Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
екая часть, включающая схемы управления, структу ру затрат на производство и затрат времени на раз личные работы; сводный план оргтехмероприятий; технико-экономические показатели; сводные данные о потребности в оборудовании, средствах механизации, специалистах; характеристики применяемых средств механизации; рекомендации по организации норма тивного хозяйства; тематические планы подготовки и повышения квалификации кадров; инструкции по вне дрению делопроизводства.
Большое внимание на этом заводе уделяется под готовке сферы управления и обслуживания к ком плексному использованию средств вычислительной техники: применению рациональной системы сбора, обработки, хранения, поиска, внесения изменений и контроля потоков информации; уточнению системы технологических взаимосвязей в производстве и функ ций каждого подразделения в структуре предприятия; унификации форм технической и планово-экономиче ской документации; внедрению систем кодирования чертежей, технической документации, элементов тех нологических процессов, материалов и т. п.
В структуре собственных затрат завода на управ ление и обслуживание приходилось 40—46%., на изго товление технологического оснащения 7-—10%, пря мые производственные затраты составляли 46—50%.
Работники, |
занятые |
обслуживанием |
и |
управлением, |
|
составляли |
50—55%, |
производственные |
рабочие ос |
||
новных цехов и цехов подготовки производства |
34—38 |
||||
и 8—12% соответственно. В общей |
структуре |
числен |
ности на долю работников, занятых управлением и об служиванием, приходилось 8—10%, подготовкой про изводства занималось 20—24%, планированием, опе ративным учетом и диспетчеризацией 21—24%), обслу живанием и ремонтом технологического и энергетиче ского оборудования 15—-19%, техническим контролем качества продукции 4—8%, снабжением и складским хозяйством 4—8%, в прочих службах было занято 14-18%.
Анализ показал, что в первую очередь должны быть механизированы процессы управления и вспо могательные работы. В составе этой группы наибо лее важна механизация труда аппаратов подготов
к и
ки |
производства, |
планирования, |
оперативного уче |
||||||||||
та |
и |
контроля за |
ходом |
производства. |
|
|
|
||||||
|
Показательны |
данные |
о |
структуре |
затрат |
вре |
|||||||
мени |
инженерно-технических |
и управленческих |
ра |
||||||||||
ботников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
В общей трудоемкости этих работ конструктор |
||||||||||||
ские |
занимали 6—8%, технологические |
14—16%, |
ис |
||||||||||
следовательские |
2—4%> |
|
вычислительные |
8—10%, |
|||||||||
копировально-множительные |
4—6%, |
администра |
|||||||||||
тивные |
16—18%, |
|
информационные |
(совещания) |
|||||||||
11 —13%. |
прочие |
(главным |
образом, |
передвижения) |
|||||||||
8—10%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
На |
документационные |
и |
секретарско-архивные |
|||||||||
работы |
(получение, |
•составление, |
регистрацию, |
хра |
|||||||||
нение |
служебных |
записок, |
писем, |
листков |
уточне |
||||||||
ния |
и |
изменения, |
распоряжений, |
приказов) |
у |
всех |
|||||||
ИТР |
и |
служащих |
|
(включая |
и секретарей) |
затрачи |
|||||||
валось |
22—26% времени. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Начальник цеха затрачивал в среднем на инфор |
||||||||||||
мационные |
работы |
31—33% |
рабочего |
времени, |
на |
||||||||
административные |
|
40—42%, технологические |
2— |
||||||||||
4%, |
исследовательские |
и |
вычислительные |
2—6%, |
|||||||||
документационные 12—14% и на прочие 6—8%. |
|
||||||||||||
|
Технолог механического |
цеха был занят доку- |
|||||||||||
ментационными работами |
45—49%, вычислительны |
ми, информационными и прочими 17—21%, а техноло: гическими только 27% времени.
Мастер затрачивал на документационные работы 12—16%, на информационные 11—15%, на передви жение 10—14% и на административные работы 36— 40%, на долю собственно технической деятельности у него оставалось только 19% времени.
На основе анализа этих данных определены состав и количество средств механизации инженерного и уп равленческого труда. Планом были предусмотрены средства составления, копирования и размножения до кументов, первичного счета и измерений, выполнения чертежных и графических работ, обработки коррес понденции, ее пересылки и хранения, передачи инфор мации, контроля и регулирования.
Организация |
чертежного |
хозяйства |
базируется |
здесь в настоящее |
время на |
механизации |
чертежно- |
конструкторских, |
копировально-множительных и ар- |
чивных работ с ликвидацией или максимальным со кращением ручных операций.
Особое внимание уделено применению в чертежноконструкторских работах мелких инструментов, тра фаретов и других вспомогательных приспособлений, которые облегчают труд конструктора.
Фототелеграфные аппараты ФТА-П2 применяются для приема оперативной документации конструктор ского отдела и ОГТ и передачи в один из цехов опе ративной документации по производству.
Концентраторы КД-6 и коммутаторы ДКИ-20 ши роко применяются для телефонной связи с участками и вспомогательными службами цеха. Кроме того, во многих цехах установлены пульты поисковой звуковой сигнализации.
Для механизации вычислительных работ в эконо мике и планировании используются счетные, счетноперфорационные и электронно-вычислительные циф ровые машины.
Применяются громкоговорящие переговорные уст ройства секретаря с руководителем, охранные устрой ства, включая противопожарные, а также с емкостны ми датчиками и датчиками сопротивления, средства для исследования трудовых процессов, магнитофоны
ипортативные диктофоны, измерительные устройства
ит. п.
В результате всего этого, по нашим расчетам к 1975 году, технико-экономические показатели механи зации труда ИТР должны быть следующими: уровень механизации инженерного и управленческого труда должен повыситься с 26,2 до 42%, коэффициент тех нической оснащенности инженерного и управленческо го труда по средствам — с 0,58 до 0,98; рост произво дительности труда ИТР составит 12,9%. Затраты на приобретение и установку средств механизации оку пятся за 1 —1,5 года.
Автоматизированные системы управления производством (АСУП)
Одним из важных направлений совершенствования управления является создание автоматизированных систем управления производством. АСУП — это сово-
купиость методов, технических средств и человеческих коллективов, обеспечивающих наиболее эффективное управление предприятием. В основе АСУП лежит ис пользование экономико-математических методов и средств обработки данных, включающих в себя вычи слительную технику, средства сбора, фиксации, пере дачи и хранения информации. В нашей стране быстро расширяется сеть таких систем.
ВИркутской области в девятой пятилетке АСУП будут внедряться на 26 крупных предприятиях с об щим числом работающих 300 тысяч человек.
Вобласти уже работает более 40 электронно-вычи слительных машин, в том числе 20 машин среднего класса для обработки экономической информации, оперативного планирования и решения научно-иссле
довательских задач, |
на базе |
которых функционирует |
14 вычислительных |
центров. |
10 электронно-вычисли |
тельных машин используются |
для управления техно |
|
логическими процессами. |
|
Внедряются АСУП на Ангарском электромехани ческом заводе, заводе «Радиоприемник», на Ангар ском нефтехимическом комбинате. Активно ведется работа по внедрению АСУП в управлении строитель ства города Ангарска, Главвостоксибстрое, Братскгэсстрое, на Иркутском машиностроительном заводе, и управлении ВСЖД, управлении материально-техни ческого снабжения Восточно-Сибирского района, Брат ском лесопромышленном комплексе, БРАЗе и др. •
Весь комплекс работ по внедрению АСУП на Ир кутском машиностроительном заводе состоит из сле дующих этапов: подготовки предприятия к внедрению АСУП; проведения контрольных испытаний программ; определения объема и составления программы опыт ной эксплуатации (опытного внедрения); проведения опытной эксплуатации в соответствии с программой; корректировки проектной документации по результа там опытной эксплуатации; сдачи программы в произ водственную эксплуатацию (внедрения); производст венной эксплуатации программы; испытания комплек са программ, входящих в состав АСУП; корректиров ки проектной документации по результатам опытного внедрения АСУП и производственного внедрения.
До внедрения АСУП или отдельных задач, входя-
зцих в ее состав, на предприятии проводится комплекс экономико-организационных мероприятий, обеспечи вающих успешное внедрение.
К числу этих мероприятий относятся создание не обходимой технической базы (ИВЦ) с необходимым количеством комплектов СПМ, периферийным обору дованием для сбора и первичной обработки исходной информации, средствами копировально-множительной техники, предусмотренными техническим проектом; подготовка специалистов, способных обеспечить функ ционирование технических средств АСУП; введение системы документации, обеспечивающей возможность ее переработки с помощью технических средств АСУП, а также системы шифров и кодов производственной информации, единой для всего предприятия; создание единой для всего предприятия нормативной базы на машинах-носителях (перфокартах, перфолентах, маг нитных лентах и т. п.) и системы внесения изменений.
Для проведения испытаний отдельных задач под готавливаются: блок-схема алгоритма решения зада чи, включающая, кроме описания самого алгоритма, входящего в состав технического проекта, формы представления и способы обработки входной докумен тации, состав постоянных реквизитов, используемых при решении, а также выходные табуляграммы; текст программы на перфоленте или перфокартах, а также текст, распечатанный в виде табуляграмм. Текст про граммы пишется в действительных адресах с кратки ми пояснениями в ключевых командах.
Испытание программы состоит в сопоставлении ре ально выполняемых ею функций с теми, которые пре дусмотрены в техническом задании.
Опытная эксплуатация осуществляется на реаль ных массивах информации.
После утверждения актов проведения опытной экс плуатации программ, входящих в состав АСУП, про водятся испытания комплекса программ в АСУП, для чего используются схема функционирования АСУП, формы и объемы единых информационных массивов, призванных функционировать в АСУП, и система вне сения в них изменений, техническая документация к диспетчерской программе, инструкция по эксплуата ции АСУП.
Опытное внедрение АСУП производится также к производственных условиях на реальных массивах ин формации.
Исследования и опыт, накопленный машинострои тельными заводами, показывают, что создание АСУП на предприятии — длительный, и сложный процесс,, требующий выполнения комплекса организационных. работ на всех стадиях внедрения.
Совершенствование делопроизводства
Деятельность предприятия осуществляется в соот ветствии с задачами, определяемыми его уставом. В процессе решения этих задач создаются служебные документы, которые в той или иной степени отражают деятельность предприятия. В связи с этим устанавли ваются соответствующие правила ведения переписки,, которые позволяют обеспечить определенный порядок составления документов, согласования, их утвержде ния, учета, контроля исполнения и т. п.
Работа, связанная с созданием служебных доку ментов, с их движением и учетом, относится к области, делопроизводства.
Делопроизводство состоит из документирования — правильного составления документов и отражения в. них оперативной и административной деятельности и документооборота, т. е. движения документов внутри завода, заключающегося в учете, справочной работе., контроле и хранении документов.
Делопроизводство — это совокупность действий,, связанных с документированием и документооборотом и осуществляемых служащими. Различают следую щие виды делопроизводства: общее (основное); пописьмам, жалобам, заявлениям трудящихся; распоря дительное— по приказам, инструкциям; протоколь ное— по личному составу; техническое — по техниче ской документации.
Служебный документ представляет собой соответ ствующим образом оформленный акт, создаваемый с целью осуществления заводом своих функций и имею щий обязательную силу для своего аппарата и подве домственных ему служб. Документы инициативного*
.характера и ответы на запросы в комплексе называют
.перепиской.
Из Положения о социалистическом государствен ном производственном 'предприятии вытекает следую щая классификация документов: документы по общим и дисциплинарным вопросам; по оформлению имуще ства и средств предприятия; по производственно-хо зяйственной деятельности; оформляющие права пред приятия; по вопросам управления предприятием и ре организации и ликвидации 'предприятия.
Правовые отношения между учреждениями, пред приятиями и организациями оформляются договора ми, инициативными и ответными письмами, актами, претензионными письмами, исковыми заявлениями, доверенностями, документами по банковским и кас совым операциям и т. п.
Служебная переписка имеет юридическое значе ние. Она может быть использована при судебном или арбитражном разборе дела. Документы являются ис точником для бухгалтерских записей, служат основа нием для контроля за оперативной работой учрежде ний, предприятий. Распорядительные документы — приказы, инструкции и т. п. — дают направление прак тической деятельности подчиненных органов. Доку менты являются источником изучения развития пред приятия, народного хозяйства, культуры и государ ства в целом.
Документооборот входящих документов с момента их получения до вручения исполнителю и исходящих документов с момента их исполнения до передачи па •отправку характеризует четкость и качество решения вопросов, затронутых в переписке. Четкий и простой учет дает возможность быстро найти нужные справоч ные материалы.
В общем виде процесс документооборота выглядит следующим образом. Прием, регистрация, обработка, распределение входящей документации. Передача на исполнение. Исполнение, то есть подготовка решений, ответов, приказов и другой распорядительной и ин формационной документации. Согласование, визиро вание, подписание ответного или соответствующего •внутреннего документа. Передача на рассылку или отправку.
Делопроизводство |
должно обеспечить |
правильное |
v. быстрое отражение |
в документальном |
материале |
работы завода и его структурных подразделений: бы строту и легкость нахождения по данным регистрации в текущих делах и в архивах всех нужных справок по документам; четкость и быстроту производства техни ческих операций и приема, учета и отправления кор респонденции; систематический и действенный кон троль за использованием документа; экономию мате-' риальных средств и сил на всех этапах делопроизвод ства.
От функционирования системы документооборота зависит четкость решения задач, стоящих перед пред приятием. Быстрое продвижение документов к ис полнителю, а от исполнителя к адресату уско ряет решение служебных вопросов, затронутых в переписке.
Четкий и простой учет, рациональная система ре гистрации корреспонденции, порядок работы экспеди ции, внутренней связи, архива, машинописного бюро экономят средства и время при выполнении различ ных технических операций.
В общем объеме инженерных и управленческих ра бот удельный вес документационных работ составляет 20—25%, в том числе собственно делопроизводство, за исключением документационных работ, связанных с плановыми и технологическими работами, составляет 65—76%.
Основным недостатком в выполнении документа ционных работ и в ведении делопроизводства являет ся отсутствие достаточного количества средств меха низации, которые способствовали бы повышению про изводительности труда и его облегчению. Значитель ная часть операций по этим работам в отделах за водоуправления и цехах (изготовление черновика ори гинала документа, размножение документов, поиск нужной информации, контроль исполнения и хранения документов), за немногим исключением, ведется вруч ную.
Опыт Иркутского машиностроительного и других заводов показывает, что за счет более рациональной постановки делопроизводства можно достичь ускоре ния движения и исполнения документов, оперативного