Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не бывает пускового режима в широко известном поня­ тии [Л. 27]. Поэтому, например, в дальнейшем при ана­ лизе приводов будем предполагать, что синхронные ма­ шины не имеют короткозамкнутых обмоток.

1-4. ПРИВОДЫ С СИНХРОННЫМИ М А Ш И Н А М И

а] Привод с синхронной машиной, имеющей неявновыраженные полюсы

Примером синхронной машины с неявновыраженными полюсами может служить маломощный синхронный двигатель, на роторе которого для возбуждения двига­ теля размещается постоянный магнит цилиндрической формы. На базе этого двигателя можно выполнять бес­ контактные приводы с частотно-токовым управлением.

Для того чтобы при анализе привода можно было использовать для момента выражение (1-19), будем счи­ тать, что возбуждение двигателя является электромаг­ нитным, осуществляемым с помощью обмотки на роторе. Для рассматриваемого двигателя в качестве такой об­

мотки

примем

обмотку

wj.

Тогда

имеем

= 0, /,/ =

= const =й=0, а токи it и ie

питают статорные

обмотки до/

и wg

соответственно. Для

машины с

неявновыраженны-

ми полюсами

L M a K C = LM 1 ! „ и выражение

для

момента и»

(1-19)

будет:

 

 

 

 

 

 

 

М = idLidMUMc (—if

sin 8-HV

cos

0).

(1-23)

Из рис. 1-4 следует, что частота токов в статорных обмотках машины / определяется угловой скоростью датчика 4. Так как угловая скорость поля статора (ча­ стота токов статора) двухполюсного синхронного двига­ теля совпадает со скоростью ротора, коэффициент пере­ дачи К редуктора 2 нужно брать равным единице. Тогда из (1-20) получаем выражения для токов в статорных обмотках машины:

if=к0

К c o

s

( 9

+ т ) -

" Q s i n

(0 +

т)];

(1-24)

U = KoK

 

 

(9 +

T) +

% cos (6 +

у)].

s i

n

 

подставляя которые в (1-23), имеем:

 

 

 

М = /Coid^idMaKc («в sin y+uQ

COS у) •

(1-25)


Принимая у —0, получаем линейную зависимость мо­ мента от управляющего сигнала uQ:

(1-26)

При этом сигнал « d на момент не влияет. Посмотрим, какую роль играет сигнал uD в данном приводе с частот­ но-токовым управлением. Найдем проекции н. с. статора на оси d и q из (1-22) при К= 1 и у = 0:

 

F,

К,

 

(1-27)

 

 

 

 

Из этих выражений следует, что сигнал uQ

опреде­

ляет н. с. статора, направленную по

оси q и,

следова­

тельно,

участвующую

в создании

момента

машины,

а сигнал

uD определяет

н. с. статора,

направленную по

оси d. Благодаря этому, с помощью сигнала uD

в приво­

де можно регулировать потребление синхронной маши­

ной реактивного

(индуктивного или емкостного)

тока от

преобразователя

энергии, а это бывает важно с точки

зрения улучшения энергетических

показателей

привода,

а также для создания требуемых

условий коммутации

тиристоров внекоторых типах преобразователей

энергии.

В (1-26) не входит угол 9, и, следовательно, элек­ тромагнитный момент привода не зависит ни от углового положения ротора, ни от величины и направления часто­ ты его 'вращения. Это означает, что механические харак­ теристики привода являются мягкими и в линейной зоне работы привода не отличаются от характеристик рис. 1-5.

Рассматриваемый синхронный привод с частотно-то­ ковым управлением удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к приводам, предназначенным для ра­ боты в замкнутых системах регулирования. Как в затор­ моженном состоянии ( '0 = const, Q = 0), так и при любом значении частоты вращения ротора Q в пределах рабо­ чей зоны привод развивает момент, линейно зависящий от сигнала UQ. Изменение знака момента в приводе про­ исходит при изменении знака (полярности) сигнала uQ. На валу привода могут быть получены моменты, значительно превышающие номинальный момент синхронной машины, — перегрузочные моменты.

Для получения перегрузочных моментов необходимо предусматривать формирование соответствующих пере­ грузочных токов статора. На практике получение боль-

29



ших перегрузочных моментов, в 2—4 раза превышаю­ щих номинальный момент, ограничивается возможностя­

ми

преобразователей энергии

и

допустимым

нагревом

машины. Линейная зависимость

перегрузочных

момен­

тов

от сигнала UQ нарушается

на

практике из-за насы­

щения машины. Это происходит при токах статора,

пре­

вышающих номинальные значения в 3—5

и более

раз.

В реальных приводах с частотно-токовым

управлением

предусматривают ограничение токов статора, что дости­ гается ограничением сигнала uQ значением uQuai<c. Отме­ тим при этом, что в установившихся режимах работы ограничение эффективного значения токов статора дости­ гается без искажения синусоидальной формы токов.

В замкнутой системе регулирования с. рассматривае­ мым приводом допустимо ступенчатое изменение сигна­ ла «з на входе системы или ударное приложение момен­ та нагрузки. При этом синхронная машина не будет вы­ падать из синхронизма. Рассмотрим, например, работу привода с синхронной машиной в замкнутой системе ре­ гулирования скорости, когда сигнал и3 (рис. 1-3) на входе системы определяет требуемую частоту вращения нагрузки привода. Пусть в некоторый момент времени

скачком изменился сигнал и3,

а следовательно,

и сигнал

uy(uQ) на входе синхронного

привода.

Если допустить,

что соответствующие новому

значению

сигнала

UQ токи

статора образуются без запаздываний, то новое значе­ ние момента на валу привода возникнет скачком. При

этом частота

токов статора

начнет изменяться

плавно

в соответствии

с изменением

частоты вращения

ротора

под действием возникшего момента, определяемого сиг­ налом ыу (э) на входе привода.

Если в рассматриваемой системе регулирования ско­ рости произойдет ударное приложение момента нагруз­ ки, то синхронная машина будет изменять свою скорость (соответственно частоту токов статора) до тех пор, пока сигнал uy(uQ) не увеличится и не создаст момент, урав­ новешивающий момент нагрузки. Синхронная машина может остановиться, если момент нагрузки окажется больше максимального момента привода и будет дейст­ вовать значительное время. При этом частота токов ста­ тора машины будет равна нулю (по обмоткам статора •будут протекать постоянные токи), а момент машины будет равен значению ММакс, пропорциональному сигна­ лу идмаксПосле снятия момента нагрузки синхронная

30


машина будет разгоняться и достигнет скорости, зада­ ваемой сигналом и3.

Качания и самораскачивание рассматриваемой син­ хронной машины в приводе с частотно-токовым управле­ нием рис. 1-4 невозможны, так как угловое положение ротора синхронной машины строго увязано с простран­ ственным положением вектора н. с. статора во всех ре­ жимах ее работы. Этот вывод справедлив для всех типов синхронных машин, а также и для асинхронных машин, работающих в режиме двойного питания.

 

Отметим, что

если в

синхронном

приводе

принять

у = л/2,

то сигналы

uD и uQ

поменяются

ролями. При

зна-

- чениях

угла у, отличных от нуля и от я/2, оба сигнала

uD

и uQ

будут принимать участие как

в создании

момен­

та,

так

и в создании н. с. статора, направленной

вдоль

оси d [см. (1-22) и (1-25)]. На практике из соображений удобства построения схемы управления приводом прини­ мают у = 0. При К=1 и Y —0 из схемы привода рис. 1-4 исключаются редуктор 2 и дифференциал 3.

Рис. 1-6. Структурная схема синхронного привода с частотно-токовым управлением.

На рис. 1-6 показана структурная схема синхронногопривода с частотно-токовым управлением, в соответст-

-вии с которой может быть спроектирован промышлен­ ный привод. Обозначения на рис. 1-6 соответствуют обо­ значениям рис. 1-4.

Рассмотрим работу привода при постоянной угловой скорости вращения Q. Для двухполюсной машины кру-

31