Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
показатели нескольких цехов или всего завода. Про ект заводского плана верстается в бюро планирования новой техники и направляется всем руководителям секций технико-экономического совета для оконча тельного согласования и визы.
В сводном плане указываются размеры премирова ния участников за внедрение новой техники.
Сводный план оргтехмероприятий, подписанный руководителями служб, рассматривается на техникоэкономическом совете завода и утверждается дирек тором завода.
Начальники служб и отделов — руководители сек ций техсовета после утверждения плана ОТМ дирек тором производят разбивку планируемых на квартал мероприятий по месяцам. Месячные показатели плана оргтехмероприятий по номенклатуре и экономическо
му эффекту включаются |
в |
планы соответствующих |
цехов вспомогательного производства и отделов. |
||
Ежемесячный отчет о выполнении оргтехмероприя |
||
тий составляется цехами |
в |
порядке, установленном |
для плана производства. |
|
|
Совершенствование технологии управления Проектирование технологии
Поскольку управление представляет собой ком плекс инженерно-управленческих процессов, обеспечи вающих функционирование управляемого объекта, то инженерно-управленческий процесс на тех же основа ниях, что и другие процессы, нуждается в технологи ческой разработке. Так как предмет труда в управле нии— информация, то способ ее обработки есть тех нология инженерно-управленческого процесса. Осуще ствить управление уже не может отдельный человек только на основании своего опыта, поэтому процесс управления расчленяется на большое количество про цессов и управление ведут целые коллективы людей.
Под технологией управления принято понимать «определенную систему действий в области управле ния при решении любых задач»1 .
1 О. В. |
К о з л о в а , И. Н. |
К у з н е ц о в . |
Научные |
основы уп |
равления |
производством. М., |
«Экономика», |
1970, стр. |
166. |
В технологию управления входит разработка таких процессов, которые бы, не исключая творчества и ими* циативы, регламентировали порядок выполнения тру довых действий в управлении.
На некоторых иркутских машиностроительных предприятиях проводится работа по проектированию технологии инженерно-управленческих процессов. Изучение опыта этих предприятий позволило сделать некоторые обобщения, касающиеся методики разра ботки технологии управления1 .
Основные положения этой методики можно свести к следующему.
Чтобы определить конкретный объект управления, надо каким-то способом, к примеру простым перечис лением, представить множество элементов объекта и описать взаимосвязи элементов.
В качестве элемента объекта управления могут быть, например, оборудование, материалы, цех, кол лектив рабочих, аппарат управления, готовая продук ция и т. д. Связями между элементами могут служить передвижения материалов, готовой продукции, инфор мации.
Часть инженерно-управленческого процесса, обу словленную единственностью наименования информа ции, исполнителя и технического средства, назовем операцией, если она образована как некоторое мно жество действий по приему, переработке и выдаче "ин формации, каждое действие необходимо для достиже ния желаемого результата, и эти действия взаимоза висимы2 .
Примерами операции могут быть такие: выписать наряд на работу; составить проект сменного задания; сформулировать рабочую гипотезу конкретного социо логического исследования; напечатать документ с ру кописи; вычислить обеспеченность сутко-комплекта; подготовить документ на подпись директору; завизи ровать документ.
Операция—это простейшая система в классе си-
1 Методические |
указания |
по регламентации деятельности ИТР |
н служащих. Иы-т |
народного |
х-ва, Иркутск, 1973. |
2 Исследования по общей теории систем. М., «Прогресс», 1969, стр. 146.
7 Г. И. Брегпдэе |
97 |
стем управления. Опыт показывает, что любая инже нерно-управленческая операция, за исключением ме ханических операций по транспортировке материаль ных носителей информации, представляет собой комбинацию нескольких действий с самыми раз нообразными связями, в самых различных отно шениях.
Этим объясняется множество разнообразных опе раций, представляющих собой синтез всего несколь ких действий. Например, действия по приему инфор мации таковы: прочитать; выслушать; пронаблюдать зп сигналами (например, телефонными звонками, све товым табло, показаниями приборов и т. п.); осмот реть (например, формы предметов, чертежи, схемы, рисунки и т. п.).
Действия по обработке принятой информации та кие. Продумать. Здесь подразумеваются все формы творческого мышления, например, вникнуть в суть де ла, сосредоточиться, понять. Найти логическую связь, аналогию, обобщение, представление о форме. Запом
нить— проанализировать, |
|
синтезировать, |
предпола |
|||||
гать и |
т. |
д. |
Сосчитать |
(количество |
предметов, |
|||
наименований, |
действий |
и |
т. |
п.). Сравнить |
фор |
|||
мально |
(записи, числа, |
предметы и т. п.). От |
||||||
метить |
— |
поставить |
штамп, |
печать, |
«галочку» |
|||
и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Действия |
по |
выдаче |
обработанной |
информации |
||||
следующие: |
написать; высказать; прореагировать |
на |
сигналы (например, включить, выключить аппараты и т. п.); начертить, нарисовать, т. е. представить инфор мацию— графически, в какой-либо другой форме. На
практике |
система |
указанных действий |
осуществляет |
||
ся с применением |
технических средств, но от этого |
||||
природа |
и |
назначение исходных |
действий |
не |
|
меняются, |
а |
только облегчается и |
ускоряется |
их |
исполнение.
Классификация работ, выполняемых инженернотехническими работниками и служащими, в разных литературных источниках освещается по-разному. На пример, Ф. В. Комаров различает следующие семь ос новных классов: аналитическая работа; расчетно-ана- литическая работа; расчетная работа; расчетно-гра- фическая работа; графическая работа; технико-орга-
иизационная работа; техническая (вспомогательная работа)
Детальное изучение содержания труда управлен ческого персонала разных уровней показывает, что труд руководителей менее стабилен, чем труд специа листов и тем более технических исполнителей. Поэто му чем ниже квалификация работника, тем конкрет нее надо определить состав и последовательность операций, из которых складывается его труд. Труд же руководителей с успехом может быть регламентирован положениями и должностными ин струкциями.
Технология инженерно-управленческого процесса должна выявить полный объем работ по этому процес су, определить потребные технические средства, необ ходимый состав инженерно-технических работников. В технологии процесса вскрывается функциональная связь различных подразделений и исполнителей и от ражается документооборот в пределах данного про цесса.
Могут быть рекомендованы три технологических документа.
1.Технологическая карта. Это документ, отражаю щий весь маршрут документа с момента составления до момента сдачи в архив, а также порядок заполне ния и трудоемкость документа.
2.Альбом действующих форм с технологическими картами на каждую форму документа.
3.Должностная операционная карта. Она запол няется на одного отдельного работника и включает в себя все повторяющиеся операции с указанием перио
да их повторения (ежедневно, ежемесячно и т. д.). Для многих должностей наряду с повторяемостью опе раций следует указать, когда и в какие часы та или иная из них выполняется. Должностная операционная карта является рабочим документом,' по которому ор
ганизуется текущая |
работа, |
определяется загрузка |
|
работника. По ней обучаются |
новые работники2 . |
||
1 |
См. Ф. В. К о м а р о в , |
Л. И. Гиловой (и др.). Механизация |
|
процессов управления на |
предприятии. М.,. «Машиностроение»^ |
||
1969, |
стр. 13—14. |
|
|
2 |
К. Б о г о л ю б о в а . «Технология» управления. «Социалисти |
||
ческий труд», 1969, № 2. |
|
|
|
7* |
|
|
99 |
Из трех предлагаемых видов технологической до кументации обобщающим документом будет техноло гическая карта инженерно-управленческого процесса. Конечно, технологическая карта составляется только на трудоемкие, сложные или особо ответственные до кументы.
Должностная операционная карта может 'быть со ставлена не для всех должностей. Нецелесообразно со ставлять ее на такие должности, которые по характе ру труда не укладываются в рамках должностной опе рационной карты, например труд разработчиков, про ектировщиков и т. д.
При составлении технологической карты выделя ются следующие виды операций.
1. Основные, связанные со сбором, обработкой и хранением информации.
2.Транспортные, связанные с передачей информа ции с одного рабочего места на другое. Обычно тран спортные операции присоединяются к основным.
3.Контрольные. Если документ просматривается с целью получения информации, то это является частью основной операции и не выделяется. Если же документ просматривается для того, чтобы установить соответ ствие фактических величин плановым, или для того, чтобы сопоставить одинаковую информацию в различ ных документах, то это — самостоятельная операция. Если контроль связан с необходимостью подписать до кумент, то он присоединяется к операции «подписание документа» как неотъемлемая ее часть.
Формулировка любой операции должна содержать краткие, но исчерпывающие сведения о порядке и тех нике ее выполнения.
Далее нужно сформулировать цель каждой опера ции процесса и составить перечень целей. Формули ровка цели должна быть содержательной, хотя и крат кой. Выполнить синтез целей операций следует таким образом, чтобы получить формулировку цели изучае мого процесса. При этом синтезе необходимо выявить и отметить такие цели операций, которые либо явля ются излишними для достижения глобальной цели, либо противоречат ей.
Необходимо сравнивать цель процесса с реальным результатом, который дает этот процесс. Если цель и
действительный результат совпадают, то остается про анализировать только те операции процесса, которые дают нужные или противоречивые цели. После анали за таких операций решается вопрос об их исключении или изменении. Если же цель и фактический резуль тат процесса не совпадают, то следует проверить пра вильность составления процесса и выявить причину несовпадения.
Анализируя инженерно-управленческие процессы, удается выявить лишние или противоречивые опера ции и нецелесообразные процессы. Это позволяет обо снованно, конструктивно совершенствовать процессы управления и всю систему в целом.
Когда определены операции для достижения всех локальных целей процесса, нужно их окончательно сформулировать и заполнить форму технологической карты инженерно-управленческого процесса; пронор мировать спроектированную технологию процесса уп равления и отдать на проверку; проверить, согласо вать, утвердить карту. Следует также разработать формы документов, обслуживающих проектируемый процесс.
Комплексная механизация инженерного и управленческого труда
Научная организация управленческого труда осу ществляется параллельно с внедрением технических средств управления, с комплексной механизацией тру да инженеров и служащих. Основными задачами ком плексной механизации инженерного и управленческо го труда являются: сокращение сроков технической подготовки производства; улучшение технико-эконо мического и оперативно-производственного планиро вания и руководства на основе современных методов и средств вычислительной и организационной техни ки; повышение производительности труда администра тивно-управленческого персонала и ограничение на этой основе его количества.
В мероприятия по комплексной механизации инже нерного и управленческого труда на одном из иркут ских машиностроительных заводов входят аналитиче-