Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
говая частота токов статора Qj равна Q и можно запи сать:
|
|
|
|
|
|
|
•Q = Qvt. |
|
|
|
|
|
|
|
(1-28) |
||
и |
Подста-вим значения токов if и ig |
из |
(1-24) |
при у = 0 |
|||||||||||||
с учетом |
(1-28) |
в (1-15). Имея |
в |
виду то, что |
/, = 0, |
||||||||||||
-a |
id = const, после |
преобразований |
и |
дифференцирования |
|||||||||||||
получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
u, = riKo{uD |
cos Qit—UQ |
sin Out)— |
|
|
|
|
|||||||||
|
—LMKC&IKOUD |
|
sin Q(t—Lmu„QI/COWQ |
|
C O S |
Qtf— |
(1-29) |
||||||||||
|
Обозначим: |
|
—LidMsutcQiid sin Qi^. |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
щ — |
K9uDcosCllt |
|
= iid\ |
— K0uQ |
sinQ^ = |
i„; |
|
(1-30) |
||||||||
|
|
id |
COS |
|
= |
|
^-максА = |
|
xd\. |
|
|
||||||
|
•^-miih^i = |
= |
|
|
MaKc^i'd Sill Q , ^ = |
|
£ 1 0 |
|
|
|
|
||||||
и |
запишем |
(1-29) в комплексной |
форме: |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
и , |
= rJid |
+ |
r j l 4 |
+ / x d / l d |
+ |
j x 4 |
l |
|
|
|
(1-31) |
|||||
|
Для неявнополюсной |
машины |
L M a |
K |
C |
= L M i |
m , |
т.е. .Vd = |
.Vj; |
||||||||
обозначая /id-r;/ig = /b |
получаем: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Or |
= |
rJl + ixdil-El9. |
|
|
|
|
|
|
(1-32) |
||||
|
На рис. 1-7 дана |
векторная |
диаграмма, |
построенная |
|||||||||||||
в |
соответствии |
с |
(1-32) |
для случая |
ио |
= 0- |
Управление |
||||||||||
|
|
|
|
электромагнитным |
моментом |
синхрон |
|||||||||||
|
|
|
|
ной машины при «£>=0 является наи |
|||||||||||||
|
|
|
|
более |
удобным |
и |
распространенным: |
||||||||||
|
|
|
|
момент привода |
получается |
|
макси |
||||||||||
|
|
|
|
мально возможным при заданных то |
|||||||||||||
|
|
|
|
ках статора и в схеме |
привода в каче |
||||||||||||
|
|
|
|
стве датчика углового положения мож |
|||||||||||||
|
|
|
|
но использовать выпускаемый промыш |
|||||||||||||
|
|
|
|
ленностью |
бесконтактный |
сельсин |
с |
||||||||||
|
|
|
|
одной |
обмоткой |
возбуждения. |
Полу |
||||||||||
|
|
|
|
чим |
выражение для |
электромагнитно |
|||||||||||
|
|
|
|
го момента привода из (1-32) и срав |
|||||||||||||
|
|
|
|
ним |
его с |
(1-26). Согласно |
(1-32) мо |
||||||||||
|
|
|
|
мент |
машины |
равен: |
|
|
|
|
|
Рис. 1-7. Вектор ная диаграмма синхронной маши ны с неявновыра-
женными полюса
ми при uD=0.
М-. |
mEi0/, |
(1-33) |
где т — число фаз, |
т=2. |
|
32
Из |
(1-30) определим £ю и Л: |
|
Подставляя найденные |
значения в (1-33), будем |
|
иметь: |
М = /СоУд^макс^ |
т. е. выражение, в точности |
совпадающее с (1-26).
В заключение этого пункта отметим, что критические скорости QK привода могут быть получены путем при равнивания амплитудного значения напряжения Ui из (1-32) при заданных сигналах uQ и uD максимальному напряжению, получаемому на выходе статического пре образователя энергии.
б] Привод с синхронной реактивной машиной
Существует несколько видов синхронных реактивных
машин |
(СРМ) (Л. 27]. На базе |
этих |
машин |
удобно |
|
строить |
бесконтактные приводы |
на малые и |
средние |
||
мощности. Для синхронной реактивной |
машины |
имеем |
|||
id = iq=0 |
и с учетом этого из (1-19) |
получаем для момен |
|||
та машины |
выражение |
|
|
|
|
М = (Luanc - |
1«м) [-§" К ~ 0 s'n 2 0 |
+ ¥в |
cos 28 ] . |
(1-35) |
УСРМ поле статора вращается синхронно с ротором
ипоэтому коэффициент редукции К берется равным еди нице (рис. 1-4). Для токов СРМ справедливы (1-24), подставляя которые в (1-35), после преобразования
имеем: |
_ i . |
М = (1„акс - Lmv*) К% \uDuQ |
cos 2у + _ L ( u £ —UJ) sin 2yJ. |
|
(1-36) |
В (1-36) не входит угол 0, т. е. момент реактивной машины, как и машины с возбуждением, не зависит ни от угла поворота ротора, ни от величины и направления частоты его вращения. Примем у — О и перепишем (1-36) в виде
М = ( L M „ C - 1м и н ) К2, uDuQ. |
(1-37) |
Из (1-37) следует, что момент СРМ в приводе рис. 1-4 является линейной функцией одного из сигналов UD ИЛИ
3—318 |
33 |
UQ при неизменном другом сигнале «л шли |
UQ |
соответст |
|||||||||||||
венно. |
|
|
|
|
на оси d и q СРМ |
|
|
|
|
||||||
|
Проекции н. с. статора |
находятся |
|||||||||||||
из |
(1-22) |
при / ( = 1 и у = 0 и так же, как для |
синхронной |
||||||||||||
машины |
с возбуждением, |
определяются (1-27). На |
осно |
||||||||||||
|
|
|
|
вании (1-27) можно |
рассматривать ра |
||||||||||
|
|
|
|
боту |
реактивной |
машины |
|
в |
приводе |
||||||
|
|
|
|
рис. 1-4 так, как будно сигнал |
LID |
со |
|||||||||
|
|
|
|
здает недостающий машине поток на |
|||||||||||
|
|
|
|
магничивания, |
|
направленный |
|
вдоль |
|||||||
|
|
|
|
продольной оси |
и аналогичный |
пото |
|||||||||
|
|
|
|
ку намагничивания |
синхронной |
маши |
|||||||||
|
|
|
|
ны, |
создаваемому |
независимым |
воз-, |
||||||||
|
|
|
|
буждением. Если в приводе, |
|
рассмот |
|||||||||
Рис. |
1-8. |
Вектор |
ренном |
выше, |
роль |
сигнала |
uD |
была, |
|||||||
ная |
диаграмма |
ре |
второстепенной |
|
и его не |
|
обязательно |
||||||||
активной |
синхрон |
было |
подавать |
ч-ia вход |
привода, |
то |
|||||||||
ной |
машины |
при |
|||||||||||||
частотно-токовом |
в приводе с СРМ сигнал |
« D |
играет |
||||||||||||
управлении. |
|
важную |
роль |
и |
использование |
его |
в |
||||||||
|
|
|
|
приводе |
оказывается |
необходимым. |
|||||||||
Такой подход к |
исследованию |
привода |
с |
синхронной |
реактивной машиной позволяет рассматривать этот при вод как одну из разновидностей привода с синхронной машиной с возбуждением.
Вид механических и регулировочных характеристик, способность работать в замкнутой системе регулирова ния в условиях скачкообразного изменения сигнала управления или ударного приложения нагрузки, устой
чивость СРМ — все эти свойства привода с СРМ |
явля |
ются аналогичными соответствующим свойствам |
приво |
да с синхронной машиной с независимым возбуждением. \Поэтому нет необходимости останавливаться на этих
вопросах подробно.
Структурная схема привода с синхронной реактивной машиной отличается от схемы рис. 1-6 отсутствием об моток иа роторе машины У, при этом явнополюсность формы ротора СРМ показана штриховой линией. Урав
нение для фазного напряжения |
синхронного реактивно |
|||
го двигателя можно |
получить |
из |
(1-31), если |
принять |
£ ю = 0 : |
|
|
|
|
# i = |
Л А + JxJtd |
+ |
ixqit4. |
(1-38) |
Векторная диаграмма для рассматриваемого привода показана на рис. 1-8.
34
в) Привод с синхронной машиной, имеющей явновы-
раженные полюсы
Выражение для момента синхронной машины с явновыраженными полюсами получим из (1-19), принимая во внимание то, что на роторе машины имеется только
обмотка |
возбуждения |
wd, |
т. е. f'g = 0: |
|
|
|
М = |
(Ьшкс — £ м и н ) |
4 " |
{i\ — i)) sin 26 -f- itig cos 26 |
+ |
||
|
+ *<Ad макс (— 4 sin 8 + ig |
cos |
6). |
(1-39) |
||
Если |
сопоставить |
(1-23) и (1-35) |
с |
полученным вы |
ражением, то станет ясно, что момент синхронной маши ны с явновыраженнымп полюсами равен сумме момен тов синхронной машины с неявновыраженными полюса ми и СРМ. У синхронной явнополюсной машины, как и у неявнополюсной и у СРМ, частота вращения поля
статора должна строго соответствовать частоте |
враще |
|||||||||
ния ротора, поэтому у привода с этой машиной |
К— 1 и |
|||||||||
токи в статоре машины будут определяться |
(1-24). Под |
|||||||||
ставляя (1-24) в (1-39), получаем: |
|
|
|
|
|
|
||||
М = |
idLid |
м а к Д 0 |
(uD |
sin у + |
« Q cos у) |
+ |
|
|
|
|
+ (^макс — £м.ш) #о |
UDUQ |
C 0 S |
2 T + 4"("2> _ |
UQ )s i n |
2 Y |
' ^ |
" 4 0 ) |
|||
При Y = 0 это выражение принимает вид: |
|
|
|
|
||||||
M=L [/D Z.id„aKo+ (LMaKC—Lmm) |
KoUD]uQKo, |
|
|
(1-41) |
||||||
т. е. при любом фиксированном значении сигнала |
uD |
мо |
||||||||
мент привода будет линейной функцией сигнала |
uQ. |
|||||||||
Проекции н. с. статора |
на оси d |
и q |
определяются |
|||||||
(1-27). Сравним рассматриваемый |
привод |
с |
приводом, |
|||||||
использующим |
неявнополюсную |
синхронную |
машину. |
|||||||
Согласно (1-26) в |
приводе |
с синхронной |
неявнополюс |
|||||||
ной машиной |
сигнал uD |
не участвует в создании |
момен |
та. В приводе с синхронной машиной с явновыраженны мп полюсами согласно (1-41) сигнал uD способствует образованию момента машины. Он как бы увеличивает "поток намагничивания машины по продольной оси, уча ствующий в создании момента. Механические характери стики привода при и0=const имеют вид характеристик, показанных на рис. 1-5. Все, что было сказано относи тельно регулировочных характеристик привода с неяв-
3* |
35 |
|
|
|
нополюсной машиной и его способно |
||||||||||||
|
|
|
сти работать в замкнутой системе ре |
||||||||||||
|
|
|
гулирования, |
а |
также |
относительно |
|||||||||
|
|
|
устойчивости |
работы |
синхронной |
ма |
|||||||||
|
|
|
шины в приводе, |
в полной |
мере спра |
||||||||||
|
|
|
ведливо и для привода с явнополюсной |
||||||||||||
|
|
|
машиной. Структурная |
схема |
привода |
||||||||||
|
|
|
с явнополюсной |
машиной |
не |
отлича |
|||||||||
|
|
|
ется от схемы рис. 1-6. |
Уравнение для |
|||||||||||
|
|
In 11 |
фазного напряжения |
машины |
получа |
||||||||||
|
|
|
ется из (1-31): |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
# 1 = |
''.А + |
ШХА + |
|
jx4iig |
|
- £ „ . (1-42) |
||||||
|
|
bo |
В соответствии с этим уравнением |
||||||||||||
Рис. 1-9. Вектор |
на рис. 1-9 дана векторная диаграм |
||||||||||||||
ная |
диаграм |
ма, |
соответствующая |
недовозбужден- |
|||||||||||
ма |
явнополюсной |
ному |
двигателю |
с |
явновыраженными |
||||||||||
:инхронной |
маши |
полюсами. При этом двигатель |
потреб |
||||||||||||
ны в |
недовозбуж- |
ляет |
реактивную |
мощность от преоб |
|||||||||||
денном режиме. |
|||||||||||||||
разователя |
|
энергии |
(потребляет |
ин |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
0 |
дуктивный |
ток). Полная |
мощность на |
||||||||||
|
|
входе двигателя |
равна S = 2/iLY |
|
|||||||||||
^ 1 |
|
||||||||||||||
Для увеличения |
выходной |
мощно |
|||||||||||||
|
|
|
сти привода при заданной полной мощ |
||||||||||||
|
|
|
ности |
преобразователя |
энергии целе |
||||||||||
|
|
|
сообразно |
обеспечить |
работу |
двигате |
|||||||||
|
|
|
ля в перевозбужденном режиме, при |
||||||||||||
|
|
|
котором |
продольная |
составляющая |
||||||||||
|
|
1'г |
первичного тока |
(/id) |
будет иметь про |
||||||||||
|
|
тивоположную фазу |
по |
сравнению с |
|||||||||||
|
|
|
фазой на рис. 1-9. Для получения |
та |
|||||||||||
|
|
|
кой |
фазы |
тока |
7^, |
как |
следует |
из |
||||||
|
|
|
(1-30), достаточно изменить знак (по |
||||||||||||
|
|
|
лярность) сигнала uD на входе приво |
||||||||||||
Рис. |
1-10. |
Вектор |
да. Векторная диаграмма работы дви |
||||||||||||
ная |
диаграм |
гателя, |
соответствующая |
этому |
слу |
||||||||||
ма |
явнополюсной |
чаю, показана на рис. 1-10, при этом |
|||||||||||||
синхронной |
маши |
сигнал «о выбран таким, что напряже |
|||||||||||||
ны в |
перевозбуж |
ние (Ji |
совпадает яо |
фазе |
с током /ь |
||||||||||
денном режиме. |
|||||||||||||||
Векторная |
диаграмма |
на рис. 1-10 |
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
отражает |
режим |
работы |
привода |
с |
максимально |
воз |
можной мощностью при заданной полной мощности пре образователя энергии.
36