Файл: Баринов К.Н. Теория полета космических аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23

но показывают, как на основании общей формулы ( I . 1 6 ) строятся частные модели и каков их физический смысл. При этом следует иметь в виду, что коэффициенты разложения не являются раз и навсегда данными константами, они периодически уточняются по эволюциям орбит и гравиметрическим измерениям.

При учете сил притяжения Луны, Солнца и планет массы при­ тягивающих тел считают точечными и ускорение КА под действием

этих сил рассчитывают по формулам

 

 

 

 

 

i

 

h

" ~ dr

pv »

 

 

 

(1.20)

 

 

 

v

 

 

 

 

 

где

V -

астрономический знак притягивающего тела;

 

 

К$ - параметр притяжения;

 

 

 

 

7°^ - радиус-вектор центра масс КА относительно притя­

 

 

гивающего центра.

 

 

 

 

 

Значения параметра притяжения КА для Солнца, Луны и бли­

жайших планет

приведены в табл.1.3}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.3

Планеты

Мерку­

Венера

Марс

Юпитер Сатурн

Луна

 

Солнце

рии

 

 

Астроно­

f

 

?

 

 

 

 

 

 

мический

 

 

 

 

3)

 

0 '

знак

 

 

 

 

 

 

 

км%ек2

2.I65X 3.242Х

4,291х

I.265X

5 . 7 9 4 Х

4,890х

1,327х

 

х ю 4

 

хю

ХЮ4

ХЮ8

хЮ 6

хЮ

x I O 1 1

Наряду с силой притяжения в теории полета рассматривается также сила тяжести, представляющая собой геометрическую сумму сил притяжения и переносной силы инерции, обусловленной вра­ щением Земли вокруг своей оси. Переносная сила инерции являет^- ся консервативной силой и для нее можно получить соответствую­ щую силовую функцию. Эта силовая функция, отнесенная к едини­ це массы КА, имеет вид

tf„--£w//»W$.

( I . 2 D

Для модели нормального гравитационного поля Земли силовая функция силы тяжести, отнесенная к единице массы КА, запишет­ ся в виде суммы


24 Проекция ускорения силы тяжести на направление радиуса дг

и нормаль к радиусу в плоскости меридиана дт,найдем

по общему

правилу:

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ас

— { 3 S L n ф - /J+COjrC0SCf)|

дг

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7(1.23)

 

 

 

S t n C ^ - C O g r ' S b n ^ C O S H ) ,

 

Сила тяжести определяевся

как произведение:

 

 

 

 

0

=

mq.

 

Ускорение силы тяжести на поверхности Земли для любой ши­

роты рассчитывается по формуле

 

 

q = q3 ( 1+0,005288

s i n у

-

0,000006 sLnz 2 ц>),

 

где £э =

980,665 см/сек^

-

ускорение силы тяжести на

экваторе.

С и л а

т я г и .

Сила тяги возникает вследствие выброса

из сопла РД (рис.1.II)

массы рабочего вещества с большой ско­

ростью W

, называемой

скоростью истечения.

 

Рис.1.11

Вкамере РД происходит преобразование химической энергии

впотенциальную энергию вещества, которая затем в реактивном сопле преобразуется в кинетическую энергию. При этом давление

падает

от

некоторого

его значения р

в камере РД До значе­

ния ра

,

близкого к

нулю ( но не. до

нуля) на срезе реактив­

ного сопла, а скорость выбрасываемых частиц возрастает от ну­

ля до скорости истечения W .

'

Независимо от того, какие внутренние процессы

происходят

в'двигателе, возникающая реактивная сила определяется следу­ ющим выражением:

'сек

'

(1.2*)

 


 

 

 

 

 

 

 

.'25

 

 

 

где

т

- секундный массовый расход рабочего

вещества

( m =

 

сек

 

• ~

~

агп

, .

 

 

 

сек

 

W -

~сПГ

' '

 

 

 

 

 

скорость истечения массы.

 

 

 

 

Знак минус означает,

что реактивная сила направлена

все­

гда против вектора

скорости

W • „ •

 

 

 

 

Тяга реактивного двигателя Р представляет

собой равно­

действующую реактивной силы,

определенной

по формуле ( 1 . 2 4 ) ,

и внешних сил давления на рассматриваемый

контур ( р и с . 1 . I I ) .

Обозначим площадь среза реактивного сопла

через

Sa .

Тогда.

сила

тяги

определяется по формуле .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1.25)

Сила тяги всегда направлена в сторону, обратную направлению вектора W , а вектор скорости W направлен вдоль реактив­ ного сопла. Поэтому направление вектора тяги определяют по ориентации реактивного сопла в пространстве. При этом тяга дви­ гателя рассчитывается по формуле

P = m « , W + ^

- / U S a -

(1.26)

 

Если секундный расход массы

не меняется ( m c f i / = const)»

то

тяга является некоторой функцией только высоты

. полета И

 

(рис.1.12). Значение тяги у поверхности Земли

обозначается

че-

 

Рис.1.12

S P H C . I . I 3

рез

Р0 , а в пустоте

? П у с т . Относительное изменение тяги зави-

сиг

от характеристик двигателя и может достигать 15 - 18%.

 

Регулирование тяги достигается изменением расхода масон

тсек

(

t ) , а выключение - прекращением подачи рабочего ве­

щества

в двигатель. Во время запуска двигателя, а также при

его

выключении тяга

изменяется ге мгновенно (рис*1.13). Одна-


26

ко при выполнении расчетов движения центра ыасс КА предпола­ гают мгновенное изменение тяги от нуля до номинального значе­

ния и от номинального (расчетного значения)

до

нуля.

 

А э р о д и н а м и ч е с к и е

с и л ы .

При движении

КА в атмосфере с относительной скоростью

V

под углом

атаки

ol каждый элемент поверхности испытывает

некоторое

давление р-

(рис.1.14), а также силу вязкого трения

X . Если

эти

элемен­

тарные силы проинтегрировать по всему контуру, то получим пол­ ную аэродинамическую силу ^ , приложенную в некоторой точке, называемой центром давления. В свою очередь полная аэродина­

мическая сила раскладывается на две

характерные составляющие^

и силу

 

У

 

Q

 

 

на подъемную силу

 

, перпендикулярную к вектору скоростл..

 

 

лобового.сопротивления

 

,

направленную против движе­

ния ( рис.1.14).

 

 

 

 

 

 

Если угол атаки равен нулю, а КА имеет форму тела враще­

ния, то подъемной

силы возникать

не

будет.

 

Рис.1.14

Аэродинамическая сила /?а зависит от скорости полета в ат­ мосфере, плотности атмосферы, размеров и формы поверхности КА, а также_от ориентации КА относительно направления вектора ско­ рости V , определенной в данном случае углом атаки o l . Вос­ пользуемсятеорией размерностей для получения зависимости силы


27

Ra от скорости V i плотности атмосферы p и размеров KAS. Влияние формы и угла атаки учтем в виде безразмерного коэффи­

циента CR .

 

 

Итак, имеек

 

 

CRpxMyS\

(1.27)

l"RY

-

где в качестве характерной площади 5

принимают

наибольшую

площадь поперечного сечения (площадь миделя). Запишем формулу

(1.27) в виде размерностей

соответствующих величин:

 

кгм

кг

«с

м

У

м

(1.28)

2

=

 

сек _

 

 

 

_

 

сек

 

 

 

 

 

 

Тогда уравнения размерностей представятся в следующем виде:

 

( к г ) 1

=

( K r f

 

 

 

 

I = х ,

 

 

 

 

( с е к ) 2 . *

(оек)-У.

 

 

 

 

2 = у

,

 

(1 -2 9 )

 

( м ) 1

 

= { м / " 3

+ у +

2

>;

I - - 3

 

+ у + 2

 

 

Решая

систему

уравнений

( 1 . 2 9 ) ,

находим:

х

=

I , у -

г%

2

= 1 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, формула для аэродинамической силы принимает

вид

 

 

 

R

_ п

2

•8 .

 

 

 

 

Величина

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

^

 

 

 

 

* _P_V

напором и имеет р'азмер-

 

 

 

называется скоростным

ность силы давления на единицу площади.

 

 

 

 

 

Для подъемной силы и лобового сопротивления соответственно

имеем зависимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q=-C,

 

5 ,

 

 

(1.30)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Су

-

коэффициент

подъемной

силы;

 

 

 

 

 

С с

-

коэффициент

лобового

сопротивления.

 

 

 

 

Аэродинамика КА определяется именно совокупностью величин

Су и

^ л *

О г

н о ш

е н и е

коэффициентов

-^..называется

аэродинамичес­

ким качеством КА.

 

 

 

 

^ а

 

 

 

 

 

 

Коэффициенты Су и

С л

для данного КА непостоянны. Они яв­

ляются , функциями _угла

атаки сС, причем зависимости

Cg(cL)

и

Св (о1).при разных скоростях и высотах полета получаются раз­ личными. Поэтому коэффициенты аэродинамических сил С^и Сх представляются зависимостями: