарно-транспортные накладные сторонних по ставщиков без указания торговых скидок, их должен проставлять торг.
При отпуске товаров торговым предприятиямрас пределительный склад должен также оформлять доку мент полностью, т. е. указывать в нем не только наиме нование, количество, сумму и общую стоимость товаров по розничным ценам, но и торговую скидку, предостав ляемую торговому предприятию (в процентах и сумме) в целом по документу и по каждой строке, если разме ры скидки на товары различны.
На всех документах по оформлению внутренней пе реброски товаров из магазина в магазин, возврата то варов из магазина на склад, а также другого докумен
76
тированного іприхода и расхода товаров (излишки и не достача товаров, порча, бой, лом и т. д.) проценты и сумму торговых скидок проставляет бухгалтерия торга. Таким образом, все первичные документы по движению товаров в торговом предприятии, за исключением реа лизации, должны фиксировать не только стоимость то варов по розничной цене, но н торговую скидку, уста новленную на них.
Если товары поступают по децзакупу, администрация торга обязана сообщить распределительному окладу и магазинам, какая часть торговой скидки остается в пользу баз поставщиков.
Магазины также должны быть осведомлены о раз мере торговых скидок на те товары, которые завозятся централизованно и транспортные расходы по которым относятся на магазины.
Склады и торговые предприятия необходимо обеспе чить 'прейскурантами на товары или в крайнем случае выписками из прейскурантов с указанием торговых ски док по тем товарам, которыми они торгуют. Это облег чит обработку первичных документов и, что особенно важно, позволит постоянно контролировать полноту тор говых скидок.
При отсутствии в торге счетных машин целесооб разно всю эту работу рассредоточить, привлекая к ней заведующих магазинов. Подготавливая товарный отчет, заведующий магазина должен проверить наличие во всех первичных документах данных о торговой скидке и в тех документах, где их нет, проставить процент и сумму торговой скидки по докум'енту в целом, а при необходимости — и по каждой строчке.
После этого_он должен сгруппировать все приходные документы по источникам поступления в следующем порядке:
1.Товары, полученные от поставщиков.
2.Товары, полученные от распределительного скла да своего торга.
3.Товары, полученные от овощной базы торга.
4. |
Товары, полученные от магазинов |
своего торга |
(в порядке внутренней переброски). |
|
|
5. |
Товары, полученные из прочих источников. |
|
В |
такой же последовательности документы записы |
|
вают |
в товарный отчет и прикладывают |
к нему. |
77
В приходной части товарного отчета рядом с гра фой «Сумма товара» следует добавить графу «Сумма торговой скидки», т. е. так, как это приведено ниже:
Документ Источники поступления Сумма
|
|
|
1 |
|
»S |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
_ а |
cu |
а - |
|
(Я |
|
поставщики |
СХга |
|
а |
|
|
•&S |
а |
IS |
|||
|
|
|
а |
CU |
||
§ |
|
|
3g |
о |
а |
|
|
|
н |
Sä |
н |
||
2/9 |
196 |
Мясокомбинат................ |
029 |
1500 |
75 |
53 |
3/9 |
629 |
База «Укроптбакалея» . . . |
012 |
1900 |
114 |
|
2/9 |
496 |
И т. д. |
001 |
960 |
64 |
20 |
Распределительный склад |
||||||
|
|
И т. д. |
|
|
|
|
|
|
Итого приход • • ■ |
|
117400 |
7240 |
1896 |
Крупные розничные торговые предприятия, у кото рых за пять дней накапливается большое количество приходных документов, могут составлять по приведен ной форме отдельно реестр на товары, поступившие от поставщиков, и реестр на товары, поступившие от рас пределительного склада своего торга. В этом случае приход товара и поступившей с ним торговой скидки и тары записывается в товарный отчет общими сумма ми по итогу каждого реестра. По всем другим источ никам поступления (внутренние переброски, документи рованный приход и т. п.), как правило, бывает, мало документов, и в товарный отчет поступление товаров и торговая скидка записываются по каждому документу.
Бухгалтер централизованной ' бухгалтерии (учетно контрольной группы), получив товарный отчет, прове ряет по существу приложенные к нему документы, пра вильность их оформления, таксировку, подсчеты, в том числе и торговой скидки, исправляет допущенные ошиб ки, после чего проводит -бухгалтерскую обработку отче та (проставляет необходимые шифры, корреспонденцию бухгалтерских счетов и т. п.).
В бухгалтерскую обработку отчета входит подсчет полученной торговой скидки по источникам поступления товаров за пятидневку и нарастающим итогом с начала месяца. Для этой цели в приходной части товарного от-
78