Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
кращая количество звеньев управления и тем самым увели чивая диапазон контроля. Это на иного увеличивает на грузку руководителей, поэтому главная роль здесь должна
принадлежать применению вычислительной техники, которая позволит разгрузить руководителя от рутинных работ и
тем самым повысить качество принимаемых решений.
Г л а в а |
П |
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ |
|
§ I . Методы управления предприятиями |
|
автомобильного |
транспорта |
Важным условием эффективного управления является вы бор наиболее действенных методов управления. Количество
методов управления огромно. Они различаются по отраслям хозяйства и сферам экономики, в территориально-производ
ственном плане, по своему назначению и т.д.
В настоящей работе рассматриваются методы управления автомобильным транспортом. Эта отрасль хозяйства рассре доточена по многим административным системам управления,
и разработка единых методов управления предприятиями
автомобильного транспорта в этих условиях имеет большое теоретическое и практическое значение.
Автомобильный транспорт имеет ряд специфических осо
бенностей, выделяющих его из других отраслей и сфер эко номики. В транспортном процессе всегда участвуют различ
ные административные системы: административная система -
собственник транспортных средств; грузоотправители, гру
зополучатели и пассажиры; административные системы по
управлению дорожным хозяйством и регулированию движения.
Свои особенности имеет на транспорте система хозрасчета,
ценообразования, планирования. По этим и другим причинам
свои особенности должны иметь и методы управления тран
спортным производством.
В транспортном производстве выделяются три основных элемента: "водитель-автомобиль-дорога". Все три элемента взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Научно обоснованные исследования в области управления не могут ограничиваться рассмотрением методов управления каждого
26
элемента в отдельности - автомобиля, дороги (воплощающих овеществленный труд) и "человеческого фактора" (воплоща
ющего живой труд). Они требуют совокупного изучения всех
элементов, их многообразных связей, возникающих в тран
спортном производстве.
В общей массе таких связей может быть выделена груп
па, где одним из элементов является "человеческий фак тор", например, "водитель-автомобиль", "водитель-дорога",
а также "автомобиль-водитель", "дорога-водитель". В пер вом случае "человеческий фактор" является ведущим эле
ментом, активно воздействующим на вещественные элементы транспортного производства - "автомобиль" и "дорогу".
При этом можно выделить пять основных условий, обуслов ливающих воздействие человека на автомобиль: социальные, социально-психологические, экономические, психофизиоло
гические и правовые.
Под социальными условиями подразумеваются прежде все
го общественные условия производства, то есть та социаль ная среда, общественный строй, в которых осуществляется
процесс труда.
Общеизвестно, например, каких выдающихся результатов
достигает труд свободных от эксплуатации людей при со
циализме, что обусловлено всесторонним благотворным
влиянием социалистической действительности на общие ус
ловия труда и быта.
Капиталистические же производственные отношения огра
ничивают общественный прогресс, оказывают уродливое од
ностороннее влияние на духовное развитие человека, пре
вращая его в придаток "машины", что в конечном счете
ведет к деградации и разложению личности. Социально-психологические условия - это настроение че
ловека, его эмоциональное состояние, моральный "настрой" на выполнение определенной работы. Сюда относятся также состояние социальных отношений на предприятии, моральнопсихологического климата, социально-психологических осо
бенностей отдельных работников и их взаимоотношения в коллективе, а также личный фактор - профессиональная
27
подготовка водителя, его навыки, общеобразовательный
икультурный уровень.
Кэкономическим условиям следует отнести всю систему материального стимулирования труда производственных кол лективов и отдельных членов коллектива в целях достиже ния лучших результатов труда, организацию хозяйственного расчета и планирования.
Психофизиологические условия - это затрата умственной
и физической энергии водителя, его психическое и физиоло гическое состояние.
Правовые условия - это юридические и административные
правила и законодательные нормы, регламентирующие пове дение человека за рулем, права и обязанности работников
транспортного производства.
Все эти условия могут быть проанализированы и усовер
шенствованы в каждом производственном предприятии.
При обратных связях "автомобиль-водитель" и "дорогаводитель" ведущим элементом являются вещественные эле
менты, в той или иной степени воздействующие на "челове ческий фактор". Так, например, общеизвестно влияние кон
струкций автомобиля и дорожных одежд, технического со стояния автомобиля и общего состояния дорожного хозяйст
ва на "человеческий фактор", а в конечном счете - на весь ход транспортного производства. К причинам влияния могут относиться: конструкции кабин, устройство сидений, щитков показателей и приборов, уменьшение шумов и вибра ции, уменьшение физических усилий при управлении, физи ческий и моральный износ автомобиля, состояние его важ нейших узлов и агрегатов, а также типы дорожных покры тий, состояние дорог, их обустройство, организация об служивания водителей в пути и т.д. Важное значение на
оптимальную увязку вещественных и личных факторов произ
водства оказывают организационные формы перевозок, вне дрение научно обоснованных форм организации персонала предприятий.
Значительное влияние на транспортное производство и соответственно на уровень производительности труда ока-
28
зывает система "автомобиль-дорога" и "дорога-автомобиль"
обусловливающая взаимодействие конструкций автомобилей
ишин с дорожными одеждами, конструкциями дорожного по лотна, шириной проезжей части, уклонами, техническими сооружениями и т.п.
Впрактике ущ>авления_^о^алистическими производст
венными автотранспортными предприятиями сложилась систе ма приемов и методов, используемых в процессе решения задач по организации, планированию и совершенствованию перевозок грузов и пассажиров. Эти методы управления, на наш взгляд, можно сгруппировать следующим образом:
-экономические;
-социальные, в том числе социально-психологические
ипсихофизиологические;
-административно-правовые;
-организационно-технические.
Следует подчеркнуть, что в управлении применяются также математические и графические методы, ЭВМ и авто матизированные системы.
Специфика взаимодействия вещественных и личных эле ментов такова, что, как бы высок и совершенен не был
технический уровень вещественных элементов производства, они приводятся в действие только живым трудом. Без при ложения рабочей силы любые средства производства мертвы. Именно поэтому важнейшими методами управления являются приемы по стимулированию рабочей силы - живого труда,
приводящего в движение средства производства.
Особое стимулирующее значение имеют социальные и эко номические методы управления на автомобильном транспор
те, где рабочая сила играет по сравнению с другими от
раслями экономики значительно большую роль.
На автомобильном транспорте, например, технический
прогресс и рост автомобильного парка предполагают уве личение живого труда, а не его сокращение, как в других
отраслях. Дело в том, что каждый автомобиль, какие бы технические характеристики он не имел, должен управлять
ся водителем.
29
Другая особенность заключается в том, что основной процесс транспортного производства - перевозка грузов и пассажиров - происходит на линии, вне производственного коллектива, и труд водителей максимально индивидуализи
рован.
Третья особенность - повышенная индивидуальная ответ ственность водителя за соблюдение правил и норм движения.
Если в промышленности за грубое нарушение технологическо
го процесса и существующих норм работник в основном не сет материальную ответственность, то на автомобильном транспорте подобные нарушения наносят не только матери
альный ущерб, но и влекут за собой человеческие жертвы,
иводитель несет уголовную ответственность.
Инаконец, пассажирский автомобильный транспорт - ав
тобусы и такси - выполняет функцию обслуживания населе
ния. Этим видом транспорта ежедневно пользуются десятки миллионов людей. Качество работы, аккуратность, вежли вость, предупредительность должны быть неотъемлемыми
чертами каждого водителя, утверждающими авторитет общест венного транспорта в глазах пассажиров.
Следует заметить, что роль отдельных методов и их
влияние на производительность труда у нас изучена слабо, особенно та их часть, которая относится к "чисто" соци
альным и экономическим методам.
Что касается совокупности социальных и экономических факторов, то анализ показывает, что их использование в новых условиях хозяйствования позволяет повысить произ водительность труда на 8-12 процентов. На производитель ность труда существенное влияние оказывает общеобразова
тельный уровень работника.
Водители, например, со средним образованием имеют устойчивые, более высокие показатели производительности труда, чем водители, имеющие 6-7 классов образования.
Социологические исследования показывают, что на про изводительность труда сказывается возраст и семейное по ложение водителей. Устойчивые высокие показатели произ
водительности труда наблюдаются у женатых водителей в возрасте 25-45 лет.
30
Важными факторами роста производительности труда яв
ляются заработная плата и системы стимулирующих надбавок к заработной плате. Опыт показывает, что при прочих рав ных условиях сдельная заработная плата дает больший эф фект в росте производительности труда по сравнению с повременной, хотя сдельная заработная плата и имеет ряд
отрицательных последствий.
Важную роль играет профессиональная подготовка води
телей и многие другие социальные и экономические факторы. Вместе с тем надо иметь в виду, что проведение тех
или иных мероприятий по улучшению социально-экономическо го климата на предприятии не всегда можно перевести в конкретные цифры конечного экономического результата
роста производительности труда или повышения рентабель
ности. Несомненно одно - внедрение в практику научно обоснованных методов и стимулов сокращает текучесть ра бочей силы, создает условия для товарищеской, деловой
обстановки, обеспечивает формирование стабильных произ
водственных коллективов, укрепляет трудовую дисциплину, что в целом улучшает работу предприятия и ведет к повыше нию эффективности производства.
В крупнейших капиталистических странах этим вопросам придается громадное значение. На изучение социальных и
экономических факторов повышения производительности тру
да выделяются огромные средства, над их решением работа
ют десятки лабораторий и специальных институтов, в кото
рых трудятся ученые самых разных специальностей: эконо
мисты, социологи, психологи, правоведы, биологи, медики и др. Широко используются данные таких наук, как социо логия труда, эргономика, социальная и индустриальная психология, техническая эстетика и многие другие. На ос
нове этих исследований разрабатываются рекомендации по повышению производительности труда за счет социальных факторов, которые затем используются в производственной практике.
Американские социологи заявляют, что в развитии про изводительных сил США резко выделяются три скачка:
31
первый - когда была внедрена машина, второй - когда в промышленность начала внедряться научная организация тру да (тейлоризм), и третий - самый крупный скачок - отно сится к тому времени, когда социологи и психологи начали широко использовать социальные факторы для повышения про
изводительности труда.
Ряд буржуазных специалистов считают, что в условиях высокого уровня индустриализации и развития производства
рост производительности труда примерно на 60-70 процентов
может и должен происходить за счет социальных факторов. Все чаще на страницах буржуазной печати, на конферен циях и симпозиумах, посвященных проблемам производитель
ности труда, говорится о "человеческом факторе", "социо логии человеческих отношений" и т.п. Социальный смысл
этих доктрин состоит в том, чтобы утвердить отношения солидарности между рабочими и предпринимателем, показать,
что капиталистом руководит не стремление получить при быль, а стремление принести пользу обществу, что главным
мотивом труда рабочего является радость и наслаждение трудом, одобрение со стороны руководителей и товарищей.
Подобного рода идеи, вуалирующие сущность капиталисти ческой эксплуатации, находят широкое распространение в деятельности монополий, в том числе и автотранспортной.
Принципиально иные цели заложены в социалистическом способе производства. Они направлены на максимальное удовлетворение возрастающих материальных и духовных по требностей советских людей. Эти подлинно гуманистические цели являются основополагающими во всех сферах жизни на шего общества. Именно им подчинены социально-экономиче ские методы управления трудовой деятельностью наших людей.
Работа предприятий в новых условиях хозяйствования создает благоприятные возможности для широкого внедрения социально-экономических методов управления, направленных на дальнейшее повышение производительности труда, мобили зацию усилий коллектива на наиболее эффективное выполне
ние производственных программ. Конечно, использование социально-экономических факторов на автотранспортных
32
предприятиях должно базироваться на научных исследова ниях, проводимых в коллективах. Результатом этих иссле дований должна стать разработка соответствующих научнопрактических рекомендаций, которые затем должны быть реализованы в практической деятельности предприятия.
Важным социальным фактором, оказывающим большое влия ние на производственную деятельность членов коллектива,
является производственная среда. Ведь работа всего пред приятия, как и каждого его подразделения, вплоть до от дельного работника определяется теми или иными нормами.
Ими регулируются условия труда, его стимулирование,
правила эксплуатации автомобиля, правила уличного дви жения и т.д. Вся эта совокупность норм способствует по вышению производственной эффективности работника, когда
она соответствует реальным условиям труда, требованиям
жизни.
Мощным социальным средством борьбы за высокую произ
водительность труда в нашем обществе выступает социали стическое соревнование. Но его действенность зависит
от правильной организации соревнования. Не секрет, что на некоторых предприятиях социалистические обязательст
ва принимаются формально, недостаточно обеспечена глас ность, сравнимость результатов, неудовлетворительно
пропагандируется опыт передовиков. Не всегда обеспечи
вается должная сравнимость результатов соревнования,
что в ряде случаев определяется недостаточной разрабо
танностью системы показателей, их количественной оценки.
Многие автохозяйства ограничиваются лишь текущими фор
мами соревнования, не сочетают их с перспективными,
рассчитанными на длительные сроки (скажем, пять лет).
Все это не может не влиять на подведение итогов сорев
нования, определение победителей. Недостатки в органи зации соревнования влияют на производительность пред приятий. Отсюда следует, что работа по совершенствова
нию системы управления соревнованием на предприятии является одним из важных звеньев всей работы по повыше нию эффективности производства.
33