Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

процесс складывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств. Но эти основные функции требуют для их рационального

осуществления многочисленных вспомогательных операций:

по обеспечению технической исправности подвижного соста­ ва и его бесперебойного снабжения бензином или дизель­ ным топливом, запасными частями, подбору необходимого

персонала и повышению его квалификации, организации

труда, учету, отчетности, финансовым связям с клиенту­ рой и т.п.

Производственное предприятие является первичным эве­

ном, где формируются социалистические производственные отношения, которые предполагают не только совместное участие работников в процессе производства и распределе­

нии продукта, но и распространение на социально-культур­

ную сферу. Поэтому большее значение в социалистическом обществе придается организации досуга и отдыха трудя­ щихся, их социально-культурному и бытовому обслуживанию,

причем часть этих функций осуществляется в рамках про­ изводственных коллективов. В современных условиях не­

возможно решать экономические вопросы, игнорируя со­ циальные проблемы. Не случайно поэтому многие предприя­

тия наряду с составлением производственного плана раз­ рабатывают и план социального развития коллектива.

Таким образом, производственные коллективы представ­

ляют собой сложные хозяйственные и социально-экономи­

ческие организмы. Роль управления ими заключается в

том, чтобы обеспечить движение таких организмов, их

функционирование. В процессе управления транспортными

предприятиями, например, стоят задачи по организации

четкого взаимодействия работников, отдельных групп ра­

ботников в единый производственный механизм, по обеспе­ чению наиболее эффективного использования подвижного состава, а также материальных и денежных ресурсов, вы­

деленных предприятию, и увязке производственной деятель­ ности и интересов данного коллектива с интересами об-

67

щества в целом. Важное место в деятельности предприятий

занимают проблемы эффективности, продуктивности или про­ изводительности автотранспортных предприятий, то есть создание таких условий и выбор таких методов и форм ор­ ганизации транспортного производства, при которых произ­ водственные коллективы при меньших затратах трудовых,

материальных и денежных ресурсов достигали бы лучших

производственных показателей в перевозках грузов и пас­ сажиров.

Успешная производственная и финансово-хозяйственная

деятельность любого транспортного предприятия зависит прежде всего от людей, работающих на данном предприятии, их квалификации и профессионального мастерства. В огром­

ной степени успех в работе зависит от умелого и квали­

фицированного руководства предприятием, способности ру­ ководителей правильно организовать работу коллектива, расставить людей, рационально и экономно использовать

материальные, трудовые и денежные ресурсы, смело внед­ рять в производство все новое, прогрессивное, передо­

вое, соблюдая при этом государственные интересы, а так­ же интересы предприятия и каждого работника.

В. И. Ленин, подчеркивая важность умелого, научно обоснованного управления,писал: "... Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование"*.

Особенно возрастает роль руководства, его оператив­

ности, экономической обоснованности принимаемых им ре­

шений и по-хозяйски деловой инициативы в новых условиях

управления и планирования. Осуществление реформы расши­

рило рамки производственно-хозяйственной самостоятель­ ности предприятий, повысило их ответственность за эко­ номические результаты. Сейчас все предприятия автомо­ бильного транспорта имеют равные права в организации

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 401.

68



своей деятельности, располагают необходимыми материаль­ ными денежными и трудовыми ресурсами, самостоятельно организуют транспортное производство, ремонт и техниче­

ское обслуживание автомобилей. В то же время наблюдают­

ся весьма существенные различия в производительности

труда персонала, себестоимости перевозок в показателях использования транспортных средств и финансовых резуль­

татах производственной деятельности. Безусловно, в ря­ де случаев это можно объяснить разными условиями работы

предприятий. Но коренную причину следует искать в не­ совершенстве управления и его методов.

Не существует и не может существовать единой органи­ зационно-структурной схемы управления для всех авто­

транспортных предприятий. Организационная структура уп­ равления должна прежде всего зависеть от вида автомо­

бильных перевозок, от формы организации, масштабов и технической оснащенности предприятий, района осуществле­

ния перевозок и места расположения хозяйств. Структура специализированного автохозяйства по перевозке, напри­

мер, строительных конструкций не может совпадать с ор­ ганизационной структурой управления парком легковых

таксомоторов. А структура небольшого ведомственного хо­

зяйства - с предприятием, имеющим сотню автомобилей. Однако любая структура должна базироваться на твердых основах, обусловливающих четкие линейные функциональные и межфункциональные связи между структурными подразде­

лениями, цели, задачи и тип организации.

Структуры управления могут изменяться в зависимости от различных производственно-технических и социальных факторов. Так, на небольших предприятиях с парком в несколько десятков автомобилей, очевидно, нет надобно­

сти иметь должность главного инженера и заместителя ди­ ректора. Их обязанности могут частично выполняться ди­ ректором, а также руководителями технической службы и отдела эксплуатации. В таких хозяйствах функциональные обязанности могут возлагаться не на самостоятельные

69

структурные подразделения, а на ответственных исполни­ телей, подчиненных непосредственно директору предприя­ тия.

Что касается функций социально-культурного характера,

то и здесь существуют различия между предприятиями, рас­ положенными в крупных культурных центрах с развитой сетью социально-культурных учреждений, и предприятиями,

расположенными в отдаленных местностях и районах. В

крупных городах, где обычно имеется достаточное количе­ ство учебных заведений, детских учреждений, предприятий сферы услуг и коммунального хозяйства, для отдельных

производственных предприятий нет необходимости самостоя­ тельно организовывать эти службы. В небольших же город­

ках предприятия часто самостоятельно или в кооперации

сдругими предприятиями организуют подготовку кадров,

строят детские сады, ясли, дворцы культуры и клубы, со­ держат рабочие столовые и коммунальные предприятия. Поэ­

тому по-разному должны формироваться и подразделения, выполняющие функции социально-культурного характера.

Вотличие от производственных предприятий многих

других отраслей экономики, обычно выпускающих широкий

ипостоянно меняющийся ассортимент продукции, что требу­

ет значительных затрат труда на конструкторское, техни­ ко-экономическое обоснование новой продукции, разработ­ ку технологии и переоснастку производства, автотранспорт­ ное предприятие выполняет стабильные неизменяющиеся по своему характеру и содержанию производственные операции

спостоянно повторяющимся циклом производства - перевоз­ ки грузов и пассажиров. Конечно, с техническим прогрес­

сом, развитием и совершенствованием грузовых и пассажир­

ских автомобилей и дорожного хозяйства усложняются фор­

мы и методы организации транспортного процесса, возраста­

ют перевозки, увеличивается объем технического обслужи­ вания и ремонта автомобилей. Но сущность производствен­ ных операций, виды перевозок, основные формы организа­ ции транспортного процесса остаются без существенных

измерений.

70


Поэтому на предприятии автомобильного транспорта можно найти несколько постоянно действующих, неизменя­

ющихся количественных факторов-детерминантов, которые

в значительной мере определяют рамки производственной

деятельности предприятия, объем работы по управлению предприятием и как следствие его организационную струк­ туру. Такими факторами могут быть, прежде всего, коли­

чество автомобилей и численность производственного пер­

сонала предприятия. Эта зависимость наблюдается до оп­ ределенных пределов. Наличию, например, парка Е 400500 автомобилей соответствует наиболее развернутая

структура управления, которую нет необходимости расши­

рять и усложнять при большем количестве автомобилей. Количество автомобилей определяет объем деятельности предприятия по эксплуатации, техническому обслуживанию

иремонту автомобилей. Численность же персонала опре­ деляет объем административной работы и функции социаль­

ного характера. Эти два показателя, естественно, не являются абсолютными, и объем производственно-техниче­

ской и эксплуатационной работы предприятия зависит так­ же и от ряда других переменных факторов, таких, как

состав парка, специализация перевозок, организация

централизованных перевозок, уровень морального и физи­ ческого износа транспортных средств, режим работы пред­ приятия, наличие ремонтной базы и т.п. А функции по подбору и социально-культурному обслуживанию персонала зависят от наличия трудовых ресурсов, месторасположения предприятия (город или село), наличия государственных просветительных, учебных, медицинских и культурно-бы­ товых учреждений и предприятий в районе деятельности

предприятия. Эти факторы должны приниматься во внимание

при установлении организационной структуры предприятия

ичисленности работников управления. С учетом их долж­ ны вноситься соответствующие коррективы в показатели, определяемые на основе количества автомобилей и числен­ ности персонала.

71

Что касается линейного руководства и планово-финансо­ вых функций, то здесь довольно трудно выделить количест­ венные факторы-детерминанты для установления организа­ ционной структуры управления. Каково бы ни было коли­ чество автомобилей и численность персонала, каждое пред­

приятие должен возглавлять директор, должны составляться необходимые отчеты по финансово-хозяйственной деятель­

ности, по труду и выполнению плановых показателей, за­ ключаться хозяйственные договоры, вестись делопроизвод­

ство и т.п. На каждом предприятии поэтому должен быть минимум работников для выполнения таких обязанностей.

Ряд таких функций может быть увязан и с количественны­ ми факторами: бухгалтерские операции по расчету зарпла­

ты, работа отдела труда и зарплаты - с численностью ра­ ботников, организационная структура и численность работ­

ников материального и оперативного учета - с количест­ вом автомобилей.

Важное значение при определении численности работни­

ков управления должны играть качественные показатели ра­ боты автохозяйства. Такие, например, как среднее время автомобиля в наряде, коэффициент использования гружено­

го пробега, техническая готовность парка и т.д. Во мно­ гих случаях между такими показателями и численностью

работников управления существует прямая зависимость.

Расчеты, например, показывают, что один диспетчер за смену при обслуживании им 25-30 автомобилей может умень­ шить их простои на 0,7-0,9 часа за счет своевременного их выпуска на линию, устранения сверхнормативных просто­ ев под погрузкой-разгрузкой и т.д. Увеличение количест­ ва автомобилей, обслуживаемых каждым диспетчером, ведет обычно к потерям линейного времени.

В условиях экономической реформы, как известно, зна­ чительно возрастает роль экономических служб предприя­ тия по анализу экономических показателей и изысканию путей и возможностей улучшения хозяйственно-финансовой

деятельности предприятий. На многих предприятиях для

72


организационного усиления этих функций вводится должность главного экономиста - заместителя директора автохозяйст­ ва, что вполне оправдано. Главному экономисту обычно

подчиняются такие подразделения, как отдел труда и зара­ ботной платы, планово-экономический отдел, бухгалтерия.

Права и обязанности главного экономиста регламентируются специальным положением. Рекомендации и предложения глав­

ного экономиста по производственно-техническим и эксплуа­ тационным вопросам проводятся в жизнь обычно приказом

или распоряжением директора или его соответствующего за­ местителя.

В ряде случаев в самостоятельное структурное подраз­ деление выделяется совет НОТ, на который возлагаются

функции по организации изучения производственных и адми­ нистративных процессов и разработке предложений по их

совершенствованию, с тем чтобы обеспечить повышение про­ изводительности труда, улучшить условия труда и с мень­

шими затратами добиться лучших результатов в производст­ венно-хозяйственной, административной и культурно-воспи­

тательной работе. Эти функции могут выполняться отделом труда и заработной платы. При этом все функции по вопро­

сам планирования труда и заработной платы на предприятии осуществляются планово-экономическим отделом. На крупных предприятиях целесообразно все финансовые вопросы сосре­ доточить в самостоятельном структурном подразделении, подчиненном главному экономисту, оставив за бухгалтерией лишь функции учета и расчетов.

Учитывая возросшее значение хозяйственного договора

и то, что основная деятельность предприятий автомобиль­

ного транспорта обычно регламентируется условиями дого­

воров, в настоящее время необходимо формировать правовую

службу.

Хозяйственный договор является правовой формой конкре­ тизации плановых заданий для всех предприятий автомобиль­ ного транспорта. На его основе реализуются хозрасчетные

права предприятий, осуществляется контроль за ходом вы-

73

волнения плана, применяются материальные санкции и меры поощрения.

Особенно велика роль правовых отношений, возникающих на основе договора в практике деятельности предприятий

автомобильного транспорта. В любых перевозках всегда возникают определенные правовые отношения между перевоз­

чиком (транспортным предприятием) и грузовладельцем, грузоотправителем, грузополучателем, а также пассажиром.

Соблюдение прав и обязанностей сторон в перевозках, возникающих на правовой основе, имеет большое значение

для улучшения экономических и качественных показателей деятельности предприятий, повышения народнохозяйствен­

ной эффективности перевозок и укрепления хозяйственного расчета.

Правовая служба предприятий оказывает существенное влияние на улучшение использования транспортных средств,

способствует сокращению простоев и автомобилей, и грузо­ отправителей, и грузополучателей, обеспечивает строгое

соблюдение на предприятиях трудового законодательства, представляет интересы автотранспортных предприятий в

арбитражах и судах при рассмотрении гражданских и уго­ ловных дел.

Практика обслуживания предприятий автомобильного транспорта юридическими консультациями не оправдывает себя. Юристы из консультаций обычно слабо знают специфи­ ку отрасли, приглашаются лишь для рассмотрения конкрет­ ных дел, практически не участвуют в пропаганде правовых знаний.

В организационной структуре управления юридическую службу предприятий целесообразно формировать при аппара­ те директора предприятия. Что касается транспортных и

главных управлений, то в них создаются юридические отде­

лы. При интеграции предприятий в производственные объе­ динения юридические службы следует формировать в объеди­ нении, освобождая от этих функций предприятия.

Права и обязанности каждого структурного подразделе­

ния должны определяться специальными положениями, ут-

74