Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

клиентуры и пассажиров, для дорожно-эксплуатационной службы - качественное состояние дорожной сети и т.д.

Второй элемент функции контроля предназначен для из­ мерения параметров системы. В системе автомобильного транспорта данные измерения могут выполняться автомати­

чески или работниками управляющей системы.

Блок анализа служит основой определения результатов проведения регулирования.

Р е г у л и р о в а н и е - функция удержания течения процессов в производственной системе в рамках тех пара­

метров, которые заданы программой. С помощью регулиро­ вания обеспечивается заданный уровень организованности системы. Оперативным регулирующим органом в системе ав­ томобильного транспорта является, например, диспетчер­ ская служба, которая должна поддерживать регулярность движения подвижного состава на линии, своевременное оказание технической помощи и т.д.

Перечисленные функции управления оказывают свое це­ ленаправленное воздействие на материально-вещественные и личные факторы системы автомобильного транспорта. Ко­ личество и характер производственных функций, определя­

ющих специфическую область или сферу управления, зави­ сят от вида системы. В системе автотранспорта такими

производственными функциями являются:

-перевозочная;

-ремонтно-восстановительная;

-хозяйственное и материально-техническое обеспече­

ние;

-финансово-экономическая;

-воспроизводство системы;

-административная.

Функции управления (планирование, организация, коор­

динация, контроль, регулирование), приведенные в табли­ це, присутствуют во всех перечисленных производственных

функциях.

18

Производственные функции

Функции

управления

Планирование процессов

управления

Организация процессов управления

Координация процессов

управления

Контроль выполнения решений

Регулирование процессов

управления

 

 

хозяйст­

 

 

 

 

ремонтно-

венное и

финансововоспроиз­

 

перевозоч­

материаль­

администра­

восстанс—

но-техни­

экономиче­ водство

ная

вительная

ческое

ская

системы

тивная

обеспече­

ние

Область деятельности системы управления транспортом



Такой подход к делению функций является вполне логич­

ным и обоснованным, так как в этом случае вся совокуп­ ность действий в рамках системы управления делится на производственную сферу деятельности и на составные эта­ пы или стадии процесса управления.

§ 3. Структура - организационная форма процесса управления

Процесс реализации функций управления осуществляется

в. соответствии с принятыми правилами и процедурами пу­ тем опосредствования методов управления в определенных организационных формах. Одной из таких форм является организационная структура системы управления предприя­ тием, под которой понимается состав (включая качествен­ ные и количественные характеристики), самоподчиненность и схема взаимосвязи и взаимодействия организационных

элементов или звеньев системы управления, практически осуществляющих функции управления предприятием.

Организационная структура - это статическое отображе­ ние основных характеристик аппарата управления. Поэтому

характер организационной структуры управления определя­

ется задачами, которые она призвана решать, а также ус­ ловиями ее функционирования.

Из анализа развития систем и отдельных подсистем структуры автомобильного транспорта следует, что харак­ тер организационной структуры управления зависит:

-от формы управления;

-масштабов управляемой системы;

-сложности производства и управления;

-системы управления;

-от типа структуры (линейная, функциональная и раз­ личные ее модификации).

Рациональной структурой управления следует считать такую, которая обеспечивает наиболее целесообразное раз­

деление функций между всеми органами и работниками уп­

равления, что позволяет быстро принимать решения и обе­

спечивать своевременное их выполнение.

20

Можно отметить следующие наиболее важные основы орга­ низации управления: цель, тип организации; разделение

труда; координация; полномочия; ответственность; мас­ штабность управления; иерархия управления.

Остановимся на некоторых из них, характеризующих ор­

ганизационную структуру управления.

Ц е л ь . Каждая организация и ее подразделения долж­

ны иметь определенную цель, ради которой образована дан­ ная организация. Конкретность цели во многом определяет

организационную структуру организации (характер, коли­ чество подразделений, границы действий подразделений,

характер объединения блоков управления и т.д.). Исходя из основных целей, учитывая имеющиеся ресурсы и сущест­

вующие условия, создается соответствующая организацион­ ная структура, которая является средством достижения

поставленных целей.

Т и п о р г а н и з а ц и и . Обычно выделяются три

типа организационных структур:

-линейная;

-функциональная;

-линейно-функциональная.

Ли н е й н а я о р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а - это простейшая форма организации

и управления. При ней работники имеют одного непосред­

ственного руководителя, который управляет подчиненными

по всем направлениям, Преимуществом линейной организа­

ции является единство управления, простые организацион­

ные отношения, точно определенная ответственность. Не­

достатком является ограниченность использования, чрез­

мерная зависимость от личности руководителя и рост вер­ тикальной структуры.

В чистом виде линейный принцип можно использовать только для небольших подразделений и простейших видов деятельности.

21


Ф у н к ц и о н а л ь н а я

о р г а н и з а ц и ­

о н н а я

с т р у к т у р а

была предложена Ф. Тейло­

ром и в первоначальном замысле сводилась к абсолютной

специализации управленческой деятельности и коллектив­ ной ответственности руководства. Рабочий должен был по­ лучить специализированные указания от различных руково­ дителей, то есть должен был подчиняться одновременно нескольким, но высококвалифицированным (за счет специа­

лизации) функциональным руководителям. Характерная чер­ та функциональной системы организации управления заклю­ чается в том, что все специфические функции, общие для одного или нескольких подразделений, передаются в веде­ ние отдельных служб или специалистов, выполняющих стро­ го специализированные управленческие функции. Главным достоинством функционального управления является исполь­ зование принципа специализации, недостатком - сложность

взаимосвязей, неясная ответственность и ослабление дисциплины.

Л и н е й н о - ф у н к ц и о н а л ь н а я

и л и

л и н е й н о - ш т а б н а я

о р г а н и з а ц и ­

о н н а я

с т р у к т у р а

(комбинированная или сме­

шанная) являются наиболее распространенннми. Этот тип организационной структуры связывает линейный и функцио­ нальный принцип, так чтобы были использованы их досто­ инства и устранены недостатки. Сущность втой системы организации управления заключается в том, что руковод­ ство производством осуществляется одновременно и линей­ ным аппаратом, и функциональными службами. Линейный ап­ парат отвечает за конечные результаты работы предприя­ тия, функциональные службы - за отдельные производствен­

ные процессы (правильность технологии, организации про­

изводства труда и т.д.).

Организационные структуры также можно разделить на формальные и неформальные структуры. Формальной органи­ зационной структурой является схема организационной структуры управления со схемой подчинения и различных

22


положений, определяющих роль и место каждого элемента организационной структуры. Неформальные организационные структуры - это структуры, которые обычно складываются в силу наличия индивидуальных целей, расходящихся с це­ лями организации, а также тенденций, ведущих к произ­

вольному объединению в группы или коллективы, вокруг возникающих "лидеров". Обычно "неформальные организа­

ции" препятствуют целенаправленной деятельности и вно­ сят искажения в организационную структуру.

Р а з д е л е н и е т р у д а означает распределе­

ние работ по исполнителям. Разделение труда происходит по производственным функциям (например, перевозочная, ремонтно-восстановительная, финансово-экономическая и

т. д.) и по направлению - горизонтальное (распределение работ по отделам и исполнителям одного уровня) и верти­

кальное (распределение работ по объему и значению управ­ ленческих элементов). Горизонтальное распределение ра­

бот определяет наличие структурных подразделений, а вер­ тикальное - определяет иерархное построение организации.

К о о р д и н а ц и я . Так как разделение труда при­ водит к изоляции отдельных действий, то координация

должна ликвидировать это и обеспечить согласованность этих действий. Координация направлена на интеграцию уси­ лий всех подсистем организации на выполнение основной цели всей системы.

П о л н о м о ч и я . Каждый работник должен иметь

права на проведение мероприятий, необходимых для выпол­

нения заданной задачи, то есть полномочия,которые обес­

печивают единство действий и достижение целей.

О т в е т с т в е н н о с т ь . У каждого работника

должны быть все необходимые права, и он должен нести

полную ответственность за свою деятельность.

М а с ш т а б н о с т ь у п р а в л е н и я . Неотъ­ емлемым элементом любой организационной структуры явля­ ется "масштабность управления", означающая количество

23

лиц (управляющих, исполнителей), находящихся в непосред­ ственном подчинении у одного руководителя. В зависимости от этого соотношения (от I до 6 и более в зависимости

от конкретных условий) организационная структура, име­ ющая форму пирамиды, может быть "узкой" и "широкой".

Для "узкой" структуры характерно большое количество уровней управления и меньшее количество исполнителей, находящихся в подчинении руководителя. Для "широкой"

структуры характерно небольшое количество уровней управ­ ления.

Принцип "диапазона контроля" обоснован в 30-х годах американским ученым Грайчунасом исходя из общего коли­ чества трех видов связи (прямые-одиночные, прямые-груп­ повые и перекрестные) между подчиняющими и подчиненными и между самими подчиненными. Он вывел следующую общую

формулу:

С т »HC-fL + N - 1 ) ,

где

Ст - общее количество связей;

Я- количество непосредственных подчиненных.

'На основе возрастающего количества связей Грайчунас

сделал вывод, что один человек на ступенях управления в состоянии эффективно руководить не более чем пятьюшестью непосредственно подчиненными.

Недостатком его трактовки является предположение, что руководитель все время занимается подчиненными; кро­ ме того, он не учитывал деятельность, частоту, характер и качественные стороны связей (квалификация руководите­

ля; объем информации, воспринимаемой руководителем; ис­

полнительность подчиненных; специфика деятельности).

Поэтому в благоприятных условиях человек в состоянии

эффективно руководить и большим количеством непосред­

ственно подчиненных. Это подтверждается деятельностью многих организаций.

В настоящее время промышленность и транспорт СССР пе­ реходят на двух- и трехзвенную систему управления, со—

24