Файл: Баринов К.Н. Теория полета космических аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

130

Первый элемент маневра рассмотрен в предыдущем параграфе. При этом функция первого управляющего импульса имеет вид

( 4 . 2 8 ) :

/

 

 

 

/Р \

 

г

 

 

 

\

 

AVf (p) =

 

 

Й-/)созФ-(£-/}

Vp,

_ 'j

где

 

U, -

 

 

Vp

s i n §

 

СО, ;

 

 

 

 

 

 

 

иг~

и,

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi

 

 

 

 

 

 

 

7 + е? cos тЭ",

 

 

 

 

 

 

 

7 + е г c o s 13*2 3

 

 

 

 

 

Функция второго управляющего импульса имеет аналогичный

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"(f ~?)~(Jrf)c0S*

V L " a t

(4.32)

Суммарные энергозатраты при межорбитальном

переходе

опре­

деляются величиной характеристической

скорости

 

 

 

 

 

A V E

= AV, + AV 2 .

 

(4.33)

Для отыскания минимума AVsнеобходимо минимизировать сумму

 

 

 

A V S ( P ) = A V , ( p j + A V 2 ( p )

 

по фокальному параметру р

так.же , как это делалось при пере­

ходе с орбиты в заданную точку.

 

 

 

 

Рассмотрим наиболее простой случай межорбитального пере­

хода,

когда исходная и конечная орбиты круговые, а положение

точек

старта и прибытия на орбитах не задано. При этом опти­

мальная дальность перехода % п т

= К и управляющие импульсы яв­

ляются трансверсальными.'Фокальный параметр переходной орбиты при Ф=5С определяется по формуле

2г,гь . •

П + р 2

где г, , рг - радиусы круговых орбит (исходной и конечной соответственно).

Выражения для функций импульсов превращаются в следующие расчетные формулы:


131

где

Характеристическая скорость, потребная для совершения ыежорбитального перехода, зависит от разности радиусов орбит

P7 -

 

г. или

o i

отношения

/ r j

. На рис.4.10 приведены

зависи-

Ы 0 С

т и

„ —

,

-=-г

 

,

A V i

от отношения радиусов

орбит г,/г.

в

 

 

.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VKDT

 

V KD

егоI

V*pt

г

r

1 1

1

широкой диапазоне

 

изменения.

 

 

 

 

 

Рассматривая

и анализи­

 

 

 

 

руя

зависимости,

приведенные

 

 

 

 

на рис.4.1С,

обнаруживаем

 

 

 

 

следующие закономерности:

 

 

 

 

 

 

1 . Импульс

досягаемости

 

 

 

 

новой орбиты Д\г, и

импульс

 

 

 

 

уравнивания скоростей

в

точ­

 

 

 

 

ке прибытия

AV2

различаются

 

 

 

 

между собой и это различие

 

 

 

 

тем больше, чем больше отно­

 

 

 

 

шение, радиусов 7* / ;»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

r

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Импульс

досягаемости

 

 

 

 

непрерывно

возрастает

по

 

 

 

 

мере увеличения радиуса

ор­

 

 

 

 

биты г2 , а импульс уравни­

 

 

 

 

вания скоростей сначала

воз­

Нг

, уменьиа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

растает, а затем, начиная с некоторой высоты

 

 

 

ется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Суммарный импульс

скорости AV_ при отношенииг2/г=

15,6

имеет наибольшее значение и этот максимум равен ДА/_ =0,536V,„ „ Отсюда получаем весьма примечательное свойство межорбиталь­ ного перехода, а именно: если имеется запас характеристичес­

кой скорости AV

= 0,536 V K p , , то можно созериить переход

на любую круговую

орбиту.


132

Отметим еще одно важное свойство межорбитальных переходов: суммарные энергозатраты при переходе с орбиты радиуса г; на орбиту радиуса гг равны суммарным энергозатратам при обратном переходе. Поэтому случай -jr -= I можно не рассматривать.

При некомпланарном переходе с одной орбиты на другую зада­ ча расчета маневра сильно усложняется. Это обусловлено тем, что межорбитальный переход сопровождается поворотом плоскости орбиты, причем этотповорот может осуществляться неоднозначно. Можно совместить плоскости исходной и новой орбит при старте с исходной орбиты, а можно их совместить в момент достижения новой орбиты. Наконец, представляется возможным распределить поворот плоскости орбиты между первым и вторым управляющими импульсами.

Пусть имеем две пересекающиеся под углом у плоскости ор­ биты (рис . 4 . II) . Если орбиты круговые, то поворот плоскости

Рис.4.II

Рис.4.12

при межорбитальном переходе должен производиться относительно линии пересечения А А*. При этом энергетически оптимальный пере­ ход достигается двумя совмещенными импульсами (рис.4.12).Пер­ вый импульс прикладывается с таким расчетом, чтобы плоскость переходной орбиты была повернута относительно линии А А1на не­ который угол Ду< у и при этом переходная орбита в апогее (пе­ ригее) имела радиус, равный радиусу новоЛ орбиты. Второй им­ пульс прикладывается в точке прибытия с поворотом плоскости переходной орбиты до совмещения ее с плоскостью новой орбиты и одновременным уравниванием, скорости. Доля первого поворота зависит от величины угла у и от отношения радиусов гг //}.

133

При малых углах поворота плоскости у можно руководство­ ваться правилом: поворот плоскости орбиты должен производить­ ся в той точке ( А или А1 ) , скорость в которой меньше. Напри­ мер, при переходе с внутренней орбиты на внешнюю поворот дол­ жен осуществляться в момент прибытия на внешнюю орбиту, т . е .

в апогее переходной орбиты,

§ 4 . 5 Г СБЛИЖЕНИЕ КА

Сближением называется маневр или ряд последовательных ма­ невров, в результате которых один КА приближается к другому на установленное условием задачи расстояние. Как следует из определения, в процессе сближения участвуют два космических аппарата. Один из них, а именно тот, который идет на сближе­ ние, всегда управляем; второй же может быть как управляемым, так и неуправляемым.

Аппарат, осуществляющий сближение, обозначим через KA - I,

а второй аппарат, с которым происходит сближение, черев КА-2. Если при сближении в момент.встречи скорости уравниваются,то сближение называется мягким. Напротив, сближение, при котором, в момент встречи скорости не уравниваются, называется жестким. В последнем случае сближение заканчивается либо столкновением при прямом.попадании, либо пролетом KA-I в некоторой окрест­ ности КА-2.

Для уяснения специфики сближения сопоставим его с межорби­ тальным переходом. С этой целью рассмотрим плоский переход

с одной круговой орбиты на

другую

 

(рис.4.13).

 

 

 

 

Космический аппарат KA - I, совер­

 

шив межорбитальный переход

по пере -

 

летной орбите, начиная с некоторого

 

момента времени

t z

(времени прибытия

 

в точку 2) будет совершать дальней­

 

шее движение по орбите КА-2. Если к

 

моменту времени

tz

второй космичес­

 

кий аппарат окажется в точке встре­

 

чи 2, то в ней произойдет

мягкий

 

контакт. Если же к моменту

встречи

 

t z КА-2 прошел

точку 2 или еще не дошел до нее,то в этом

слу­

чае при межорбитальном переходе сближения не произойдет.

Обоз-


134

начни через Ф0 начальную угловую дальность иежду КА-2 и K A - I .

Тогда условие

встречи КА в точке 2 запишется в следующем виде:

 

 

 

 

 

 

2

"

 

"

i

^

( J L " Ф

° Ь

 

 

 

(4.33)

где

Т - период обращения KA-I по переходной орбите;

 

 

7^ - период обращения КА-2 по своей орбите;

 

 

 

 

зс - оптимальная дальность межорбитального перехода.

 

Из условия (4.33) непосредственно находим такое началь­

ное

значение угла

Ф 0 ,

при котором

обеспечивается

сближение:

 

 

 

 

 

 

Ф0 = 5Г-(1-

 

) .

 

 

 

(4.34)

Равенство (4.34) выполняется в строго определенные моменты

времени,

поскольку

величина

 

Ф0

непрерывно изменяется

из-за

различных

периодов обращения

Г,

,

Г2 .

 

 

 

 

 

 

Определим интервал времени, в течение которого периодичес­

ки повторяется

относительное

положение K A - I , КА-2,

показанное

на рис.4.13. Для этого запишем выражение Фо =

Ф0 (t-

 

t 0 )

в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф0 = Щ-

( t

-

t 0 )

- f

 

( t

-

t0)

= 25Г ( ± -

±r){t-

 

*J . (* . 35)

 

Исходная позиция КА по углу

Ф0

повторится через

момент

времени Lt = t~to%

 

когда

Ф0

изменится на величину

23Г.

Имея

это

в виду,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

2 3 Е

в 2 * ( т -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

At=j——r

 

 

v

 

 

 

 

(4.36)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

7

Ц

 

 

 

 

 

В выражении (4.36)

берется абсолютное значение разности | Tt -

так

как при Тг<

Тг

получается

отрицательная

величина Д

t.

 

Чем больше

отличаются периоды

обращения

7J и

Тг

, тем мень­

ше промежуток

времени

At

,

в течение которого повторяется от­

носительное

положение

K A - I , КА-2 по углу

Ф0 .

 

 

 

 

В самом неблагоприятном

случае

расфазирования космических

аппаратов время сближения по переходной орбите межорбитально­ го перехода с ожиданием не превзойдет величины