Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
процесс складывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств. Но эти основные функции требуют для их рационального
осуществления многочисленных вспомогательных операций:
по обеспечению технической исправности подвижного соста ва и его бесперебойного снабжения бензином или дизель ным топливом, запасными частями, подбору необходимого
персонала и повышению его квалификации, организации
труда, учету, отчетности, финансовым связям с клиенту рой и т.п.
Производственное предприятие является первичным эве
ном, где формируются социалистические производственные отношения, которые предполагают не только совместное участие работников в процессе производства и распределе
нии продукта, но и распространение на социально-культур
ную сферу. Поэтому большее значение в социалистическом обществе придается организации досуга и отдыха трудя щихся, их социально-культурному и бытовому обслуживанию,
причем часть этих функций осуществляется в рамках про изводственных коллективов. В современных условиях не
возможно решать экономические вопросы, игнорируя со циальные проблемы. Не случайно поэтому многие предприя
тия наряду с составлением производственного плана раз рабатывают и план социального развития коллектива.
Таким образом, производственные коллективы представ
ляют собой сложные хозяйственные и социально-экономи
ческие организмы. Роль управления ими заключается в
том, чтобы обеспечить движение таких организмов, их
функционирование. В процессе управления транспортными
предприятиями, например, стоят задачи по организации
четкого взаимодействия работников, отдельных групп ра
ботников в единый производственный механизм, по обеспе чению наиболее эффективного использования подвижного состава, а также материальных и денежных ресурсов, вы
деленных предприятию, и увязке производственной деятель ности и интересов данного коллектива с интересами об-
67
щества в целом. Важное место в деятельности предприятий
занимают проблемы эффективности, продуктивности или про изводительности автотранспортных предприятий, то есть создание таких условий и выбор таких методов и форм ор ганизации транспортного производства, при которых произ водственные коллективы при меньших затратах трудовых,
материальных и денежных ресурсов достигали бы лучших
производственных показателей в перевозках грузов и пас сажиров.
Успешная производственная и финансово-хозяйственная
деятельность любого транспортного предприятия зависит прежде всего от людей, работающих на данном предприятии, их квалификации и профессионального мастерства. В огром
ной степени успех в работе зависит от умелого и квали
фицированного руководства предприятием, способности ру ководителей правильно организовать работу коллектива, расставить людей, рационально и экономно использовать
материальные, трудовые и денежные ресурсы, смело внед рять в производство все новое, прогрессивное, передо
вое, соблюдая при этом государственные интересы, а так же интересы предприятия и каждого работника.
В. И. Ленин, подчеркивая важность умелого, научно обоснованного управления,писал: "... Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование"*.
Особенно возрастает роль руководства, его оператив
ности, экономической обоснованности принимаемых им ре
шений и по-хозяйски деловой инициативы в новых условиях
управления и планирования. Осуществление реформы расши
рило рамки производственно-хозяйственной самостоятель ности предприятий, повысило их ответственность за эко номические результаты. Сейчас все предприятия автомо бильного транспорта имеют равные права в организации
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 401.
68
своей деятельности, располагают необходимыми материаль ными денежными и трудовыми ресурсами, самостоятельно организуют транспортное производство, ремонт и техниче
ское обслуживание автомобилей. В то же время наблюдают
ся весьма существенные различия в производительности
труда персонала, себестоимости перевозок в показателях использования транспортных средств и финансовых резуль
татах производственной деятельности. Безусловно, в ря де случаев это можно объяснить разными условиями работы
предприятий. Но коренную причину следует искать в не совершенстве управления и его методов.
Не существует и не может существовать единой органи зационно-структурной схемы управления для всех авто
транспортных предприятий. Организационная структура уп равления должна прежде всего зависеть от вида автомо
бильных перевозок, от формы организации, масштабов и технической оснащенности предприятий, района осуществле
ния перевозок и места расположения хозяйств. Структура специализированного автохозяйства по перевозке, напри
мер, строительных конструкций не может совпадать с ор ганизационной структурой управления парком легковых
таксомоторов. А структура небольшого ведомственного хо
зяйства - с предприятием, имеющим сотню автомобилей. Однако любая структура должна базироваться на твердых основах, обусловливающих четкие линейные функциональные и межфункциональные связи между структурными подразде
лениями, цели, задачи и тип организации.
Структуры управления могут изменяться в зависимости от различных производственно-технических и социальных факторов. Так, на небольших предприятиях с парком в несколько десятков автомобилей, очевидно, нет надобно
сти иметь должность главного инженера и заместителя ди ректора. Их обязанности могут частично выполняться ди ректором, а также руководителями технической службы и отдела эксплуатации. В таких хозяйствах функциональные обязанности могут возлагаться не на самостоятельные
69
структурные подразделения, а на ответственных исполни телей, подчиненных непосредственно директору предприя тия.
Что касается функций социально-культурного характера,
то и здесь существуют различия между предприятиями, рас положенными в крупных культурных центрах с развитой сетью социально-культурных учреждений, и предприятиями,
расположенными в отдаленных местностях и районах. В
крупных городах, где обычно имеется достаточное количе ство учебных заведений, детских учреждений, предприятий сферы услуг и коммунального хозяйства, для отдельных
производственных предприятий нет необходимости самостоя тельно организовывать эти службы. В небольших же город
ках предприятия часто самостоятельно или в кооперации
сдругими предприятиями организуют подготовку кадров,
строят детские сады, ясли, дворцы культуры и клубы, со держат рабочие столовые и коммунальные предприятия. Поэ
тому по-разному должны формироваться и подразделения, выполняющие функции социально-культурного характера.
Вотличие от производственных предприятий многих
других отраслей экономики, обычно выпускающих широкий
ипостоянно меняющийся ассортимент продукции, что требу
ет значительных затрат труда на конструкторское, техни ко-экономическое обоснование новой продукции, разработ ку технологии и переоснастку производства, автотранспорт ное предприятие выполняет стабильные неизменяющиеся по своему характеру и содержанию производственные операции
спостоянно повторяющимся циклом производства - перевоз ки грузов и пассажиров. Конечно, с техническим прогрес
сом, развитием и совершенствованием грузовых и пассажир
ских автомобилей и дорожного хозяйства усложняются фор
мы и методы организации транспортного процесса, возраста
ют перевозки, увеличивается объем технического обслужи вания и ремонта автомобилей. Но сущность производствен ных операций, виды перевозок, основные формы организа ции транспортного процесса остаются без существенных
измерений.
70
Поэтому на предприятии автомобильного транспорта можно найти несколько постоянно действующих, неизменя
ющихся количественных факторов-детерминантов, которые
в значительной мере определяют рамки производственной
деятельности предприятия, объем работы по управлению предприятием и как следствие его организационную струк туру. Такими факторами могут быть, прежде всего, коли
чество автомобилей и численность производственного пер
сонала предприятия. Эта зависимость наблюдается до оп ределенных пределов. Наличию, например, парка Е 400500 автомобилей соответствует наиболее развернутая
структура управления, которую нет необходимости расши
рять и усложнять при большем количестве автомобилей. Количество автомобилей определяет объем деятельности предприятия по эксплуатации, техническому обслуживанию
иремонту автомобилей. Численность же персонала опре деляет объем административной работы и функции социаль
ного характера. Эти два показателя, естественно, не являются абсолютными, и объем производственно-техниче
ской и эксплуатационной работы предприятия зависит так же и от ряда других переменных факторов, таких, как
состав парка, специализация перевозок, организация
централизованных перевозок, уровень морального и физи ческого износа транспортных средств, режим работы пред приятия, наличие ремонтной базы и т.п. А функции по подбору и социально-культурному обслуживанию персонала зависят от наличия трудовых ресурсов, месторасположения предприятия (город или село), наличия государственных просветительных, учебных, медицинских и культурно-бы товых учреждений и предприятий в районе деятельности
предприятия. Эти факторы должны приниматься во внимание
при установлении организационной структуры предприятия
ичисленности работников управления. С учетом их долж ны вноситься соответствующие коррективы в показатели, определяемые на основе количества автомобилей и числен ности персонала.
71
Что касается линейного руководства и планово-финансо вых функций, то здесь довольно трудно выделить количест венные факторы-детерминанты для установления организа ционной структуры управления. Каково бы ни было коли чество автомобилей и численность персонала, каждое пред
приятие должен возглавлять директор, должны составляться необходимые отчеты по финансово-хозяйственной деятель
ности, по труду и выполнению плановых показателей, за ключаться хозяйственные договоры, вестись делопроизвод
ство и т.п. На каждом предприятии поэтому должен быть минимум работников для выполнения таких обязанностей.
Ряд таких функций может быть увязан и с количественны ми факторами: бухгалтерские операции по расчету зарпла
ты, работа отдела труда и зарплаты - с численностью ра ботников, организационная структура и численность работ
ников материального и оперативного учета - с количест вом автомобилей.
Важное значение при определении численности работни
ков управления должны играть качественные показатели ра боты автохозяйства. Такие, например, как среднее время автомобиля в наряде, коэффициент использования гружено
го пробега, техническая готовность парка и т.д. Во мно гих случаях между такими показателями и численностью
работников управления существует прямая зависимость.
Расчеты, например, показывают, что один диспетчер за смену при обслуживании им 25-30 автомобилей может умень шить их простои на 0,7-0,9 часа за счет своевременного их выпуска на линию, устранения сверхнормативных просто ев под погрузкой-разгрузкой и т.д. Увеличение количест ва автомобилей, обслуживаемых каждым диспетчером, ведет обычно к потерям линейного времени.
В условиях экономической реформы, как известно, зна чительно возрастает роль экономических служб предприя тия по анализу экономических показателей и изысканию путей и возможностей улучшения хозяйственно-финансовой
деятельности предприятий. На многих предприятиях для
72
организационного усиления этих функций вводится должность главного экономиста - заместителя директора автохозяйст ва, что вполне оправдано. Главному экономисту обычно
подчиняются такие подразделения, как отдел труда и зара ботной платы, планово-экономический отдел, бухгалтерия.
Права и обязанности главного экономиста регламентируются специальным положением. Рекомендации и предложения глав
ного экономиста по производственно-техническим и эксплуа тационным вопросам проводятся в жизнь обычно приказом
или распоряжением директора или его соответствующего за местителя.
В ряде случаев в самостоятельное структурное подраз деление выделяется совет НОТ, на который возлагаются
функции по организации изучения производственных и адми нистративных процессов и разработке предложений по их
совершенствованию, с тем чтобы обеспечить повышение про изводительности труда, улучшить условия труда и с мень
шими затратами добиться лучших результатов в производст венно-хозяйственной, административной и культурно-воспи
тательной работе. Эти функции могут выполняться отделом труда и заработной платы. При этом все функции по вопро
сам планирования труда и заработной платы на предприятии осуществляются планово-экономическим отделом. На крупных предприятиях целесообразно все финансовые вопросы сосре доточить в самостоятельном структурном подразделении, подчиненном главному экономисту, оставив за бухгалтерией лишь функции учета и расчетов.
Учитывая возросшее значение хозяйственного договора
и то, что основная деятельность предприятий автомобиль
ного транспорта обычно регламентируется условиями дого
воров, в настоящее время необходимо формировать правовую
службу.
Хозяйственный договор является правовой формой конкре тизации плановых заданий для всех предприятий автомобиль ного транспорта. На его основе реализуются хозрасчетные
права предприятий, осуществляется контроль за ходом вы-
73
волнения плана, применяются материальные санкции и меры поощрения.
Особенно велика роль правовых отношений, возникающих на основе договора в практике деятельности предприятий
автомобильного транспорта. В любых перевозках всегда возникают определенные правовые отношения между перевоз
чиком (транспортным предприятием) и грузовладельцем, грузоотправителем, грузополучателем, а также пассажиром.
Соблюдение прав и обязанностей сторон в перевозках, возникающих на правовой основе, имеет большое значение
для улучшения экономических и качественных показателей деятельности предприятий, повышения народнохозяйствен
ной эффективности перевозок и укрепления хозяйственного расчета.
Правовая служба предприятий оказывает существенное влияние на улучшение использования транспортных средств,
способствует сокращению простоев и автомобилей, и грузо отправителей, и грузополучателей, обеспечивает строгое
соблюдение на предприятиях трудового законодательства, представляет интересы автотранспортных предприятий в
арбитражах и судах при рассмотрении гражданских и уго ловных дел.
Практика обслуживания предприятий автомобильного транспорта юридическими консультациями не оправдывает себя. Юристы из консультаций обычно слабо знают специфи ку отрасли, приглашаются лишь для рассмотрения конкрет ных дел, практически не участвуют в пропаганде правовых знаний.
В организационной структуре управления юридическую службу предприятий целесообразно формировать при аппара те директора предприятия. Что касается транспортных и
главных управлений, то в них создаются юридические отде
лы. При интеграции предприятий в производственные объе динения юридические службы следует формировать в объеди нении, освобождая от этих функций предприятия.
Права и обязанности каждого структурного подразделе
ния должны определяться специальными положениями, ут-
74