ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
130
Первый элемент маневра рассмотрен в предыдущем параграфе. При этом функция первого управляющего импульса имеет вид
( 4 . 2 8 ) : |
/ |
|
|
|
/Р \ |
|
г |
|
|
|
|
?д |
\ |
|
|||
AVf (p) = |
|
|
Й-/)созФ-(£-/} |
Vp, |
_ 'j |
|||
где |
|
U, - |
|
|
Vp |
s i n § |
||
|
СО, ; |
|
|
|
|
|
||
|
|
иг~ |
и, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Pi |
|
|
|
|
|
|
|
7 + е? cos тЭ", |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 + е г c o s 13*2 3 |
|
|
|
|
|
|
Функция второго управляющего импульса имеет аналогичный |
||||||||
вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"(f ~?)~(Jrf)c0S* |
V L " a t |
(4.32) |
||
Суммарные энергозатраты при межорбитальном |
переходе |
опре |
||||||
деляются величиной характеристической |
скорости |
|
|
|||||
|
|
|
A V E |
= AV, + AV 2 . |
|
(4.33) |
||
Для отыскания минимума AVsнеобходимо минимизировать сумму |
||||||||
|
|
|
A V S ( P ) = A V , ( p j + A V 2 ( p ) |
|
||||
по фокальному параметру р |
так.же , как это делалось при пере |
|||||||
ходе с орбиты в заданную точку. |
|
|
|
|
||||
Рассмотрим наиболее простой случай межорбитального пере |
||||||||
хода, |
когда исходная и конечная орбиты круговые, а положение |
|||||||
точек |
старта и прибытия на орбитах не задано. При этом опти |
|||||||
мальная дальность перехода % п т |
= К и управляющие импульсы яв |
ляются трансверсальными.'Фокальный параметр переходной орбиты при Ф=5С определяется по формуле
2г,гь . •
П + р 2
где г, , рг - радиусы круговых орбит (исходной и конечной соответственно).
Выражения для функций импульсов превращаются в следующие расчетные формулы:
131
где
Характеристическая скорость, потребная для совершения ыежорбитального перехода, зависит от разности радиусов орбит
P7 - |
|
г. или |
o i |
отношения |
/ r j |
. На рис.4.10 приведены |
зависи- |
||||||
Ы 0 С |
т и |
„ — |
, |
-=-г |
|
, |
A V i |
от отношения радиусов |
орбит г,/г. |
в |
|||
|
|
. |
№ |
|
. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
VKDT |
|
V KD |
егоI |
V*pt |
г |
r |
1 1 |
1 |
||
широкой диапазоне |
|
изменения. |
|
|
|
||||||||
|
|
Рассматривая |
и анализи |
|
|
|
|
||||||
руя |
зависимости, |
приведенные |
|
|
|
|
|||||||
на рис.4.1С, |
обнаруживаем |
|
|
|
|
||||||||
следующие закономерности: |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
1 . Импульс |
досягаемости |
|
|
|
|
||||||
новой орбиты Д\г, и |
импульс |
|
|
|
|
||||||||
уравнивания скоростей |
в |
точ |
|
|
|
|
|||||||
ке прибытия |
AV2 |
различаются |
|
|
|
|
|||||||
между собой и это различие |
|
|
|
|
|||||||||
тем больше, чем больше отно |
|
|
|
|
|||||||||
шение, радиусов 7* / ;» |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
r |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Импульс |
досягаемости |
|
|
|
|
||||||
непрерывно |
возрастает |
по |
|
|
|
|
|||||||
мере увеличения радиуса |
ор |
|
|
|
|
||||||||
биты г2 , а импульс уравни |
|
|
|
|
|||||||||
вания скоростей сначала |
воз |
Нг |
, уменьиа- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
растает, а затем, начиная с некоторой высоты |
|
|
|
||||||||||
ется. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
3. Суммарный импульс |
скорости AV_ при отношенииг2/г= |
15,6 |
имеет наибольшее значение и этот максимум равен ДА/_ =0,536V,„ „ Отсюда получаем весьма примечательное свойство межорбиталь ного перехода, а именно: если имеется запас характеристичес
кой скорости AV |
= 0,536 V K p , , то можно созериить переход |
на любую круговую |
орбиту. |
132
Отметим еще одно важное свойство межорбитальных переходов: суммарные энергозатраты при переходе с орбиты радиуса г; на орбиту радиуса гг равны суммарным энергозатратам при обратном переходе. Поэтому случай -jr -= I можно не рассматривать.
При некомпланарном переходе с одной орбиты на другую зада ча расчета маневра сильно усложняется. Это обусловлено тем, что межорбитальный переход сопровождается поворотом плоскости орбиты, причем этотповорот может осуществляться неоднозначно. Можно совместить плоскости исходной и новой орбит при старте с исходной орбиты, а можно их совместить в момент достижения новой орбиты. Наконец, представляется возможным распределить поворот плоскости орбиты между первым и вторым управляющими импульсами.
Пусть имеем две пересекающиеся под углом у плоскости ор биты (рис . 4 . II) . Если орбиты круговые, то поворот плоскости
Рис.4.II |
Рис.4.12 |
при межорбитальном переходе должен производиться относительно линии пересечения А А*. При этом энергетически оптимальный пере ход достигается двумя совмещенными импульсами (рис.4.12).Пер вый импульс прикладывается с таким расчетом, чтобы плоскость переходной орбиты была повернута относительно линии А А1на не который угол Ду< у и при этом переходная орбита в апогее (пе ригее) имела радиус, равный радиусу новоЛ орбиты. Второй им пульс прикладывается в точке прибытия с поворотом плоскости переходной орбиты до совмещения ее с плоскостью новой орбиты и одновременным уравниванием, скорости. Доля первого поворота зависит от величины угла у и от отношения радиусов гг //}.
133
При малых углах поворота плоскости у можно руководство ваться правилом: поворот плоскости орбиты должен производить ся в той точке ( А или А1 ) , скорость в которой меньше. Напри мер, при переходе с внутренней орбиты на внешнюю поворот дол жен осуществляться в момент прибытия на внешнюю орбиту, т . е .
в апогее переходной орбиты,
§ 4 . 5 Г СБЛИЖЕНИЕ КА
Сближением называется маневр или ряд последовательных ма невров, в результате которых один КА приближается к другому на установленное условием задачи расстояние. Как следует из определения, в процессе сближения участвуют два космических аппарата. Один из них, а именно тот, который идет на сближе ние, всегда управляем; второй же может быть как управляемым, так и неуправляемым.
Аппарат, осуществляющий сближение, обозначим через KA - I,
а второй аппарат, с которым происходит сближение, черев КА-2. Если при сближении в момент.встречи скорости уравниваются,то сближение называется мягким. Напротив, сближение, при котором, в момент встречи скорости не уравниваются, называется жестким. В последнем случае сближение заканчивается либо столкновением при прямом.попадании, либо пролетом KA-I в некоторой окрест ности КА-2.
Для уяснения специфики сближения сопоставим его с межорби тальным переходом. С этой целью рассмотрим плоский переход
с одной круговой орбиты на |
другую |
|
||
(рис.4.13). |
|
|
|
|
Космический аппарат KA - I, совер |
|
|||
шив межорбитальный переход |
по пере - |
|
||
летной орбите, начиная с некоторого |
|
|||
момента времени |
t z |
(времени прибытия |
|
|
в точку 2) будет совершать дальней |
|
|||
шее движение по орбите КА-2. Если к |
|
|||
моменту времени |
tz |
второй космичес |
|
|
кий аппарат окажется в точке встре |
|
|||
чи 2, то в ней произойдет |
мягкий |
|
||
контакт. Если же к моменту |
встречи |
|
||
t z КА-2 прошел |
точку 2 или еще не дошел до нее,то в этом |
слу |
||
чае при межорбитальном переходе сближения не произойдет. |
Обоз- |
134
начни через Ф0 начальную угловую дальность иежду КА-2 и K A - I .
Тогда условие |
встречи КА в точке 2 запишется в следующем виде: |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
" |
|
" |
i |
^ |
( J L " Ф |
° Ь |
|
|
|
(4.33) |
где |
Т - период обращения KA-I по переходной орбите; |
|
|||||||||||||||
|
7^ - период обращения КА-2 по своей орбите; |
|
|
|
|||||||||||||
|
зс - оптимальная дальность межорбитального перехода. |
||||||||||||||||
|
Из условия (4.33) непосредственно находим такое началь |
||||||||||||||||
ное |
значение угла |
Ф 0 , |
при котором |
обеспечивается |
сближение: |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Ф0 = 5Г-(1- |
|
) . |
|
|
|
(4.34) |
|||||
Равенство (4.34) выполняется в строго определенные моменты |
|||||||||||||||||
времени, |
поскольку |
величина |
|
Ф0 |
непрерывно изменяется |
из-за |
|||||||||||
различных |
периодов обращения |
Г, |
, |
Г2 . |
|
|
|
|
|
||||||||
|
Определим интервал времени, в течение которого периодичес |
||||||||||||||||
ки повторяется |
относительное |
положение K A - I , КА-2, |
показанное |
||||||||||||||
на рис.4.13. Для этого запишем выражение Фо = |
Ф0 (t- |
|
t 0 ) |
в |
|||||||||||||
виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф0 = Щ- |
( t |
- |
t 0 ) |
- f |
|
( t |
- |
t0) |
= 25Г ( ± - |
±r){t- |
|
*J . (* . 35) |
||||
|
Исходная позиция КА по углу |
Ф0 |
повторится через |
момент |
|||||||||||||
времени Lt = t~to% |
|
когда |
Ф0 |
изменится на величину |
23Г. |
Имея |
|||||||||||
это |
в виду, |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
откуда |
|
|
|
|
2 3 Е |
в 2 * ( т - |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
At=j——r |
|
|
v |
|
|
|
|
(4.36) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
7 |
Ц |
|
|
|
|
|
|
В выражении (4.36) |
берется абсолютное значение разности | Tt - |
||||||||||||||||
так |
как при Тг< |
Тг |
получается |
отрицательная |
величина Д |
t. |
|||||||||||
|
Чем больше |
отличаются периоды |
обращения |
7J и |
Тг |
, тем мень |
|||||||||||
ше промежуток |
времени |
At |
, |
в течение которого повторяется от |
|||||||||||||
носительное |
положение |
K A - I , КА-2 по углу |
Ф0 . |
|
|
|
|||||||||||
|
В самом неблагоприятном |
случае |
расфазирования космических |
аппаратов время сближения по переходной орбите межорбитально го перехода с ожиданием не превзойдет величины