Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кращая количество звеньев управления и тем самым увели­ чивая диапазон контроля. Это на иного увеличивает на­ грузку руководителей, поэтому главная роль здесь должна

принадлежать применению вычислительной техники, которая позволит разгрузить руководителя от рутинных работ и

тем самым повысить качество принимаемых решений.

Г л а в а

П

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ

§ I . Методы управления предприятиями

автомобильного

транспорта

Важным условием эффективного управления является вы­ бор наиболее действенных методов управления. Количество

методов управления огромно. Они различаются по отраслям хозяйства и сферам экономики, в территориально-производ­

ственном плане, по своему назначению и т.д.

В настоящей работе рассматриваются методы управления автомобильным транспортом. Эта отрасль хозяйства рассре­ доточена по многим административным системам управления,

и разработка единых методов управления предприятиями

автомобильного транспорта в этих условиях имеет большое теоретическое и практическое значение.

Автомобильный транспорт имеет ряд специфических осо­

бенностей, выделяющих его из других отраслей и сфер эко­ номики. В транспортном процессе всегда участвуют различ­

ные административные системы: административная система -

собственник транспортных средств; грузоотправители, гру­

зополучатели и пассажиры; административные системы по

управлению дорожным хозяйством и регулированию движения.

Свои особенности имеет на транспорте система хозрасчета,

ценообразования, планирования. По этим и другим причинам

свои особенности должны иметь и методы управления тран­

спортным производством.

В транспортном производстве выделяются три основных элемента: "водитель-автомобиль-дорога". Все три элемента взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Научно обоснованные исследования в области управления не могут ограничиваться рассмотрением методов управления каждого

26


элемента в отдельности - автомобиля, дороги (воплощающих овеществленный труд) и "человеческого фактора" (воплоща­

ющего живой труд). Они требуют совокупного изучения всех

элементов, их многообразных связей, возникающих в тран­

спортном производстве.

В общей массе таких связей может быть выделена груп­

па, где одним из элементов является "человеческий фак­ тор", например, "водитель-автомобиль", "водитель-дорога",

а также "автомобиль-водитель", "дорога-водитель". В пер­ вом случае "человеческий фактор" является ведущим эле­

ментом, активно воздействующим на вещественные элементы транспортного производства - "автомобиль" и "дорогу".

При этом можно выделить пять основных условий, обуслов­ ливающих воздействие человека на автомобиль: социальные, социально-психологические, экономические, психофизиоло­

гические и правовые.

Под социальными условиями подразумеваются прежде все­

го общественные условия производства, то есть та социаль­ ная среда, общественный строй, в которых осуществляется

процесс труда.

Общеизвестно, например, каких выдающихся результатов

достигает труд свободных от эксплуатации людей при со­

циализме, что обусловлено всесторонним благотворным

влиянием социалистической действительности на общие ус­

ловия труда и быта.

Капиталистические же производственные отношения огра­

ничивают общественный прогресс, оказывают уродливое од­

ностороннее влияние на духовное развитие человека, пре­

вращая его в придаток "машины", что в конечном счете

ведет к деградации и разложению личности. Социально-психологические условия - это настроение че­

ловека, его эмоциональное состояние, моральный "настрой" на выполнение определенной работы. Сюда относятся также состояние социальных отношений на предприятии, моральнопсихологического климата, социально-психологических осо­

бенностей отдельных работников и их взаимоотношения в коллективе, а также личный фактор - профессиональная

27

подготовка водителя, его навыки, общеобразовательный

икультурный уровень.

Кэкономическим условиям следует отнести всю систему материального стимулирования труда производственных кол­ лективов и отдельных членов коллектива в целях достиже­ ния лучших результатов труда, организацию хозяйственного расчета и планирования.

Психофизиологические условия - это затрата умственной

и физической энергии водителя, его психическое и физиоло­ гическое состояние.

Правовые условия - это юридические и административные

правила и законодательные нормы, регламентирующие пове­ дение человека за рулем, права и обязанности работников

транспортного производства.

Все эти условия могут быть проанализированы и усовер­

шенствованы в каждом производственном предприятии.

При обратных связях "автомобиль-водитель" и "дорогаводитель" ведущим элементом являются вещественные эле­

менты, в той или иной степени воздействующие на "челове­ ческий фактор". Так, например, общеизвестно влияние кон­

струкций автомобиля и дорожных одежд, технического со­ стояния автомобиля и общего состояния дорожного хозяйст­

ва на "человеческий фактор", а в конечном счете - на весь ход транспортного производства. К причинам влияния могут относиться: конструкции кабин, устройство сидений, щитков показателей и приборов, уменьшение шумов и вибра­ ции, уменьшение физических усилий при управлении, физи­ ческий и моральный износ автомобиля, состояние его важ­ нейших узлов и агрегатов, а также типы дорожных покры­ тий, состояние дорог, их обустройство, организация об­ служивания водителей в пути и т.д. Важное значение на

оптимальную увязку вещественных и личных факторов произ­

водства оказывают организационные формы перевозок, вне­ дрение научно обоснованных форм организации персонала предприятий.

Значительное влияние на транспортное производство и соответственно на уровень производительности труда ока-

28


зывает система "автомобиль-дорога" и "дорога-автомобиль"

обусловливающая взаимодействие конструкций автомобилей

ишин с дорожными одеждами, конструкциями дорожного по­ лотна, шириной проезжей части, уклонами, техническими сооружениями и т.п.

Впрактике ущ>авления_^о^алистическими производст­

венными автотранспортными предприятиями сложилась систе­ ма приемов и методов, используемых в процессе решения задач по организации, планированию и совершенствованию перевозок грузов и пассажиров. Эти методы управления, на наш взгляд, можно сгруппировать следующим образом:

-экономические;

-социальные, в том числе социально-психологические

ипсихофизиологические;

-административно-правовые;

-организационно-технические.

Следует подчеркнуть, что в управлении применяются также математические и графические методы, ЭВМ и авто­ матизированные системы.

Специфика взаимодействия вещественных и личных эле­ ментов такова, что, как бы высок и совершенен не был

технический уровень вещественных элементов производства, они приводятся в действие только живым трудом. Без при­ ложения рабочей силы любые средства производства мертвы. Именно поэтому важнейшими методами управления являются приемы по стимулированию рабочей силы - живого труда,

приводящего в движение средства производства.

Особое стимулирующее значение имеют социальные и эко­ номические методы управления на автомобильном транспор­

те, где рабочая сила играет по сравнению с другими от­

раслями экономики значительно большую роль.

На автомобильном транспорте, например, технический

прогресс и рост автомобильного парка предполагают уве­ личение живого труда, а не его сокращение, как в других

отраслях. Дело в том, что каждый автомобиль, какие бы технические характеристики он не имел, должен управлять­

ся водителем.

29


Другая особенность заключается в том, что основной процесс транспортного производства - перевозка грузов и пассажиров - происходит на линии, вне производственного коллектива, и труд водителей максимально индивидуализи­

рован.

Третья особенность - повышенная индивидуальная ответ­ ственность водителя за соблюдение правил и норм движения.

Если в промышленности за грубое нарушение технологическо­

го процесса и существующих норм работник в основном не­ сет материальную ответственность, то на автомобильном транспорте подобные нарушения наносят не только матери­

альный ущерб, но и влекут за собой человеческие жертвы,

иводитель несет уголовную ответственность.

Инаконец, пассажирский автомобильный транспорт - ав­

тобусы и такси - выполняет функцию обслуживания населе­

ния. Этим видом транспорта ежедневно пользуются десятки миллионов людей. Качество работы, аккуратность, вежли­ вость, предупредительность должны быть неотъемлемыми

чертами каждого водителя, утверждающими авторитет общест­ венного транспорта в глазах пассажиров.

Следует заметить, что роль отдельных методов и их

влияние на производительность труда у нас изучена слабо, особенно та их часть, которая относится к "чисто" соци­

альным и экономическим методам.

Что касается совокупности социальных и экономических факторов, то анализ показывает, что их использование в новых условиях хозяйствования позволяет повысить произ­ водительность труда на 8-12 процентов. На производитель­ ность труда существенное влияние оказывает общеобразова­

тельный уровень работника.

Водители, например, со средним образованием имеют устойчивые, более высокие показатели производительности труда, чем водители, имеющие 6-7 классов образования.

Социологические исследования показывают, что на про­ изводительность труда сказывается возраст и семейное по­ ложение водителей. Устойчивые высокие показатели произ­

водительности труда наблюдаются у женатых водителей в возрасте 25-45 лет.

30

Важными факторами роста производительности труда яв­

ляются заработная плата и системы стимулирующих надбавок к заработной плате. Опыт показывает, что при прочих рав­ ных условиях сдельная заработная плата дает больший эф­ фект в росте производительности труда по сравнению с повременной, хотя сдельная заработная плата и имеет ряд

отрицательных последствий.

Важную роль играет профессиональная подготовка води­

телей и многие другие социальные и экономические факторы. Вместе с тем надо иметь в виду, что проведение тех

или иных мероприятий по улучшению социально-экономическо­ го климата на предприятии не всегда можно перевести в конкретные цифры конечного экономического результата

роста производительности труда или повышения рентабель­

ности. Несомненно одно - внедрение в практику научно обоснованных методов и стимулов сокращает текучесть ра­ бочей силы, создает условия для товарищеской, деловой

обстановки, обеспечивает формирование стабильных произ­

водственных коллективов, укрепляет трудовую дисциплину, что в целом улучшает работу предприятия и ведет к повыше­ нию эффективности производства.

В крупнейших капиталистических странах этим вопросам придается громадное значение. На изучение социальных и

экономических факторов повышения производительности тру­

да выделяются огромные средства, над их решением работа­

ют десятки лабораторий и специальных институтов, в кото­

рых трудятся ученые самых разных специальностей: эконо­

мисты, социологи, психологи, правоведы, биологи, медики и др. Широко используются данные таких наук, как социо­ логия труда, эргономика, социальная и индустриальная психология, техническая эстетика и многие другие. На ос­

нове этих исследований разрабатываются рекомендации по повышению производительности труда за счет социальных факторов, которые затем используются в производственной практике.

Американские социологи заявляют, что в развитии про­ изводительных сил США резко выделяются три скачка:

31


первый - когда была внедрена машина, второй - когда в промышленность начала внедряться научная организация тру­ да (тейлоризм), и третий - самый крупный скачок - отно­ сится к тому времени, когда социологи и психологи начали широко использовать социальные факторы для повышения про­

изводительности труда.

Ряд буржуазных специалистов считают, что в условиях высокого уровня индустриализации и развития производства

рост производительности труда примерно на 60-70 процентов

может и должен происходить за счет социальных факторов. Все чаще на страницах буржуазной печати, на конферен­ циях и симпозиумах, посвященных проблемам производитель­

ности труда, говорится о "человеческом факторе", "социо­ логии человеческих отношений" и т.п. Социальный смысл

этих доктрин состоит в том, чтобы утвердить отношения солидарности между рабочими и предпринимателем, показать,

что капиталистом руководит не стремление получить при­ быль, а стремление принести пользу обществу, что главным

мотивом труда рабочего является радость и наслаждение трудом, одобрение со стороны руководителей и товарищей.

Подобного рода идеи, вуалирующие сущность капиталисти­ ческой эксплуатации, находят широкое распространение в деятельности монополий, в том числе и автотранспортной.

Принципиально иные цели заложены в социалистическом способе производства. Они направлены на максимальное удовлетворение возрастающих материальных и духовных по­ требностей советских людей. Эти подлинно гуманистические цели являются основополагающими во всех сферах жизни на­ шего общества. Именно им подчинены социально-экономиче­ ские методы управления трудовой деятельностью наших людей.

Работа предприятий в новых условиях хозяйствования создает благоприятные возможности для широкого внедрения социально-экономических методов управления, направленных на дальнейшее повышение производительности труда, мобили­ зацию усилий коллектива на наиболее эффективное выполне­

ние производственных программ. Конечно, использование социально-экономических факторов на автотранспортных

32

предприятиях должно базироваться на научных исследова­ ниях, проводимых в коллективах. Результатом этих иссле­ дований должна стать разработка соответствующих научнопрактических рекомендаций, которые затем должны быть реализованы в практической деятельности предприятия.

Важным социальным фактором, оказывающим большое влия­ ние на производственную деятельность членов коллектива,

является производственная среда. Ведь работа всего пред­ приятия, как и каждого его подразделения, вплоть до от­ дельного работника определяется теми или иными нормами.

Ими регулируются условия труда, его стимулирование,

правила эксплуатации автомобиля, правила уличного дви­ жения и т.д. Вся эта совокупность норм способствует по­ вышению производственной эффективности работника, когда

она соответствует реальным условиям труда, требованиям

жизни.

Мощным социальным средством борьбы за высокую произ­

водительность труда в нашем обществе выступает социали­ стическое соревнование. Но его действенность зависит

от правильной организации соревнования. Не секрет, что на некоторых предприятиях социалистические обязательст­

ва принимаются формально, недостаточно обеспечена глас­ ность, сравнимость результатов, неудовлетворительно

пропагандируется опыт передовиков. Не всегда обеспечи­

вается должная сравнимость результатов соревнования,

что в ряде случаев определяется недостаточной разрабо­

танностью системы показателей, их количественной оценки.

Многие автохозяйства ограничиваются лишь текущими фор­

мами соревнования, не сочетают их с перспективными,

рассчитанными на длительные сроки (скажем, пять лет).

Все это не может не влиять на подведение итогов сорев­

нования, определение победителей. Недостатки в органи­ зации соревнования влияют на производительность пред­ приятий. Отсюда следует, что работа по совершенствова­

нию системы управления соревнованием на предприятии является одним из важных звеньев всей работы по повыше­ нию эффективности производства.

33