Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
клиентуры и пассажиров, для дорожно-эксплуатационной службы - качественное состояние дорожной сети и т.д.
Второй элемент функции контроля предназначен для из мерения параметров системы. В системе автомобильного транспорта данные измерения могут выполняться автомати
чески или работниками управляющей системы.
Блок анализа служит основой определения результатов проведения регулирования.
Р е г у л и р о в а н и е - функция удержания течения процессов в производственной системе в рамках тех пара
метров, которые заданы программой. С помощью регулиро вания обеспечивается заданный уровень организованности системы. Оперативным регулирующим органом в системе ав томобильного транспорта является, например, диспетчер ская служба, которая должна поддерживать регулярность движения подвижного состава на линии, своевременное оказание технической помощи и т.д.
Перечисленные функции управления оказывают свое це ленаправленное воздействие на материально-вещественные и личные факторы системы автомобильного транспорта. Ко личество и характер производственных функций, определя
ющих специфическую область или сферу управления, зави сят от вида системы. В системе автотранспорта такими
производственными функциями являются:
-перевозочная;
-ремонтно-восстановительная;
-хозяйственное и материально-техническое обеспече
ние;
-финансово-экономическая;
-воспроизводство системы;
-административная.
Функции управления (планирование, организация, коор
динация, контроль, регулирование), приведенные в табли це, присутствуют во всех перечисленных производственных
функциях.
18
Производственные функции
Функции
управления
Планирование процессов
управления
Организация процессов управления
Координация процессов
управления
Контроль выполнения решений
Регулирование процессов
управления
|
|
хозяйст |
|
|
|
|
ремонтно- |
венное и |
финансововоспроиз |
|
|
перевозоч |
материаль |
администра |
|||
восстанс— |
но-техни |
экономиче водство |
|||
ная |
вительная |
ческое |
ская |
системы |
тивная |
обеспече
ние
Область деятельности системы управления транспортом
Такой подход к делению функций является вполне логич
ным и обоснованным, так как в этом случае вся совокуп ность действий в рамках системы управления делится на производственную сферу деятельности и на составные эта пы или стадии процесса управления.
§ 3. Структура - организационная форма процесса управления
Процесс реализации функций управления осуществляется
в. соответствии с принятыми правилами и процедурами пу тем опосредствования методов управления в определенных организационных формах. Одной из таких форм является организационная структура системы управления предприя тием, под которой понимается состав (включая качествен ные и количественные характеристики), самоподчиненность и схема взаимосвязи и взаимодействия организационных
элементов или звеньев системы управления, практически осуществляющих функции управления предприятием.
Организационная структура - это статическое отображе ние основных характеристик аппарата управления. Поэтому
характер организационной структуры управления определя
ется задачами, которые она призвана решать, а также ус ловиями ее функционирования.
Из анализа развития систем и отдельных подсистем структуры автомобильного транспорта следует, что харак тер организационной структуры управления зависит:
-от формы управления;
-масштабов управляемой системы;
-сложности производства и управления;
-системы управления;
-от типа структуры (линейная, функциональная и раз личные ее модификации).
Рациональной структурой управления следует считать такую, которая обеспечивает наиболее целесообразное раз
деление функций между всеми органами и работниками уп
равления, что позволяет быстро принимать решения и обе
спечивать своевременное их выполнение.
20
Можно отметить следующие наиболее важные основы орга низации управления: цель, тип организации; разделение
труда; координация; полномочия; ответственность; мас штабность управления; иерархия управления.
Остановимся на некоторых из них, характеризующих ор
ганизационную структуру управления.
Ц е л ь . Каждая организация и ее подразделения долж
ны иметь определенную цель, ради которой образована дан ная организация. Конкретность цели во многом определяет
организационную структуру организации (характер, коли чество подразделений, границы действий подразделений,
характер объединения блоков управления и т.д.). Исходя из основных целей, учитывая имеющиеся ресурсы и сущест
вующие условия, создается соответствующая организацион ная структура, которая является средством достижения
поставленных целей.
Т и п о р г а н и з а ц и и . Обычно выделяются три
типа организационных структур:
-линейная;
-функциональная;
-линейно-функциональная.
Ли н е й н а я о р г а н и з а ц и о н н а я
с т р у к т у р а - это простейшая форма организации
и управления. При ней работники имеют одного непосред
ственного руководителя, который управляет подчиненными
по всем направлениям, Преимуществом линейной организа
ции является единство управления, простые организацион
ные отношения, точно определенная ответственность. Не
достатком является ограниченность использования, чрез
мерная зависимость от личности руководителя и рост вер тикальной структуры.
В чистом виде линейный принцип можно использовать только для небольших подразделений и простейших видов деятельности.
21
Ф у н к ц и о н а л ь н а я |
о р г а н и з а ц и |
|
о н н а я |
с т р у к т у р а |
была предложена Ф. Тейло |
ром и в первоначальном замысле сводилась к абсолютной
специализации управленческой деятельности и коллектив ной ответственности руководства. Рабочий должен был по лучить специализированные указания от различных руково дителей, то есть должен был подчиняться одновременно нескольким, но высококвалифицированным (за счет специа
лизации) функциональным руководителям. Характерная чер та функциональной системы организации управления заклю чается в том, что все специфические функции, общие для одного или нескольких подразделений, передаются в веде ние отдельных служб или специалистов, выполняющих стро го специализированные управленческие функции. Главным достоинством функционального управления является исполь зование принципа специализации, недостатком - сложность
взаимосвязей, неясная ответственность и ослабление дисциплины.
Л и н е й н о - ф у н к ц и о н а л ь н а я |
и л и |
||
л и н е й н о - ш т а б н а я |
о р г а н и з а ц и |
||
о н н а я |
с т р у к т у р а |
(комбинированная или сме |
шанная) являются наиболее распространенннми. Этот тип организационной структуры связывает линейный и функцио нальный принцип, так чтобы были использованы их досто инства и устранены недостатки. Сущность втой системы организации управления заключается в том, что руковод ство производством осуществляется одновременно и линей ным аппаратом, и функциональными службами. Линейный ап парат отвечает за конечные результаты работы предприя тия, функциональные службы - за отдельные производствен
ные процессы (правильность технологии, организации про
изводства труда и т.д.).
Организационные структуры также можно разделить на формальные и неформальные структуры. Формальной органи зационной структурой является схема организационной структуры управления со схемой подчинения и различных
22
положений, определяющих роль и место каждого элемента организационной структуры. Неформальные организационные структуры - это структуры, которые обычно складываются в силу наличия индивидуальных целей, расходящихся с це лями организации, а также тенденций, ведущих к произ
вольному объединению в группы или коллективы, вокруг возникающих "лидеров". Обычно "неформальные организа
ции" препятствуют целенаправленной деятельности и вно сят искажения в организационную структуру.
Р а з д е л е н и е т р у д а означает распределе
ние работ по исполнителям. Разделение труда происходит по производственным функциям (например, перевозочная, ремонтно-восстановительная, финансово-экономическая и
т. д.) и по направлению - горизонтальное (распределение работ по отделам и исполнителям одного уровня) и верти
кальное (распределение работ по объему и значению управ ленческих элементов). Горизонтальное распределение ра
бот определяет наличие структурных подразделений, а вер тикальное - определяет иерархное построение организации.
К о о р д и н а ц и я . Так как разделение труда при водит к изоляции отдельных действий, то координация
должна ликвидировать это и обеспечить согласованность этих действий. Координация направлена на интеграцию уси лий всех подсистем организации на выполнение основной цели всей системы.
П о л н о м о ч и я . Каждый работник должен иметь
права на проведение мероприятий, необходимых для выпол
нения заданной задачи, то есть полномочия,которые обес
печивают единство действий и достижение целей.
О т в е т с т в е н н о с т ь . У каждого работника
должны быть все необходимые права, и он должен нести
полную ответственность за свою деятельность.
М а с ш т а б н о с т ь у п р а в л е н и я . Неотъ емлемым элементом любой организационной структуры явля ется "масштабность управления", означающая количество
23
лиц (управляющих, исполнителей), находящихся в непосред ственном подчинении у одного руководителя. В зависимости от этого соотношения (от I до 6 и более в зависимости
от конкретных условий) организационная структура, име ющая форму пирамиды, может быть "узкой" и "широкой".
Для "узкой" структуры характерно большое количество уровней управления и меньшее количество исполнителей, находящихся в подчинении руководителя. Для "широкой"
структуры характерно небольшое количество уровней управ ления.
Принцип "диапазона контроля" обоснован в 30-х годах американским ученым Грайчунасом исходя из общего коли чества трех видов связи (прямые-одиночные, прямые-груп повые и перекрестные) между подчиняющими и подчиненными и между самими подчиненными. Он вывел следующую общую
формулу:
С т »HC-fL + N - 1 ) ,
где
Ст - общее количество связей;
Я- количество непосредственных подчиненных.
'На основе возрастающего количества связей Грайчунас
сделал вывод, что один человек на ступенях управления в состоянии эффективно руководить не более чем пятьюшестью непосредственно подчиненными.
Недостатком его трактовки является предположение, что руководитель все время занимается подчиненными; кро ме того, он не учитывал деятельность, частоту, характер и качественные стороны связей (квалификация руководите
ля; объем информации, воспринимаемой руководителем; ис
полнительность подчиненных; специфика деятельности).
Поэтому в благоприятных условиях человек в состоянии
эффективно руководить и большим количеством непосред
ственно подчиненных. Это подтверждается деятельностью многих организаций.
В настоящее время промышленность и транспорт СССР пе реходят на двух- и трехзвенную систему управления, со—
24